Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
рабочая программа по краеведению на тему

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллектуальные, познавательные возможности учащихся, на их социальный опыт, поддерживает и развивает таланты, способствует ранней профессиональной ориентации на гуманитарный профиль.. В программе особое внимание уделяется  наиболее значительным для истории России вопросам: становление и развитие этносов, российским национальным обычаям и традициям, духовным ценностям, условиям жизни и быту сословий, социальных групп и слоев населения в разные исторические эпохи  с опорой на местный материал. Программа решает основные проблемы дополнительного образования:  повышение занятости детей в свободное время; организация полноценного досуга; развитие учебно – организационных,  учебно – оценочных, учебно – интеллектуальных и учебно – коммуникативных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Леванова Наталья Ивановна, зам.директора по УВР, учитель истории и обществознания МБУ гимназии №39 «Классичнская»

г.о. Тольятти, Самарской области

Пояснительная записка.

Актуальность, педагогическая целесообразность:

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллектуальные, познавательные возможности учащихся, на их социальный опыт, поддерживает и развивает таланты, способствует ранней профессиональной ориентации на гуманитарный профиль.. В программе особое внимание уделяется  наиболее значительным для истории России вопросам: становление и развитие этносов, российским национальным обычаям и традициям, духовным ценностям, условиям жизни и быту сословий, социальных групп и слоев населения в разные исторические эпохи  с опорой на местный материал. Программа решает основные проблемы дополнительного образования:  повышение занятости детей в свободное время; организация полноценного досуга; развитие учебно – организационных,  учебно – оценочных, учебно – интеллектуальных и учебно – коммуникативных умений.

Направленность программы – туристско – краеведческая.

Цель программы – создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей и подростков, гражданского и патриотического становления, формирования патриотического сознания и гражданского поведения, выстраивание воспитательного пространства на основе взаимодействия и партнерства школы и социальных институтов воспитания.

Задачи программы

-изучение родного края: изучение краеведения и этнической  культуры; музейно-экскурсионная работа ; историко-географическое изучение и описания родного края; полевая краеведческая практика:                    

-приобщение детей и подростков к поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края; удовлетворение индивидуально-личностных интересов и запросов детей: расширение и углубление знаний и практических умений исследования края,

-профессиональная ориентация; проведение основных видов учебно-исследовательской деятельности (встречи с  участниками и очевидцами изучаемых событий и   явлений, записи воспоминаний современников и дневниковые социологические исследования; краеведческая работа в музеях, архивах, библиотеках); обработка полученной информации;

- формироватние  патриотического сознания и гражданского поведения; развивитие  нравственных качеств, таких, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты.

- формирование  опыта социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям.

Формирование  ключевых компетентностей:

готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность

Отличительные особенности программы:

Дополнительная образовательная программа по краеведению строится на основе концепции, учебного плана, авторских программ, разработанных педагогами центра, научного сборника «Традиции, филология, образование». - М., 1997 г., методических рекомендаций «Наш край» в курсе истории СССР 9-го класса. - Куйбышев, 1988 г., экспериментальной программы и методических рекомендаций «Народные праздники и семейные традиции в России». -Нижегородский институт развития образования. - 1994 г., программы «Юные археологи». -Самара, 1998 г. Данная программа в рамках дополнительного образования решает, прежде всего, воспитательные, а затем развивающие и образовательные задачи.

Программа строится на следующих принципах:

  • духовно-нравственные и историко-культурные традиции г.Тольятти;
  • историко-национальные особенности уклада жизни населения региона;
  • реалии сегодняшнего состояния нравственной, хозяйственной и культурной жизни
    города;

         -   изучение особенностей федерального (геополитического) содержания жизни г.Тольятти как части России .

Все перечисленные выше принципы построения краеведческого компонента предполагают определение, осмысление и развитие, в первую очередь, духовно-нравственного и историко-культурного стержня жизни города, его социальной (духовно-нравственной, хозяйственной, культурной) доминанты. При этом принцип историзма обеспечивает научную достоверность определения этой доминанты.

Новизна и специфика программы в системе дополнительного образования:

  • прослеживаются и учитываются межпредметные связи;
  • уделяется значительное внимание темам патриотизма и гражданственности;
  • обращается внимание на особенности исторического опыта России, ее народа, поэтому универсальные ценности и тенденции края  рассматриваются в сочетании с особенностями государства;
  • предусматривается деление курса на  уровни: ознакомительный, углубленный,учебно-исследовательский.

Структура программы:

Программа учитывает психолого–педагогические особенности детей и осмысленно делит весь курс обучения на три постепенно усложняющихся уровня:

- ознакомительный уровень для детей  9 – 13 лет

- углубленный уровень для детей  10  - 15лет

- учебно – исследовательский уровень для детей 13 – 17 лет

Используемые социопсихологические методики:

- Л.В. Байбородова «Изучение мотивов участия школьников в деятельности».

Цель: изучение мотивов посещения занятий учащимися.

Срок проведения: в начале года.

- Х. Зиверт «Исследование творческих способностей».

Цель: исследование умений учащихся находить творческий подход в различных ситуациях.

Срок проведения: один раз в год.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 9  – 17 лет.

Набор в группы осуществляется на основе интересов и потребностей детей, желающих обучаться по данной программе. Специальной подготовки от детей не требуется.

       На основе предложенных курсов, педагог моделирует образовательный маршрут

       детского объединения, исходя из возраста, интересов детей.

Взаимодействие курсов программы: обучение по программе можно начинать с ознакомительного уровня, переходя по желанию на углубленный и на учебно – исследовательский. В зависимости от собственных интересов,    учащийся может выбрать собственный образовательный маршрут.

Срок реализации программы:  программа реализуется не менее 3 - х  лет.

Продолжительность образовательного процесса и режим  занятий:

Программа предусматривает продолжительность образовательного процесса

 42  учебных недели в течение учебного года (в том числе и в каникулярный период). Начало занятий с 1 октября. Режим занятий 1 – 2 раза в неделю.

Организационные и педагогические принципы реализации программы:

 Реализация данной программы основывается как на общедидактических принципах: научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности, так и на основных принципах дополнительного образования – добровольного участия детей в занятиях, принципах самодеятельности и партнерства, индивидуального подхода к учащимся, развивающего и воспитывающего обучения

Особое место  в данной программе отведено практике, творческим заданиям исследовательского характера, проектному методу обучения.


Учебный план.

№ п/п

Название учебных курсов

Срок реализации

Возрастная группа

Теория

Практика

Всего часов

Ознакомительный уровень

1

Введение в народоведение

2 года

9 – 12 лет

1й год обучения

9 - 10 лет

26

58

84

2й год обучения

11 - 12 лет

30

54

84

2

Этнография самарской Луки

1 год

11 – 13 лет

38

46

84

Углубленный уровень

1

История и топонимика родного края

1 год

12 – 15 лет

68

58

126

2

Этнография родного края. (Интегрированный курс)

3 года

10 – 15 лет

История. Технология. Прикладное искусство

1й год

10 - 11 лет

52

74

126

История. Технология. Прикладное искусство

2й год

11 - 13 лет

52

74

126

Литература. Театр. История. Прикладное искусство.

3й год

13 - 15 лет

42

84

126

3

Музееведение. (Интегрированный курс)

3 года

10 – 15 лет

История малой родины. Музейное дело. Основы археологии.

1й год

10 – 12 лет

58

26

84

История малой родины. Экскурсоведение. Музейное дело. Основы археологии

2й год

12 – 13 лет

34

50

84

Экскурсоведение

Музейное дело. Основы археологии.

3й год

13 – 15 лет

29

55

84

4

Ставрополь – Тольятти. Страницы истории.

1 год

13 – 15 лет

74

52

126

Учебно – исследовательский уровень

1

Литературное краеведение

1 год

13 – 17лет

40

44

84

2

Организация и проведение научно – ученического исследования

1 год

13 – 17лет

47

79

126

3

Музееведение.

Роль малой родины в исторических судьбах страны

1 год

13 – 17 лет

38

46

84


Условия реализации программы:

 Кадровое обеспечение:

Педагоги,   имеющие высшее гуманитарное  образование и опыт  участия в учебно-исследовательской деятельности. 

Организационно – методическое обеспечение:

Договоры о сотрудничестве с профильными учреждениями города, высшими учебными заведениями. наличие кабинета; наличие лаборатории при необходимости;

связь с архивом, краеведческими музеями, с высшими учебными заведениями: ТГУ, СГУ.

Укомплектованность библиотеки учебной и художественной литературой.


Ознакомительный  уровень.

Цели и задачи

  • сформировать у учащихся положительную установку на изучение
    предмета;
  • познакомить с ключевой идеей- идеей гуманизма;
  • показать   взаимосвязь и взаимодействие человека с природной средой;
  • дать школьнику основные практические знания по литературе, этнографии, прикладному искусству, технологии;
  • познакомить учащихся  с городом, с органами местного самоуправления с государственной символикой;
  • познакомить  с легендами, преданиями и сказаниями, связанными с историческими событиями; с национальными праздниками, костюмами народов Поволжья;
  • познакомить   с   понятиями:   исторический   памятник,   музей (музеи   г.Тольятти).

Структура ознакомительного уровня состоит из образовательных курсов

–  «Введение в народоведение»  1й год обучения -84ч.

- «Введение в народоведение»  2й год обучения -  84ч.  

-  «Этнография Самарской Луки». – 84ч

Данные курсы ориентированы на детей 9 -13 лет

Организационные и педагогические принципы

Реализация данного уровня основывается на следующих педагогических принципах:

  •  гуманизации образовательного процесса, заключающейся в личностно – ориентированном подходе и установлении субъект – субъектных отношений педагога и учащегося;
  • сотрудничества и сотворчества, заключающегося в совместной продуктивной деятельности педагога и учащегося;
  • признание уникальности и самоценности личности учащегося;
  • толерантности к другому мнению, другому поведению ( в том числе и другому мнению и другому поведению ребенка), другой культуре, вероисповеданию.


Углубленный уровень.

Цель и задачи:

-        формирование осознанного бережного отношение к наследию края   как части
историко- эко- культурного наследия страны в целом;

-        развитие   познавательной   творческой   деятельности   учащихся   в   процессе
кружковой работы, привитие навыков исследовательской, самостоятельной работы;

-        воспитание социальной активности учащихся, предполагающее формирование
умений и навыков самостоятельных действий в сфере пропаганды краеведческих знаний.

Методы обучения: исходя их характера учебно – познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом на данном уровне обучения используются методы:

- объяснительно – иллюстративный: рассказ, лекция. Работа с учебником, демонстрация  кино – диафильмов;

- репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике;

- частично – поисковый;

- исследовательский, при котором учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно.

Формы организации учебной деятельности

Экскурсии, тренинги, а так же основной формой могут стать практикумы, лекции, олимпиады,  уроки творчества, уроки практической и самостоятельной работы,

дискуссионные клубы, оформление выставок плакатов, конкурсы сочинений, конкурсы поделок, экскурсионная практика, фольклорные праздники.

Контроль и оценивание знаний: осуществляется зачетной системой, конкурсным подведением итогов по результатам конференций, выставок, конкурсов сочинений и т.д Оценивание знаний идет на проверку элементов исторической, этнографической  литературной подготовки учащихся, таких как:  работа с источниками, описание, рассказ, анализ версий и оценок и обоснование своего отношения к событиям и личностям; работа по написанию рефератов; практическая просветительская работа среди младших школьников. Оценивание идет на предмет практических знаний и умений учащегося, получаемых на курсах «Технология», «Прикладное искусство» таких как: умение сшить национальный костюм; современный дизайн с использованием национального костюма; кулинария; умение работать с материалом (глина, дерево, бумага); вышивка, вязание.

Контроль за получаемыми знаниями осуществляется через:

- подготовку, написание рефератов, сочинений, альбомов, выступление на конференциях, в группах школьников;

- подготовку и обыгрывание предметов, обрядов, выступлений на праздниках; выставку практических работ; лекционную просветительскую, экскурсионную работу среди младших школьников.

Структура углубленного уровня: состоит из вариативных образовательных курсов.

Курс рассчитан на учащихся 5-10-х классов и включает дисциплины родиноведческие по содержанию, предусматривает одногодичные, двухгодичные и трехгодичные курсы. Может предусматриваться модульное обучение в трех уровнях по выбору учащегося (для интегрированных курсов возможен выбор собственного образовательного маршрута – два -  три предмета). Изучается прошлое края (археология), язык, история, география, быт народов, национальные и религиозные особенности и обычаи («Этнография родного края». «Топонимика».), словесность («Литературное краеведение»). Многие курсы комплексные по характеру: изучается история, словесность, художественная культура и труд (народные промыслы, обрядовая кулинария, народный костюм, игрушка), театр, что позволяет развивать межпредметные связи на уровне реальных духовно-нравственных и историко-культурных смыслов, единых для жителей региона.

–  «История и топонимика родного края»  -126 ч.

–  «Этнография родного края» - 1 й год обучения -  126 ч.  

-  «Этнография родного края» - 2 й год обучения – 126 ч

 - «Этнография родного края» - 3 й год обучения – 126 ч.

- «Музееведение» - 1 й год обучения – 84 ч.

- «Музееведение» - 1 й год обучения – 84 ч.

- «Музееведение» - 2 й год обучения – 84 ч.

- «Музееведение» - 3 й год обучения – 84 ч.

- «Ставрополь – Тольятти. Страницы истории» - 126 ч.

Данные курсы ориентированы на детей 9-15 лет


Учебно – исследовательский уровень

Цель : овладеть практическими знаниями и навыками в области краеведения ; содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, умеющей выражать свои мысли, сравнивать, анализировать; содействовать социализации, саморазвитию и самопознанию, привить учащимся навыки учебно – исследовательской деятельности.

Задачи :

 - научить писать сочинения, планы по изученным темам;

 - научить работать и анализировать источники и литературу, проводить
социологические исследования;

- научить делать выписки, собирать материал по темам;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

- перерабатывать информацию для создания нового продукта, преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму представления материала;

- способствовать формированию критического мышления;
учить искусству спора, дискуссий;

 -  формировать умение публичного выступления, отстаивать свою точку
зрения.

Умения и навыки, полученные на данном уровне:

  • умение сравнивать изученные социальные объекты, выделять в тексте
    оценочные суждения;
  • умение приводить собственные примеры и верно указывать пример;
  • умение дать оценку событиям;
  • знать термины и адекватно ориентироваться в содержательных
    тематических текстах;
  • уметь писать планы, сочинения, рефераты;
  • уметь защищать свою точку зрения, подкрепляя ее примерами;
  • уметь проводить анкетирование и социологические исследования для
    сбора материала;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- донести свою позицию для других, владея приемами монологической и диалогической речи;

Структура содержания деятельности.

Учебно – исследовательский уровень состоит из курсов

- Курс «Литературное краеведение» - 68 час.

-Курс «Организация и проведение научно – ученического исследования» - 102час.

- Курс «Музееведение. Роль малой родины в исторических судьбах страны» - 68 час.

Организационные и педагогические принципы.

Реализация данного уровня основывается на следующих педагогических принципах:

- сотрудничества и сотворчества, заключающегося в совместной продуктивной деятельности педагога и учащегося;

- занятия проводятся в группах и по графику индивидуальных консультаций.

Ожидаемые результаты.

По окончанию изучения курсов, учащиеся представляют исследовательскую работу. Участвуют в конкурсах исследовательских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Дополнительное образование детей в образовательной программе общеобразовательного учреждения Кадетского корпуса «Колледжа полиции»

Образовательная программа системы дополнительного образования, Положение о блоке дополнительного образования,...

«Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами дополнительного образования»

В последние десятилетия в нашем обществе наметилась тенденция к обращению педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционны...

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники»

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники» Всутпление...