Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.
статья по краеведению ( класс) на тему

Краеведение – средство,  позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в  музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_samara.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.

Краеведение – средство,  позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в  музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности ребёнка.

В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с ОВЗ. Мы работаем с учащимися, у которых нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью, расcтройствами  поведенческого спектра. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей .

В системе  наших мероприятий  по краеведению есть следующие разделы:

  • «Живые страницы Ставрополя». Посещение музеев. Это групповая форма внеклассной работы, имеет уникальное коррекционное воздействие.
  • «Минуты познаний”. Встречи с интересными людьми города, региона.
  • «Красота родного края”. Экскурсии по городу, региону,  на предприятия, посещение красивых уголков природы.

Знакомство с историей родной стороны мы начали с посещения краеведческого музея «Наследие».

Это ознакомление с историей переселения города  позволило формировать представление о хронологической последовательности событий (что раньше, что позже), которое у данных учащихся затруднено. После посещения музея проводилось обсуждение, закрепление услышанного, просмотр видеозаписей. Приём сравнения новых для учащихся сведений с уже знакомыми побуждает самостоятельно мыслить, развивает патриотические чувства, нравственные качества,  расширяет интересы воспитанников.

Исторические представления о прошлом сами обладают большой познавательной ценностью – картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается воспитательное значение исторических представлений. Наша школа тесно сотрудничает с музейным фондом «Наследие». Периодически проводятся встречи и беседы на темы «История Старого Ставрополя», «Дети войны» с непосредственным участием Савкиной Н.Л. – председателем музейного фонда, жительницей старого Ставрополя. В настоящее время готовится документация по созданию школьного музея «Мой родной Самарский край».

Многие факты исторического прошлого далеки от представлений и жизненного опыта учащихся школы-интерната. После проведения экскурсии задача воспитателя заключается в том, чтобы приблизить исторический факт к сознанию ребят силой живого слова, с помощью различных приёмов конкретизации, различных видов наглядности. Однократный рассказ или показ для  детей малоэффективен, всё забывается, недостаточно осмысливается. На занятиях  помогает повторение не дословное, а модифицированное. Показывая фотографии из залов посещённого музея, различные исторические справки, разные картины, иллюстрирующие одни и те же события, воспитатель добивается лучшего обобщения. Таким образом, единичное и случайное не рассматривается учащимися как всеобщее и обязательное, и их представления о прошлом становятся гибкими и подвижными. В нашей школе в план работы воспитателей  входят занятия по «Речи вне класса». Это специализированный речевой час. В конце учебного года учащиеся сдают экзамены  по данной дисциплине. Например, в этом году по разделу «Краеведение» учащиеся 10 класса показали хорошие результаты. Ответы оценивались по 4 уровням. Обучающиеся показали 2 уровень речи (сниженный ). Объём словарного запаса приблизился к оптимальному.

Раздел  «Минуты познаний” направлен на патриотическое воспитание учащихся. Разнообразные встречи с интересными людьми могут быть успешно применены и в специальной (коррекционной) школе. В современных условиях такая форма внеклассной работы занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников школы-интерната, нежели рассказ воспитателя или чтение книг.

У детей коррекционной школы круг представлений окружающих людей чрезвычайно узок и беден, а сами представления, к примеру, о рабочих профессиях фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся с отклонениями в развитии должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни. Дети нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нём событиях.

Свои встречи мы начинали с близких знакомых всем учащимся школы интерната – работниками нашего учреждения, родителями. Проводили беседы с представителями закона. Обсуждения были посвящены основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации к общественной жизни. Работники правоохранительных органов на конкретных примерах из жизни знакомили ребят с законами, многими вопросами уголовно-административного права.

Очень важно, что во время бесед создавалась атмосфера взаимного доверия и доброжелательности. Именно те встречи, которые были направлены на установления контакта, развития внимания к собеседнику, формирование умения адекватно реагировать на состояние другого человека, способствовали эмоциональной подготовке к дальнейшей работе, создавали положительный настрой.

Раздел “Красота родного края» также направлен на патриотическое воспитание учащихся школы-интерната, формирования у детей представления об окружающей природе, архитектурных памятниках, новостройках и т.д.

В этом учебном году мы посетили уникальное природное место - Государственный природный национальный парк, Жигулёвский заповедник, расположенный на Самарской луке, созданный для сохранения природных комплексов, развития национальной культуры. Дети познакомились с разнообразием растений, которые растут на Жигулёвских горах, с современным животным миром млекопитающих Национального парка, узнали историю Самарской луки, тесно связанную с именами исторических личностей -  Ермака, Степана Разина, Емельяна Пугачёва. Учащиеся любовались неповторимыми формами рельефа, удивительной красотой гор, остались очень довольные и привезли много впечатлений от увиденной красоты природы родного края. Национальный парк «Самарская Лука» является, воистину, жемчужиной русской природы, национальным достоянием России. Каждый  увидел своё, неповторимое видение в этих самых древних горах мира, но одно чувство испытали  все, без сомнения, – невыразимую доброту божественного Гения, создавшего сей шедевр русской природы.

Во время пребывания в  летнем  лагере дети побывали в Духовно – культурном Кремле « Богатырская  слобода».  Это  незабываемое путешествие в необыкновенный архитектурный ансамбль, созидаемый в исконных традициях древнерусского деревянного крепостного зодчества в самом живописном месте Национального Парка "Самарская Лука" в Жигулевских горах на берегу реки Усы, притока Волги. Здесь мы были восхищены,  необыкновенно прекрасной жигулевской природой, по-настоящему окунулись  в былинную жизнь Святорусских Богатырей.  Нас встретили  с  хлебом солью у камня  трех дорог, провели  по калиновому  мосту через врата,  которые    охраняют  33 богатыря, прокатились  на коне,   прошлись  под алым парусом древнерусской ладье  на  веслах,  вкусили  княжескую русскую кухню,   испробовали  свои силы в Богатырском  бою,    примерили  кольчугу и шлем, взяли  в  руки меч и  щит, выстрелили  из лука и кинули  копье, посмотрели,  как  возводится древнерусская    деревянная  крепость,  искупались в реке, отведали  богатырского  меда, приобрели  ремесленный    сувенир. Весь речевой материал, с которым дети познакомились во время экскурсии, закрепился в дальнейшем на занятиях по «Речи вне класса».  Ребята писали сочинения, рисовали и описывали картины, используя накопленный речевой материал.

Педагогам  коррекционной школы 1 и 2 вида, занимающимся краеведческой работой нужно донести до сознания своих воспитанников, что они сами – настоящие патриоты своего края, его будущее. Воспитание  ребят  в окружении краеведческого материала – существенная и осуществляемая задача патриотического воспитания учащихся коррекционных школ 1 и 2 вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с пробл...

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.

Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Сценарий новогоднего праздника для учащихся со сложной структурой дефекта "История музыкальной шкатулки"

Данный сценарий может быть использован в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также с детьми дошкольного возраста, в усложненном варианте с учениками начальных классов общеобра...

статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."

в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....

Конспект урока чтения в 8 классе для детей со сложной структурой дефекта коррекционной школы VIII вида "Ручей и камень"

Адаптированный конспект урока чтения для учащихся 8 класса для детей со сложной структурой урока с использованием тренажёров для отработки навыков чтения....