Русский танец как средство патриотического воспитания в начальной школе
статья

Зима Дарья Михайловна

Русский танец может быть средством патриотического воспитания в школе, так как он связан с историей русского народа,его обычаями, традициями, бытом и является частью фольклорного наследия.

Что такое патриотизм.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Патриотическое воспитание в хореографии включает в себя восприятие русской народной музыки и движений в характере русского народного танца. 

Танец отражает жизнь людей во всех её проявлениях, оказывает серьёзное воздействие на духовно-нравственное состояние общества.

Для патриотического воспитания эффективны танцевальные композиции, в которых через образы выражают духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский танец может быть средством патриотического воспитания учеников начальной школы, так как он связан с историей русского народа, его обычаями, традициями, бытом и является частью фольклорного наследия. 

Что такое патриотизм? Патриотизм - любовь к своей Родине, это связь со своей Родиной на ментальном уровне. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, людей. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Русский танец может заложить в ребенке и развить в нем уважение, любовь и связь с Родиной. На уроках русского танца мы изучаем не только движения, мы узнаем традиции русского народа, его обычаи, особенности костюма, различные игры, песни и конечно танцы наших предков. Все это составляет целый мир, в который мы погружаем ребенка и даем возможность ощутить себя частицей русской традиции. Изучать и приобщать детей к русской культуре надо как можно раньше.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного. Эстетического, а также физического воспитания.Задача педагога хореографа - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и на их основе развивать чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Воспитывать уважение к своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Формировать у детей миропонимание, используя средства устного народного творчества, образы народной культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности, музыкальный слух, творческую деятельность по освоению элементов русской народной танцевальной народной культуры.Патриотическое воспитание в хореографии включает в себя восприятие русской народной музыки и движений в характере русского народного танца. Я считаю важным моментом в определении детьми характера музыкального сопровождения и выполнение движений пляски под предлагаемую музыку. Уже на начальном этапе обучения дети без труда могут определить на слух вальс, польку, марш или же пляску и выполнить движения в соответствии с музыкой. Для русского народного танца характерны движения: притопы, присядки, хлопушки, ковырялочка, различные виды шагов, припадание, мяч, гармошка, елочка. Своих детей, знакомить с русским народным танцем я начинаю с поклона. В танце можно использовать различные атрибуты платочек, ложки, трещотки, включать в творческую деятельность игру на воображаемых инструментах – гармошка, дудочка, балалайка и т. д.Рисунок русского народного танца широк и многогранен: «круг», «воротца», «колонна», «корзиночка», «карусель», «змейка», «восьмерка», «улитка», «улица», «прочес», «звездочка», «ручеек».Что как не русская пляска может раскрыть удаль, размах, силу, виртуозность, ловкость и характер русского человека. Как говорится в народных поговорках: «Ногам работа - душе праздник», «Плясать - душу открывать»

Танец отражает жизнь людей во всех её проявлениях, оказывает серьёзное воздействие на духовно-нравственное состояние общества. Он располагает мощным механизмом эмоционального воздействия на личность ребёнка, помогает выработать гражданственность и ответственность за судьбу Родины. Танец позволяет детям приобщиться к культуре общения и поведения, познать русские традиции. В результате дети чувствуют и осознают свою национальную принадлежность.

Участие в постановках, где дети глубже постигают русскую танцевальную культуру, тесно связанную с историей. Это способствует формированию чувства гордости и любви к Родине. 

Использование сюжетно-образных танцев, в которых применяются такие образы, как семья, Родина, родная природа и другие. Участие в концертах и фестивалях, посвящённых государственным праздникам, например Дню Победы или Дню независимости. Использование русских народных игр, которые вобрали в себя лучшие национальные традиции. Например, игра «Ручеёк» позволяет научить воспитанников держать колонны, работать и передвигаться в паре, освоить движения через воротца. 

Для патриотического воспитания эффективны танцевальные композиции, в которых через образы выражают духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Танцы о природе: Например, на осенний праздник дети исполняют танцы, отражающие восхищение урожаем овощей, фруктов, колосьев, а также трудом людей, которые работали в садах и огородах. На новогодних представлениях в танцах изображают красоту заснеженных просторов, а весной выбирают тематику бережного отношения к природе и её сохранения. «Военная пляска» - постановка может состоять из этюдов на тему Великой Отечественной войны, в качестве музыкального сопровождения используются песни времён ВОВ: «Три танкиста», «Катюша», «Синий платочек» и «День Победы». Танцы изображающие традиции народа: Колядки, завивание березки на Троицу, свадебные обряды, сбор урожая и многие другие. Также для патриотического воспитания подходят массовые пляски, переплясы и хороводы, например «Кадриль», «Калинка», «Барыня», «Утушка», «Капустка», «Смоленский гусачок», «Заинька» и другие.

Таким образом, изучение русского танца помогает привить ученикам начальной школы уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви и преданности к Родине. Привить любовь детей к русскому танцу, русской музыке, (частушкам и песням), русской культуре, привить любовь к нашей Родине - наша первоочередная задача, и мы не вправе растерять нашу историю и наше наследие. И если мы будем говорить о русской музыке и о русском танце, танцевать русские танцы, петь русские песни, то только в этом случае мы сохраним русские традиции и передадим их детям, а значит и укрепим любовь к нашей великой стране, к нашей любимой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе с элементами патриотического воспитания...

Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры

Обобщение и выявление факторов, влияющих на нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры....

Репертуар хореографического коллектива кадетской школы как средство патриотического воспитания

Обобщение педагогического опыта в рамках реализации проекта "Патриотическое воспитание обучающихся кадетских классов средствами...

Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.

Краеведение – средство,  позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в  музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия д...

"Виртуальный музей" на сайте школы как средство патриотического воспитания

В данной статье рассматривается проект «Виртуальный музей» как одно из современных и эффективных средств патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Также, в статье предл...