Рабочая программа кружка Краеведение 6-8 класс.
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Жиляева Татьяна Николаевна

Рабочая программа кружка Краеведение 6-8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_kraevedenie_6-8_klass.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.

Направленность программы данного курса по содержанию является краеведческой; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — 3 года.

Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» составляют:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;

- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

- Письмо Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «О курсе «Краеведение» от 13.06.2013 №80-01-09/3587;

Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное

образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г.

Актуальность  программы

Краеведение  – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и  навыков общественно полезной деятельности. Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у школьников, является любовь и чувство сопричастности кмалой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине – России.

 Представленная учебная программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа актуальна, так как она обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихсяв основной школе.

Педагогическая целесообразность

Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, родному селу, к школе.  При реализациисодержания программы расширяются знания, полученныедетьми при изучении школьных курсов обществознания,истории, географии, литературного чтения, изобразительного искусства. Программа направлена на достижениепланируемых результатов внеурочной деятельности ипредназначена для учащихся 6-8 классов  и  учителей истории и обществознания, а также  педагогов дополнительного образования.

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели реализации программы: формирование у школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:

-формировать у  учащихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего села , края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие района , края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

-прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

- расширять и углублять знания учащихся по обществознанию и истории.

Развивающие:

-развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах,
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

-расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

-формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

-воспитывать уважение и любовь к родному краю;

-способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным иприродным ценностям села, края;

-воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;

-содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданскимсамосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

Принцип природосообразностипредполагает, что краеведческая деятельность школьниковдолжнаосновываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов,согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

Принцип культуросообразностипредполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

Принцип коллективностипредполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь вдетско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опытвзаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского  самопознания, самоопределения исамореализации;

Принцип диалогичностипредполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитиеосуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве,содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместноепродуцирование гражданских ценностей;


Принцип патриотической направленностипредусматривает обеспечение в процессе
социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией,народами России, российской культурой и историей.Реализация принципа патриотическойнаправленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

Принцип проектностипредполагает последовательную ориентацию всей деятельности
педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие,
разворачивающееся в логике замысел – реализация– рефлексия. В ходе проектирования передчеловеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучиосуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, чтоученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логикедействия данного принципа в программепредусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

Принцип поддержки самоопределениявоспитанника.Самоопределение - процесс
формирования личностью собственногоосмыслённого и ответственного отношения к
социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения
происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный(устное изложение материала – лекции),

-метод демонстрации(использование схем, карт, портфолио),

-наглядный- посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий ;

-поисковый- сбор информации по заданной теме.

-исследовательский метод- изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности)

Программа реализуется в следующих формах работы:

Урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, урок-путешествие, урок беседа с элементами творческо-поисковых заданий, урок-игра, практическое занятие, походы, музейные уроки.

В процессе работы учитываются следующие моменты:

-заинтересованность обучающихся -форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала;

- желание - работают все, кто как может, а если что-то не получается, возможна замена заданий.

- возрастные особенности -материал по сложности доступен для понимания, поисково-творческий подход.

Возраст детей

В реализации данной программы участвуют школьники 6-ых, 7-ых, 8-ых классов.

Сроки реализацииобразовательной программы –3года.

Режим занятий:

На изучение курса выделен 51 часна три года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 0,5 часав неделю.

День проведения занятия – вторник.

Начало занятий – 15.15.

Средства обучения:

-Мероприятия- беседа, презентация, защита проекта, реферата, экскурсия, игра, культпоход.

- Творческие дела- фестивали, слёты, тематические недели.

- Конкурсы рисунков, презентаций, выставки поделок, оформление экспозиций музея школы.

- Игры.

- Экскурсии.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование УУД  (универсальных учебных действий) (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении  метапредметных  результатов у школьника будут сформированы следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Реализация программы деятельности  определяется личностным ростом школьников.Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать.

Это:

-знание истории своего села,района, школы;

- достижения учащихся в городских, областных, всероссийских конкурсах;

-интерес учащихся к поисково-краеведческим экспедициям, походам.

Внутренний результат - выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью учащегося, в их духовном росте.

Возможные дополнительные эффекты от реализации программы:

Учащиеся получают навыки поисковой работы, развиваются творческие способности, культура речи, познавательная активность, гражданская позиция и активность,  а так же возможность пополнить портфолио своими достижениями.

Диагностика личностных и метапредметных результатов освоения программы «Краеведение»:

Основные показатели воспитанности патриотизма

Признаки и уровни формирующихся качеств.

1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России.

3 – знает и может объяснить все основные понятия;

2 – объясняет понятия не полностью;

1 – в объяснении понятий допускает ошибки.

2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;

1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.

3. Сформированность чувства любви к своей малой родине

3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;

2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;

1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.

4. Служение своими силами

3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;

2 – участвует в организованных другими делах;

3 – неохотно принимает участие в делах.

5. Забота о своей школе

3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;

2 – участвует в делах класса и школы;

1 – в делах класса участвует при побуждении.

Расшифровка показателей:

«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;

«2» - хороший уровень;

«1» - низкий уровень.

При проведении диагностики используются следующие формы:

- наблюдение педагогом;

- лист самооценки качеств личности;

- анкетирование;

- рисуночный тест;

- беседа;        

- мини-сочинения.

Примерная анкета «Родина в моей жизни»:

1.        Моя большая Родина – это…

2.        Моя малая родина – это…

3.        Самыми трудными событиями моей Родины были…

4.        Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…

5.        Когда я вырасту, я хочу…

6.        Я не хочу, чтобы моя Родина…

7.        По отношению к Родине я испытываю…

8.        Я благодарен своей Родине за то, что…

9.        Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…

10.        Я стремлюсь быть…

11.        Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…

Методика незаконченных предложений:

Продолжи предложения:

1.        Самое дорогое для человека – это…

2.        Патриот своей Родины – это…

3.        Вдали от родного дома я буду вспоминать…

4.        Долг для меня – это…

5.        Свет в окнах моего дома – это…

6.        Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…

7.        Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…

8.        Помогать Отечеству – значит…

9.        Смыслом семейной жизни для меня является…

10.        Закон для меня – это…

11.        Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…

12.        Символы нашего государства для меня…

Обработка:

Качественный анализ полученных ответов.

Содержание курса

Структура программы курса " Краеведение" включает разделы с определённой направленностью по каждому году обучения:
1 год направление – «Я и моя малая родина»;
2 год направление – «Край Воронежский»;
3 год направление «Люби и знай свой край».


Условия реализации программы

1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео; методические разработки соответствующего направления; плакаты/презентации

2. Материально – техническое обеспечение: компьютер, сканер, принтер, видеокамера, диктофон, мультимедиапроектор, экран.

3. Места для проведения занятий – кабинеты лицея, музей, территория школы.

Список литературы:

1. Вансалова Е.  Воспитание школьников. 2014.№5 С 4-6.

2.Великовская Г.В. Культурно-образовательная деятельность (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 2001. С 89-96.

3. Пантелеева Л.В. Краеведение  детям.-Москва, 2012.-265 с.

4. Попова И.В. Краеведческие записки. Выпуск 3 .- Барнаул, 2010. С 199-203.

5. Столяров Б. И.История и современность.// Народное образование. 2014. №5.

6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ред. Горского В.А. – 2-е изд. - , М.: Просвещение, 2011 -111с.

Тематическое планирование – 51 час.

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1-ый  год обучения

1.

Я и моя малая родина .

Что изучает краеведение?

1

2.

История Верхнемамонского района.

1

3.

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

1

4.

Семейные традиции , праздники и  обряды.

1

5.

Народные  традиции, праздники и обряды.

1

6.

Исторические памятники Верхнемамонского района.

1

7.

Символика Верхнемамонского района.

1

8.

Достопримечательности нашего села.

1

9.

Географическое расположениеВерхнемамонскогорайона.  

1

10.

Известные люди Верхнемамонскогорайона.  

1

11.

Верхнемамонский  район  в наше время.

1

12.

Верхнемамонский район вгоды  Великой  Отечественной  войны.  

1

13.

Героизм наших земляков на фронтах войны.

1

14.

Земляки – Герои  Советского Союза.

1

15.

Жители поселка – фронту.

1

16.

Вклад местных жителей  в победу над врагом.

1

17.

Оформление  и  защита  творческих  работ по теме «Моя малая родина».

1

Итого

17 часов

2-ой  год обучения

1.

Край Воронежский.

Воронежский край в древности.

1

2.

Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.

1

3.

Заочное путешествие по древнему Воронежу.

1

4.

Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.

1

5.

Воронеж и Воронежский край при Петре I.

1

6.

Летопись периода правления Петра I.

1

7.

Воронеж – колыбель русского флота.

1

8.

Сподвижники Петра I.

1

9.

Наш край в петровскую эпоху.

1

10.

Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII вв.

1

11.

Воронеж – центр губернии.

1

12.

Участие воронежского дворянства в движении декабристов.

1

13.

История Воронежского края в истории России.

1

14.

Памятники древней истории в крае.

1

15.

Ученые-краеведы Воронежской области.

1

16.

Наш современный областной центр.

1

17.

Защита  творческих  работ по теме «Край Воронежский».

1

Итого

17 часов

3-ий год обучения

1.

Люби и знай свой край.

Вклад воронежцев в культуру России.

1

2.

Выдающиеся земляки: А.В. Кольцов, И.С. Никитин.

1

3.

Выдающиеся земляки: А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов.

1

4.

М. Горький на Воронежской земле.

1

5.

Листая страницы прошлого.

1

6.

Литературный Воронеж 20-х годов XIX века.

1

7.

Память о С. Есенине в Воронеже.

1

8.

М.А. Шолохов в Богучаре.

1

9.

О. Мандельштам в Воронеже и о Воронеже.

1

10.

 А. Ахматова в Воронеже и о Воронеже.

1

11.

Великая Отечественная война в жизни и творчестве Воронежских писателей.

1

12.

«Воронеж. Родина. Любовь» А. Жигулина.

1

13.

Воронежские  адреса  А.Т. Прасолова.

1

14.

Рождение города и его «архитектурная эволюция»(16-18 в.в.).

1

15.

Архитектурный облик Воронежа в 19 в.-20 в.

1

16.

Воронеж  начала 21 века-крупнейший центр Черноземья.

1

17.

Защита  творческих  работ по теме «Города Воронежской области».

1

Итого

17 часов

Весь курс

51 час

Список

Краеведение

1.Долженков Денис        

2.Долженкова София

3.Дурнева Виктория

4.Емельянова Александра

5.Жаворонкина Виктория

6.Зашихина Анастасия

7.Колушкина Дарья

8.Косых Юлия

9.Мустафина  Алина

10.Чернышева Алёна

11.Чернышова  Анжелика

12.Чернышова Виктория

Руководитель – Жиляева Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (ФАКУЛЬТАТИВ) 6 КЛАСС

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребёнок мало знает о том уголке, где он живёт, которы...

Рабочая программа по краеведению в 5 классе

В данное рабочей программе представлена пояснительная записка к учебному курсу, учебно-тематическое планирование на 35 часов из расчёта 1 раз в неделю и интернет-ресурсы....

Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса

Пояснительная  записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...

Рабочая программа по краеведению (7-9 классы).

Рабочая программа по краеведению с приложением 7-9 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Краеведение»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка«Краеведение»7-8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА

Программа рассчитана на 1 год, усложнение материала из занятия в занятие в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных...

Рабочая программа кружка краеведение

Данный материал можно использовать как рабочую программу краеведческого кружка....