статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."
статья по краеведению по теме
в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории.
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания.
Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека.
Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания включения школьников в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
В основе краеведческой работы лежат поиск, глубокий интерес к прошлому. Память о прошлом - источник чувства гражданственности. Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют учащимся по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к родной истории. Память о прошлом - источник чувства гражданственности и патриотизма.
Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Я, как учитель истории, отдаю отчет в значении краеведения для воспитания школьников и провожу работу по приобщению учащихся к изучению истории родного края. В курсе изучения истории России, провожу уроки по историческому краеведению: интегрированный урок истории-географии для 9 класса «Экономика Сталинградской области в годы Великой Отечественной войны», урок истории для 11 класса «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Вклад Волгоградской области в победу советского народа над фашистской Германией», « Наш край в годы гражданской войны». Успешно проводится внеклассная работа по краеведению. Много лет действует кружок « Поиск». Ребята ведут переписку с ветеранами войны, оформляют школьный музей, в котором проводятся уроки по истории края.
Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в историческом краеведении, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д. Оптимальным решением построения целостной системы историко-краеведческого образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика.
Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в школьном курсе. Поэтому необходимо включение музеев в единое образовательно-воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать музейная педагогика, которая, используя музейные формы коммуникации, может и должна оказать существенное влияние на воспитание детей. Поэтому в своей педагогической деятельности использую регулярные экскурссии в музей. Мои ученики с больщим удовольствием посещаю Городищенский районный музей, Областной краеведческий музей, Музей – панораму «Сталинградская битва».
Давно известно, что любое государство можно победить без оружия - для этого достаточно забыть историю, разорвать связь поколений, внедрить чужую культуру и опорочить армию. Наша задача - не забыть, «незамолчать», не предать Великого подвига нашего народа.
Краеведческая работа дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137416-1352121723.jpg)
Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.
В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/08/picture-404547-1494268081.jpg)
Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории.
Патриотическое воспитание учащихся на уроках историиАвтор Гейнц Любовь Михайловна, учитель истории и обществознанияhttp://festival.1september.ru/articles/101362/...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-464745-1416915806.jpg)
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время
опыт работы, презентация, к выступлению на ЕМД, гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/30/picture-73005-1651343186.jpg)
Методическая разработка "Система патриотического воспитания учащихся на уроках истории, краеведения и во внеклассной работе"
Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.От эти...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/12/picture-754753-1455281709.jpg)
Подвиг и духовное наследие Мусы Джалиля как средство патриотического воспитания учащихся на уроках иностранного языка.
Патриотическое воспитание...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/25/picture-870365-1482666987.jpg)
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
Доклад (с презентацией) на методическом объединении учителей на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории в коррекционной школе 8 вида»...