Рабочая программа по краеведению 9 класс
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме

Мироненко Людмила Николаевна

Рабочая программа по краеведению для 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Бобровская средняя общеобразовательная школа» Троицкого муниципального района Челябинской области

           РАССМОТРЕНО                                        СОГЛАСОВАНО                                  УТВЕРЖДАЮ                                        

            ШМО                                              Зам.директора по УВР                          Директор

      Руководитель:                                                     В.Н..  Бегашева                                     В. Е. Чернова

       «___»__________2012__г.                     «___»___________2012г.            «____»________2012__г.

         

Рабочая  учебная программа

по  краеведению  для 6-9 классов_(9 класс)_____

на 2012 -2013  учебный год

составлена на основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2008).

            Примерной  программы основного  общего  образования

            Учебника: Краеведение. Челябинская область. 9 класс: Учебник для основной школы/ под ред. В.М. Кузнецова.–

Челябинск: АБРИС,    2012 г.

Учитель: Л. Н.Мироненко

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

                                   

2012г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Паспорт программы ..……………………………………………………………………………………………………..

3

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………

4-6

Содержание курса…………………………………………………………………………………………………6 - 8

Календарно-тематический план курса ……………………………………………………………………………9 -11

Планируемые результаты обучения по курсу …...………………………………………………………………………

12-13

Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу ……….………………………………13-14

Цифровые образовательные ресурсы по курсу ....………………………………………………………………………

15

Приложения……………………………………………………………………………………………………………………….

Контрольно-измерительные материалы по курсу ………………………………………………15 -25…………

 

 

ПАСПОРТ

рабочей программы учебного курса краеведения

«Челябинская область  - субъект  Российской Федерации» ( 9 класс)

Тип программы: программа общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

 Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания учебного курса

Назначение программы:

  1. для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  2. для педагогических работников МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» программа определяет приоритеты в содержании исторического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  3. для администрации МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» программа является основанием для определения качества реализации общего краеведческого образования.

Категория обучающихся: учащиеся 9-х классов МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» 

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

 Уровень освоения содержания краеведческого образования: общекультурный.

Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и творческий.

Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточная аттестация в форме контрольной работы

Итоговый документ: аттестат об основном общем образовании

(выставляется отметка по предмету «Краеведение» за 9 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебного предмета «Краеведение» в основной школе (6-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  1. Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской

Области / Под общей редакцией канд. ист. наук В.М.Кузнецова/. – Челябинск: АБРИС, 2008

  1. Концепция краеведческого образования в Челябинской области  (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);
  2. Об  утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 года № 1089);
  3. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 – 2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16 июня 2011 г. № о4-997)
  4. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных дисциплин, предметов, курсов (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404;
  5. «О преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области

в 2012-2013 учебном году» (приложение № 10  к письму Министерства образования и науки Челябинской области

 от 10 .07. 2012 г. № 24/5135);

  1. Учебный план МКОУ « Бобровская средняя общеобразовательная школа» на 2012 – 2013 учебный год.

Согласно учебному плану МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа»   учебный предмет «Краеведение» изучается в 6-9 классах основной школы.

На изучение курса краеведения «Челябинская область  - субъект  Российской Федерации»

в  9 классе выделяется 35 часов в год (1 час в неделю).

Данная рабочая программа инновационного курса краеведения 9класса  составлена на основе вариативной программы по краеведению под редакцией В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2009).

Главной целью краеведческого образования в основной школе является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 Изучение краеведения в курсе 9 класса «Челябинская область  - субъект  Российской Федерации» ( 9 класс)

направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства Челябинской области во всем его разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта и Южного Урала как опорного края России;

• овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия; ориентироваться на местности;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание уважения к истории региона и местным традициям, любви к родному краю, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Изучение краеведения в курсе «Челябинская область  - субъект  Российской Федерации» ( 9 класс)

направлено на достижение следующих задач:

освоение учащимися знаний об истории изучения, особенностях природы, населения и хозяйства Челябинской области,

г. Челябинска, села Бобровка Троицкого района, города Троицка, Северо-Восточного микрорайона.

  1. овладение обучающимися умениями самостоятельно работать с основными источниками социально-экономической информации;
  2. развитие у школьников познавательных интересов к изучению краеведения на основе решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
  3. воспитание у детей уважения к истории Южного Урала как опорного края России и современной жизни Челябинской области – субъекта Российской Федерации, позитивного отношения к окружающей природной среде;
  4. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к реализации потенциала родного края и социально-ответственному поведению в городе; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Ведущими принципами обучения по краеведению в 9 классе являются научность, последовательность, сбалансированность теории и практики.

Структура интегрированного учебного курса 9 класса определяется тем, что краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы. Курс включает 4 учебные темы: «От Исетской провинции до Челябинской губернии», «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области», «Микрорегионы и города Челябинской области», «Челябинская область – субъект РФ».

В основу содержания курса положено понимание краеведения как интегрированного учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала. Обращается пристальное внимание к субрегиональному материалу, изучению Челябинска, города Троицка и родного села Бобровка, и Троицкого района..

На изучение курса «Челябинская область  - субъект  Российской Федерации» в 9 классе выделяется 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы, резерв учебного времени в объеме 7 часов, предусмотренный вариативной программой по краеведению, распределен учителем на изучение местного (школьного) компонента по следующим темам: «Наш край в составе России» (1 час), «Хозяйство и социально-экономическое развитие Челябинской области» (2 часа), «Микрорегионы и города Челябинской области» (2 часа), «Челябинская область – субъект РФ» (2 часа).

При изучении курса будет использоваться учебно-методический комплект издательства «АБРИС», включающий учебник и справочные издания. В школе имеются также учебник «Челябинск. История моего города» и дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы, в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.

В преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в сельской школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные, комбинированные и повторительно-обобщающие уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы, уроки-экскурсии, уроки-конференции.

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по краеведению используются следующие виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, оценочные практические работы), промежуточный контроль (контрольная работа). Годовая контрольная работа проводится по контрольно-измерительным материалам, рекомендованным кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, с включением заданий по местному (школьному) компоненту содержания курса.

Планируемые результаты обучения по курсу как ступень личностного и коллективного роста учащихся в краеведческом образовании представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), уроки-конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответственно обозначенные указанными сокращениями.

На основании решения педагогического совета МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа»   оценка по краеведению выставляется по полугодиям.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (35 часов)

«Челябинская область  - субъект  Российской Федерации»

Тема 1. Введение. От Исетской провинции до Челябинской губернии

Челябинская область на карте России. Административно-территориальные преобразования на Южном Урале. 1708 г. – губернская реформа Петра I. Южный Урал в составе Сибирской и Казанской губерний. Исетская провинция. «Оренбургский проект». «Птенцы гнезда Петрова» на Южном Урале: И.К.Кирилов, В.Н.Татищев, В.А.Урусов, И.И.Неплюев. 1775 г. – губернская реформа Екатерины II. 1865 г. – реформы Александра II. Губернаторы и градоначальники XVIII – XIX вв. Горнозаводские округа. Оренбургская, Уфимская и Пермская губернии. Челябинский, Троицкий, Верхнеуральский и Златоустовский уезды. Земли Оренбургского казачьего войска. Уральская область. 17 января 1934 г. – образование Челябинской области. 1943 г. – формирование современных границ Челябинской области. Практическая работа по контурной карте. Административно-территориальные преобразования на Южном Урале.

Тема 2. «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области»

Исторические этапы формирования хозяйства края. Структура современной экономики. Отрасли промышленности. Производство конструкционных материалов. Черная и цветная металлургия. Строительный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химико-лесной комплекс. Легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Изучение, использование и охрана почв. «Целинная эпопея». Инфраструктурный комплекс. Транспорт и энергетика. Сфера услуг. Челябинск – финансовый центр. Банки. Известные хозяйственники. Экологические проблемы и пути их решения.

Встречи с интересными людьми, интервью:

  1. Передовики производства, фермеры, руководители и предприниматели.

Экскурсии:

  1. Местные предприятия промышленности, сельского хозяйства и торговли.

Практические работы:

  1. Анализ статистики промышленного  и сельскохозяйственного производства. Построение диаграмм и графиков.
  2. Выполнение схемы отраслевых и межотраслевых связей.
  3. Подготовка выставки продукции местных предприятий промышленности и Южного Урала.
  4. Подготовка стенгазеты «Торговые знаки предприятий и фирм Южного Урала».
  5. Характеристика промышленного (сельскохозяйственного) предприятия.
  6. Конкурс проектов: выступление на международном экономическом форуме с рекламой продукции предприятий и фирм Челябинской области.
  7. Контурная карта. Размещение промышленных предприятий Южного Урала.
  8. Контурная карта. Развитие сельского хозяйства на Южном Урале.
  9. Контурная карта. Развитие транспорта на Южном Урале.

Тема 3. Микрорегионы и города Челябинской области

Обзорные историко-географические портреты микрорегионов Южного Урала. Историко-географические особенности развития районов. Факторы, оказавшие влияние на производственную специализацию районов. Горнозаводский район. Аша, Сим, Миньяр. Катав-Ивановск, Усть-Катав и Юрюзань. Нязепетровск и Верхний Уфалей. Бакал, Сатка. Касли, Кыштым, Карабаш. Златоуст, Куса. Миасс. Озерск, Снежинск, Трехгорный. Верхнеуральск. Чебаркуль. Троицк, Пласт, Южноуральск. Копейск, Коркино, Еманжелинск. Челябинск – столица Южного Урала. Городское хозяйство. Экономические связи Южного Урала. «Большой Урал». Инвестиционная привлекательность региона.

Встречи с интересными людьми, интервью:

  1. Пожарные, спасатели, участковые милиционеры, сотрудники ГИБДД, работники коммунальных служб о своей работе.
  2. Ученые и краеведы об истории городов и сел Южного Урала.

Экскурсии:

  1. Местные предприятия коммунального хозяйства и системы жизнеобеспечения.

Практические работы:

  1. Анализ статистики хозяйственного развития городов и районов. Построение диаграмм и графиков.
  2. Выполнение схемы территориальных связей городов и районов.
  3. Подготовка стенгазеты «Гербы и символы городов и районов Южного Урала».
  4. Экономико-географическая характеристика города (районного центра).
  5. Сравнительная характеристика районов и городов.
  6. Конкурс проектов: выступление на градостроительном совете с концепцией развития сельского поселения.
  7. Контурная карта. Города и районы Южного Урала.

Тема 4. Челябинская область – субъект Российской Федерации.

Региональный рынок труда. Структура занятости населения в районе (городе, селе). Юридически-правовые аспекты развития края. Сфера защиты прав, интересов, здоровья жителей (юридические консультации, поликлиники, диагностические центры и др.). Известные врачи, социологи, политики, юристы и правозащитники. Социальный портрет южноуральца в прошлом и настоящем.

Уральский федеральный округ. Законодательное собрание Челябинской области. Устав и законы Челябинской области. Губернатор и Правительство Челябинской области. Челябинский областной суд и система правосудия. Местное самоуправление. Муниципальные районы и городские округа. Газеты, журналы, радио, телевидение и Интернет на Южном Урале. Роль средств массовой информации в социальной и культурной жизни Челябинской области.

Встречи с интересными людьми, интервью:

  1. Депутаты, представители органов управления о полномочиях местных властей.
  2. Журналисты о своей работе.
  3. Социологический опрос: «Социальные проблемы Южного Урала и пути их решения».

Экскурсии:

  1. Школьный (краеведческий) музей об истории Челябинской области.
  2. Объединенный Государственный архив Челябинской области (историческая выставка).
  3. Музей Челябинского областного суда.

Практические работы:

  1. Анализ статистики социально-культурного развития региона. Построение диаграмм и графиков.
  2. Выполнение схемы «Разделение властей в Челябинской области».
  3. Подготовка стенгазеты «Социальный портрет южноуральца».
  4. Сравнительная характеристика «Челябинская городская дума в начале ХХ в. и в начале XXI в.
  5. Конкурс проектов: выступление кандидата в депутаты перед избирателями с предложениями по решению социальных проблем.

Местный (школьный) компонент (6 час.)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  курса краеведения

«Челябинская область – субъект Российской Федерации» ( 9класс, 35 час)

Дата


п/п

Наименование темы, учебного занятия

Материал

учебника

Примечание

Тема 1 «От  Исетской провинции до Челябинской области»                                                            (4 час).

Введение. «От  Исетской провинции до Челябинской области»

Урок-практикум по карте

2.

В горных округах : южноуральские заводы.

§2

Контурная карта

3

« На службе Отечеству»: оренбургское казачество

§ 1

4.

«Зауральский Чикаго»: дореволюционный Челябинск

§3

Тема 2. «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области» (10 ч)

5

«Опорный край державы»: общая характеристика хозяйства

 §4

6

Бурый у голь и мирный атом: топливно-энергетический комплекс

 §5

7

«Хлеб  экономики : чёрная, цветная и «белая» металлургия

§6

8

Машиностроительный комплекс Южного Урала

§7

Контурная карта

9

Химико-лесной комплекс Южного Урала

§8

10

«Фундамент завтрашнего дня»: строительный комплекс

§9

11

Агропромышленный комплекс Южного Урала

§10

12

Легкая промышленность Южного Урала

§11

13

Инфраструктурный комплекс  Южного Урала

 §12

Контурная карта

14

 От охраны природы к устойчивому развитию: экология и природопользованию

 Г. Ч.О§13

15

 Обобщающее  повторение  темы : «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области»  

С.74Тестирование

Тема 3.

Микрорегионы и города Южного Урала (9ч)

16

«Край дважды целинный»: Южно-зауральский район

§14

17

«  Стальная столица России - Магнитогорск» .

§ 15

18

 Горнозаводской район.

§16эссе 

Виртуальная Экскурсия

19

Южноуральское «Сколково»: Озёрск,Снежинск,Трёхгорный

§ 17

20

 «Центр или периферия?»-Восточно-зауральский район.

§18

21

Челябинск – столица  Южного Урала»

§19

Защита проектов

22  

 «Экономика Троицка и Троицкого района».

М/К

Лабораторная работа с учебником и контурной картой и раб. тетрадью.

23



 «Между Европой и Азией»: экономические связи Южного Урала


§ 20

Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы.

24

Обобщающее  повторение  темы: «Микрорегионы и города Южного Урала»

 

Тема 4. Челябинская область – субъект Российской Федерации.

25

  Южноуральцы – главное богатство нашего края

§ 21

26

Губернатор  и депутаты: полномочия областных органов государственной власти

§ 22. лит-ра

Подготовка стенгазеты

27

         « На страже Закона»: судебная власть 

§ 23 работа с  документами

28

«От мэра до старшего по подъезду»: Местное самоуправление

§ 24 Доп.лит-ра

29

«Четвёртая власть»: средства массовой информации

§ 25

Урок- практикум

30

Местное самоуправление  на примере  Троицкого района и с  Бобровка 

Встреча -конференция

М/к Встреча с депутатами

31

Обобщающее  повторение  темы: Челябинская область – субъект Российской Федерации.

Конкурс проектов

32

Итоговая контрольная работа

33

Газеты, журналы, радио, телевидение г. Троицка и Троицкого района. Роль средств массовой информации в социальной и культурной жизни района.  


Обмен впечатлений

Встреча с местными журналистами

 

34

Школьный музей об истории Челябинской области

 Экскурсия

35

Экскурсия:

Местные предприятия коммунального хозяйства и системы жизнеобеспечения


Экскурсия

Контрольные работы по курсу

15

 Обобщающее  повторение  темы : «Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области»  

С.74Тестирование

32

Итоговая контрольная работа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся

В результате изучения курса ученик должен…

знать/понимать

  1. краеведческие понятия и термины:  ‘’ экономика, этнография, генеалогия, метрические книги, шежере; фольклор, топонимика; миграция, колонизация, ассимиляция; этнос, этнографическая группа; крестьяне, казаки, горнозаводские жители; изба, горница, тирмэ (юрта); реальное училище, гимназия, университет; церковь, мечеть, синагога, костёл, кирха; архив, библиотека, музей; круглая скульптура, рельеф, гравюра; «престольный праздник», сабантуй, фестиваль;
  2. лингвистическую классификацию народов Южного Урала; десять наиболее многочисленных национальностей Челябинской области;
  3. ключевые события истории народов Южного Урала: 1552 г. – после взятия Казани войсками Ивана IV Грозного башкиры добровольно приняли подданство русского царя; 1682 г. – основана Белоярская (Теченская) слобода (первое русское поселение на территории современной Челябинской области); 1731 г. – хан Младшего казахского жуза Абулхаир принят в подданство Российской империи; 1842 г. – казаки-нагайбаки переселены на Новую пограничную линию; 1897 г. – Первая Всероссийская перепись населения;
  4. ключевые события истории культуры Южного Урала: 1779 г. – открылось русское словесное училище (первая школа на территории Челябинской области); 1816 г. – открылся музей в Златоусте (старейший в Челябинской области); 1900 г. – Каслинский павильон получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже; 1903 г. - открылся Народный дом в Челябинске (ныне здание Театра юного зрителя); 1904 г. – первая демонстрация кинофильмов в Челябинске; 1921 г. – начал действовать Челябинский архив; 1922 г. – открылся театр драмы в Челябинске; 1923 г. – открылся краеведческий музей в Челябинске; 1929 г. – открылся ветеринарный институт в Троицке; 1956 г. – открылся театр оперы и балета в Челябинске; 1976 г. – открылся Челябинский государственный университет;
  5. результаты важнейших исследований ученых и краеведов: М.Д. Голубых, И.Г. Горохов, В.П. Бирюков, А.М. Маметьев, А.И. Лазарев, А.П. Моисеев, А.А. Рыбалко, Г.С. Трифонова, Е.В. Конышева, Е.И. Артюшкина;
  6. творчество выдающихся деятелей культуры Южного Урала: П.Г. Сафронов, А.К. Буров, Е.В. Александров; Л.Н. Головницкий, В.С. Зайков, В.А. Авакян, В.Ф. Митрошин; И.Н. Бушуев, Н.А. Лаверецкий, А.В. Чиркин; Н.А. Русаков, И.Л. Вандышев, З.Н. Латфулин; Г.Д. Моргулис, С.Г.Эйдинов, О.Г.Митяев; Н.Ю. Орлов, С.А. Герасимов, Л.Л. Оболенский;

уметь:

  1. анализировать семейные реликвии и фотографии как историко-краеведческие источники;
  2. соотносить даты событий истории Южного Урала с основными периодами отечественной истории;
  3. объяснять происхождение (приводить версии) этнонимов народов Южного Урала;
  4. объяснять причины добровольного и вынужденного переселения представителей различных национальностей на Южный Урал;
  5. показывать на карте Челябинской области районы современного компактного расселения народов;
  6. описывать произведения народного и профессионального искусства, проводить их классификацию;
  7. рецензировать просмотренные театральные постановки и кинофильмы;
  8. приводить примеры связей условий жизни и особенностей культуры народов Южного Урала, их взаимовлияния и взаимодействия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни; художественного языка различных видов искусства; смысла народных и религиозных обрядов и обычаев;
  2. формулирования собственных суждений о значимости переписей населения; об историко-культурном наследии народов Южного Урала;
  3. общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
  4. Используемый учебно-методический комплект

Материалы

для контроля

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Пособия для учителя

Дидактические

материалы

Кузнецов В.М., Кузнецова Е.В.

Контрольные работы по краеведению. 8 класс // Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 4 мая 2007 г. № 243.

Кузнецов В.М., ред.

Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области:– Челябинск: АБРИС, 2008.

Краеведение. Челябинская область. 9 класс: Учебник для основной школы/ под ред. В.М. Кузнецова.–

Челябинск: АБРИС,    2012 г.


М. А. Андреева и А. С. Маркова Учебник  «География Челябинская области» Челябинск: 2002/


Гитис М.С. Южноральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007.

Челябинск. История моего города. Кн. для чтения / Под ред. В.С.Боже Г.С.Шкребня,. 2-е изд. Челябинск: АБРИС,2006 Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учебное пособие. – Челябинск: Абрис, 2009. Гитис М.С Тетради

Тетрадь

юного краеведа «Троицкий район» Челябинск: Абрис, 2009.

А. С. Маркова, Т. Н. Малышева, Н. М. Чистякова Уроки по изучению географии Челябинской области  Челябинск: АБРИС, 2008г.

Гитис М.С.

Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.

Челябинская область. Атлас / под ред. проф. В.В. Латюшина. – изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.

Виноградов Н.Б. Исчезнувший мир: атлас древней истории Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1995.

Используемая дополнительная литература

  1. Алеврас Н.Н., Конюченко А.И. История Урала XI – XVIII вв. Учебн. пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.
  2. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. пособие. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  3. Челябинская область. Краткий справочник / Авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2004.
  4. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2006НаНн.
  5. Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
  6. Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-5. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
  7. Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д., Кузнецов В.М., Салмина М.С. История Урала (XI – XVIII вв.): Метод. пособие для учителя. Челябинск: ЮУКИ, 2001.
  8. Андреева М.А. Озера Среднего и Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1973.
  9. Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия / Науч. ред. Г.Б.Зданович; сост. Н.О.Иванова. Челябинск: Каменный пояс, 1995.
  10. Архипова Н.П. Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Свердловск: СУКИ, 1980.
  11. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., ШкеринВ.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века XVIII века: Учеб. пособие. Екатеринбург: Дом учителя, 2001.
  12. Обухов., Шкерин В.А. ,Шкребень Г.С.  История УралаXIX – XX веков : Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во  «Сократ», 2005.
  13. Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей: В 2-х частях. Ч.1. УрО РАН, ЧелГУ. Челябинск: ЮУКИ, 1992.
  14. Горное сердце края / Сост. А.П. Моисеев. Челябинск: Рифей, 1994.
  15. Культура оренбургского казачества:сб. науч. Ст./ отв. ред. С. Е. Матушкин. Челябинск: Челяб.  Гос. ун-т,2007
  16. Наш дом  - Южный Урал./Ред. – сост.У.С. Бабунова/  Челябинск: Взгляд, 2007.
  17. Новое в археологии Южного Урала: Сб. научных трудов / Под ред. С.А. Григорьева. Челябинск: Рифей, 1996.
  18. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Челябинск: АТОКСО, 1993.
  19. Скобелкин Е.И..Шамсутдинов И.В. Щит порубежья, опора отечества.-Еманжелинск:, 2008.
  20. Ильменский заповедник. Челябинск: ЮУКИ, 1991.
  21. Калишев В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала. Челябинск, 1998.
  22. Матвеев А.К. Вершины Каменного пояса. Челябинск: ЮУКИ, 1990.
  23.  Аблина Н.А. Путешествия по столетиям… Троицку 260 лет. Челябинск: : Дом  печати, 2003.
  24. Виноградов Н.Б. и др.Страницы древней истории Южного Урала: методическое пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.
  25. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 2007.
  1. Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учебное пособие. – Челябинск: Абрис, 2009.

Материалы для контроля:

  1. Контрольно-измерительные материалы по курсу краеведения 9 класса «История и культура народов Южного Урала» Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 13 мая 2010 г. № 322

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Отечественная история до начала XX века: Учебное электронное издание. 1CD. – М.: ИНК, 2004.
  2. Виртуальная школа. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время.- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
  3. Стратегия Победы Восток. 1941-1945. 1CD. – М.: ИНК,2004
  4. История техники: Электронное средство учебного назначения. 2 CD. – М.: ГУРЦЭМТО; ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2004.
  5. Культурология: Русская художественная культура в контексте культур народов мира. 2 CD. – М.: ГУРЦЭМТО; ЗАО «Новый Диск»,2003.
  6. История религий: Электронное издание психолого-педагогического воспитательного назначения. 1 CD. - М.: ГУРЦЭМТО: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
  7. История искусства: Электронное средство учебного назначения. 2 CD. – М.: ГУРЦЭМТО: ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
  8. Приложение
  9. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  10. Цель проведения контрольной работы – оценка уровня подготовки обучающихся по курсу
  11. План (спецификация) контрольной работы:

Код

задания

Проверяемые элементы

содержания образования

Уровень

сложности

задания

Тип

задания

Макс. балл

за задание

А1

Границы Челябинской области

Б

ВО

1

А2

Органы государственной власти Челябинской

Б

ВО

1

А3

История Челябинской области

Б

ВО

1

А4

История Челябинской области

Б

ВО

1

А5

Отрасли специализации экономики Челябинской области. Металлургия и машиностроение

Б

ВО

1

А6

Отрасли специализации экономики Челябинской области. Энергетика

П

ВО

1

А7

Агропромышленный комплекс Челябинской области

Б

ВО

1

А8

Транспортная система Челябинской области

Б

ВО

1

А9

* История и экономика Челябинска

П

ВО

1

В1

Губернатор – высшее должностное лицо Челябинской области

П

КО

1

В2

Население и города Челябинской области

П

КО

3

В3

История и общая характеристика хозяйства Челябинской области

П

КО

2

В4

* История и экономика Челябинска

П

КО

2

В5

* Местное самоуправление Челябинска

П

КО

2

С1

* Геополитическое положение Челябинской области и Челябинска. Экологические проблемы в Челябинской области и Челябинске, пути их решения

В

РО

6

Всего

25

  1. * Проверяется местный материал (школьный компонент)

Уровень сложности задания:

Тип задания:

Б – базовый

П – повышенный

В – высокий

ВО – задание с выбором ответа

КО – задание с кратким открытым ответом

РО – задание с развернутым открытым ответом


  1. Контрольная работа по курсу

Учени             9 класса

МОУ

(фамилия, имя)

  1. Вариант I
  2. Инструкция по выполнению работы
  3. Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 10 заданий. На её выполнение отводится 30 минут. Ответы на задания необходимо выполнять на данных бланках с вопросами.
  4. Часть 1 включает 6 заданий. К каждому заданию даётся 3 варианта ответа, только один из которых – правильный. Номер правильного ответа необходимо обвести кружком.

А1

С государственной границей Российской Федерации совпадает граница Челябинской области…

1

с Республикой Башкортостан

2

с Республикой Казахстан

3

с Курганской областью

4

со Свердловской областью

А2

Высший исполнительный орган государственной власти Челябинской области называется

1

исполнительный комитет

2

министерство

3

областная администрация

4

правительство области

А3

С. Бродокалмак, с. Русская Теча и с. Усть-Багаряк в начале ХХ века относились к территории

1

Исетской провинции

2

Кыштымского горного округа

3

Оренбургского казачьего войска

4

Челябинского уезда

А4

Челябинская область была образована

1

17 января 1934 г.

2

6 февраля 1943 г.

3

13 октября 1976 г.

4

13 апреля 1995 г.

А5

Найдите лишний среди городов Челябинской области, в которых расположены крупнейшие предприятия отрасли специализации региона – машиностроительные заводы

1

Верхнеуральск

2

Златоуст

3

Кыштым

4

Миасс

А6

Какому из городов Челябинского угольного бассейна принадлежит этот герб?

1

Еманжелинск

2

Копейск

3

Коркино

4

Челябинск

А7

К какой отрасли хозяйства относятся знаменитые холдинги «Равис», «Макфа» и «Ариант»?

1

Коммунальной

2

Легкой

3

Пищевой

4

Химической

А8

Начало Транссибирской магистрали – самой протяженной в мире железной дороги длиной более 9 тыс. км

1

Екатеринбург

2

Златоуст

3

Москва

4

Челябинск

А -9.К какой стадии по уровню социально-экономического развития

 относится территория Челябинской области, в которой мы проживаем?


  1. Контрольная работа по курсу

Учени             9 класса

МОУ

(фамилия, имя)

  1. Вариант II
  2. Инструкция по выполнению работы
  3. Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 10 заданий. На её выполнение отводится 30 минут. Ответы на задания необходимо выполнять на данных бланках с вопросами.
  4. Часть 1 включает 6 заданий. К каждому заданию даётся 3 варианта ответа, только один из которых – правильный. Номер правильного ответа необходимо обвести кружком.

А1

Челябинская область имеет наиболее протяженную границу

1

с Республикой Башкортостан

2

с Республикой Казахстан

3

с Курганской областью

4

со Свердловской областью

А2

Законодательный (представительный) орган государственной власти Челябинской области называется:

1

Законодательное Собрание

2

Областная Дума

3

Правительство

4

Совет депутатов

А3

Современные с. Еткульское, г. Миасс, пос. Чурилово в начале ХХ века относились к территории

1

Исетской провинции

2

Кыштымского горного округа

3

Оренбургского казачьего войска

4

Челябинского уезда

А4

Первый Устав Челябинской области был принят

1

17 января 1934 г.

2

6 февраля 1943 г.

3

13 октября 1976 г.

4

13 апреля 1995 г.

А5

Найдите лишний среди городов Челябинской области, в которых расположены предприятия отрасли специализации региона – черной металлургии

1

Верхний Уфалей

2

Златоуст

3

Сатка

4

Челябинск

А6

Какому из «закрытых» городов Челябинской области, где планировали построить Южно-Уральскую атомную станцию, принадлежит этот герб?

1

Локомотивный

2

Озерск

3

Снежинск

4

Трехгорный

А7

К какой отрасли животноводства относится агропромышленное предприятие, которое находится в поселке Красногорском Еманжелинского района Челябинской области?

1

Молочное животноводство

2

Овцецоводство

3

Птицеводство

4

Свиноводство

А8

Город железнодорожников, узел широтных и меридиональных магистралей, связывающих промышленные предприятия Урала с Казахстаном и Средней Азией

1

Бреды

2

Карталы

3

Усть-Катав

4

Южноуральск

А9

К территории какой губернии относился наш город в начале ХХ века?

1

Оренбургской

2

Пермской

3

Уфимской

4

Челябинской


  1. Часть 2 состоит из 3 заданий. Ответы на эти задания необходимо сформулировать самостоятельно, в виде слова, сочетания букв или цифр, (например, Челябинск, АБВГ, 1234), и вписать в прямоугольник.

В1

Прочтите краткое жизнеописание известного политического деятеля Челябинской области, укажите его фамилию, имя, отчество и должность

Родился в 1946 г. в селе Верхняя Санарка под Троицком. Окончил металлургический факультет ЧПИ. После института работал на ЧМЗ подручным сталевара, мастером. Затем на комсомольской и партийной работе. Возглавлял общественно-политическое движение «За возрождение Урала».

В2

Расставьте города Челябинской области по убыванию численности населения после Челябинска, Магнитогорска, Златоуста и Миасса

А) Троицк

Б) Копейск

В) Снежинск

Г) Озерск

1.

2.

3.

4.

В3

Укажите, за какие заслуги перед страной 4 декабря 1970 г. Челябинская область была награждена вторым орденом Ленина?


В4

Укажите название и экономическую отрасль, которой относится градообразующее предприятие нашего района.

В5

Укажите фамилию, имя, отчество и должность высшего должностного лица в нашем городе.

  1. Часть 3 включает 1 задание с развернутым открытым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связного рассказа.

С1

Как называется наука, изучающая взаимоотношения человека и природы? Опишите проблемы, связанные с охраной окружающей среды в Челябинской области и Челябинске. Какие могут быть пути решения этих проблем?


  1. Указания к проверке и оцениванию контрольной работы
  2. 1) Дробные баллы (0,25; 1,5) при оценивании не допускаются.
  3. 2) В заданиях А1-В1 выставляются максимальные баллы (1 или 2).
  4. 3) В заданиях В2-С1 баллы выставляются от 1 до максимального.

Код

Правильный ответ

Баллы

I вариант

II вариант

А1

2

1

1

А2

4

1

1

А3

4

3

1

А4

1

4

1

А5

1

1

1

А6

1

2

1

А7

3

4

1

А8

4

2

1

А9

*

*

1

В1

Михаил Валерьевич Юревич – губернатор Челябинской области

Петр Иванович Сумин – экс-губернатор Челябинской области

1

В2

Г А В Б

Б Г А В

1-3

В3

За успехи в освоении целинных земель и выполнение планов сдачи зерна государству

За успехи в выполнении по развитию народного хозяйства и особенно отраслей тяжелой промышленности

1-2

В4

*

*

1-2

В5

*

*

1-2

С1

Связный рассказ. Основное содержание ответов:

1-6

1) Наука о законах развития хозяйства и рациональных правилах его ведения

2)* В конце ХХ столетия с распадом СССР территория Челябинской области, находившаяся в центре страны, как и в XVIII в., вновь стала пограничной

3-4)* Положительные изменения

5-6) * Проблемы и негативные последствия

1) Наука о взаимоотношении человека и природы – экология.

2-6)* Экологические проблемы и пути их решения: загрязнение атмосферы и вод; радиоактивное загрязнение; загрязнение почв и последствия разработки полезных ископаемых; деградация лесов и растительности

Возможны иные формулировки, отличающиеся от примерных ответов, но не искажающие правильного смысла ответа

  1. * Правильный ответ определен учителем (вопрос по местному материалу)
  2. 4) Отметка за работу выставляется в соответствии со шкалой перевода

Суммарный балл

% выполнения

Отметка по 5-балльной шкале

20-25

80-100

«5»

15-19

60-76

«4»

10-14

40-56

«3»

0 -  9

  0-36

«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы  для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)...