Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта
календарно-тематическое планирование по теме

Велигодская Анна Константиновна

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с проблемами в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_igr.zanyatiy.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ С(К)ОУ  (VIIIвида)  № 18   Центрального района Санкт – Петербурга

Цикл игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта                                           «Посмотрите, Я какой!»

Санкт-Петербург

2011-2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Цель работы со школьниками с интеллектуальной недостаточностью является максимально возможная социализация их в общество.  На протяжении длительного периода обучения ведущим видом деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью является игра. Игра формирует личность ребенка, развивает оптимальные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В игре ребенок чувствует себя успешным и принятым другими людьми, что особенно важно для данной категории учащихся.

С целью коррекции и дальнейшего развития эмоционально-волевой сферы нами разработана, апробирована и внедрена система игровых занятий  «Посмотрите, я какой!»

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Кто я такой», «Я, ты, мы», «Я и мир вокруг»

Содержание игровых занятий условно включает 6 блоков:

Солнечный круг (ритуал приветствия)

Игры, направленные на социальное и  эмоциональное развитие

Пальчиковые игры

Имитационно-подражательные игры

Продуктивная деятельность

Хороводная или музыкальная игра (окончание занятия)

Основные задачи

-Создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению

- Формирование представлений о себе и своем окружении

- Формирование    опыта    социального    поведения, обеспечивающего    эмоциональное благополучие

-Формирование первоначальных представлений о различных эмоциональных состояниях людей

-Формирование представлений об окружающем мире

- Развитие сенсомоторных способностей

- Формирование адекватного поведения в обществе

Первый раздел программы «Кто я такой» состоит из серии игровых занятий, которые   призваны помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения.

 Второй раздел программы «Я, ты, мы». Занятия данного раздела способствуют формированию у учащихся коммуникативных навыков; развитию умений устанавливать и поддерживать контакты, а также направлены на  воспитание отношения к сверстнику как объекту взаимодействия

Третий  раздел программы «Я и мир вокруг», включающий занятия, которые  знакомят учащихся с разнообразием окружающего мира, формируют у них представления о социуме. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствам которого являются позы, мимика, жесты; обучает их пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.  

 Мы считаем, что не рекомендуется делать акцент на какой-либо определенный  раздел, целесообразнее интегрировать содержание  данных разделов, что способствует в свою очередь целостному восприятию детьми своих особенностей и способов социального взаимодействия.

Учащиеся на протяжении всего игрового занятия объединяются в общий круг.  Круг – это особая форма работы, разработанная и внедренная М.Монтессори. Круг является символом единства, и целостности, поэтому настраивает на контакт и облегчает взаимодействие. Круг помогает детям сосредоточиться на лицах участников, подражать действиям взрослых и сверстников, позволяет объединить, т.к. в ограниченном пространстве круга легче удержаться.

Игровые занятия проводятся  1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты.

различать свои индивидуальные особенности;

правильно выражать свои эмоциональные реакции;

свободно ориентироваться в собственном теле и в пространстве;

устанавливать  простейшие родственные отношения;

выражать свои  чувства, желания при помощи жеста, мимики, движений;

относиться к сверстнику как объекту взаимодействия  

Эффективность

 

 Знания, полученные детьми в ходе игровых занятий, позволяют сформировать представления о себе, собственных возможностях и умениях, усвоить речевые и неречевые средства общения.

Планирование игровых занятий по социальному и эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта                          «Посмотрите, Я какой!»

 

 

Тема

 

Цель

 

     Материал

 

Методы и                       приемы

I четверть

 

 1.Кто я?

Знакомить детей с внешними особенностями (части тела, части лица)

 Зеркало, фото, конструктор

Использование потешек, работа с пиктограммами

2. Вот моя семья

Продолжать знакомить с членами семьи

Фотоматериалы, компьютерная презентация

Рассматривание фото, составление фамильного домика     «Чтение» видеоизображений

3. Где наши мальчики, где наши девочки?

Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах

Фотоматериалы, конструктор «мальчик-девочка»

Рассматривание фото, составление фигурок мальчика и девочки, д/и «Кто, что любит?»

4. Предметы вокруг нас

Знакомить с предметами ближайшего окружения и их назначения

Школьные принадлежности предметы быта

Вовлечение в игровую ситуацию, показ действия с предметами, совместные действия с ребенком

5.Моё и твоё имя

 Способствовать осознанию ребёнком своего имени и мен сверстников

 Фото, карточки с именами

Игра «Кого позвали?»,  упражнение в чтении имен

6.Я и мои четвероногие друзья

Формировать представления о внешних особенностях    и игрушек-животных (части тела, части лица)

Игрушки собака, кошка, картинки с изображением животных, человека

Рассматривание игрушек, вопросы: «Что есть у  человека? собачки? кошки? Что есть у вас?», игра «Чей малыш?»

 7. Какой Я?

Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности (цвет волос, цвет глаз)

Портреты – картинки детей

Рассматривание портрета-картинки, вопросы «Какого цвета глаза, волосы?», разглядывание себя в зеркало

8.Грустный и веселый гном

 

 

Учить детей понимать эмоциональные состояния   по выражению лица, позам, жестам

 Картинки-пиктограммы  с изображением эмоций радости, печали

Рассматривание и сравнение  эмоциональных состояний

9. Осенняя сказка 

 

 

Вызывать интерес к явлениям природы

Сюжетные картинки, разрезные картинки

Упражнения в совместных действиях со сверстниками

II четверть

 

1.В гости к радуге

Определять вместе с детьми их предпочтения в цвете

Пособие                    « Цветной спектр»

Рассматривание го спектра: «Какая  полоска понравилась по цвету», игры - упражнения с разноцветными шариками «Догони», «Прокати в ворота», «Собери по цвету»

 2. «Магазин игрушек»

Создавать условия для осознания детьми собственных предпочтений в игрушках

Игрушки  

Рассматривание игрушек, вопрос: «Какая игрушка тебе нравится?», вовлечение в игру с выбранной игрушкой

3.В гости кукла к нам пришла

Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы

 Большая кукла

Рассматривание куклы, вопросы: «Что есть у куклы? Что она умеет делать? рассказывание стихов «Кукла Маринка» Л. Склярская, «Купаю куклу» Л. Герасимов, «Умываемся» Г.Лагздынь

4.  Чей портрет?

Формировать представления о внешних особенностях детей

  Портреты – картинки детей

Рассматривание портретов – картинок

5.Похожи – не похожи

Знакомить детей с отличительными особенностями внешнего вида детей группы

Фотоматериалы

Сравнение собственного портрета с портретами других

6.В мире сказок

Учить детей выражать свое отношение к сказочным персонажам

Настольные кукольные театры по сказкам

Инсценировка сказок, вопросы: «Про кого сказка?», «Кто вам понравился?»

7. В мире звуков

Развивать сенсорные способности, чувство ритма

Аудиозаписи, музыкальные инструменты

Слушание песен, рассматривание иллюстраций, музыкально-дидактические игры «Повтори за мной»

III четверть

1. Это книжка про меня

Формировать представления о внешних особенностях сверстников, показать детям, что у людей бывают схожие и отличные предпочтения

Фото, книги, изоматериалы

Рассматривание фотографий сверстников, чтение книжек, изготовление книжек

 2.«В гостях у Зимушки-Зимы»

Формировать представления сезонных изменениях природы

Предметные картинки, разрезные картинки

Рассматривание картинок,  совместная изобразительная деятельность взрослых и детей, имитационные игры

 3.Кто со мной живет?

Устанавливать простейшие родственные отношения между людьми

 Фото, пиктограммы

    Работа с пиктограммами, рассматривание фотографий

 4.Что такое Радость?

 Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости

 Картинки, пиктограммы, компьютерная презентация

 Игры с пиктограммами, рассматривание картинок, просмотр кукольного спектакля «Как Гномик искал улыбку»                    «Чтение» мимических движений

5. Приглашение на день рождения

Формировать у детей элементарные представления о правилах этикета

Игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда

Создание игровой ситуации, показ  приемов позитивного общения

6. Мы – вместе!

Развивать навыки социального взаимодействия

Сенсорные дорожки, модули

Упражнения в совместных действиях со сверстниками

7.«Угадай - ка»

Формировать представления о внешних особенностях сверстников

Портреты - картинки

Рассматривание портретов вопросы: «У кого черные волосы? и т. д. , составление портретов (аппликация)

8. Мамы разные важны

 Продолжать учить детей проявлять уважение и    заботливое отношение к членам семьи

Фото, пиктограммы

Создание игровых ситуаций, работа с пиктограммами – соотнесение пиктограмм с фотографиями

9.Весна пришла

Формировать представления о явлениях природы

Предметные и сюжетные картинки,аудио записи

«Чтение» изображений на картинках, слушание литературных произведений, упражнения с картинками, игры-имитации

 10  Веселый поезд

Развивать способность выражать свое настроение, развивать сенсорно-перцептивные способности

 Пиктограммы, рамки-вкладыши, разрезные картинки, геометрическое лото

Упражнения в совместных действиях со сверстниками, упражнения» Слушай и показывай», жестово-образные игры, ритмические упражнения

                                                       IV четверть

1. «Весело – грустно»

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний: весело, грустно

Сюжетные картинки

«Чтение» сюжетных картинок

2. Как Гном рассердился, а потом удивился.

Формировать представления о различных эмоциональных состояниях

Картинки-пиктограммы базовых эмоций

Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции

 3.Вижу, слышу, ощущаю

 Развивать сенсорно-перцептивные способности

 Музыкальные инструменты, тактильные дощечки

 Игра «Чудесный мешочек», слушание и узнавание разнообразных звуков, лепка из теста, игры с музыкальными инструментами

 4. Что такое хорошо и что такое плохо

   Продолжать знакомить детей с нормами и правилами поведения

 Сюжетные картинки

 «Чтение» сюжетных картинок, слушание литературных произведений, создание игровых ситуаций

5. В гости кукла к нам пришла

Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы

 Большая кукла

Рассматривание куклы, вопросы: «Что есть у куклы? Что она умеет делать? рассказывание стихов

6. Сказка в двери к нам стучится

Развивать выразительные движения Приобщать к словесному искусству                                              

 Настольный театр, перчаточные куклы, сюжетные картинки, музыкальные инструменты

Совместный показ кукольного спектакля «Теремок», слушание музыки, игры с музыкальными инструментами, графические упражнения

 7 Лесная прогулка

 Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию)

 Аудиозаписи, пиктограммы базовых эмоций

 Упражнение в различении эмоциональных состояний по схематическим изображениям, различение звуков, игры «Посмотри и повтори», игры-имитации

 8.Скоро лето!

Формировать представления о сезонных изменениях в природе летом

Предметные и сюжетные картинки,аудио записи

«Чтение» изображений на картинках, слушание стихов, рисование «пальчиками и ладошками», игры на подражания «Повторяй за мной»

 

 

Список используемой литературы

 Зарубина Ю.Г, Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе т развитие общения на игровом занятии КРУГ.М.,2009

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.

Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.

Полянская Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы. СПб, 2011

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под.ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. СПб,2011

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой дефекта "Наш город"

Цель занятия – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное досто...

конспект интегрированного занятия по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта

Проблема социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта  в настоящее время является актуальной. Работа по коррекции  речи и развитию эмоционально – в...

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися со сложной структурой дефекта в условиях сенсорной комнаты

Оборудование сенсорной комнаты, структура и планирование коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате с детьми со сложной структурой дефекта...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА В ПРЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

Цикл игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Кто я такой», «Я, ты, мы», «Я и мир в...

План-конспект игрового занятия с учащимися начальной школы

Здесь представлен план-конспект игрового занятия с учащимися начальной школы.Использовано такое оборудование и материалы, как песочница и типсы.За более подробной информацией, пишите мне в сообщения, ...