Рабочая программа по краеведению 7 класс.
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Фомина Марина Владимировна

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам.директора МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

___________/Нурмухамбетова К.К./

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

__________/Корниенко В.Н./

Приказ №           от

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «краеведение»

для обучающихся 7 класса

МБОУ «ООШ. С. Степное»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

На 2012/2013 учебный год

Составитель:

Фомина Марина Владимировна

учитель географии

второй квалификационной категории

Пояснительная записка.

Рабочая  учебная программа  разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.

Данная программа содержит план изучения учебного материала по краеведению и предназначена для обучающихся 7 класса.

Рабочая учебная программа предназначена для обучения в  МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского района Саратовской области.

            Основные цели и задачи курса:

1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

 2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

 3. Способствовать развитию биолого – экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

 4. Опираясь на концепцию В.И. Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

 5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

 6.  Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

 7.  Научить детей чувствовать красоту природы.

8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты).

Специфика предмета:

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:

1. Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса,  т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

2. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Расте-ния. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возмож-ности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

Ожидаемые образовательные результаты:

Обучающиеся должны знать/понимать

– сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;

– значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия;

– роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;

– роль растений, грибов и животных в жизни человека;

– распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;

– роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.

Обучающиеся должны  уметь

– определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;

–называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;

– узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;

– объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;

– давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным  изменениям в жизни растений и животных;

– определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;

– прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;

– применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.

Учебно – тематический план.


п/п

Тематический блок

Кол- во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Введение  

1

2

Методы краеведческой работы

2

3

Краткая географическая характеристика области. Характеристика природных сообществ

4

4

Растительный мир

8

8

1

5

Животный мир области

8

8

1

6

История развития органического мира

4

7

Влияние Человека на природные объекты.

Охрана природы

5

2

1

8

Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба»

3

1

9

Всего

35

18

1

3

Основное содержание тематического плана.

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Введение  

Краеведение - наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением – география, биология, геология, история, метеорология. Краеведческая работа в области. Важнейшие краеведческие музеи. Районный краеведческий музей. Видные ученые краеведы области (Леопольдов А. Ф., Минх А. Н., Тилло А. А., Худяков Д. С. и др.). Краеведческие кружки, школьные музеи, детские краеведческие походы, как формы краеведческой работы.


1

 Методы краеведческой работы.

Полевые наблюдения. Походы, экскурсии, фенологические и метеорологические наблюдения. Работа с картографическим материалом. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet. Статистическая обработка материала.

Школьный краеведческий музей. Особенности школьных музеев. Размещение, оформление и систематизация экспонатов. Методика сбора палеонтологического исторического и биологического материала. Систематизация отобранного материала. Размещение экспонатов, оформление витрин, диорам, каталогизация коллекции.  

*Практическая работа со школьными определителями растений и животных.

2

Краткая географическая характеристика области. Характеристика природных сообществ

Рельеф. Приволжская возвышенность, Приокско-донская и Прикаспийская низменности, Сырт. Геологическая структура и важнейшие полезные ископаемые. Внутренние водоемы. Волга, малые реки, озера, пруды. Климат области. Сезонные климатические изменения. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Основные природные зоны – лесостепь, степь, полупустыня. Пойменные природные объекты.  

Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными  и климатическими характеристиками. Особенности представителей  живого мира, обитающих в разных условиях. Взаимоотношения живых организмах в разных экосистемах. Природные сообщества лесостепной, степной и полупустынных зон. Природные сообщества пойм. Сообщества водоемов. Основные природные сообщества своей местности.

*Практическая работа с атласом карт Саратовской области.

*Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).

4

Растительный мир

Характеристика почв области. Общая информация о флоре. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зоны. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Редкие и охраняемые виды грибов. Использование растений в жизни человека. Лекарственные, пищевые растения. Дикорастущие листовые овощные растения. Сельскохозяйственные культуры. НИИ "Элита Поволжья". Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И.Вавилов, Д.Л.Цицин, И.Н. Мамонтова и др.). Растения – паразиты. Сорные растения. Изучение распространенности местной флоры в зависимости от зоны, рельефа почв, водного режима и пр.

Изучение флоры родного населенного родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта. Причины преобладания определенных форм растений в районе. Основные сельскохозяйственные культуры, характерные для района.  

*Практическая работа по изготовлению гербариев растений.

*Составление рефератов об интересных растениях района.

8

 Животный мир области

Общая характеристика фауны области. Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. Беспозвоночные животные. Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые характерные для нашего края. Характерные птицы и млекопитающие района. Оседлые и мигрирующие птицы.  Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года. Животноводство в Саратовской области. Животный мир городов и других населённых пунктов.

*Экскурсии в лес (лесополосу), в степь, на реку (озеро, пруд).

*Составление списков местных животных и растений.

*Практическая работа Зарисовка животных.

*Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района.

8

История развития органического мира.

Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии. Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.). Характерные ископаемые животные  области – губки, плеченогие, аммониты, белемниты, акулы, ихтиозавры и плезиозавры. Палеонтологическая характеристика родного края.

*Экскурсия в карьер на обрыв или в места выхода древних пород.  

*Составление рефератов о наиболее интересных вымерших животных и растений или интересных геологических эпохах (отложения которых находятся на территории района).  


4

Влияние Человека на природные объекты . Охрана природы  

Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Промышленные предприятия. Саратовский химкомбинат и нефтеперерабатывающий завод, Балаковский комбинат химического волокна, Вольские цементные заводы и др. Промышленные предприятия, влияющие на окружающую среду в нашей местности. Предприятия энергетики. Добыча и транспортировка нефти и газа. Балаковская АЭС и экологические проблемы, связанные с ней. Крупнейшие месторождения и путепроводы области. Гидроэлектростанции и их влияние на флору, и фауну Волги. Транспорт. Важнейшие магистрали области. Сельское хозяйство. Глобальное влияние распашки целинных земель и строительство Саратовской оросительной системы на фауну и флору области. Влияние пестицидов на природные живые объекты. Влияние населения на состояние окружающей среды. Свалки. Методы снижения бытовой нагрузки на окружающую среду. ВПК. Проблемы, связанные с ликвидацией химического оружия.  

Природоохранная деятельность в Саратовской области. Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Меры охраны природной среды. Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод.  Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Гос. НИИОРХ. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края. Дрофа, стрепет, орлан-белохвост, тюльпан Шренка, Венерин Башмачок и другие уникальные растения и животные – природные достояния всей планеты.

Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объекты родного края.

*Составление красной книги своего района.



5

Итоговая конференция «Судьба природы– наша судьба»

3

Календарно – тематическое планирование.

 

Тема

Практические работы, проекты

Дата проведения

Корректировка

1.

Введение. Цели и задачи курса «Биологическое краеведение».

2.

Методы краеведческой работы.

№1. Полевые наблюдения.  Работа с картографическим материалом.

3.

Экскурсия на пришкольный участок

№2. Ознакомление с методами гербаризации растений, правилами оформления гербария.

4.

Особенности компонентов природы Саратовской области  (Рельеф, климат, природные зоны)

№3.  Работа с картами Саратовской области для установления связей фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками

5.

Природные сообщества лесной, степной и полупустынных зон; пойм, водоёмов. Основные природные сообщества своей местности.

.

6.

Практическая работа с атласом карт Саратовской области.

7.

Экскурсия. Изучение местных экосистем: лесополоса, луг, поляна, водоём.

8.

Общая информация о флоре Саратовской области.  

9.

Споровые растения. Грибы.

10.

Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области.

11.

Сельскохозяйственные культуры

12.

Лесная растительность

13.

Степная и полупустынная растительность

14.

Луговая и прибрежно-водная растительность

15.

Обобщающее повторение. Контрольная работа по теме растительный мир области

16.

Общая характеристика фауны области

17.

Животные лесостепной, степной и полупустынной зоны

18.

Околоводные и водные животные

19.

Беспозвоночные животные.

20.

Связь жизни животных с климатическими условиями и временами года

№4.  Фенологические наблюдения за животными

21.

Животноводство в Саратовской области. Сельскохозяйственные животные. Заочная экскурсия на зооферму

22.

Животные города

№5.  Наблюдение за птицами. Зарисовка животных

23.

Обобщение материала по теме «Животные Саратовской области»

24.

Основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии

25.

Характерные ископаемые животные области

26.

Палеонтологическая характеристика родного края

27.

Обобщение по теме «История развития органического мира». 

Составление рефератов о наиболее интересных вымерших животных и растений или интересных геологических эпохах

28.

Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области.

29.

Влияние сельского хозяйства на природу области

30.

Природоохранная деятельность в Саратовской области

31.

Красная книга Саратовской области

32.

Итоговая контрольная работа по курсу биологическое краеведение

33 - 35.

Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба» .

Защита проектов

Информационно – методическое обеспечение.

УМК:

«Биологическое краеведение»: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 96 с.

Рабочая тетрадь по «Биологическому краеведению» Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская: для  7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 64 с.

        Программа «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ
авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.

Литература для учителя:

1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.
        2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 - 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 - 2006 гг.

        3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.

Литература  для обучающихся:


       1. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив.    Изд-во, 1989.
      2.  Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы  для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)...