Внеклассное мероприятие "Праздник удмуртского полотенца"
план-конспект по краеведению на тему

Соловьева Галина Афонасьевна

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов, рассказывающее об удмуртском полотенце, удмуртской вышивке и удмуртских праздниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  ПРАЗДНИК УДМУРТСКОГО ПОЛОТЕНЦА

ЦЕЛИ:

  1. Знакомство с удмуртским народным творчеством и фольклором;
  2. Развитие умений вести исследовательскую работу;
  3. Воспитание уважения к творчеству удмуртского народа, наших предков.

Оборудование:  выставка вышитых полотенец; праздник проходит в школьном музее.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня занятие кружка «Исследователи родного края»   посвящено удмуртскому народному творчеству  и фольклору.  А именно, у нас праздник удмуртского полотенца.  У всех в жизни бывают праздники и посмотрите, какие красивые, нарядные  полотенца пожаловали к нам в гости.  Также  на нашем празднике  ребята из 3 класса  с классным руководителем Еленой Викторовной,  Ольга Владимировна –директор Центра внешкольной работы  дополнительного образования детей, Татьяна Борисовна _ заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра внешкольной работы,  Вера Сергеевна – директор станции юных туристов г.Слободского.

Итак, у всех у нас праздничное настроение. Сегодня мы посмотрим  красивые полотенца,  узнаем историю этих полотенец, вспомним наших бабушек-мастериц, обряды, где используются полотенца, а затем  какой же праздник без чаепития, будет чаепитие в крестьянской избе.

А теперь послушайте  мой рассказ о наших предках – удмуртах. Красивые  места с разноцветными лугами, белоствольными березами, журчащими родниками,  выбрали когда-то  наши бабушки и дедушки.  Появились деревни с  интересными названиями: Светозарево, Красногорье, Пески, Будино, Бурино, Мочагино и другие.

Давайте послушаем удмуртскую песню о родном крае, о родной стороне, о милой родной деревеньке.

Песня «Вордыськем гурте»  (Родная деревня

Перевод.

Жили в деревнях большими семьями. Выращивали хлеб, держали  коров, овец, поросят. С утра до вечера приходилось трудиться,  очень многое делалось вручную, ведь техники не было никакой. Но зато все было натуральное, экологически чистое: и пища, и одежда.

Одежду шили сами, но чтобы ее сшить, нужен материал. А материалом для одежды были льняные холсты.  Чтобы холсты получить, сначала  сеяли лен, затем его убирали вручную серпами, потом теребили, получались волокна, и из них  ткали холсты.  Вот из этих холстов и шили одежду и полотенца.

Удмуртский поэт Флор Васильев написал такое стихотворение:

             Поле голубого льна,

             Ты, как небо голубое,

             Грань не определена

             Между небом и тобою.

                Лен мой, лен мой, скоро ты

                Превратишься в шортдэремы,

                Вышьют женщины цветы,

                Сложим мы о них поэмы.

            О цветах бескрайних льна,

            О цветах на юбке хрусткой.

            Грань не определена

            Меж природой и искусством.

 Кто знает из вас, как переводится слово полотенце на удмуртский язык? Полотенце –«бамкышет», бам-лицо, кышет – платок, платок для лица.  Никто не захочет вытирать лицо некрасивым полотенцем, и не зря все полотенца аккуратные с красивыми узорами,  да еще украшенные кружевами. Старинные полотенца сделаны из белого самотканого холста, а позднее  появились вафельные полотенца. На всех полотенцах  вышивки: цветочки, петухи, птицы и конечно восьмиконечные звездочки, счастливая звезда - «шудо кизили», ставшая символом удмуртов, талисманом или оберегом. Разные -разные вышивки из красивых ниток ложились узорами на полотенца.  Каждая девочка, девушка, женщина вышивая вкладывала частичку своей души, фантазии в новые и новые узоры. Поэтому у каждого полотенца свое лицо, своя история.

У вас было домашнее задание: принести полотенце и узнать историю этого полотенца, откуда вы его взяли, кто вышивал, какие узоры и нравится ли вам это полотенце, то есть выполнить небольшую исследовательскую работу.

Выступления ребят:     9 класс,  4 класс,  3 класс.

Демонстрация полотенца и рассказ.

Полотенца  занимали в доме почетное место. В большие праздники как украшения вешали их на зеркало, на рамы, на божницу, бережно аккуратно хранили их в сундуках. Вот и у нас в крестьянской избе, все как полагается : красиво вышитые полотенца украшают избу. А знаете ли вы, ребята, в каких обрядах используется полотенце?

Рассказы ребят.

*Дорогих гостей встречают хлебом-солью, жениха с невестой встречают на свадьбах караваем с медом на полотенце.

*К свадьбе девушка должна была приготовить полотенца в приданое, а потом на свадьбе  показывали гостям, какая же рукодельница и мастерица невеста.

Что-то мы  заговорили о свадьбе, а на свадьбе ведь всегда веселятся, давайте и мы с вами повеселимся, проведем аукцион частушек.             Молодцы, много частушек спели.

Послушаем шуточные удмуртские частушки «Гажане мнам трактористно»

А теперь поиграем, потанцуем. Я начну танец с полотенцем, а потом передам полотенце другому и тот   продолжит свой танец и так далее. Выбираем хоть кого.

( Песня  «Мусое, мусое айда вераськом…»)

                « Улла-пала»

  • Особую роль как оберег от злых сил, от несчастий играет полотенце на проводах в армию молодых парней. Родители, близкие, родственники дарят будущему солдату полотенце и при этом говорят ему разные пожелания.

Вам надо было узнать: какие же пожелания говорят  молодому человеку, идущему в армию, будущему солдату.

Выступления ребят.

  • Когда рождается маленький ребенок и его крестят в церкви, то крестные дарят малышу полотенце, как оберег.
  • Полотенца также используют на похоронах, несут гроб с покойником на полотенцах, в знак уважения к этой семье.

Какое же большое значение имеют полотенца в жизни человека: и в радости и в горе, и в разлуке и в веселье.

Сегодня мы узнали историю разных полотенец, увидели чудесные, красивые узоры на них, вышитые прекрасными удмуртскими мастерицами.

 Послушайте стихотворение Флора Васильева «Бабушка».

                 Выбежишь умываться

                 Поутру впопыхах –

                 Край полотенца в огненных

                 Бабушкиных петухах.

                             Стол под вышитой скатертью

                             В красном стоит углу,

                             Дорожка, сплетенная бабушкой,

                             Рдеет на чистом полу.

                 Все свое рукоделье

                 Оставила мне она.

                 Из ниток ее цветастых

                 Жизнь моя сплетена.

                             И, знать, совсем не случайно

                             Влетели в эти стихи

                             Горластые, огнеперые

                             Бабушкины петухи.

Давайте, ребята, будем беречь эту красоту, будем дальше  изучать историю и  культуру своего мудрого удмуртского народа.

Сохраняя эту мудрость,

Сами станем мы мудрей.

Кроме наших с вами предков,

Лучше не учителей.

И обряды, и наряды

Нужно в памяти хранить,

Песни, танцы и загадки

Для потомков сохранить.

Вам понравился праздник? А дальше  продолжим веселье за праздничным столом.  Младшие могут поиграть, а  9-тиклассники сейчас накроют столы и начнем чаепитие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"...

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"...

Комплекс упражнений "Домашний фитнес (диван, полотенце, подушка)"

12-минутная домашняя тренировка. С помощью этого комплекса вы сможете провести тренировку дома - вам потребуется только диван, подушка и полотенце - то есть вещи, которые всегда найдутся дома. Подушка...

Вышитое полотенце

Презентация содержит   образцы вышитых полотенец и наглядный материал....

Внеклассное мероприятие "Удмуртские посиделки"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов, рассказывающее об удмуртской культуре....

рабочая программа по удмуртской литературе (удмуртскому для 5 класса

Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС по удмуртской литературе для 5 класса....

Проект интегрированного урока английского языка и удмуртской литературы в 6 классе по биографии и произведениям удмуртского детского писателя и драматурга Г.А. Ходырева (в рамках проведения Недели Удмуртии в школе)

Цель: приобщение к культуре удмуртского народа через организацию нетрадиционной формы урока иностранного языка.Задачи: 1.      Познакомить учащихся с биографией удмуртского пи...