рабочая программа по краеведению 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istoricheskomu_kraevedeniyu_5_kl.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современная образовательная политика предполагает знание школьниками  этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по историческому краеведению, легшие в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Программа предназначена для общеобразовательной школы как региональный компонент базисного плана.

Цели данной программы:

ознакомление учащихся с историей Росси, Ульяновской области, Симбирска – Ульяновска, с.Тагая,

воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине,  ее истории и культуре,

совершенствование  нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности,

 формирование элементарной эрудиции и общей культуры

Основные задачи курса:

- знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;

- осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.

- развитие коммуникативных умений в процессе общения;

- способствование пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям своей малой родины;

- введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Курс рассчитан на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Формы и методы организации занятий с учащимися.

С целью активизации работы учащихся и в зависимости от задач педагога, уровня подготовленности класса форма организации занятия выбирается учителем самостоятельно. Это может быть индивидуальная, парная, групповая; самостоятельная, творческая (и др.) работа. В 5 классе приоритетными являются занимательные формы организации деятельности учащихся.

В результате освоения предметного содержания программы  у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами изучения курса является:

- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

1) Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.

- учиться совместно с учителем,  обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

- высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений

2) Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задач.

- делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи.

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

3) Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других людей.

- вступать в беседу в урочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Формы контроля:

Результаты викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

создания презентаций -  представлений  по изученной теме;

тестирование.

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока.

Содержание материала.

Даты, понятия, персоналии.

Тип урока.

Методы.

Д/З

Дата по плану

Дата по факту

1.




2






3





4






5





6






7





8





9-10







11-12







13





14.







15.







16







17-18.



19





19-21












22-24




25




26





27






28-30




31-32


33



34

Мезолит на территории нашего края


Палеолит. Неолитические стоянки людей.




Древнерусское государство




Письменность древних славян





Религия древних славян




Батыево нашествие





Правление Ивана Грозного




Алексей Михайлович Романов



Основание Симбирска







Мой край родной








Храмы Симбирского края




Местоположение и основание Тагая.





Население и занятия в Тагае.






Традиции с.Тагая







Развитие образования в Тагае


Культура села.





Жизнь и деятельность В.И.Ульянова – Ленина










Великие люди Симбирского края




Симбирск в годы гражданской войны.


Ульяновск в годы Великой Отечественной войны.


Тагайцы в годы ВОвойны.





Современный Ульяновск.




Музеи Ульяновска



Посещение школьного музея.


Повторительно – обобщающий урок

Природные условия эпохи мезолита. Флора и фауна.


Жизнь в эпоху палеолита. Неолитические стоянки людей на территории нашего края.


Первые русские князья. Создание Древнерусского государства.


Появление первой письменности. Создание письменности у славян



Появление религии. Вера в сверхъестественные существа.


Монголо – татарское нашествие на Русь. Его влияние на развитие нашего края.



Как правил Иван Грозный. Итоги его правления для нашей страны.


Жизнь и деятельность Алексея Михайловича. Его значение для нашего края.


История основания Симбирска. Его местоположение  и особенности размещения административных зданий в Кремле.


Заочная экскурсия по важнейшим культурным памятникам Симбирска, история их создания и историческое значение


Заочная экскурсия по действующим и исчезнувшим храмам Симбирского края.


История основания села как  сторожевого поста на засечной черте. Строительство села, его местоположение.


Стрелецкое поселение. Миграция народов Поволжья и заселение села другими народностями.



Традиционные фольклорные праздники с.Тагая. Их проведение. Разучивание игр с учащимися.


История Тагайской средней школы



Заочная экскурсия по историческим местам и культурным памятникам села


Детство и юность В.И.Ленина. Его обучение

и начало революционной деятельности. Исторические места г.Ульяновска, связанные с его именем. Посещение Мемориала им.В.И.Ленина.


Экскурс в историческое прошлое Карамзина, Радищева, языковых, Пластова и др.

Подвиги симбирян в годы гражданской войны.


Жизнь и деятельность города в военные годы.




Тагайцы – фронтовики и тыловики.Помощь фронту в военные годы.



Заочная экскурсия по достопримечатель-ностям современного г.Ульяновска.


Заочные экскурсии по музеям г.Ульяновска.


-



игра

Мезолит




Палеолит, мезолит





Рюрик, Олег, Ольга, Игорь, Святослав.



Иероглифы, клинопись, азбука, кириллица, глаголица


Религия, духи, боги.




Чингисхан, хан Батый, Дмитрий Донской, Пересвет, Челубей.


Иван Грозный, опричнина, земщина.



Алексей Михайлович




Богдан Хитрово, царь Алексей Михайлович, Кремль, воевода





Исторические памятники.







Храм





Засечная черта, 1650г., Московский тракт, , земская тюрьма.



Стрельцы, миграция, мордва, скорняк, уездное училище


Масленица, вёдра, забирушка.





-




-


-



И.Н.Ульянов, М.А.Ульянова, Александр, Ольга, Маняша, Владимир, Мемориал, 1870-1924гг, 1917г






-





Железная дивизия.



-





-






-





-






-

Объяснение нового материала.


Комбиниро-

ванный





Комбиниро-

ванный




Объяснение нового материала, анализ.



Мультимедийный урок




Комбиниро-

ванный





Комбиниро-

Ванный




Объяснение нового материала.



Мультимедий-ный урок







Комбиниро-

ванный







Комбиниро-

ванный




Мультимедийный урок






Объяснение нового материала, анализ.




Комбиниро-

ванный






Комбиниро-

Ванный



Мультимедий-ный урок




Комбиниро-

ванный












Комбиниро-

Ванный




Объяснение нового материала, анализ.

Комбиниро-

ванный




Комбиниро-

Ванный





Мультимедий-ный урок




Мультимедий-ный урок


Экскурсия



игра

Рассказ, беседа.




Рассказ, беседа






Рассказ, игра.





Рассказ, работа






Просмотр презентаций, обсуждение.



Рассказ, беседа, работа с текстом.




Рассказ, беседа, просмотр презентаций,



Рассказ, беседа, работа с текстом.



Рассказ, беседа, просмотр презентаций,






Рассказ, беседа.








Рассказ, беседа





Рассказ.







Рассказ, работа с текстом, выступление учащихся




Беседа, игра







Просмотр призентаций, обсуждение.


Рассказ, беседа, Просмотр презентации.



Рассказ, беседа, просмотр призентаций, выступления учащихся









Рассказ, работа с текстом, выступление учащихся


Беседа, рассказ




Просмотр презентаций, обсуждение.



Рассказ, беседа,






Рассказ, беседа, просмотр призентаций, выступления учащихся

Рассказ, беседа, просмотр призентаций, выступления учащихся


игра

Записи в тетради



Записи в тетради





Записи в тетради, доклад



Записи в тетради





Записи в тетради




Записи в тетради





Записи в тетради




Записи в тетради




Записи в тетради







Записи в тетради, доклад






Записи в тетради




Записи в тетради






Записи в тетради






Записи в тетради






Записи в тетради



Записи в тетради




Записи в тетради, доклад











Записи в тетради




Записи в тетради



Записи в тетради




Записи в тетради





Доклады





Записи в тетради, доклады


-


-

Рассморенно                                                                      Согласовано                                             «УТВЕРЖДАЮ»

на ШМО                                                                зам.директора  по УВР                Директор школы:         Тимажева Ф.А.

                   Коткова Н.А.                                                  Малкина М.Г.

Муниципальное образовательное учреждение

 Тагайская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по историческому краеведению

5 класс

(региональный компонент)

Учитель Кашицына Ирина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы  для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)...