РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

        
   

      Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться клитературному краеведению.

    Занятия литературным краеведением является, я думаю, важным источни-ком патриотического воспитания, расширения их жизненного опыта, развития их плодотворного творческого мышления.

    Краеведение вводит молодых людей в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве. В этом случае представляется сам процесс создания литературно-го произведения, зримее выступает так называемый «первоэлемент» литерату-ры – СЛОВО.

    Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе через литературное произведение писателей – земля-ков убеждает школьников, и это, очевидно, беречь её богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники невольно становятся её добрыми друзьями и защитниками, и эти чувства, я надеюсь, останутся у них на всю жизнь. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глу-

бокое патриотическое убеждение. Природа нашего края воспета великолепно и трогательно, по крайней мере, десятком поэтов и писателей, начиная с самого С. Т. Аксакова.

    Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активно-го читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать чело-века, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.

    Уникален и самобытен наш Оренбургский край. Здесь культура центральной части России соприкасается с веками складывающимися на этой территории самобытными общественными отношениями. Оренбуржье, в силу своего геопо-литического положения, внесло неоценимый вклад в обеспечение органичного пе-

реплетения европейской, русской и азиатской культур, закладывая основу для их взаимного дальнейшего развития и обогащения.

    Эти процессы нашли широкое отражение в русской литературе как прошлых веков, так и в современной.

    Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и

тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активно-

го читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать чело-века, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.

     Понимая важность и значимость изучения истории культуры своего родного края для воспитания глубокого чувства патриотизма, любви к своей малой ро-дине, а через неё и всей России, предлагаю обратиться к факультативному кур-

су – «Литературное краеведение».

    В. Бианки писал, что «краевед – прежде всего, исследователь. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недопустимо пониманию равнодушных…». Занятия по краеведению не претендуют на автономию. Их следует рассматривать как одно из направлений организуемого учебным заве-дением и школой учебно-воспитательного процесса по формированию активной человеческой личности. Без чувства гармонии, прекрасного не существует духов-ной жизни человека, и всегда, во все времен на любом уровне культуры это чувство было присуще  человеку.

     Искусство, как и наука, как и само мышление, имеет источником не т олько общество, но и природу и входит в историю всего человечества, отражая и опре-

деляя его культурный уровень.

        Справедливо сказал известный художник, учёный, общественный деятель

Н. К. Рерих: «Уберите памятник Красоты, и весь аспект истории нарушится... Прекрасное – это благородный водитель всей нашей жизни». В этих словах со-

держится указание на этическую сторону воздействия природы. Любуясь красо-той жизни, человек становится бережней к ней. Учимся мы этому во время занятий краеведческой работы в целом, литературно-краеведческой – в част-ности.

 

    ЦЕЛЬ ДАННОГО КУРСА – выявить процесс влияния творчества писате-       лей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов-земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры.

 

   ЗАДАЧИ КУРСА:

           *изучить литературу по данному вопросу, выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество;

          * собрать фактический материал по творчеству поэтов-земляков;

          * через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае;

          *помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.  

          * воспитание культуры личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

 

СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ.

 

         Воспитание у школьников активного отношения к жизнедеятельности людей, к  общественной жизни, к познавательной деятельности, развитие ин-

тереса к присвоению разносторонних знаний приобретают особую значимость для общества.

       Эта система определяет образ жизни человека и свойства его личности. В этих отношениях каждый человек является активным участником, он включен в них через деятельность и общение.

      На этой основе формируется субъективные и психологические отношения личности к различным сторонам жизни общества и другим людям и, наконец, к самому себе.

 

      В ходе проведения занятий по литературному краеведению необходимо ре-шить следующие ПРОБЛЕМЫ:

 

         * соответствие краеведческой работы целям современного воспитания;

 

         * воспитывающее и развивающее влияние творчества поэтов г.Бугуруслана на современного школьника; 

 

         *воспитывающее и развивающее влияние творчества русских писателей на Оренбургский край;

 

        * выявление связи и взаимовлияния истории края, его заселения, жизни и быта оренбуржцев с оренбургским фольклором.

   

       В нашей стране существуют определённые территории, которые в ситлу разных причин занимают особое место в русской литературе. Огромный пласт русской литературы связан с русскими столицами. Многими поэтами воспеты Кавказ, Крым, изображены Сибирь, Поволжье. Не менее важен для русских пи-сателей Урал, оренбургский край. Природа оренбургских мест воспеты

Г. Р. Державиным,                     М. В. Авдеевым,

С. Т. Аксаковым,                      В. П. Правдухиным,

А. С. Пушкиным,                       В. П. Кудряшевым,

В. И Далем,                                А. П. Крюковым и др.

        Учитывая всё вышесказанное, я и предлагаю данный курс факультатива – «Литературное краеведение».

 

 

    Название раздела и

           тема урока

     Форма          урока

Кол-во

часов

    Дата

проведения

1

Вводное занятие.

      Вводный

      1

 

 

2

        Оренбургский фольклор.

Пословицы и поговорки. Загадки.

 

Комбинирован.

 

      1

 

3

Скороговорки. Прибаутки. Исторические песни.

Творческая

мастерская

 

        1

 

4

Предания. Сказки.

Комбинирован.

        1

 

 

 

 

5

   Из этнографических заметок   фольклориста А. П. Кузнецова,  сделанных в начале XXвека.

Песни, записанные в Оренбургском уезде.

 

 

 

  Творческая   мастерская.

 

 

 

 

       1

 

 

 

6

         Литературные сказки.

С. Т. Аксаков. Слово о писателе. Своеобразие творчества.

 

 

       Лекция

 

 

        1

 

 

7

С. Т. Аксаков. Аленький цветочек.

(Сказка ключницы Пелагеи)

 

Комбинирован.

 

        1

 

 

8

Н. Н. Карамзин. Дедушка-Буран, бабушка-Пурга.

 

Комбинирован.

 

       1

 

 

9

В. А. Бахревский. Как солнышко будили.

 

Комбинирован.

 

       1

 

 

10

     Из русской поэзии XXвека.

Иван Алексеевич Бунин. Бродяги.

Урок-

          конкурс

 

       1

 

 

11

Владимир Иванович Одноралов.

Оренбуржье. Бузулукский бор.

Урок-

            конкурс

 

       1

 

 

12

Игорь Александрович Бехтерев. Старый Оренбург. Родные.

 

Комбинирован.

 

       1

 

13

Практическое занятие по теме: «Красота областного города» - «Проба пера». 

 

   

   Практика

 

      

        1

 

 

14

Светлана Борисовна Попова. Оренбург.

Урок-

          конкурс

 

       1

 

 

 

15

Владимир Иванович Курушкин.

Бузулук. Евгений Васильевич Кур-даков. Воспоминания о Бузулуке.

 

 

Комбинирован.

 

      

       1

 

 

16

Практическое занятие по теме: «Города, воспетые поэтами».

Урок-зарисовка

 

       1

 

 

17

Итоговое занятие за первое полугодие.

 

Круглый стол

 

       1

 

 

 

 

 

18

 

   Природа оренбургского края в      русской литературе.

Сергей Тимофеевич Аксаков. Буран. Вступление.

 

 

 

     

      Лекция

 

 

 

      

       1

 

 

 

19

Сергей Тимофеевич Аксаков. Воспоминания автора об Оренбург-ской зиме.

 

 

Комбинирован.

 

 

       1

 

 

 

 

 

20

Особенности описания времён года

у Василия Федоровича Наседкина («Мороз», «После бурана» и другие)

и Александра Александровича Воз-

няка («Снегири»). 

 

 

 

Пресс-

    конференция

 

 

 

 

       1

 

 

 

 

21

Суровое и жаркое времена года в лирике Надежды Алексеевны Емельяновой и Юрия Михайловича Орябинского.

 

 

Урок-  презентация

 

 

 

       1

 

 

 

22

Практическое занятие по теме: «Природа оренбургского края в русской литературе».

 

 

    Практика

 

 

       1

 

23

Зачётный урок.

  Урок-зачёт

       1

 

 

 

 

24

Тебя я воспою…

                      (о Бугуруслане)

Лидия Федоровна Салмина – автор стихов и рассказов.

 

 

 

Комбинирован.

 

 

 

       1

 

25

Галина Сокурова. Слово о писателе.

  Дискуссия

       1

 

 

26

Галина Сокурова. «О любви, о счастье, о печали…»

 

 

 

 

27

Александр Шиперов. Слово о писателе.

 

Круглый стол

 

       1

 

 

28

Александр Шиперов. «Живу, не уставая удивляться…»

 

 

       1

 

 

29

Практическое занятие «Я тоже сейчас сотворю».

 

   Практика

 

       1

 

30

Валерий Николаевич Левановский. Детский писатель.

 

Комбинирован.

 

       1

 

31

 Валерий Николаевич Левановский. Многообразие произведений.

 

Комбинирован.

 

       1

 

32

Контрольный урок.

         К/Р

       1

 

33

Практическое занятие по теме «Поэты Бугуруслана».

 

    Практика

 

       1  

 

34

Заключительное занятие.

   Заключение

       1

 

 

 Учебных занятий – 24 часа,                            Вводных занятий – 1 занятие,

Практических занятий – 5 часов,                    Итоговых и заключительных – по 1 занятию

Зачётных занятий – 1 занятие,                  

Контрольных занятий – 1 занятие,

     Раздел №1. Оренбургский фольклор.

       Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по  литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений;

       Знакомство с произведениями устного народного творчества, записанные в Орен-бургском крае фольклористами А. В. Бардиным и П. Т. Завьяловским;

       Актуализация знаний прошлого в современном мире.

 

      Раздел №2. Из этнографических заметок фольклориста А. П. Кузнецова, сделанных в начале XXвека.

    Знакомство с произведениями «Село Покровское», расширение понятия «этнографичес-кий очерк» - «Попрядушки», сбор и запись песен об Оренбургском крае, их заучивание;

     Знакомство с обрядовыми произведениями, выявление их особенностей.

 

   Раздел №3.  Литературные сказки.

    Биографические сведения об авторах, знакомство с их произведениями;

      Значение творчества писателей в современном мире, предназначение сказок.

 

   Раздел №4.  Из русской поэзии XXвека.

    Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями;

      Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края.

 

     Раздел №5. Природа Оренбургского края в русской литературе.

     Выявление результатов литературных трудов писателей, систематизация мате-риалов, значение нововведений в литературу;

      Чтение и анализ произведений, подбор и составление опорного конспекта по биографии писателей, иллюстрирование сказок.

 

      Раздел №6. «Тебя я воспою…»

    Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в перио-

дических изданиях Оренбургского края,

     Организация выставки работ учащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы;

     Подведение итогов работы.

     

 

        Данный курс литературного краеведения рассчитан для 6 класса. Продолжительность факультатива составляет всего 34 часа. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю.

       Основными формами организации занятий являются:

* лекция

* практическое занятие

* урок-презентация

* творческая мастерская

* урок-зарисовка

*  урок-конкурс

* контрольный и зачётный урок

* круглый стол

* дискуссия

Методы и приёмы обучения соотнесены с возрастными и психологическим особен-ностями учащихся, таковыми являются:

* рассказ

* беседа

* индивидуальные задания

* показ и др.

Для облегчения зрительного восприятия необходимо использовать наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, таблицы, фильмы, слайды… Для более эмоцио-нального восприятия изучаемого материала необходимо организовывать творческие встре-чи с авторами.

Предполагаемые результаты: расширение круга знаний и умений учащихся по тема-тике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»).

Оценивание результатов может производиться по выполнению учащимися практи-ческих работ. Основными критериями оценивания работ являются :

* самостоятельность

* глубокое понимание темы

* новизна и оригинальность решения

* аккуратность

        Указания на возможный характер работы с текстом («Для чтения и изучения» или «Для чтения и обсуждения») помогут учителю творчески подходить к изучению худо-жественных произведений, активно использовать реальную ситуацию подготовленности класса.

        Иными слова, содержание данного курса литературного краеведения определяется ми-ром интересов учащихся-подростков. Факультатив направлен на формирование грамот-ного читателя, свободно владеющего словом.

      Активное включение ученика в творчество, на всех этапах литературного образования, неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от года к году.

 

 

1.      В. А. Сухомлинский. Полное собрание сочинений т. 2 – М.: Просвещение, 1984 г.

 

 

2.      В. В. Бианки. Полное собрание сочинений – М .: Просвещение, 1994г.

 

 

3.      А. Н. Петренко. Как научиться писать стихи – М.: Просвещение, 1999г.

 

 

4.      Русская литература для детей – М.: Академия, 1998г.

 

 

5.      Л. Е. Коваленко. Под сенью муз – М.: Просвещение, 1991г.

 

 

6.      Литературный альманах «Русское эхо» - Самара, 2002г.

 

 

7.      Периодическое издание «Бугурусланская правда».

 

 

8.      Хрестоматия  для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. – «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.   

 

 

9.      А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.

 

 

10.  Г. К. Петровский. Интересные вопросы литературы. М.: Просвещение, 2005г.

 

 

11.  В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.

 

12.  Е.А. Ильницкая, Р. О. Ладикова. Краевед. Краеведческая работа. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....

Реализация социокультурного образования в школьной библиотеке. (Фрагмент программы литературного краеведения «Край родной, земля уральская»).

В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения посредством чтения в рамках регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Исто...