"Церемония чаепития у калмыцкого народа"
методическая разработка по краеведению на тему

Кузнецова Наталья Александровна

 

Цель: Дать учащимся представление о происхождении чая и его пользе, о  правилах    приготовления и специфике чайного ритуала; ознакомить с  традициями калмыцкого народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalmytskie_traditsii.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №3»

                                                                Районный (заочный) конкурс

на  лучшее внеклассное мероприятие

Выполнила: Кузнецова Наталья Александровна,

учитель истории

2010год

Тема: Церемония чаепития у калмыков.

Цель: Дать учащимся представление о происхождении чая и его пользе, о  правилах    приготовления и специфике чайного ритуала; ознакомить с  традициями калмыцкого народа.

Развивать речь, мышление, творческие способности, интерес к истории и культуре родного края.

Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к культуре народа своего края,  сплоченности наций.

Предварительная подготовка: оформить класс – скатерти, пиалы.

Пригласить гостей – родителей, бабушек, дедушек, учителей.

Репетиция сценки.

Ход мероприятия.

В кабинете расставить парты буквой «П». Их накрыть скатертями и расставить пиалы и борцоки.

На доске эпиграф:

               В котле варился чай с бараньим жиром и солью. Не думаю, чтобы           кухня, какого б то ни было народу, могла произвести что-нибудь гаже. Она предложила мне свой ковшик — и я не имел силы отказаться. —  Я хлебнул, стараясь не перевести духа

(Кавказский дневник Пушкина)

Ведущий 1:  Дорогие, гости, проходите,

                      Чайную церемонию с нами разделите!

Гости проходят и рассаживаются за столы.

                                     

Ведущий 2: Давайте выпьем чай и повторим такие слова: «Пусть выпитый чай станет нам аршаном – целебным напитком!»

Учитель: (зачитывает эпиграф)

Не стоит пугаться этих слов. Скорее всего, Александру Сергеевичу пришёлся не по-вкусу бараний жир. Если следовать современному рецепту – выходит вполне себе съедобный напиток.

Вы  уже  догадались,  что  сегодня  речь  на  занятии  пойдет  о  чаепитии калмыцкого  народа.  Давайте с вами отправимся в прошлое, на несколько столетий назад…

Ведущий 1: Калмыцкий чай или многоликий чай известен также как джомба, монгольский чай, карымский чай, карымный чай, киргизский чай и плиточный чай.

Ведущий 2: Калмыкам известна легенда, в которой происхождение чая связывается с именем религиозного реформатора Цзонхавы (Ламы Цонкапы). Легенда была записана автором статьи в 1980 году от информатора Овшин Эрнжэн (1918-1 988гг.). Вариант данной легенды имеется в сборнике «Хальмг туульс» (т.3, Элиста, 1972, с.6). В ней говорится, о том,  что…  

Ведущий 1: Мы предлагаем вам посмотреть небольшую инсценировку:

Актеры: Дзонхава, лекарь, автор.

Автор: Однажды Цзонхава занемог и обратился к известному лекарю:

Цзонхава: Уважаемый! Что-то в последнее время я себя неважно чувствую. Лекарь: Я пропишу вам один напиток, который называется  «божественным» (деедсин идэн). Употреблять его будете на голодный желудок в течение семи дней.

Автор: Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днем месяца барса по лунному календарю, Цзонхава избавился от недуга.

Цзонхава: По этому случаю, я повелеваю всем верующим в этот день поставить бурханам (Буддам) лампадку, прибавить к своему возрасту один год и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже «хальмг цэ» («джомба»).
Автор: С тех пор, по преданию, калмыки стали отмечать праздник Зул, на котором самым почитаемым блюдом стал калмыцкий чай. И в память о чудесном исцелении стали ежедневно совершать чайный ритуал подношения божествам.
Ведущий 2: В другом же предании  говорится, что чай был известен задолго до того, как наши предки приобщились к мясным блюдам; тогда существовал запрет на прием мясной пищи. И вот один лама решил создать растительную пищу, которая бы не уступала по калорийности мясным блюдам. С этой целью в течение тридцати дней он читал специальную молитву.

Ведущий 1: Согласно легенде, на тридцатый день благодаря молитвенным взываниям ламы чудодейственная культура проросла. Так у калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С него начинался обычный день калмыка, без чая не обходился ни один праздник.
Учитель:  Особое отношение к чаю как к «божественному напитку» (деедсин идэн) определило специфику чайного ритуала калмыков. Существовало множество канонов, связанных с церемонией приготовления и подношения калмыцкого чая. Мы остановимся лишь на некоторых.
      Считалось  хорошей приметой, когда человеку посчастливится попасть к кому-нибудь на утренний чай. По этому случаю, хозяева дома говорили: «Сэн куунэ амн тоста» (Хороший человек всегда попадает на сытную пищу). Хозяева специально приглашали вошедшего принять участие в утреннем чаепитии. Как правило, от такого приглашения калмыки никогда не отказывались, потому, что с утренним чаем, связывали благополучное решение начатых дел, что подтверждалось  народной мудростью: «ϴрун цэ уупад иархла, керг куцх» (Если с утра выпьешь чай, дела исполнятся).
       Предложить несвежий чай, даже при самых стесненных обстоятельствах, считалось крайне неприличным, поэтому приготовление чая совершалось в присутствии гостя. Если в процессе приготовления чая хозяйка допускала оплошность, это воспринималось гостем как неуважение к нему.
Каких же
правил должна была придерживаться хозяйка при приготовлении и подношении калмыцкого чая?
Ведущий 1: Во-первых, запрещалось кипячение воды (хоосн хар усн) без чайной заварки. Обычный кипяток употреблялся в исключительных случаях: во время болезни, крайней нищеты и т. д. Предупреждая возможность подобного, воду кипятили с одним из ингредиентов традиционного чая (солью, чайной заваркой, каплей молока).
Ведущий 2: Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершались слева направо, по ходу солнца. В основе данного правила просматривается солярный культ, имеющий огромное значение в духовной жизни калмыков. Думали,  что, совершая круговые движения, люди надеялись, что жизнь и все добрые начинания будут необратимо двигаться вперед согласно законам диалектики.
Ведущий 3:  После того, как чай хорошо заварится, его солят, добавляют по вкусу молоко и мускатный орех, толченный в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают с помощью половника.
Ведущий 1: Первая порция приготовленного калмыцкого чая преподносилась в качестве подношения (дееж) бурханам (Буддам). Чай наливался в жертвенную чашечку, которая должна была постоянно находиться на алтаре. По истечении определенного времени этот чай отдавали детям, в основном, мальчикам.
Ведущий 2:.Известно, что калмыки поклонялись солнцу, луне, почитали землю. По этой причине они регулярно совершали обряды жертвоприношения небесным светилам, земле и  по-особому относились к предметам, формы которых напоминали объекты культа. Например, у калмыков запрещалось наступать на порог  кибитки  с  круглым основанием,  держать  дома  пиалу  с  отломленными краями. Посуда, предназначенная для гостей, должна соответствовать канонам традиционного этикета. В калмыцкой пословице говорится: «Лучшую пищу отдай гостю».  Хорошей  пище  должна  соответствовать  качественная  посуда.  Гость вполне мог отказаться от чая, если он подается в пиале с отломленными краями, если подносящий опускает в пиалу с чаем указательный палец.
Ведущий 3: Человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками  на  уровне  груди,  тем  самым  демонстрируя  свое уважение и сердечное расположение гостю.  Раньше  ритуал  подношения совершался в коленопреклоненной позе, поскольку наши предки пили чай, сидя на земле или за низеньким столиком.
Ведущий 1:  При подношении чая строго учитывалась иерархия присутствующих: сначала чай подают старшему по возрасту, независимо от того, является ли он гостем, родственником или еще кем-то. Если адресатом является духовное лицо, важный  государственный  чиновник,  то  ритуал  подношения  чая  совершался хозяином дома.
Ведущий 2:  Принимающий  подношение  должен  взять  пиалу  обеими  руками, безымянным  пальцем  правой  руки  совершить  ритуал  кропления (цацл цацх), произнести  благопожелание,  в  котором  добрые пожелания  адресуются  самому напитку,  человеку,  угощающему чаем,  его семейству.  
Ведущий 3:  Выпив  чай,  калмыки  возвращают  пустую  посуду  хозяину. Запрещалось переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивалось как проклятье.
Учитель: Чайная церемония - это лишь один из многих обрядов и ритуалов калмыков. Однако в ней в полной мере отразились специфика национального характера калмыков, их религиозная приверженность, завидное постоянство и преданность по отношению к традициям и обычаям предков.

Ведущий 1:  В прошлом, при смене кочёвки, хозяйка на новом месте первым делом готовила чай, чтобы получить благословение новой кочевке и жилищу. Приготовлению чая придавалось магическое значение – его нужно было варить как можно больше – в расчете на гостей. Нельзя было долго кипятить воду, при этом в нее сначала следовало добавить соль и только затем начать кипятить.

Ведущий 2:  Отправляясь в далекий путь, было принято выпить чаю, как бы благословляя дорогу. Считалось, что совершение «дорожных обрядов», одним из элементов которого было питье чая, приносило удачу путнику. Выпить чай утром, значит, дороге быть белой, благополучной, все задуманные желания сбудутся.

Ведущий 3:  Невестка подносила чай свекрови и свекру. Чай подавали в чашке аага, причем нельзя было касаться пальцами краев чаши.  Перевертывание чашки вверх дном означало, что гость никогда больше не придет в этот дом.

Ведущий 1: Чай варили и после выполнения некоторых коллективных работ, например, после изготовления войлока.

Ведущий 2: В поминальных обрядах им окропляли землю и произносили благопожелания умершему.

Учитель: Чем же  отличается калмыцкий чай от обычного листового чая?

Ведущий 3: Для кирпичного или, как его еще называют, калмыцкого чая используют крупные старые чайные листья, которые собирают поздней осенью после сбора основного урожая (молодых зеленых листочков). Чайные листья не подвергают ферментации и завяливанию, поэтому напиток из них имеет характерный терпкий, немного горьковатый привкус и желто-красный цвет. Кирпичный чай хранился в старину в кожаном мешочке, что сохраняло его от влаги и посторонних запахов.

Ведущий 1:Чай до сих пор является хорошим подарком, наряду со сливочным маслом.

Учитель: Калмыцкий чай своего рода - этническая ценность, отраженная в текстах, калмыцких пословицах, поговорках и загадках. Например, вот одна из загадок:

                      Сверху – сушено-жареное,

                      Снизу – густое и черное,

                      Придающее цвет – серовато-белое,

                      Придающее вкус – белое,

                      Заботящееся об удовольствии – желтое, жирное.

         Что это?          (чай – сушеное мясо, вода, молоко, соль, масло)

Ведущий 2:   По словам народных целителей, например, Геннадия Малахова, правильно подобранный рецепт приготовления чая и две-три чашки, выпитые в течение дня, могут помочь при таких недугах,  как: заболевания желудочно-кишечного тракта,
отравления, ожоги, заболевания органов дыхания, заболевания желчного пузыря,
авитаминоз, заболевания сердечнососудистой  системы и нарушения кровообращения, переутомление, сахарный диабет, нарушение обмена веществ,
ревматизм и как средство для похудания.

Ведущий 3: Не ошибусь, если скажу, что осенью и зимой большинство жителей не только Дагестана, но и других регионов страны начинают свое утро с калмыцкого чая.  Он бодрит, согревает, питает.

Учитель: И в заключение хочется отметить, что  у современных  калмыков,  где  бы  они  ни  жили,  чай   считается  не  только любимым   напитком,  а  также  почетным  угощением,  одной  из  этнических ценностей. Чай выступает в жизни калмыков как объект питания и как сакральная пища, способная при соответствующих обрядах принести удачу.

     И наше занятие мне бы хотелось закончить такими словами:

                                     Будем во все времена

                                     Пить горячий и душистый калмыцкий чай,

                                     Ведя приятную беседу.

                                     Пусть выпитый чай нам будет аршаном,

                                     Пусть все пьющие чай будут щедрыми,

                                     Пусть все живут дружно и счастливо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час «Забвению не подвластно…» (70-летие депортации калмыцкого народа)

Тема: «Забвению не подвластно…»Цели: воспитывать патриотизм; развивать гражданскую позицию, интерес к истории своего народа, государства в целом; прививать уважение к старшему поколению, люб...

Памяти жертв калмыцкого народа

Эссе на тему "Памяти жерт калмыцкого народа"...

Калмыцкий язык, 10 класс. Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа"

Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....

презентация 28 декабря-День Памяти. Скорби калмыцкого народа

"13 лет,  13 дней..." Пришла долгожданная весть с Москвы.  Возвращение на Родину для калмыцкого народа  стало  радостным, и в тоже время скорбным  потому, что многие уже возвр...

Исследовательская работа "Математика в жизни калмыцкого народа"

    Каждый народ должен знать свою историю, свои истоки, свои корни. Мы думаем, что без  знания прошлого, не будет никогда настоящего, никогда не вырастешь настоящим гражданином ...

Образовательное событие: «Церемония чаепития»

Цель: формировать у учащихся этические представления о традициях чаепития в разных странах.Задачи:1.Образ: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся (умения формулировать и аргументировать...

Методическая разработка об истории калмыцкого народа (на калмыцком языке)

Знакомство дошкольников с бытом и повседневной жизнью наших предков...