Рабочая программа по краеведению 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Пальцева Светлана Владимировна

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_programma_kraevedenie_5_kl..docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО «___________________»

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _____20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ п.Алексеевка

____/___________/

ФИО

«___» _______20___г.

«Утверждено»

Руководитель

МОУ  СОШ п.Алексеевка

______/______________/

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _______        20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Пальцевой Светланы Владимировны, высшая квалификационная категория

по краеведению, 5 класс

Принято  на заседании педагогического совета

протокол № _______        от «___» _________ 201 __г.

2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка

Курс «Краеведение», 5 класс

В соответствии с рекомендациями Министерства образования Саратовской области и учебным планом МОУ СОШ п. Алексеевка на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности вводится региональный компонент.

Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. 

Курс «Краеведение» для 5 класса разработан  учителем  истории высшей  категории МОУ СОШ п. Алексеевка  Пальцевой С.В. Тип программы  - авторская; вид программы  - общеобразовательная.

Данный курс составлен на основе программы  «История Саратовского края с древнейших времен до конца XVI века» в  соответствии с региональным  компонентом государственного стандарта общего образования по истории (история края). Программа рассчитана на 34 часа  из расчёта 1 час в неделю. Сроки реализации программы – 1 год.

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.

Цели курса:

  1. формирование    представлений о древней истории края как части общемировых процессов;
  2. воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
  3. развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
  4. способствовать воспитанию патриотического, природо - и культуро-охранного, экологического сознания.          

Задачи курса:

  1. пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
  2. дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном  своеобразии родного края;
  3. обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших  традиций духовной жизни региона;
  4. развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
  5. расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
  6. воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
  7. формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
  8. развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.

Для реализации  программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются  нетрадиционные формы организации учебной деятельности: урок в музее. Используются современные педагогические технологии:

  1. проблемное обучение;
  2. здоровьесберегающие технологии;
  3. использование исследовательского метода в обучении;
  4. информационно-коммуникационные технологии;
  5. технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.

  1. Итоговая контрольная  работа:  по теме «Саратовский край в древности».
  2. Самостоятельная  работа: по теме «Герои моего края».

Практические  работы:

  1. знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.
  2. Составление генеалогического древа «моей семьи».

Творческие работы:

  1. по темам «Памятники моей Родины».
  2. «Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии.

Содержание курса

Раздел I. Я – гражданин (9ч)

Занятие 1-3.

Календарно-тематический план

по курсу краеведение для  5 класса (1 час в неделю, всего 34 часов).

№ п/п урока

Содержание

Тема раздела и урока

Кол-во час.

Дата проведения

Факт

проведение

Примечание

1

Введение в тематику.Россия – родина моя

1

3.09

2

Символы государства РФ:герб, гимн, флаг

1

10.09

3

Символы малой родины

1

17.09

4

Саратовский край – частица России

1

24.09

5

Село моё родное. Экскурсия в школьный музей

1

1.10

6

Наша улица. Названия улиц рассказывает.

1

8.10

7

Я - ученик. История школы

1

22.10

8

Родной дом и семья

1

29.10

9

Традиции семьи

1

5.11

10

Как жили наши предки. Этнографическая экскурсия

1

12.11

11

Как жили наши предки. Саратовский край в древности

1

19.11

12

Русский солдат – сам чёрт ему не брат

1

3.12

13

Богатырская наша сила. Герои Руси

1

10.12

14

Русские полководцы А.Невский и Д.И.Донской

1

17.12

15

Русские полководцы. А. В. Суворов

1

24.12

16

Пётр I – сила и слава России

1

14.01

17

История села. Общество «Самолёт»,

1

21.01

18

История села. Имение Воронцова-Дашкова

1

28.01

19

История села. Колония Джона Рида

1

4.02

20-21

Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей.

2

11.02

22

Дети войны. Труженики тыла

1

18.02

23

Проект «Военная летопись нашей семьи».

1

3.03

24

Знаменитые земляки В.М.Пашин Экскурсия в музей.

1

10.03

25

Знаменитые земляки В.Д.Казанцев Экскурсия в музей.

1

17.03

26

Знаменитые земляки Экскурсия в музей.

1

24.03

27

История завода АРМЗ

1

31.03

28

Выпускники, которыми гордимся Экскурсия в музей.

1

7.04

29

Из истории храма на территории посёлка Экскурсия в музей.

1

21.04

30-31

Современная жизнь села: люди и занятия – экскурсия на объекты

1

28.04

5.05

32

Подготовка к проектам: экскурсия в сельскую библиотеку

1

12.05

33-34

Итоговый урок: обобщение, защита проектов «История посёлка в истории моей семьи»

2

19.05

26.05

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  1. историю своего города, основные предприятия, интересных и достойных людей города, основные события жизни города;
  2. профессии членов своей семьи, историю своей семьи;
  3. основные правила охраны природы, лекарственные растения края, растения и животных, занесённых в Красную Книгу.

уметь:

  1. вести диалог по заданной теме;
  1. описывать впечатления после экскурсии;
  1. фиксировать свои наблюдения, делать выводы, применять полученную информацию при общении. 

Список литературы:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  2. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  3. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.
  5. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы  для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)...