Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса
элективный курс (краеведение, 11 класс) по теме
Пояснительная записка
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной модели образования, о возвращении к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Одной из форм достижения поставленной цели является деятельность краеведческого кружка «Краеведение», которая направлена на более глубокое изучение «локальной истории».
За минувшее десятилетие значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным» темам. Одним из ключевых направлений исследования становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей, земляков, членов семьи, изучение повседневности, обыденной жизни с её живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.
Для целенаправленного изучения истории родного края создаются школьные музеи, которые объединяют учащихся основной школы, увлекающихся историей, интересующихся родным краем. Обучение на базе школьного музея позволяет сочетать аудиторные и внеаудиторные занятия, теоретический материал об истории музеев, основных видах исторических источников, об особенностях организации музейного дела и практическую деятельность (поисковую, оформительскую, просветительскую и др.).
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Краеведение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Альметьевска
Согласовано Утверждено
зам. директора и введено в действие
«___»__________ 2013 г. приказ №_________
_____________________ от «___»_________2013г.
(Валеева Н.А.) ______________________
(Панкова Г.Н.)
Рабочая программа кружка «Краеведение»
для 11 класса
Руководитель: учитель I квалификационной категории
Сыркина Мария Александровна
2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной модели образования, о возвращении к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Одной из форм достижения поставленной цели является деятельность краеведческого кружка «Краеведение», которая направлена на более глубокое изучение «локальной истории».
За минувшее десятилетие значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным» темам. Одним из ключевых направлений исследования становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей, земляков, членов семьи, изучение повседневности, обыденной жизни с её живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.
Для целенаправленного изучения истории родного края создаются школьные музеи, которые объединяют учащихся основной школы, увлекающихся историей, интересующихся родным краем. Обучение на базе школьного музея позволяет сочетать аудиторные и внеаудиторные занятия, теоретический материал об истории музеев, основных видах исторических источников, об особенностях организации музейного дела и практическую деятельность (поисковую, оформительскую, просветительскую и др.).
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Краеведение».
Цели программы:
Обучающие:
- Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических факторах ЧР.
- Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
- Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.
Развивающие:
- Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.
- Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
- Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.
- Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
1.Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
3.Знакомить учащихся с историей школы.
4.Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
5.Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.
6.Принимать участие на районной олимпиаде по краеведению, экспедиционного отряда.
7. Вести сбор материалов об истории школы и города.
8. Продолжать работу по выявлению и развитию интересов учащихся и
составить исследовательскую работу по теме: « Моя родословная».
Методы и формы познавательной деятельности учащихся
- организация походов, путешествий и экспедиций;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- подготовка Книг Памяти;
- формирование музейных коллекций;
- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
- участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего города, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям.
Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
- Знать историю своего города, школы, свою родословную.
-Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию. Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана.
- Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.
- Овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.
Ожидаемый результат:
Выступление на районных конкурсах и олимпиадах;
Составление буклета « История школы», составление альбома.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
Тема 1. Знакомство с историей школы и села + Экскурсия. | |||
1 | Знакомство с планом работы краеведческого кружка. | 1 | |
2-3 | Изучение своих фамилии, имени и отчества | 2 | |
4 | Виды родословных | 1 | |
5 | Родословная семьи. Составление родословной | 1 | |
6 | Родная школа. Ее история и традиции. | 1 | |
7-8 | Город: прошлое, настоящее, перспективы развития. Культурное наследие. | 2 | |
9 | История района. | 1 | |
10-11 | История республики Татарстан. | 2 | |
12 | Экскурсия | 1 | |
Тема 2.Нумизматика. | |||
13 | Нумизматика. | 1 | |
14 | О чем рассказывают монеты. | 1 | |
15 | Русские монеты. | 1 | |
Тема 3. Сфрагистика + экскурсия. | |||
16 | Происхождение и назначение печатей. | 1 | |
17 | Печать - исторический источник. | 1 | |
18 | Экскурсия. | 1 | |
Тема 4. Геральдика. | |||
19 | История геральдики. Элементы и формы герба. | 1 | |
20 | Родовые личные гербы | 1 | |
21 | Герб моей семьи. | 1 | |
Тема 5.Топонимика. | |||
22 | Способы образования географических названий. | 1 | |
23 | Имена рек и городов, сел, оврагов и т.д. | 1 | |
24 | Географические имена – свидетели прошлого. | 1 | |
Тема 6. Историческая метрология. | |||
25 | Древние меры длины. | 1 | |
26 | Практическое занятие. | 1 | |
27 | Меры веса и объема. | 1 | |
28 | Для чего нужно знать старинные меры. | 1 | |
Тема 7.Хронология. | |||
29 | Единицы измерения времени. | 1 | |
30 | Календарь. | 1 | |
31 | Последовательность событий. Эра. | 1 | |
32 | Система летосчисления. Счет лет в истории. | 1 | |
33 | Экскурсия. | 1 | |
Итоговые занятия. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....
рабочая программа по краеведению 5 класс
Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Краеведение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка«Краеведение»7-8 класс...
Рабочая программа кружка Краеведение 6-8 класс.
Рабочая программа кружка Краеведение 6-8 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА
Программа рассчитана на 1 год, усложнение материала из занятия в занятие в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных...
Рабочая программа кружка краеведение
Данный материал можно использовать как рабочую программу краеведческого кружка....