Рабочая программа по краеведению 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме

Мироненко Людмила Николаевна

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область. Включает календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по краеведению 8 класс791.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Бобровская средняя общеобразовательная школа» Троицкого муниципального района Челябинской области

           РАССМОТРЕНО                                        СОГЛАСОВАНО                                  УТВЕРЖДАЮ                                        

            ШМО                                              Зам.директора по УВР                          Директор

      Руководитель:                                                     В.Н..  Бегашева                                     В. Е. Чернова

       «___»__________2012__г.                     «___»___________2012г.            «____»________2012__г.

         

Рабочая  учебная программа

по  краеведению  для 6-9 классов_(8 класс)_____

на 2012 -2013  учебный год

составлена  на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008).

Примерной  программы основного  общего  образования

Краеведение. Челябинская область. 8 класс: Учебник для основной школы/ под ред. В.М. Кузнецова.–

Челябинск: АБРИС,    2010г.

Учитель: Л. Н.Мироненко

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

                                   

2012г.


СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

Пояснительная записка………………………………

4-5

Содержание курса…………………………………

7-11

Календарно-тематический план курса……………………………………12 -13      

Планируемые результаты обучения по курсу …...……………………

14-15

Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу……

15-16

Цифровые образовательные ресурсы по курсу ....……………………

17

Приложения………………………………….

Контрольно-измерительные материалы по курсу ……………………

17-22


 

 

ПАСПОРТ

рабочей программы учебного курса краеведения

«История и культура народов Южного Урала» (8 класс)

Тип программы: программа общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

 Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания учебного курса

Назначение программы:

  1. для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  2. для педагогических работников МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» программа определяет приоритеты в содержании исторического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  3. для администрации МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» программа является основанием для определения качества реализации общего краеведческого образования.

Категория обучающихся: учащиеся 8-х классов МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа» 

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 35 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

 Уровень освоения содержания краеведческого образования: общекультурный.

Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и творческий.

Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточная аттестация в форме контрольной работы

Итоговый документ: аттестат об основном общем образован (выставляется отметка по предмету «Краеведение» за 9 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебного предмета «Краеведение» в основной школе (6-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  1. Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской

Области / Под общей редакцией канд. ист. наук В.М.Кузнецова/. – Челябинск: АБРИС, 2008

  1. Концепция краеведческого образования в Челябинской области  (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);
  2. Об  утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 года № 1089);
  3. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 – 2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16 июня 2011 г. № о4-997)
  4. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных дисциплин, предметов, курсов (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404;
  5. «О преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области

в 2012-2013 учебном году» (приложение № 10  к письму Министерства образования и науки Челябинской области

 от 10 .07. 2012 г. № 24/5135);

  1. Учебный план МКОУ « Бобровская средняя общеобразовательная школа» на 2012 – 2013 учебный год.

Согласно учебному плану МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа»   учебный предмет

«Краеведение» изучается в 6-9 классах основной школы. На изучение курса краеведения «История и культура

народов Южного Урала» в 8 классе выделяется 35 часов в год (1 час в неделю).

Данная рабочая программа инновационного курса краеведения 8 класса  «История и культура народов  Южного Урала» составлена на основе вариативной программы по краеведению под редакцией В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС, 2009).

Главной целью краеведческого образования в основной школе является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Целью краеведческого образования в 8 классе является изучение систематического интегрированного курса краеведения Челябинского Южного Урала, направленного на воспитание гражданина России, патриота малой Родины, осознающего свою идентичность как члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности и желающего принять активное участие в развитии культуры города Троицка и родного села Бобровка,и всего Троицкого района.

Изучение краеведения в курсе «История и культура народов Южного Урала» направлено на достижение следующих задач:

освоение учащимися знаний об основных этапах формирования многонационального населения Челябинской области, о достижениях культуры города Троицка и родного села Бобровка, и Троицкого района.

  1. освоение гуманистических традиций и ценностей современного российского общества, понимание культурного многообразия региона, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  2. овладение обучающимися умениями самостоятельно работать с основными источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия;
  3. развитие у школьников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием городской среды, приобщения к решению местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
  4. готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  5. воспитание у детей уважения к историко-культурному наследию Челябинского Южного Урала, любви к родному

 селу Бобровка Троицкого района, городу Троицку, позитивного отношения к городской и сельской среде; социально-ответственному поведению в ней;

  1. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению, возрождению и развитию культуры родного края.

Ведущими принципами обучения по краеведению в 8 классе являются интеграция, наглядность.

Структура интегрированного учебного курса 8 класса определяется тем, что краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы. В структуре курса выделяются 2 учебные темы: «Народы Южного Урала: история и современность», «Просвещение и искусство на Южном Урале».

В основу содержания курса положено понимание краеведения как интегрированного учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала. Обращается пристальное внимание к субрегиональному материалу, изучению истории и культуры многонационального населения родного села Бобровка Троицкого района, города Троицка, Северо-Восточного микрорайона.

На изучение курса «История и культура народов Южного Урала» в 8 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). В основу составления календарно-тематического плана положен принцип нелинейного использования учебника. На изучение темы «народы Южного Урала: история и современность» отводится 17 часов, на изучение темы «Просвещение и искусство на Южном Урале» - 18 часов.

При изучении курса краеведения «История и культура народов южного Урала» в 8 классе используется учебно-методический комплект издательства «АБРИС», включающий учебник, книгу для чтения и справочные издания. Используется также учебник «Челябинск. История моего города» и дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы – в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем, и компакт-диски «Антология фольклора народов Урала».

В преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в основной школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), уроки-конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответственно обозначенные указанными сокращениями.

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по краеведению используются следующие виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный устный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (письменная контрольная работа). Годовая контрольная работа проводится по контрольно-измерительным материалам, рекомендованным кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, с включением заданий по местному (школьному) компоненту содержания курса.

Планируемые результаты обучения по курсу, как ступени личностного и коллективного роста учащихся в краеведческом образовании, представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».

На основании решения педагогического совета МКОУ« Бобровская средняя общеобразовательная школа»   оценка по краеведению выставляется по полугодиям.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КРАЕВЕДЕНИЯ

                                           «История и культура народов Южного Урала» ( 8класс, 35 час)

Введение. Как различают и что объединяет народы? (1 час). Многонациональность как специфика населения Челябинского Урала. Признаки этноса. Науки, изучающие историю и культуру народов: этнография, антропология, лингвистика, фольклористика, топонимика, статистика, социология, генеалогия, искусствоведение. Стационарный, сезонный и маршрутный методы полевых этнографических исследований.

Тема 1. Народы Южного Урала: история и современность (17 часов)

«Между Европой и Азией»: древние жители Южного Урала и их потомки. Основные этапы истории народов Южного Урала в древности и средневековье. Индоиранские (индоевропейские), финно-угорские (уральские) и тюркские (алтайские) народы. Мордва и чуваши. Учебная экскурсия. Этнографическая экспозиция в Челябинском областном краеведческом музее.

«Коренные южноуральцы»: башкиры и казахи. Этногенез современных тюркских народов. Этнонимы «башкорт» и «казак». Родоплеменное деление. Кочевая система хозяйства. Распространение ислама и доисламские верования. Вхождение в состав Российского государства. Расселение башкир и казахов на территории современной Челябинской области.

«Крестьяне, казаки и заводские»: русские. Ассимиляция восточными славянами финно-угорских и балтских племен. Этноним «русские». Формирование русского населения на Южном Урале. Расширение этнической территории русского народа. Этнографические группы русского населения Челябинской области. Комплексное хозяйство. Лингвистический практикум. Составление словаря местных слов и выражений.

«Братья-славяне»: украинцы. Этнонимы «малороссы», «украинцы». Воссоединение Украины с Россией. Основные этапы переселения украинцев на Южный Урал. Украинцы в составе населения Челябинской области.

«Загадочные земляки»: татары и нагайбаки. Практикум по решению познавательных заданий. Этноним «татары». Этнографические группы татар. Тептяри и мишари. Расселение татар на Южном Урале. Торговля и посредническая деятельность татарских купцов. Нагайбаки – коренной малочисленный народ Южного Урала.

«Европейцы на Южном Урале»: немцы, евреи и поляки. Урок-конференция. Основные вехи переселения немцев, евреев и поляков на Южный Урал. Знаменитые представители европейских народов в истории и культуре Челябинской области.

Жители дореволюционного Челябинска. Лабораторная работа по анализу статистических данных. Заселение района (города, села) и историческая память местных жителей.

«Масленица и сабантуй»: традиционный календарь и народные праздники. Урок-конференция. Весенне-летний и осенне-зимний циклы праздников. Русско-башкирские параллели в праздничном календаре. Народные праздники в советское время. Рождество и «Новый год». Масленица и «проводы русской зимы». Возрождение традиционной праздничной обрядности. Сабантуй – «праздник плуга». Праздничные атрибуты.

«Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья. Пятистенки и крестовики. Учебная экскурсия. Школьный Изба и горница. «Русская печь». Печь с котлом – казаном и нары у нагайбаков. Юрты тюркского и монгольского типов.

«Путь человека»: народные традиции воспитания и семейные обряды. Учебная экскурсия. Музей г. Троицка. Запись местных календарных и семейных обрядов, детских игр и фольклора, преданий и легенд. Изготовление традиционных детских игрушек, ремесленных изделий.

«Старинные моды»: одежда наших предков. Конкурс проектов. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная, зимняя и летняя. Народный стиль в современной одежде.

«Ребячья артель»: народные ремесла и промыслы Южного Урала. Фоторепортаж. Художественная обработка растительных материалов. Изделия из древесины, бересты, лозы и лыка. Роспись по дереву. Художественное ручное ткачество. Валяние и кошмоделание. Вязание, вышивка и кружевоплетение. Лоскутное шитьё. Изделия из камня и кости. Беседы с мастерами народных ремесел и художественных промыслов. Лабораторная работа с контурной картой. Анализ традиционных орнаментов. Рисунки по мотивам народных ремесел и художественных промыслов.

«Сто лет перемен»: этнические процессы в ХХ веке. Лабораторная работа с контурной картой, диаграммами и графиками. Изменения в национальном составе населения Южного Урала в ХХ вв. Сравнительные данные численности основных национальностей в Челябинской области. Переселенцы из Ближнего и Дальнего Зарубежья. Взаимодействие народов. Деятельность национально-культурных центров. Бажовский фестиваль народного творчества. Лабораторная работа по анализу статистических данных. Современная демографическая картина Троицкого района и села  Бобровка. Национальный состав учащихся школы.

«Купола над городом»: религии и храмы Троицка. Автобусная учебная экскурсия по культовым местам. православные, Свято-Троицкая и Александро-Невская, Дмитриевская церкви, женский монастырь, мечеть,. Внешний вид, устройство и убранство культовых зданий. Поликонфессиональность населения Южного Урала. Милосердие и благотворительность в истории края. Место религии в истории края и в современности.

«Флаг семьи»: происхождение фамилий. Практическая работа по решению познавательных заданий. Современные русские имена из разных языков. Социологический опрос. «Мода на имена» в прошлом и современности. 

«Судьба семьи в истории страны». Урок-конференция с презентацией проектов. «Родословное древо» - генеалогическая схемы своей семьи или знаменитых земляков. 

«Фестиваль народного творчества»: традиционная культура народов Южного Урала и современность. Коллективное творческое дело. Выставка поделок и национальных блюд. Национальные песни и танцы.

Тема 2. Просвещение и искусство на Челябинском Урале (17 час.)

«Школьный мир»: общее образование в Челябинске. Урок-конференция. Народное просвещение в дореволюционный период. Школьное образование в советское время. Современные школы, лицеи и гимназии. Уклад школьной жизни. Известные просветители, заслуженные педагоги и учителя-новаторы.

«Куда пойти учиться»: учреждения профессионального образования в Челябинской области и г.Троицка. Встреча с выпускниками школы. Старейшие вузы города; современное высшее образование: спектр направлений профессиональной подготовки. Начальное и среднее профессиональное образование.

«Путешественники и экспериментаторы»: краеведение и наука. Лабораторная работа с учебником и контурной картой. Первые шаги в изучении нашего края. Ученые-путешественники XVIII – XIX вв. Появление краеведческих организаций и изданий. Развитие краеведения в советский период. Современные научно-исследовательские институты и центры. Энциклопедии и краеведческая литература. Современные ученые и краеведы.

«Хранилища памяти народной»: музеи. Фоторепортаж. Первые музеи на Южном Урале. Разнообразие музеев Челябинской области: краеведческие, исторические, мемориальные, художественные, литературные, естественно-научные, технические и др. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы.

«Гриф секретности снят»: архивы. Учебная экскурсия. Комплектование архивных фондов и хранение документов. Публикационная деятельность архивов. Роль архивов в сохранении исторической памяти. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы.

«В мире книг»: библиотеки и книжное дело. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Библиотеки и их место в культурной жизни нашего края. Библиотечная сеть Челябинской области. Книгоиздательство.

«Строительное искусство»: архитектура Челябинского Урала. Урок-практикум. Особенности архитектуры как вида искусства. Функциональное назначение зданий в архитектуре Южного Урала (фортификационные, производственные, общественные, культурные, культовые, жилые здания). Архитектурные стили общественных и культовых зданий Южного Урала.

Г. Троицк. Учебная экскурсия. История строительства Троицкой ГРЭС. Биография Рыбки.Бобровка. Жилые дома. Детсады. Школа. Дом Культуры.

«Искусство ваяния»: скульптора. Особенности скульптуры как вида искусства. Художественные темы в скульптуре Южного Урала. Памятники деятелям и событиям дореволюционной истории России. Памятники, посвященные революционерам и событиям гражданской войны. Памятники воинам-защитникам Отечества. Памятники трудовой славы края. Памятники деятелям искусства и культуры. Памятники бытового жанра. Жизнь и творчество южноуральских скульпторов.

«Узор чугунных кружев»: каслинское и кусинское литьё. Образцы изделий художественного литья в Челябинске. Технология чугунно-литейного производства. Бронзовое литье. История художественного литья в портретах мастеров и их произведениях.

Изобразительное искусство. Живопись. Учебная экскурсия. Выставочный зал г. Троицк. Тема Урала в изобразительном искусстве. Художественные школы, училища и вузы.

«Иванко-крылатко»: златоустовская гравюра. Приемы художественной обработки металла. Украшенное оружие. Сувенирная продукция советского периода. Художественное творчество современных мастеров Златоуста.

«Звуков волшебство»: музыка. Музыкальная жизнь Южного Урала в прошлом и настоящем. Музыкальные театры, концертные залы, филармонии. Оркестры и хоры. Музыкальные школы, училища и вузы. Композиторы, дирижеры и исполнители; преподаватели музыки. Тема Урала в музыке. 

«У театральной афиши»: театр. Урок-конференция. История и репертуар челябинских театров. Лабораторная работа с театральными афишами. Театральные фестивали.

«Тайны закулисья»: оперный театр. Виртуальная  экскурсия. Челябинский театр оперы и балета им. М.И.Глинки. Архитектура театрального здания. Внешнее убранство и оформление интерьеров. Зрительный зал. Устройство сцены. Гримуборные артистов. Репетиционные залы. Костюмерный цех. «Снимаем кино»: кинематограф. Конкурс проектов. Сценарии фильмов о культуре Южного Урала. Кинотеатры и их история, кинофестивали. Известные деятели кинематографа – южноуральцы.

Повторительно-обобщающий урок. Практическая работа по контурной карте. Конкурс проектов. Театр, кинотеатр, музей, библиотека будущего. Контрольная работа. 

Экскурсии:

  1. Краеведческий музей г. Троицка
  2. Автобусная экскурсия по г.  Троицку
  3. Пешеходная экскурсия по с. Бобровка 
  4. Выставочный зал г. Троицк. Тема Урала в изобразительном искусстве.
  5. Виртуальная  экскурсия. Челябинский театр оперы и балета им. М.И.Глинки

Практические работы 8 класс:

Составление словаря местных слов и выражений.

Описание местных календарных и семейных обрядов.

Запись местных детских игр и фольклора.

  1. Статистический анализ национального состава учащихся школы (населения села, города).
  2. «Родословное древо»: составление генеалогической схемы своей семьи или знаменитых местных жителей.
  1. Изготовление традиционных детских игрушек.
  2. Контурная карта. «Народы Южного Урала».
  3. Рисунки по мотивам народных ремесел и художественных промыслов.
  4. Анализ традиционных орнаментов.
  5. Контурная карта. «Народные ремесла и художественные промыслы Южного Урала».

11. Контурная карта. «Учреждения образования и культуры Южного Урала».

Комплект теоретических вопросов по курсу 8 класса:

1.Первые поселенцы нашего района. села.

2. Древние жители Южного Урала: финно-угорские и иранские племена.

3. Тюркские народы Южного Урала: казахи, башкиры, татары.

4. «Загадочные земляки»:  тептяри, калмыки, нагайбаки.

5. «Братья-славяне»: русские, украинцы и белорусы.

6.«Южно-уральские европейцы»: немцы, поляки и евреи.

7. «Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья.

8. «Масленица и сабантуй»: народный календарь и праздники.

9. «Путь человека»: народные традиции воспитания и семейные обряды.

10. Народные ремесла и художественные промыслы Южного Урала

11. Образование и просвещение. История развития образования.

12. Художественная жизнь края.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  курса краеведения

«История и культура народов Южного Урала» ( 8класс, 35 час)

Дата


п/п

Наименование темы, учебного занятия

Материал

учебника

Примечание

Введение. Как различают и что объединяет народы? (1 час).

 Как различают и что объединяет народы?  Что изучают: этнография, антропология, лингвистика,  топонимика, генеалогия…

§ 1

Тема 1. Народы Южного Урала: история и современность (15 часов)

2.

Древние и средневековые народы

§ 2

3

«Самый уральский народ» - башкиры

§ 3

4

« Народ свободных людей» - казахи .

§ 4

5

Крестьяне,  казаки и заводские - русские

§ 5

6

« Братья – славяне»: украинцы  

§ 6

7

««Загадочные земляки»: тептяри, мещеряки, калмыки и нагайбаки.

 

§ 7

8

Татары  - «представители России в полуденной Азии».

§ 8

9

Потомки древних булгар - чуваши

§9

10

 « Родом из центра России»: мордва

§10

11

«Южно-уральские европейцы»: немцы

§ 11

12

 История древнего народа: евреи.

§ 12

13

 Яркий след на  уральской  земле: поляки

§ 13

14.

Заселение Троицкого района и с. Бобровка

М/к.

15

«Сто лет перемен»: этнические процессы в XX веке

§ 14

16

Обобщающее повторение темы: Народы Южного Урала

§1- 14

С.58

Тема 2.

Просвещение и искусство на Челябинском Урале (18 час.)

17

«Под сенью куполов»: религии и храмы

§ 15

18

 «Купола над городом»: религии и храмы Троицка. Автобусная учебная экскурсия по культовым местам.

эссе 

Экскурсия

М/к

19

 « От училища до университета»: просвещение и образование

§16

20

«Куда пойти учиться»: учреждения профессионального образования в Челябинской области и г.Троицка. Встреча с выпускниками школы. Старейшие вузы города; современное высшее образование: спектр направлений профессиональной подготовки. Начальное и среднее профессиональное образование.

Защита проектов

21

 «Путешественники и экспериментаторы»: краеведение и наука.

§ 17

Лабораторная работа с учебником и контурной картой.

22

 «Хранилища памяти народной»: музеи,  архивы и библиотеки . Фоторепортаж

§ 18

Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы.

23

«Строительное искусство»: архитектура

§ 19

24

 Изобразительное искусство. Скульптура.

§ 20

25

 *« Чугунное кружево»: каслинское и кусинское литьё. Виртуальная Экскурсия.

§ 21 Доп.лит-ра

26

Изобразительное искусство . Живопись.

§ 22 Доп.лит-ра

27

Искусство мастеров Златоуста: гравюра на стали 

§ 23

Конкурс проектов

28

Народное  декоративно-прикладное искусство : ремёсла и промыслы

§ 24

29

«Звуков волшебство»: музыкальная жизнь Челябинского Урала.

§ 25

30

«У театральной афиши»:  сценическое искусство

Доп.лит-ра

§ 26

31

Южный Урал и кинематограф

§ 27 Доп.лит-ра

32

Повторим пройденное, узнаем новое

Обобщ. Повт. Работа с конт. картами

32

Контрольная работа

Доп.лит-ра

33

Архитектура г. Троицка. Экскурсия

эссе М/к

 

34

Итоговое повторение .Описание местных календарных и семейных обрядов

Д.К. М/к

35

Пешеходная экскурсия по с. Бобровка: Запись местных детских игр и фольклора

М/к

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся

 по курсу краеведения «История и культура народов Южного Урала»  (8класс, 35 час)

В результате изучения курса ученик должен…

знать/понимать

  1. краеведческие понятия и термины: этнография, генеалогия, метрические книги, шежере; фольклор, топонимика; миграция, колонизация, ассимиляция; этнос, этнографическая группа; крестьяне, казаки, горнозаводские жители; изба, горница, тирмэ (юрта); реальное училище, гимназия, университет; церковь, мечеть, синагога, костёл, кирха; архив, библиотека, музей; круглая скульптура, рельеф, гравюра; «престольный праздник», сабантуй, фестиваль;
  2. лингвистическую классификацию народов Южного Урала; десять наиболее многочисленных национальностей Челябинской области;
  3. ключевые события истории народов Южного Урала: 1552 г. – после взятия Казани войсками Ивана IV Грозного башкиры добровольно приняли подданство русского царя; 1682 г. – основана Белоярская (Теченская) слобода (первое русское поселение на территории современной Челябинской области); 1731 г. – хан Младшего казахского жуза Абулхаир принят в подданство Российской империи; 1842 г. – казаки-нагайбаки переселены на Новую пограничную линию; 1897 г. – Первая Всероссийская перепись населения;
  4. ключевые события истории культуры Южного Урала: 1779 г. – открылось русское словесное училище (первая школа на территории Челябинской области); 1816 г. – открылся музей в Златоусте (старейший в Челябинской области); 1900 г. – Каслинский павильон получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже; 1903 г. - открылся Народный дом в Челябинске (ныне здание Театра юного зрителя); 1904 г. – первая демонстрация кинофильмов в Челябинске; 1921 г. – начал действовать Челябинский архив; 1922 г. – открылся театр драмы в Челябинске; 1923 г. – открылся краеведческий музей в Челябинске; 1929 г. – открылся ветеринарный институт в Троицке; 1956 г. – открылся театр оперы и балета в Челябинске; 1976 г. – открылся Челябинский государственный университет;
  5. результаты важнейших исследований ученых и краеведов: М.Д. Голубых, И.Г. Горохов, В.П. Бирюков, А.М. Маметьев, А.И. Лазарев, А.П. Моисеев, А.А. Рыбалко, Г.С. Трифонова, Е.В. Конышева, Е.И. Артюшкина;
  6. творчество выдающихся деятелей культуры Южного Урала: П.Г. Сафронов, А.К. Буров, Е.В. Александров; Л.Н. Головницкий, В.С. Зайков, В.А. Авакян, В.Ф. Митрошин; И.Н. Бушуев, Н.А. Лаверецкий, А.В. Чиркин; Н.А. Русаков, И.Л. Вандышев, З.Н. Латфулин; Г.Д. Моргулис, С.Г.Эйдинов, О.Г.Митяев; Н.Ю. Орлов, С.А. Герасимов, Л.Л. Оболенский;

уметь:

  1. анализировать семейные реликвии и фотографии как историко-краеведческие источники;
  2. соотносить даты событий истории Южного Урала с основными периодами отечественной истории;
  3. объяснять происхождение (приводить версии) этнонимов народов Южного Урала;
  4. объяснять причины добровольного и вынужденного переселения представителей различных национальностей на Южный Урал;
  5. показывать на карте Челябинской области районы современного компактного расселения народов;
  6. описывать произведения народного и профессионального искусства, проводить их классификацию;
  7. рецензировать просмотренные театральные постановки и кинофильмы;
  8. приводить примеры связей условий жизни и особенностей культуры народов Южного Урала, их взаимовлияния и взаимодействия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни; художественного языка различных видов искусства; смысла народных и религиозных обрядов и обычаев;
  2. формулирования собственных суждений о значимости переписей населения; об историко-культурном наследии народов Южного Урала;
  3. общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Используемый учебно-методический комплект

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Пособия для учителя

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Кузнецов В.М., ред.

Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 8 класс: История и культура народов Южного Урала (35 ч.). – Челябинск: АБРИС, 2008.

Краеведение. Челябинская область. 8 класс: Учебник / под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010.

Дерягин А.В., Моисеев А.П.,

Гитис М.С .Южноральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007.

Челябинск. История моего города. Кн. для чтения / Под ред. В.С.Боже Г.С.Шкребня,. 2-е изд. Челябинск: АБРИС,2006 Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учебное пособие. – Челябинск: Абрис, 2009. Гитис М.С Тетради

Тетрадь юного краеведа «Троицкий район» Челябинск: Абрис, 2009.

История и культура народов Южного Урала. Программно-методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / Е.И. Артюшкина, В.М. Кузнецов, А.П. Моисеев, М.С. Салмина; под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010.

Гитис М.С.

Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.

Челябинская область. Атлас / под ред. проф. В.В. Латюшина. – изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.

Виноградов Н.Б. Исчезнувший мир: атлас древней истории Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1995.

Кузнецов В.М., Кузнецова Е.В.

Контрольные работы по краеведению. 8 класс // Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 4 мая 2007 г. № 243.

Используемая дополнительная литература

  1. Алеврас Н.Н., Конюченко А.И. История Урала XI – XVIII вв. Учебн. пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.
  2. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. пособие. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  3. Челябинская область. Краткий справочник / Авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2004.
  4. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2006НаНн.
  5. Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
  6. Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-5. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
  7. Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д., Кузнецов В.М., Салмина М.С. История Урала (XI – XVIII вв.): Метод. пособие для учителя. Челябинск: ЮУКИ, 2001.
  8. Андреева М.А. Озера Среднего и Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1973.
  9. Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия / Науч. ред. Г.Б.Зданович; сост. Н.О.Иванова. Челябинск: Каменный пояс, 1995.
  10. Архипова Н.П. Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Свердловск: СУКИ, 1980.
  11. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., ШкеринВ.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века XVIII века: Учеб. пособие. Екатеринбург: Дом учителя, 2001.
  12. Обухов., Шкерин В.А. ,Шкребень Г.С.  История УралаXIX – XX веков : Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во  «Сократ», 2005.
  13. Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей: В 2-х частях. Ч.1. УрО РАН, ЧелГУ. Челябинск: ЮУКИ, 1992.
  14. Горное сердце края / Сост. А.П. Моисеев. Челябинск: Рифей, 1994.
  15. Культура оренбургского казачества:сб. науч. Ст./ отв. ред. С. Е. Матушкин. Челябинск: Челяб.  Гос. ун-т,2007
  16. Наш дом  - Южный Урал./Ред. – сост.У.С. Бабунова/  Челябинск: Взгляд, 2007.
  17. Новое в археологии Южного Урала: Сб. научных трудов / Под ред. С.А. Григорьева. Челябинск: Рифей, 1996.
  18. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Челябинск: АТОКСО, 1993.
  19. Скобелкин Е.И..Шамсутдинов И.В. Щит порубежья, опора отечества.-Еманжелинск:, 2008.
  20. Ильменский заповедник. Челябинск: ЮУКИ, 1991.
  21. Калишев В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала. Челябинск, 1998.
  22. Матвеев А.К. Вершины Каменного пояса. Челябинск: ЮУКИ, 1990.
  23.  Аблина Н.А. Путешествия по столетиям… Троицку 260 лет. Челябинск: : Дом  печати, 2003.
  24. Виноградов Н.Б. и др.Страницы древней истории Южного Урала: методическое пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.
  25. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 2007.
  1. Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учебное пособие. – Челябинск: Абрис, 2009.

Материалы для контроля:

  1. Контрольно-измерительные материалы по курсу краеведения 8 класса «История и культура народов Южного Урала» Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 13 мая 2010 г. № 322

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Отечественная история до начала XX века: Учебное электронное издание. 1CD. – М.: ИНК, 2004.
  2. Виртуальная школа. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время.- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
  3. Стратегия Победы Восток. 1941-1945. 1CD. – М.: ИНК,2004
  4. История техники: Электронное средство учебного назначения. 2 CD. – М.: ГУРЦЭМТО; ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2004.
  5. Культурология: Русская художественная культура в контексте культур народов мира. 2 CD. – М.: ГУРЦЭМТО; ЗАО «Новый Диск»,2003.
  6. История религий: Электронное издание психолого-педагогического воспитательного назначения. 1 CD. - М.: ГУРЦЭМТО: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
  7. История искусства: Электронное средство учебного назначения. 2 CD. – М.: ГУРЦЭМТО: ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

Контрольно-измерительные материалы

по курсу краеведения 8 класса «История и культура народов Южного Урала»

Цель проведения работы: оценка качества краеведческого образования в 8 классе

Задачи проведения работы:

  1. определить уровень усвоения содержания краеведческого образования;
  2. предоставить учащимся возможность самореализации в учебной деятельности;
  3. определить направления совершенствования преподавания краеведения.

План (спецификация) контрольной работы:

Код

задания

Проверяемые элементы

содержания образования

Уровень сложности задания

Тип задания

Макс. балл за задание

А1

Науки, изучающие историю и культуру

Б

ВО

1

А2

Языковые семьи и группы народов Южного Урала

Б

ВО

1

А3

Расселение народов Южного Урала и гербы муниципальных образований

П

ВО

2

А4

Традиционное хозяйство и занятия народов Южного Урала

Б

ВО

1

А5

Хранилища памятников истории и культуры Челябинской области

П

ВО

2

А6

Административно-территориальное деление Южного Урала до революции 1917 г. и этносословный состав населения

Б

ВО*

2

В1

Традиционная материальная

культура народов Южного Урала

П

КО

2

В2

Южноуральцы – деятели культуры и искусства

П

КО

3

В3

Фестивали народного творчества, музыкального, театрального и киноискусства

П

КО*

2

В4

Местные учреждения культуры

П

КО*

3

С1

Праздники традиционного календаря и семейные обряды народов Южного Урала

В

РО*

6

Всего

25

* Включается местный материал, ответ определяет учитель

Уровень сложности задания:

Тип задания:

Б – базовый

П – повышенный

В – высокий

ВО – задание с выбором ответа

КО – задание с кратким открытым ответом

РО – задание с развернутым открытым ответом

Контрольная работа по курсу «История и культура Южного Урала»

Вариант I

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 11 заданий. На выполнение всех заданий отводится 30 минут. Задания необходимо выполнять на отдельных бланках для ответов.

Часть 1 включает 7 заданий. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, только один из них – правильный. Номер правильного ответа необходимо обвести кружком.

А1

Как называется наука, изучающая историю и культуру народов России и других стран?

1

Генеалогия

2

Геральдика

3

Топонимика

4

Этнография

А2

Какой язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи?

1

Еврейский

2

Казахский

3

Мордовский

4

Украинский

А3

Какой герб является символом основного района компактного проживания башкир в Челябинской области?

1

2

3

4

А4

Как называется сбор меда диких пчел?

1

Бондарство

2

Бортничество

3

Гончарство

4

Тебенёвка

А5

Какое хранилище – областное учреждение науки и культуры изображено на иллюстрации?

1

Объединенный государственный архив Челябинской области

2

Челябинская областная универсальная научная публичная библиотека

3

Челябинский главпочтамт

4

Челябинский областной краеведческий музей

А6

К какой губернии относилась территория населенного пункта (города, села), в котором мы живём, до революции 1917 г.?

1  Оренбургской

2  Пермской

3  Уфимской

4  Челябинской

Часть 2 состоит из 4 заданий. Ответы к этим заданиям необходимо сформулировать самостоятельно, в виде слова, сочетания букв или цифр, (например, «народный праздник», АБВГ), и вписать в прямоугольник.

В1

Какое понятие объединяет следующие слова: бешбармак, каравай, пельмени, чак-чак?

В2

Соотнесите виды искусства и имена южноуральцев – выдающихся деятелей культуры

1

Бардовская песня

А) Сергей Апполинарьевич Герасимов

2

Драматургия

Б) Олег Григорьевич Митяев

3

Кинематограф

В) Григорий Давидович Моргулис

4

Классическая музыка

Г) Наум Юрьевич Орлов

В3

Назовите, какие фестивали театрального или киноискусства проводятся в Челябинской области.

В4

Есть ли в нашем районе (городском округе) художественный музей или коллекция произведений искусства? Укажите его название, место расположения и приведите в качестве примера один из экспонатов, который вам запомнился более всего

Часть 3 включает 1 задание с развернутым открытым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связного рассказа.

С1

Опишите по своему выбору праздник традиционного календаря одного из народов Южного Урала. Объясните происхождение названия праздника. Укажите, к какому календарному циклу он относится, когда и каким образом его обычно отмечали. Кто в основном участвовал в этом празднике? Как Вы думаете, нужно ли нам, современным людям, знать старинные обычаи и традиции?

Контрольная работа по курсу «История и культура народов Южного Урала»

Вариант II

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 11 заданий. На выполнение всех заданий отводится 30 минут. Задания необходимо выполнять на отдельных бланках для ответа на вопросы.

Часть 1 включает 7 заданий. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, только один из них – правильный. Номер правильного ответа необходимо обвести кружком.

А1

Как называется наука, изучающая историю семьи и правила составления родословной?

1

Генеалогия

2

Геральдика

3

Топонимика

4

Этнография

А2

Какой язык относится к финно-угорской языковой семье?

1

Еврейский

2

Казахский

3

Мордовский

4

Украинский

А3

Какой герб является символом основного района компактного проживания нагайбаков в Челябинской области?

1

2

3

4

А4

Как называется выпас домашнего скота, при котором животные добывают подножный корм из-под снега?

1

Бондарство

2

Бортничество

3

Гончарство

4

Тебенёвка

А5

Какое хранилище – областное учреждение науки и культуры изображено на иллюстрации?

1

Объединенный государственный архив Челябинской области

2

Челябинская областная универсальная научная публичная библиотека

3

Челябинский главпочтамт

4

Челябинский областной краеведческий музей

А6

Какое население проживало на территории нашего населенного пункта (города, села) до революции 1917 г.?

1. Заводские мастеровые

2. Крестьянство

3. Оренбургское казачество

Часть 2 состоит из 4 заданий. Ответы на эти задания необходимо сформулировать самостоятельно, в виде словосочетания или букв, (например, «народный праздник», АБВГ), и вписать в прямоугольник.

В1

Какое понятие объединяет следующие слова: ичиги, малахай, сарафан, яга?

В2

Соотнесите виды искусства и имена деятелей культуры Южного Урала

1

Архитектура

А) Евгений Викторович Александров

2

Скульптура

Б) Иван Николаевич Бушуев

3

Живопись

В) Игнатий Лукич Вандышев

4

Декоративно-прикладное искусство

Г) Лев Николаевич Головницкий

В3

Назовите, какие фестивали – музыкального искусства или народного творчества проводятся в Челябинской области.

В4

Есть ли в нашем районе (городском округе) культурно-досуговое учреждение? Укажите его название, место расположения и приведите в качестве примера культурно-массовое зрелищное мероприятие, которое вам запомнилось более всего.

Часть 3 включает 1 задание с развернутым открытым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связного рассказа.

С1

Опишите по своему выбору традиционный семейный обряд одного из народов Южного Урала. Объясните происхождение названия обряда. Укажите, к какому периоду жизни человека он относится, когда и каким образом его обычно отмечали. Кто в основном участвовал в этом обряде? Как вы думаете, нужно ли нам, современным людям, знать старинные обычаи и традиции?

Указания для учителя по проверке и оцениванию контрольной работы

1) Дробные баллы (0,25; 1,5) при оценивании не допускаются.

2) За правильные ответы на задания А1-А6 выставляются максимальные баллы (1 или 2).

3) В заданиях В1-С1 баллы выставляются в зависимости от полноты правильного ответа (от 1 до максимального).

I вариант

II вариант

Код

Правильный ответ

Кол-во баллов

Код

Правильный ответ

Кол-во баллов

А1

4

1

А1

1

1

А2

2

1

А2

3

1

А3

1

2

А3

2

2

А4

2

1

А4

4

1

А5

1

2

А5

2

2

А6

*

2

А6

*

2

В1

Национальные блюда (кушанья)

1-2

В1

Национальная одежда и украшения

1-2

В2

Б Г А В

1-3

В2

А Г В Б

1-3

В3

*

1-2

В3

*

1-2

В4

*

1-3

В4

*

1-3

С1

Связный рассказ

1-6

С1

Связный рассказ

1-6

Основное содержание ответов:

1)* Название праздника традиционного календаря (семейного обряда) одного из народов Южного Урала (по выбору учащегося).

2)* Объяснение названия, происхождения праздника (семейного обряда).

3)* Время года – сезон, календарный цикл (период жизни человека), к которому относится праздник (семейный обряд).

4)* Описание праздничных (семейных) обычаев (кушанья, развлечения, подарки магические действия).

5) Участники праздника.

6) Нам, современным людям, нужно знать старинные обычаи и традиции, чтобы полнее представлять жизнь наших предков, сохранять народную культуру.

Возможны иные формулировки, отличающиеся от примерных ответов,

но не искажающие правильного смысла ответа

* Правильный ответ определяет учитель (вопрос по местному материалу или по выбору учащегося)

4) Итоговая оценка за контрольную работу выставляется в соответствии со следующей шкалой перевода

Суммарный балл за работу

%

выполнения

Отметка

по 5-балльной шкале

0-10

  0-40

«2»

11-15

44-60

«3»

16-20

64-80

«4»

21-25

84-100

«5»

БЛАНК ОТВЕТОВ

Контрольная работа по курсу краеведения

«История и культура народов Южного Урала»

Учени             8      класса

ОУ

(фамилия, имя)

Вариант

Часть 1

А1

1

2

3

4

А4

1

2

3

4

А2

1

2

3

4

А5

1

2

3

4

А3

1

2

3

4

А6

1

2

3

4

Часть 2

В1

В2

В3

В4

Часть 3

Задание (связный рассказ) выполняется на обороте или отдельном листе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы  для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)...