Рабочая программа по краеведению Воронежской области 8 класс. КТП по краеведению8класс.
календарно-тематическое планирование по краеведению (8 класс) на тему

Рожина Надежда Фёдоровна

Рабочая программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области "Краеведение". Составители : авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В. , Чурляев Ю.Л. и другие. ВОИПКРО 2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КТП по краеведению8 класс137.96 КБ
Файл ktp_po_kraevedeniyu_8_klass.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

                      Учебно-методическая линия и УМК

       Данная рабочая программа составлена для обучающихся 8 класса на основе следующих нормативно-правовых документов: Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008.

Программа разработана  на основе следующих нормативно - правовых документов:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Базовый уровень;

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Министерства образования Российской Федерации №74 от 01.02.2012 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;

- приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30 августа 2013 года «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

 -В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. №760 в региональном базисном учебном плане часы регионального компонента рекомендуется использовать на введение учебного курса «Краеведение» для 8-9классов- «Историческое краеведение».

- Концепция развития системы развития дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010-2015);

- Программа Развития негосударственного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; общеобразовательная школа №39  открытого акционерного общества Российские железные дороги».

: Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008.

        Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Краеведение» в рамках курса «Историко-культурное краеведение» в 8-9 классах составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образования);

Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования(2004), программы краеведческого движения Воронежской области «Край родной» на 2012-2016 гг.; 

краеведение: программа курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области »/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В.,  (ВОИПКиПРО 2008);

 авторской программы «Историко-культурное краеведение», Баранникова М.И., ВГПУ 2012 г.

 Рабочая программа адресована обучающимся 8 класса негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся  средствами  учебного предмета в соответствии с целями изучения краеведения, которые определены ГОС ФК для основного общего образования.

               Актуальность программы состоит в том, что Краеведение в школе является одним из источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма.

В данной программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем, что является новизной программы. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции, поэтому программа модернизирована за счёт включения краеведческого материала по Россошанскому району и  городу Россошь.

         Значимость программы заключена в осознании обучающихся наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России.        

. Краеведение рассматривается в общей системе общественно-научных предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.

Уроки краеведения в 8-м классе преподаются за счёт часов регионального компонента 35 часов, из расчёта 1учебного часа в неделю.

 Предметом  регионального  компонента  в  краеведении  является прошлое народов края, совокупность природно-географических и этнических особенностей развития региона. Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий - района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.

 Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, сёла с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны. Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта - всех сторон деятельности человека в конкретном регионе - придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь, в науку о природе и обществе.

 Краеведение - важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей; помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение исторического краеведения на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 35 часов (1ч. в неделю). Настоящая программа составлена на 35часов (35 рабочих недель, 1 часа в неделю) в соответствии с учебным планом средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД», рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.              

Курс исторического краеведения рассчитан на 2 года. 8 класс – изучение истории Воронежского края с древнейших времён до конца XVIIIвека. 9 класс - изучение истории Воронежского края с конца  XIX века, начала XXI века

Цели и задачи краеведческого образования.

Цели изучения  родного края являются  

  • - понимание своей связи с окружающим  микромиром,
  • создание предпосылок для формирования чувства гордости за свою принадлежность к истории и культуре Воронежского края;
  • обогащение знаний по отечественной истории краеведческим материалом для более уважительного отношения к национальной культуре, историческому опыту предков и современников;
  • ориентирование внимания на юбилейных датах и наиболее значимых событиях истории Воронежского края.

Задачи:

Образовательные и воспитательные задачи:

• овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как Воронежского края, так и нашей страны в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

• формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Воронежского края о знаменитых земляках, об основных этапах, важнейших событиях истории и культуры;

• формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности.

Развивающие задачи:

         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

         развивать у учащихся стремление участвовать в конкурсах, олимпиадах, туристическо-краеведческом движение;

         ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;           

         формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

         развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни Воронежского края.

Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края.                                                                                               Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Межпредметные связи со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с географией, историей, обществом, ОБЖ, искусством. Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.

        

Формы, методы и приёмы работы при изучении предмета.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система групповых, индивидуально-групповых, фронтальных, внеклассных занятий. Формы организации учебного процесса:

индивидуальная;

коллективная;

групповая;

фронтальная.

Методы и формы реализации содержания курса «Историческое краеведение»

В основе содержания курса реализуются проблемно-поисковый метод и метод обобщения, которые оптимизируют процесс формирования самостоятельных взглядов на историю своего края, осознанного восприятия ее особенностей.

Уроки проводятся в следующих формах: урок изучения нового материала, комбинированный урок с элементами практической работы, семинар, лабораторная работа.

Основные методы 

Работа  со справочно-энциклопедической литературой, выполнение творческих заданий: сообщения, доклады, презентация; сбор краеведческого материала из газет и других источников.

Использованием материалов музеев: экскурсии, экскурсии - игры, викторины, урок - исторический портрет, урок - работа с музейными предметами (предметы быта, фотографии, и т.д.), час подлинника (письма, статьи, фотографии, грамоты), урок - встреча, выставка семейных реликвий. 

Курс краеведения  опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания краеведческого материала:

1. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

2. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

3. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов о родном крае,

4. составление планов и написание отзывов о произведениях краеведческого содержания;

5. написание сочинений по краеведческому материалу  на основе жизненных впечатлений;

6. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины

 Учебно- тематический план.

 

№ п/п

         Раздел. Тема.

 Количество часов.

Контрольные работы 

Практические работы.

1

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

 

3 ч

1ч.

2

Тема 2. Воронежский край в древности.

 

3 ч

3

Тема 3. . Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств

 

2 ч

1ч.

4

Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.

 

3 ч

1ч.

5

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.

 

3 ч

1ч.

6

Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.

8 ч

1ч.

7

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв.

 

7 ч

8

Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история               Воронежского края в первой половине XIX века.

 

7 ч

1ч.

2ч.

11

Всего

36 ч

3ч.

6ч.

 

Содержание  программы.

 

Тема 1. История Воронежского края в истории России. (3ч.)

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти. Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.

Знать. Знать особенности  предмета «Краеведения» как   предмета исторического и культурного развития общества.

Уметь. Уметь проводить школьные исследования по истории родного края.

Термины. Краеведение.  Музеи, архивы, заповедники. Ученые-краеведы.

Тема 2. Воронежский край в древности.  (3ч. в том числе 1ч. дом.с.)

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Таловские мегалиты в Каменной степи,Частые курганы на окраине Воронежа, Маяцкое городище в Лискинском районе и другие.

 Знать. Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Памятники древней истории в крае.

Уметь. Уметь находить материал о памятниках древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Таловские мегалиты в Каменной степи,  Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Термины. Уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Тема 3. . Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. (2ч. в том числе1ч. к.р.)

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монголо-татарское нашествие. Запустение края в XIV–XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской земли

 Знать. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.).  О месте Воронежского края в составе древнерусского государства. События, связанные с нашествием монголо-татар.

Уметь. Уметь давать объяснение понятию «Воронежский край – окраина Киевской Руси».

Термины. Придонье. Монголо-татарское нашествие. Городище. «Белые пятна»

Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. (3ч. в том числе1ч. пр.р.) 

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа.

Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.

 Знать. Историю вхождения воронежских земель в состав Российского государства.  Уметь.  Уметь находить информацию об организации сторожевой службы воронежских земель в 1586 году.

Термины. Сторожевая служба. Царский указ.

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке. ( 3ч. в том числе1ч. к.р.)

Образование Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635–1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края.

Политическая обстановка в крае в XVII – начале XVIII века. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707–1708 гг.)

 Знать. Знать имена и значимость народных заступников: Степана Разина, Булавина.

Уметь. Показать связь населения края с донскими казаками. 

Термины.  Города-крепости «на черте», «за чертой», воронежская епархия.

Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I. (8ч. в том числе 1ч. пр.р.)

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 года, его результаты. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696–1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения – школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.                                                          

Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII-началеXVIIIв. Возникновение новых сёл и деревень.Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).

Памятные места и памятники петровской эпохи в крае, их современное состояние.

 Знать. Значимость политической фигуры Петра I, его неоценимый вклад в возрождении России и месте Воронежского края в общем деле возрождения.

Уметь. Уметь давать характеристику Петровскому времени в Воронежском крае.

Термины. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей. «Работные люди».

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв.(7ч. в том числе 2ч. пр.р.)

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.

Повседневная жизнь жителей края.

 Знать. Изменения социальной структуры населения во второй половине XVIII века. Феодально-крепостнические отношения в крае во второй половине XVIII века.

 Уметь. Характеризовать новые явления в хозяйственной жизни губернии во второй половине XVIII века.

Термины. Крепостной гнёт. Феодально-крепостнические отношения.

Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX века. (7в том числе 1ч. к.р.,1ч. пр.р.ч.)

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и другие.

Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.

Печатные издания, посвящённые истории Воронежского края.Выдающиеся земляки – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

        Знать. Выдающихся земляков – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов- Воронежской земли.. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

Уметь давать характеристику социально-экономическому развитию края в первой половине XIX века.

Термины. Земледелие, крестьянские промыслы. Товарно-денежные отношения.

                         

                             Формы контроля и виды контроля.

В процессе изучения курса используются следующие  виды контроля:

1) текущий,

2) промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, конспектирование (фрагментов лекции учителя, статьи учебника, сообщение на  историко-культурную тему, сообщения, доклады, презентации, проекты.;

3) итоговый: контрольная работа, контрольное тестирование, презентация проектов.  

методы контроля: устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты),

программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль,  рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

 В результате изучения краеведения обучающийся  должен:

знать (понимать)

                 - основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

          важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

         -изученные виды исторических источников;

   уметь

        -соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

        - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

         -показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

          -рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ

         -соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

          -объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

         -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

        - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

       -высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

          объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

        -использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

                                  Система оценивания.

   Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по историческому краеведению являются следующие  за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, ответ ученика глубокий с привлечением дополнительного материала. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Твердое знание материала в пределах программных требований. 

 Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Отсутствует самостоятельность суждения. 

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, наличие в ответе грубых ошибок, проявление непонимания сути, выводов и обобщений нет. 

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%

                  Инструментарий для оценивания результатов.

Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы (далее инструментарий) включает: - образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы - спецификации проверочных работ, используемых для оценки планируемых результатов; - демонстрационные варианты заданий и проверочных работ. Инструментарий разработан в соответствии с требованиями к освоению результатов обучения, сформулированными в планируемых результатах.

               Информационное сопровождение и минимальный набор оборудования, необходимого при изучении учебного предмета, включая библиотечный фонд.         

          1.     Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.

           2.     Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.

                             Оборудование:

                 интерактивная доска;

                 мультимедиа проектор;

                 компьютер;

                 экран;

                 СD - ROM

      

                                                 Список литературы.

1.     Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.

2.      Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.

3.     Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.

4.      Загоровский В.П.  О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко- герграфическое исследование 1971

5.     Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За-горовский. – Воронеж, 1982

6.     Панова В. И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. Воронеж. «Родная речь», 1995

7.     Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.

 

                             Условные обозначения.

К.р.-контрольная работа.

                             Приложения к программе.

Основные понятия курса. 

Краеведение.  Музеи, архивы, заповедники. Ученые-краеведы.

Уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Придонье. Монголо-татарское нашествие. Городище. «Белые пятна».

Сторожевая служба. Царский указ.

Сторожевая служба. Царский указ.

Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей. «Работные люди». Мастера-кораблестроители.

Крепостной гнёт. Феодально-крепостнические отношения.

Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.

Земледелие, крестьянские промыслы. Товарно-денежные отношения.

№п/п

№ урока

Темы сообщений докладов, презентаций.

1

3

Сообщения по теме «Ученые-краеведы Воронежской области».

2

10

Подготовить презентацию по теме: «Памятники древней истории в крае».

3

15

Сообщения по теме « История России периода правления Петра 1».  урока.

4

16

Сообщения по теме « Воронеж – колыбель русского флота».

5

17

Сообщения о сподвижниках Петра 1

6

21

Презентация по теме «Наш край в петровскую эпоху».

7

24

Сообщение «Графское- имение  А. Орлова.»

8

27

Презентация по теме «Воронеж – центр губернии».

9

29

Презентация по теме «Участие воронежского дворянства в движении декабристов».

10

31

Презентация по теме: « Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского».

№п/п

№урока

Темы контрольных работ.

1

8

Контрольный тест по теме «Воронежский край в Древности».

2

14

Контрольная работа «Народные восстания XVII в.».

3

34

Итоговая контрольная работа (итоги года) «История Воронежского края в истории России» .

        



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование 8 класс

 

№ п/п

Тип урока

Название раздела и темы уроков.

Домашнее задание.

Цели и задачи раздела.

                                         История Воронежского края в истории России. (3ч.)

1

1

Вводный

Введение в курс исторического краеведения за 8 класс. Что изучает краеведение?

Пересказ конспекта.

1.Образовательная. Формировать представлений о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества Дать глубокое представление о зарождении жизни на Воронежской земле, становлении поселений;

 2.Развивающая. Развивать кругозор обучающихся 3.Воспитательная. Воспитывать чувство гордости и уважения к мужественным соотечественникам.

       4.  Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке.

2

2

Изучение новой темы

История Воронежского края в истории России

Пересказ конспекта.

3

3

Изучение новой темы

Ученые краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.

Подготовить сообщения по теме «Ученые-краеведы Воронежской области».

                                                     

                                                                  Воронежский край в древности.  (3ч.)

4

4

Комбинированный

Воронежский край в древности

Активизировать знания из курса истории Древнего мира, параграф 1 стр.5-9 выполнить задание на стр.10

   

1.Образовательная.  Дать глубокое представление о становлении поселений Воронежского края  2.Развивающая. Развивать навыки поисковой деятельности обучающихся.

3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю.

4.  Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке.

5

5

Комбинированный

Россошанский  район, географическая справка

Экскурсия в историко- краеведческий городской музей.

6

6

Изучение новой темы

Россошь. Взгляд из далекого прошлого.

Стр.6- 11 Россошь-страницы истории, мини- сочинение о впечатлениях посещения музея

     Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. (2ч. , в том числе 1ч.-к.р.)

7

1

Изучение новой темы

Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств

§ 2 Стр. 10-15 историческое краеведение,

     1.Образовательная. Дать представление   о месте Воронежского края в составе древнерусского государства 2.Развивающая. Развивать кругозора обучающихся 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю.

 4.  Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке.

8

1

. Урок контроля

Контрольный тест по теме «Воронежский край в Древности».

                          Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. (3ч. в том числе 1ч.- пр.р.) 

9

1

Комбинированный

 Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства. Анализ контрольной работы.

Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы. Стр. 17- История Воронежского края

   1.Образовательная. Дать представление об историческом пути Воронежского края. .2.Развивающая. Развивать кругозор обучающихся.

3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю.        

4.  Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке.

10

1

Комбинированный

Борьба с иноземными вторжениями.

Подготовить презентацию по теме: «Памятники древней истории в крае».

11

11

Изучение новой темы

Защита презентаций. Основание воронежской крепости.

Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы стр.14 историческое краеведение.

                     Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке. ( 3ч. в том числе 1ч.-к.р.)

12

12

Комбинированный урок.

Социально-экономическое развитие Воронежского края в XVII веке.

Активизировать знания из курса истории России. глава 4 стр.23-25

      1.Образовательная. Дать представление об историческом пути Воронежского края. 2.Развивающая. Развивать кругозора обучающихся 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю. 4.  Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке.

13

13

Изучение новой темы

Политическая обстановка в крае в XVII начале XVIII вв.

глава 4 стр.-26-28

14

14

 . Урок контроля

 Контрольная работа                            «Народные восстания XVII в.»

.                                                            Воронеж и Воронежский край при Петре I. (8ч.)

15

15

Комбинированный

 Начало Государственной деятельности Петра 1. Анализ к.р.

 Активизировать знания из курса истории России периода правления Петра 1 , приготовить сообщения по теме урока.

 

 1. Образовательная.  Показать значимость политической фигуры Петра I, его неоценимый вклад в возрождении России и месте Воронежского края в общем деле возрождения.

 2.Развивающая. Развивать навыки поисковой деятельности учащихся, умение составлять доклады.

3.Воспитательная.  Воспитывать любовь к Отечеству.

4.  Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке.

16

16

Комбинированный

Воронеж – колыбель русского флота.

Стр. 21-22 ,собрать информацию по теме урока, приготовить сообщения.

17

17

Комбинированный

Деятельность «кумпанств».

Осуществить поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о сподвижниках Петра 1

18

18

Комбинированный

 Строители Воронежских кораблей.

Осуществить поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о строителях Воронежских кораблей.

19

19

Изучение новой темы

Возникновение и развитие местной промышленности.

стр.25-27 выполнить задания стр. 27-28

20

20

Комбинированный

Заселение края в петровскую эпоху.

 Пересказ конспекта.

21

21

Изучение новой темы

Памятные места и памятники петровской эпохи в крае.

Подготовить  презентацию по теме «Наш край в петровскую эпоху».

22

22

Урок контроля.

Защита презентаций: «Наш край в петровскую эпоху».

Осуществить поиск информации из различных источников для рассмотрения темы «Памятные места и памятники петровской эпохи в крае».

                                       Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв.(7ч.)

23

23

Изучение новой темы

 Образование Воронежской губернии

§5 стр.28-30 задание на стр.34

      1.Образовательная. Познакомить с жизнью пламенных заступников крестьян С. Разиным, К. Булавиным.  2.Развивающая. Развивать кругозора обучающихся. 3.Воспитательная. Воспитывать любовь к Отечеству, родному краю.4.  Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке.

24

24

Изучение новой темы

 Деятельность графа А. Орлова на Воронежской земле.

Приготовить сообщение «Графское- имение          А. Орлова.»

25

25

Комбинированный

Борьба воронежских крестьян против крепостного гнёта

Активизировать знания из курса истории России о восстаниях против крепостного права. Осуществить поиск информации из различных источников для подготовки сообщения

26

26

Комбинированный

Воронеж – центр губернии.

Подготовить презентация по теме «Воронеж – центр губернии».

27

27

 Комбинированный

Повседневная жизнь жителей края. Защита  презентаций по теме «Воронеж – центр губернии».

Посещение историко-краеведческого музея под руководством Алима Морозова.

28

28

Изучение новой темы

 Воронежский край в годы Отечественной войны 1812 г.

Активизировать знания из курса истории России о событиях 1812 г. Осуществить поиск информации из различных источников для подготовки сообщений по теме урока.

29

29

Комбинированный

Участие воронежского дворянства в движении декабристов.

стр.37-38 Подготовить презентацию по теме «Участие воронежского дворянства в движении декабристов».

                                     Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в         первой половине XIX века. (7ч.)

30

30

Комбинированный

Социально-экономическое развитие Воронежского края.

§6 стр.35-45, выполнить задание стр. 46.

   

 1.Образовательная. Познакомить с известными деятелями науки и культуры Воронежского края в период XIX- начала XX века.  

2.Развивающая. Развивать умение, вести поисковую работу в области литературы по сбору материала о знаменитых людях.          

3.Воспитательная. Воспитывать чувство патриотизма.

  4.  Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке.

31

 31

Изучение новой темы.

 Вклад воронежцев в культуру России.

 Подготовить презентацию по теме: « Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского».

32-33

32

Изучение новой темы.

Защита презентаций. Выдающиеся земляки.          А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов.

Сообщения о писателях, поэтах, художниках Россошанского края.

34

33

Комбинированный

Россошанский район в первой половине XIX века.

Выучить стихотворение воронежских поэтов на выбор.

35

34

Урок-зачет

Итоговая контрольная работа (итоги года) «История Воронежского края в истории России»

Экскурсия в выставочный центр г. Россоши.

36

35

 Урок-концерт.

Анализ контрольной работы.

 

Урок-концерт, чтение  стихотворений воронежских поэтов на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (ФАКУЛЬТАТИВ) 6 КЛАСС

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребёнок мало знает о том уголке, где он живёт, которы...

Рабочая программа по краеведению Сахалинская область 5 класс

В учебной рабочей программе по краеведению Сахалинской области для 5 класса сформулированы цели, задач интегративного курса по краеведению 5 класс, емеется тематическое планирование...

Рабочая программа по краеведению в 5 классе

В данное рабочей программе представлена пояснительная записка к учебному курсу, учебно-тематическое планирование на 35 часов из расчёта 1 раз в неделю и интернет-ресурсы....

Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса

Пояснительная  записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...

Рабочая программа по краеведению (7-9 классы).

Рабочая программа по краеведению с приложением 7-9 класс....

Рабочая программа по Краеведению Хакасии 5 класс(ФГОС)

Рабочая программа включает пояснительную записку курса, календарно-тематическое планирование, литературу....

Рабочие программы по краеведению Челябинской области

Рабочие программы по краеведению  Челябинской области 6-8 классы...