Рабочая программа по краеведению 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме

Фомина Марина Владимировна

Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы  для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам.директора МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

___________/Нурмухамбетова К.К./

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

__________/Корниенко В.Н./

Приказ №           от

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «краеведение»

для обучающихся 8 класса

МБОУ «ООШ. С. Степное»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

На 2012/2013 учебный год

Составитель:

Фомина Марина Владимировна

учитель географии

второй квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы  для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)

Рабочая учебная программа по курсу «Культура края» предназначена для  обучающихся 8 класса. При составлении рабочей учебной программы учитывались психофизиологические особенности обучающихся данного класса и их учебные возможности, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса.

                 Рабочая учебная программа предназначена для обучения в  МБОУ «ООШ с. Степное» Энгелььского района Саратовской области.

Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.

Задачи курса:

  1. изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
  2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  3. выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
  4. на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.

                              Специфика предмета: 

Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.

Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.

Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций  в разных его проявлениях.

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся.

 На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.

Главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов. Формами работы являются заочные экскурсии в  музеи, создание презентаций, творческих практических работ.

В перечень объектов художественной культуры включены памятники, предметы, объекты искусства и других достопримечательности г. Маркса. и  поселений муниципального района.

                      Основными методическими приемами являются:

                           Исследовательская деятельность.

                                 Поисковая деятельность.

                          Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

                        Ожидаемые образовательные результаты:

1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.

2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.

3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.

4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.

5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого  района, поселка.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Вводное занятие

1

2

Каменная летопись края

5

2

3

Мастера живописи и скульптуры

6

3

4

Мир музея

5

3

5

Театральное искусство

4

1

6

Музыкальное искусство

6

1

7

Костюмы народов Поволжья

4

2

8

Резерв

3

9

Всего

34

12

Основное содержание тематического плана.

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

  Вводное занятие

 Что изучает курс «Культура края». Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края.

1

Каменная летопись края

Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся. Архитекторы ( арх. В.П. Стасов Александро- Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров – церкви Нерукотворно- Спасская, Вознесенско-Горянская, арх. П.М. Зыбин – церковь «Утоли моя печали», С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель и др.)

5

Мастера живописи и скульптуры

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.

 К.С. Петров- Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства.

 А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С.  Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие  саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.

6

Мир музея


Важной формой краеведческой работы являются экскурсии к памятникам истории и культуры, в художественные и краеведческие музеи, мастерские художников и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными и повторными, что обусловлено необходимостью продолжительного изучения того или иного художественного памятника, сбора различной познавательной информации, выполнения иллюстративного материала. Роль музея в развитии культуры современного общества.

Художественный музей им. А.Н. Радищева и  его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова-Мусатова. Музей Краеведения и его филиалы: музей «Боевой Славы», музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи.

История создания музея им. А.Н. Радищева, этапы его существования (с 1885 по 1917 гг., с 1917по 1941 гг., 1950-2000 гг.). Жизнь музеев в наши дни. Музей в моём городе.

Посещение выставок, экскурсии в музей, дискуссии по поводу увиденного.

5

Театральное искусство


Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена).  Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.

4

  Музыкальное искусство.


История становления музыкального образования в Саратове.

Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали. Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. и др. Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье». Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка».

6


Костюмы народов Поволжья


Одежда народов Саратовского Поволжья. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной


4

Резерв

3

Календарно – тематическое планирование

                                           


Тема урока

.

тип
урока

Дата проведения

По плану

По факту

1

Что изучает курс «Культура края»

Введение



2

Каменная летопись края




Лекция с элементами игры.

3

Ода классике

Комбинирован ный

4

Культовые сооружения Саратова

Комбинирован ный

5

Русский классицизм в архитектуре

Урок -практикум

6

Архитектура г. Энгельса.

Архитектурный стиль нашего поселка.



Изучение нового материала

7

Мастера живописи  края. Петров – Водкин К.С.





Изучение нового материала

8

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова.

Урок -  вернисаж

9

Творчество Савинова А. Е. Карева, П. С.  Уткина П.В. Кузнецова.

Урок -  вернисаж

10

Скульптор Матвеев А.Т Советская скульптура

Урок -  вернисаж

11

Живопись в г. Энгельсе .

Изучение нового материала

12

Основные этапы развития саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.

Изучение нового материала

13

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Урок –заочная экскурсия.

14

Филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова- Мусатова.        

Изучение нового материала

15

Саратовский областной музей краеведения                Саратовский этнографический музей        

Комбинирован ный урок

16

Музей боевой славы на Соколовой горе

Мемориальный комплекс «Журавли

Изучение нового материала

17

Жизнь музеев в наши дни. Музей г.Энгельса

Изучение нового материала

18


Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области

Изучение нового материала

19

Детские театры («Теремок», ТЮЗ).

Цирк Никитиных

Изучение нового материала

20

Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена).  

Урок – конкурс творческих  профессий

21

Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.

Урок- конференция.

22

История становления музыкального образования в Саратове.

Уроки-практикумы

23

Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В.

Защита творческих работ

24

Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва

Изучение нового материала

25

Музыканты музыкальные коллективы Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка».

Изучение нового материала

26

Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки Заволжье».

Фестиваль бардовской песни в Марксе.


Изучение нового материала









27



Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города

Изучение нового материала

28

Костюмы народов Поволжья. Русские.

Урок -практикум

29

Костюмы народов Поволжья        

Украинцы.        Немцы

Урок -практикум

30

Костюмы народов Поволжья. Мордва..Чуваши

Урок -практикум

31

Костюмы народов Поволжья. Казахи.Татары.

Урок -практикум

32

Урок контроля знаний.

Контрольная работа.

33

Обобщение Взаимопроникновение культур народов Поволжья

Защита рефератов

34

Толерантность в современном обществе

Защита рефератов

                                                                                                                                                   

     

Информационно – методическое обеспечение:

Умк:

  1. Культура края. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
  2. Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. культура края:Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.

 

 Литература для учителя.

  1. Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец ХVIII - начало ХХ вв.) [Text] : Пособие с методическими рекомендациями / Арндт Е.А., 2000- 127 с.
  2. Бикташев Е.М. Саратовский вальс. Саратов, 2005
  3. Жилкина З., Маркушкина С. Два века классицизма// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №3/4 (40). «Вольная губерния».

Литература для обучающихся.

1.        Булычев М.В., Воронежцев А.В.,  Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края.  Саратов, 1996

2.Твои четыре века, город. Саратов, 1990.

3.Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....