конспект интегрированного занятия по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта
план-конспект урока по теме

Ребрик Елена Владимировна

 

 

 

Проблема социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта  в настоящее время является актуальной. Работа по коррекции  речи и развитию эмоционально – волевой сферы, коммуникативных способностей  проходит в комплексе. Корригирующие компоненты психической деятельности играют большую роль в процессе адаптации к условиям жизни.

Цель занятий – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное достояние Краснодарского края и  достижение органичного единства условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по логопедии,  чтению  и развитию речи  в классе  со сложной структурой дефекта

(Разработка  Елены Владимировны Ребрик учитель – логопед,

Светланы Геннадьевны Ермоленко учитель – олигофренопедагог )

Тема: Мой край- Кубань.

Цель: расширение кругозора детей о родном крае.

Задачи:        1.Коррекционные:

  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие зрительной и слуховой памяти;
  • Развитие восприятия и запоминания;
  • Развитие фонетико – фонематических представлений;
  • Развитие операции внимания, переключения, распределения,  концентрации;  
  • Развитие общей моторики;
  • Развитие тонкой моторики рук;
  • Развитие речи, обогащение словаря;
  • Развитие связной речи, звуковой стороны речи;
  • Развитие лексико – грамматического строя речи;
  • Развитие координации движений.

        2. Обучающие:

  • Познакомить детей с малой родиной;
  • Формировать у учащихся общее представление о Краснодарском крае;
  • Обогащать знания детей о богатстве Краснодарского края;
  • Формировать умение соблюдать правила поведения в обществе;
  • Стимулировать желание общаться, быть активными.

        3. Воспитательные:

  • Воспитывать умение любить свой край;
  • Воспитывать интерес к знаниям о своём крае.
  • Воспитывать любовь к спорту;
  • Бережно относиться к природе, животным;
  • Беречь и уважать труд людей.

Звуковой ряд: песня « Край родной на век любимый».

Технические средства: магнитофон, фланелеграф интерактивная доска.

Дидактические пособия: фотографии с изображением гор, лесов, рек, моря и города;  рисунки (поезд, билеты, лыжи); листы белой бумаги; прищепки; корзинки с карточками  фруктов и овощей; семена подсолнечника, кукурузы, гороха; картинки и силуэты с изображением этих растений.  

Ход  урока

 Организационный момент. Введение в тему занятия.

Урок начинается под звуки песни « Край родной на век любимый, где найти ещё такой…

Активизация внимания.

На доске выставлены  картинки, на которых нарисованы горы, поля, реки, моря, дома, сады.

        Учитель: - Мы сегодня  отправимся в путешествие по Краснодарскому краю. Наш край очень большой и богатый. В нем есть леса и горы, реки и моря, сады и поля. На полях нашего края растет пшеница, фрукты и овощи. В лесах водятся звери и растут ягоды. В реках и морях водится рыба. А ещё наш край это столица будущей Олимпиады. Это большой праздник физкультуры и спорта.Поедем мы на поезде, ведь край наш большой и путешествие будет долгим. На парте лежат билеты, а вот и поезд.   (выставляется рисунок поезда)

-Занимаем  места по билетам в вагонах.

(Детям раздаются билеты с начальными буквами своего имени.Вагон определяют по цвету билета.)

-Дети повторяют за учителем чистоговорку: Чу – чу – чу – всех сейчас я прокачу! Цепляются друг за друга и ходят между парт.

       Паровоз гудит: Ду – ду, я иду, иду, иду. (дети повторяют за учителем)

       А вагоны стучат, а вагоны  говорят:        

       Так, так, так, так, так, так.

(Руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу, повороты корпусом.)

-Дети, посмотрите налево – какие густые леса, а в лесу сладкие ягоды. (имитация сбора ягод).

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Упражнение « Сладкоежка»(улыбнуться, открыть рот.Языком облизнуть верхнюю губу сверху вниз, затем нижнюю).

-Посмотрите направо – какие глубокие реки. (на длительном сильном выдохе отрывисто произнести  звук С – с – с –с.)                            

- Впереди показались высокие горы. (Дети делают упражнение «Горка». Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх.)

И вдруг пошел дождь.

Пальчиковая гимнастика.

        Дождик капал понемножку,

        Протянули мы ладошки.

        Дождь пошел сильней, сильней

Убегайте в дом скорей.

                                          (движения по тексту)

-Ребята, а высоко в горах лежит снег.

Чистоговорка:  Ма – мА – мА- здесь пришла зима.

        Паровозом ехали,

        До горы доехали. У – у – у!

(Руки сжаты в локтях и прижаты к туловищу, движения вперед назад согнутыми руками в локтях).                        

Учитель: Давайте сделаем остановку и поднимемся в горы.

        Сколько снегу навалило                                          

        Не проехать, не пройти                    

        Будем мы играть в снежки.

         (движения по тексту)

А теперь возьмите бумагу такого же цвета что и снег. Лепим  «снежки». Кто больше налепит и дальше бросит, тот и выиграет. (Мнут бумагу и считают «снежки» и бросают в корзину.)

- Ребята, снежки лепят из снега. Покажите и назовите, какого цвета снег?

Дети показывают полоску белого цвета и проговаривают: «Белый».

Логопед: Какие, молодцы, а теперь сядем, отдохнём  и восстановим дыхание.

Дыхательная гимнастика.

-Снег ещё и легкий, пушистый, он умеет летать.

(упражнение «Снежинка» - сделайте снежные рыхлые комочки из ваты. Положите «снежинку» на ладонь, пусть правильно сдует её.

        Снег, снег кружится.

                Белая вся улица!

                Собрались мы  все в кружок,  

Завертелись как снежок.

Учитель: Отдохнули и снова в путь кататься на лыжах.

         Посреди леса – гора                                                

         А на горе детвора                                                    

        Заберемся высоко

        А спускаться нам легко.

                                          (движение по тексту)

-Вот только лыжи все перепутались. Давайте каждый выберет себе лыжи. (По цвету и величине). Девочки берут себе лыжи розового и красного цвета, а мальчики синего и зеленого. По величине в соответствии со своим ростом. (работа у доски)

Чистоговорка:  Ах – ах – ах – мы были в горах.

Логопед: А теперь спустились вниз и поплывем по реке. Вот и лодочка стоит.

Пальчиковая гимнастика:

        Мы на лодочке плывем,

         Песни весело поём.

( дети соединяют ладони друг с другом по линии мизинцев, образуя ковшик.Подушечки пальцев соединены, кроме большого.)

-Выходим и идем дальше.

        Мы к лесной полянке вышли,                                    

        Поднимая ноги выше,                                                

        Через кустики и кочки,                                              

        Через ветки и пенечки,

        кто высоко так шагал-

        Не споткнулся, не упал.

(движения по тексту )

-На лесной полянке живут разные звери. Давайте спрячемся и понаблюдаем за ними.  (игра с прищепками)

Лисичка – сестричка пробежала.

        Хитрая плутовка, рыжая головка.

Ротик открывает, зайчиков пугает.

 (рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцем. «Ритмично открывать и закрывать ротик» прищепки).                                    

Пальчиковая гимнастика.

Зайчик –попрыгайчик:          

                                         Под высокой сосной,

                                         Скачет зайка косой.          

                                         У корней за сосной

                                         Скачет зайка второй.      

(три пальца левой руки согнуты, указательный и средний подняты вверх, пальцы правой руки все подняты вверх,  затем пальцы обеих рук опущены вниз соприкасаясь тыльной стороной рук.)

       - Паровоз гудит, ду–ду – ду!

        В путь всех жду  -дуу –уууууу!  Ду !

(Руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу, движения  согнутыми локтями вперед назад ).

-Едем дальше мы лесами – посмотрите направо (дети поворачивают корпус тела в правую сторону).

-Едем дальше мы садами - поднимают голову вверх (дети поднимают руки вверх имитируя ветви деревьев).

Учитель: Посмотрите, дети, как много  садов  и огородов в нашем крае. (работа у доски)                                            

 На доске выставляются две корзинки и карточки с фруктами и овощами. Детям предлагается разложить по корзинкам  овощи и фрукты.

-Ребята, давайте вспомним, что растет в саду на деревьях, (дети показывают фрукты и проговаривают их названия .)

- А как это называется одним словом? (Дети отвечают:«Фрукты».)

Назовите, а что растет на грядках?  (дети показывают овощи  и проговаривают их названия.)

-Поможем взрослым собрать урожай: в одну корзину складываем фрукты, в другую овощи.

-Едем дальше мы полями – посмотрите налево (дети поворачивают корпус тела в левую сторону).

       А что же растет на полях?!

 Выставляются картинки с подсолнухом, початком  кукурузы, колосом пшеницы.

На парте перед детьми ставят тарелочки с семечками, кукурузой и гороха.

Детям предлагается разложить семена в соответствии с картинками по форме плода.

Итог:

Работа с фланелеграфом: выставляется  плакат с изображением контуров гор, моря, радуги, корзин с овощами и фруктами, колосьями пшеницы. (Детям предлагается наклеить на контуры соответствующие силуэты.)

-Дети, давайте вспомним, что мы сегодня видели и составим картинку увиденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.

Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...

Бинарное занятие по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта « Прогулка Колобка»

Социальная адаптация и интеграция детей с тяжелой умственной отсталостью актуальна в настоящее время. У воспитанников наряду с глубокими дефектами познавательной деятельности отмечается на...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе со сложной структурой дефекта

Конспект урока "Мамин день" во 2 классе со сложной структурой дефекта в школе для детей с нарушениями слуха...

методические разработки по развитию речи в классах со сложной структурой дефекта

    Уроки развития речи являются наиважнейшими для слабослышащих вспомогательных классов. Почти полное отсутствие речи, неподготовленность к обучению, низкий уровень умственного разви...

Рабочая программа по развитию речи 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа разработана для обучения детей со множественным нарушениями....

Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».

Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление  пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....