"Виртуальный музей" на сайте школы как средство патриотического воспитания
статья

В данной статье рассматривается проект «Виртуальный музей» как одно из современных и эффективных средств патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Также, в статье предлагается универсальная модель реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mizinoy_e.m._virt_muzey.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Мизина Е.М.

 «ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ» НА САЙТЕ ШКОЛЫ

 КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В данной статье рассматривается проект «Виртуальный музей» как одно из современных и эффективных средств патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Также, в статье предлагается универсальная модель реализации проекта.

Ключевые слова:

виртуальный музей, патриотическое воспитание, учащиеся, общеобразовательная школа.

Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В основных документах образовательной политики России – «Национальной доктрине образования до 2025 года» [4, с. 1], «Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа"» [3, с. 1] в новом Федеральном образовательном стандарте в числе главных приоритетов и ценностей выделяется следующее:

- продолжение исторической преемственности поколений,

- сохранение, распространение и развитие национальной культуры,

- воспитание бережного отношения  к историческому и культурному наследию народов России.

Исходя из этого, воспитания патриотизма у подрастающего поколения важнейшей задачей. В настоящее время во всех регионах России формируются новые стратегии патриотического и социально-культурного развития, возрождается облик России в его этнокультурном многообразии.

Сегодня педагоги все более интенсивно обращаются к национальному культурному наследию, в частности, к деятельности музеев, поскольку патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для системы образования. Осуществление этой задачи возможно только при осознании человеком включенности своей собственной судьбы в судьбу рода и историю страны, на это нацелен проект «Виртуальный музей». Проект предполагает единство исследовательской историко-краеведческой деятельности в процессе сбора, изучения, классификации материала и оформления архивной единицы хранения, предназначенной для музейного фонда.

Причиной появления данного проекта стало осознание кризисной, по сути, социально-исторической ситуации в современной России: утратой нашим обществом традиционных российских ценностей (патриотизма, коллективизма, уважения к старшим, трудолюбия, взаимной поддержки, служения Отечеству), снижением воспитательного воздействия образования как важнейшего фактора формирования патриотизма.

Перечисленные проблемы создают угрозу утраты исторических ценностей и нравственной основы в подрастающем поколении граждан. Ключевая роль в борьбе с этой угрозой принадлежит образованию. В этом смысле задача образования сегодня состоит не только и не столько в помощи школьнику в усвоении знаний (что изучать?), формировании компетенций (как изучать?), сколько в помощи школьнику в обретении смысла жизни (ради чего изучать?). Ведь именно смыслы (в их числе патриотизм) определяют собственно человеческое деятельное начало.

Это потребовало осмысления педагогами задач и содержания патриотического воспитания школьников; усвоения представлений о назначении, принципах, функциях, особенностях данной деятельности и овладения ее педагогическим инструментарием, положительного, мотивированного ценностями патриотизма личностного отношения.

Целью данного проекта является демонстрация опыта по использованию образовательных и воспитательных ресурсов школьного музея, развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, пробуждения интереса к изучению истории России, и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе, сохранение памяти о подвигах защитников Отечества.

Задачи:

- обновление форм гражданско-патриотического воспитания;

- создание условий для успешной социализации школьников, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта патриотического поведения и деятельности;

- систематизация и обновление экспозиции школьного музея, пополнение экспонатов виртуального музея на сайте школы.

Новая локализация традиционно существующего в школе музея и трансляция его материалов в сеть Интернет предполагает не простое размещение аннотированных текстовых, видео и фотоматериалов в новом цифровом формате, но и создание качественно нового пространства сбора, размещения и предъявления музейных материалов, характеризующего, прежде всего, интерактивностью. Виртуальный музей на сайте школы-совершенно новая реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее, никак не связанная с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет, а основной формой работы является виртуальная экскурсия [1].

Ресурсное обеспечение проекта «Виртуальный музей» предполагает наличие исторически сложившегося в школе реального историко-краеведческого музея.

Основными субъектами проектной деятельности в реализации проекта несомненно, являются учащиеся, вовлеченные в исследовательскую деятельность.

Виртуальный музей на сайте школы – это интегрированное пространство, выполняющее разные функции:

  1. Организует поисковую и научно-исследовательскую деятельность.
  2. Выполняет не просто образовательную функцию, а скорее просветительскую деятельность.
  3. Реализует основные задачи гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
  4. Способствует формированию высокого уровня информационно-коммуникативной культуры.
  5. Формирует эстетическое развитие
  6. Способствует реализации социальной деятельности.

Работа по формированию экспозиции «Виртуального музея» берёт свое начало от основной экспозиции Зала Боевой славы «Пётр Андреевич Пилютов и его боевые товарищи». Это «виртуальный тур» по существующей экспозиции выставочного зала [2].

Второй зал виртуального музея появился после проведения общешкольной акции «Музей одного дня». Содержанием акции стало собирание на один день семейных реликвий, связанных с истории Великой Отечественной войны. Принесенные экспонаты презентовались, фотографировались; история об экспонатах складывалась сначала на сайте школы, а затем формировался одноименный зал виртуального музей. Акция «Музей одного дня» стала традиционной, и с тех пор её результаты становятся экспонатами второго зала.

Появлению третьего зала способствовала ещё одна общешкольная акция - «Книга Памяти». Каждый класс школы  ежегодно  собирает книгу воспоминаний и фото-реликвий о судьбах своей семьи в судьбе нашей Родины.

В процессе поисково-исследовательской деятельности был сформирован экспедиционно-поисковый отряд. Сферой его деятельности является участие в конкурсах юных экскурсоводов, военно-патриотических акциях, историко-краеведческих реконструкциях. Результаты деятельности отряда привели к необходимости открытия следующего зала виртуального музея – «Пусть не прервется связь времен».

Экспонатами пятого зала виртуального музея – «История повседневности» стали ученические историко-краеведческие исследовательские работы-победители конкурсов и конференций районного и Всероссийского уровня.

  «Свободное пространство» виртуального музея – это Гостиная - своеобразный форум, который может посетить каждый, оставить своё впечатление в «гостевой книге», поделиться опытом, предложить свои экспонаты для расширения экспозиции музея. Каждый желающий может оставить заявку на посещение Выставочного зала школы.

В ходе реализации данного проекта в школе созданы условия (психолого-педагогические, методические, организационные и управленческие) для решения поставленных задач в области воспитания гражданственности и патриотизма современных школьников, что способствует социализации и духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России.

Применение проектной технологии представляет обучающимся широкие возможности для их самостоятельной работы, в процессе чего у них формируется:

- творческое мышление, художественный вкус, воображение;

- способность адекватно оценивать себя, работать в команде, находить совместные решения или отстаивать свое мнение.

В рамках проекта и благодаря его ярко выраженной социальной направленности решается важная педагогическая задача формирования личности на основе выработки учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности и осознания значимости соблюдения этих норм в жизни отдельного человека и общества.

Важнейшим способом мониторинга проекта является использование механизмов уже апробированных в сети Интернет: статистика посещаемости, которая напрямую зависит от социальной значимости, в данном случае востребованности представленных на веб-странице музея материалов, и качества их предъявления, обеспечивающего так называемый «индекс цитирования». Другой способ – признание ценности проекта в среде профессиональных историков и краеведов. Применительно к школьному гуманитарному образованию ярким показателем будет востребованность материалов музея в образовательной системе школы (музейные уроки) и района (использование и цитирование).

Виртуальный музей – открытая система и как всякая такая система он обладает свойством саморегуляции, влияющей на возрастание качества представляемых материалов. Конечно, мы пока в самом начале пути, однако простое сопоставление первого варианта виртуальной странички музея на старом сайте школы, с представленным сейчас на нем материалами, свидетельствует о постепенном развитии проекта.

Список литературы: 

  1. Виртуальная музейная педагогика [Электронный ресурс] / В.В. Кучурин. - Режим доступа:www.rcokoit.ru/dld/spio/spoikrasnog1.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
  2. Виртуальный тур по школьному музею https://school242.edu.ru
  3. "Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ 04.02.2010 N Пр-271). https://rulaws.ru/acts/Natsionalnaya-obrazovatelnaya-initsiativa/
  4. «Национальная  доктрина образования до 2025 года» https://www.sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Репертуар хореографического коллектива кадетской школы как средство патриотического воспитания

Обобщение педагогического опыта в рамках реализации проекта "Патриотическое воспитание обучающихся кадетских классов средствами...

Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.

Краеведение – средство,  позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в  музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия д...

«Виртуальный музей «От малой истории – к истории страны» как средство патриотического воспитания в информационно-образовательном пространстве»

Проект рассматривает использование информационной среды как одно из средств патриотического воспитания, путем создания виртуального музея школы....

Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников"

Статья "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания школьников" из опыта работы руководиля школьного музея Боевой Славы. Работа школьного музея нацелена на патриотического воспитание и...