Ученическая исследовательская работа
статья по краеведению (8, 9, 10, 11 класс) на тему

В статье приводятся основные требования к оформлению и содержанию ученических исследовательских работ, представляемых на Региональную олимпиаду по краеведению школьников Петербурга. В данной статье обобщен опыт рецензирования ученических работ за последние 4 года проведения олимпиады. Статья написана с учетом мнения большинства экспертов, проверяющих и оценивающих работы участников олимпиады. Данная статья написана простым языком, поэтому, надеемся, будет одинаково полезна как для педагогов, так и для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenicheskaya_issledovatelskaya_rabota.docx618.87 КБ

Предварительный просмотр:

Ученическая исследовательская работа

Васильева И.Г.

методист ГБНОУ «СПб ГДТЮ»

Ученическая исследовательская работа, представленная на городской этап региональной олимпиады по краеведению, должна соответствовать определённым требованиям, как к оформлению готового труда, так и к его содержанию. В данной статье мы бы хотели не только перечислить основные правила, которым должны отвечать ученические историко-краеведческие исследования, но и показать примеры наиболее удачных, на наш взгляд, работ, которые могли бы стать ориентирами для начинающих авторов.

Требования к оформлению ученического исследования

  1. 1 Титульный лист

Титульный лист – это лицо работы, он может многое рассказать опытному рецензенту. От того, насколько грамотно оформлен титул, зависит первое впечатление от работы, ведь читатель не знает вас, не знает, сколько времени и сил вы вложили в написание данного труда, он видит лишь конечный результат, и оценивает, именно, его. А небрежное или недостаточно полно оформленное первого листа может вызвать разочарование.

Титульный лист обязательно должен содержать: фамилию, имя, отчество, а также контактный телефон и адрес электронной почты автора, место его учебы (класс, школа, район города, учреждение дополнительного образования). Также указывается фамилия, имя, отчество руководителя работы, его должность, контактный телефон и адрес электронной почты. В верхней части листа указывается учреждение образования (без сокращений), внизу по центру город и год написания работы, номер страницы на титульном листе не проставляется.

Особое внимание следует уделить формулированию темы исследования. Всевозможные поэтические названия должны в скобках содержать конкретизацию, уточнение темы. Например, исследование: «Слово о великом сыне России» - не дает представления о том, кто же является главным героем повествования. Поэтому Абичев Евгений поступает совершенно верно, формулируя тему работы следующим образом: «Слово о великом сыне России» (П.П. Семенов Тян-Шанский: биография, путешествия).

Исследования, посвященные изучению родословной, требуют особого внимания к формулировке. Такие названия как «Моя родословная» или «История моей семьи» очень общие, ничего не говорят эксперту, скорее, дают понять, что перед читателем заурядная описательная работа. Однако в истории каждой семьи есть какая-то изюминка, которая и может стать отправной точкой для формулирования темы исследовательской работы.

Конечно, недопустимы ошибки на титульном листе. В связи с этим напоминаем, что тема работы пишется без кавычек и точки в конце, если только это не цитата. Кроме того, для обозначения временных рамок употребляются общепринятые обозначения (для века - римские цифры - XX в., XIX в., для временного периода - указание полной даты - 1941-1945гг. и т.д.)

Образец оформления титульного листа можно посмотреть в Приложении 1.

1.2 Оглавление

Неотъемлемой частью исследовательской работы является Оглавление или Содержание. Перед тем как приступить к чтению текста ученической работы эксперт просматривает раздел «Содержание» работы. Именно оглавление создает представление у читателя о структуре работы, логике повествования, о том, какой принцип лежит в основе повествования - хронологический, проблемный или др. По тому, насколько четко, грамотно, логично составлено содержание, можно судить о стройности мыслей самого исследователя, его погружённости в содержание, осмыслении проделанной в течении немалого времени работы. Поэтому не стоит пренебрегать этой, казалось бы, несущественной частью работы.

Пример оформления раздела «Содержание» (работа Анастасии Муратбакиевой):

Содержание

Введение        

Глава 1. История изучения памятников        

1.1  Бродовский могильник……………………………………………………………………..5

1.2 Редикорский клад.        

Глава  2.  Классификация  бус комплексов  Бродовского могильника и Редикорского клада        

2.1. Основные принципы  классификации бус        

2.2. Характеристика бус комплексов Бродовского могильника.        

2.2.1  Морфологические признаки бус комплексов Бродовского могильника.        

2.2.2. Технологические признаки бус комплексов Бродовского могильника.        

2.2.3. Материал изготовления бус.        

2.3. Характеристика  бус Редикорского клада.        

2.3.1. Морфологические признаки бус Редикорского клада.        

2.3.2  Технологические признаки бус Редикорского клада        

2.3.3  Материал изготовления бус        

Глава 3. Происхождение  бус  из комплексов Бродовского могильника и   Редикорского клада        

3.1. Центры изготовления и пути поступления бус на памятники        

Глава 4. Сравнение бус комплексов Бродовского могильника и Редикорского клада.        

Заключение        

Список  литературы        

Приложение        


Составленное таким образом Содержание работы, дает ясное представление о логике повествования, о глубине исследования, и, конечно, о том, что Анастасия Муратбакиева умеет оформлять готовый труд.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что подобное оформление раздела «Содержание» оптимально для ученической исследовательской работы.

  1.  Введение

Одной из самых важных частей ученической исследовательской работы является Введение. Введение – это та часть исследования, в которой в наибольшей степени проявляется авторская индивидуальность, и к его написанию стоит отнестись с наибольшим вниманием. Самый главный вопрос: «Какие составные части обязательно должно содержать Введение?»

Обоснование выбора темы, актуальность – это то, с чего следует начинать любое введение. Для большей наглядности хотелось бы привести одно, на наш взгляд, удачное обоснование выбора темы.

Пример (из работы Екатерины Столбовой):

«Как-то, работая над докладом по географии, посвященным исследователям русского Севера, я заинтересовалась историей, связанной с кладом геолога Э.В. Толля.  Во время Русской Полярной экспедиции по «Таймырии» в 1900 году он оставил ряд продуктовых складов, но одним из них не воспользовался. Этот склад и был назван кладом Толля. В 1973 году его нашел отряд полярной научно-спортивной экспедиции «Комсомольской правды». Внутри было обнаружено 48 банок мясных консервов с надписью: «Щи с мясом и кашею, 48 порций. Ф. Азибер. С.Петербург». Больше всего меня поразило то, что продукты, находившиеся в банках, оказались неиспорченными.

Заинтересовавшись, я решила поискать в Интернете информацию о фабрике. Мне стало известно, что фабрика пищевых консервов Ф. Азибера стала первой выпускать отечественные жестяные консервы по способу французского повара Аппера, поставляла мясные и мясорастительные консервы русской армии, а в 1900 году была удостоена Большой золотой медали на выставке в Париже.

<…> Кроме того, мне встретились неточности, связанные с тем историческим периодом, когда на Петергофском проспекте, д. 44 жил великий русский художник Павел Филонов. Арман Азибер был вторым мужем его родной сестры, Екатерины Фокиной - Азибер (Филоновой), поэтому в 1915 году художник написал портрет Армана Азибера с сыном Рене. Однако мне не удалось найти информации о том, писался портрет с натуры или же с фотографии, потому что год, когда фабрикант ушел добровольцем на фронт, не указан.

Обратив внимание на имеющиеся в Интернет-материалах и публикациях противоречия и разночтения, я поняла, что «Пищевых консервов для войск фабрика» хранит в себе еще много загадок, и захотела попытаться их разрешить. Это и послужило причиной выбора истории фабрики по производству мясных консервов Азибера в качестве темы работы».

 Такое начало исследовательской работы характеризует её автора как человека любознательного (не поленилась просмотреть материалы о фабрике Азибера), вдумчивого (увидела разночтения и неточности в Интернет-ресурсах) и, наконец, оно просто интригует (хочется поскорее вместе с автором изучить историю этого производства, понять, в чем же его уникальность, и почему оно исчезло).

Далее Екатерина определяет актуальность своей работы следующим образом:

«Актуальность темы, на мой взгляд, обусловлена тем, что в настоящее время, в эпоху развития бизнеса в России, как никогда ранее интересен опыт выдающихся предпринимателей прошлого. Полезно изучить историю развития производства, внедрения новых прогрессивных методов управления, торговли и рекламы. Интересно, проследив деятельность Азиберов, понять, какими же качествами должны обладать предприниматели, чтобы добиться больших результатов в своем деле, в частности – превратить небольшое предприятие в главного поставщика консервов для российской армии».

Думается, что Екатерине удалось достаточно точно и злободневно определить актуальность выбранной темы. Единственное, что напрашивается - это добавить несколько слов о степени изученности данного вопроса. А насколько известно, о консервном предприятии Азиберов никаких статей и публикаций до исследования Екатерины Столбовой не   было.

Ещё один обязательный элемент введения - цель и задачи исследования.

Формулирование цели исследовательской работы - задача очень трудная, поскольку от того, как будет звучать цель, будет зависеть логика всей работы, и ее конечный результат. Цель реферата/ исследовательской работы должна быть широкой, а вот задачи более конкретными, частными. По сути, задачи, обозначенные во введении, являются пунктами плана: решая поставленные задачи, автор раскрывает основное содержание темы и достигает поставленной цели.

Пример 1 (из работы Екатерины Столбовой):

«Цель моей работы заключается в комплексном анализе зарождения и развития мясной и мясорастительной консервной промышленности в Санкт-Петербурге на примере фабрики Ф. Азибера.

Обобщив и проанализировав все собранные мной на момент начала исследования материалы, я поставила перед собой три основные задачи:

1.Проследить историю появления мясной и мясорастительной консервной промышленности в Санкт-Петербурге.

2.Проанализировать историю развития фабрики Азибера и пищевой промышленности в Санкт-Петербурге.

3.Выяснить петербургские адреса, связанные с деятельностью двух поколений Азиберов».

Из приведенного примера видно, что Екатерина поставила цель широкую, общую «анализ зарождения и развития мясной консервной промышленности в Санкт-Петербурге». А для того, чтобы осуществить данный анализ необходимо «проследить историю появления мясной консервной промышленности», изучить «историю развития фабрики Азибера» и т.д. Хочется заострить внимание юных авторов и их руководителей на одном моменте. Екатерина, формулируя задачи исследования, не пишет, что задачей работы является сбор материала в библиотеках, архивах и т.д. И это абсолютно правильно. Поиск материалов по теме - это не задача исследования, это СРЕДСТВО или ИНСТРУМЕНТ достижения цели и поставленных в Введении решения задач.

Всегда трудно формулировать цель и задачи в работах по родословию. Ведь написание родословной – это, прежде всего, сбор материалов, фиксация событий истории семьи, то есть работы описательные, а не исследовательские. Такова специфика этого направления.  

Пример 2 (из работы Анастасии Хлудовой):

«Цель настоящей работы: создание исторического портрета моего прадеда Ефима Михайловича Баранова, жителя нашего города с 1914 года.                                 

Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:

  1. Собрать, систематизировать и проанализировать все имеющие материалы о моем прадеде, хранящиеся как в семейном архиве, так и в архивах города.
  2. Внести дополнения и уточнения в биографию прадеда.                                
  3. Установить памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Е.М.Баранова.
  4. Создать фотоприложение к биографии прадеда».

Анастасия указывает цель работы, используя понятие «исторический портрет», которое по своей сути является многогранным. Соответственно, читатель ждет от этой работы не просто описания биографии прадеда, а рассказа о его жизни на фоне эпохи, о его вкладе в ту область знания или производства, где он был занят. Такая формулировка выглядит гораздо выигрышнее банального «рассказать о прадеде», «составить биографию прадеда» и т.п.

Если внимательно рассмотреть задачи к работе Анастасии, то становится понятно, что задача под №1 лишняя. Это и не задача вовсе, а процесс сбора, накопления, систематизации и анализа фактов. Поскольку, не собрав материалы семейного архива, не проанализировав их, не ознакомившись с литературой по выбранному историческому периоду, невозможно составить исторический портрет, создать фотоприложение, выявить адреса и пр.

Анализ используемой литературы и источников. Прежде всего, в этом разделе следует указать те книги или статьи, которые были наиболее полезны для автора. Если юному исследователю с фактами в руках удаётся опровергнуть суждения взрослых исследователей, высказанных на страницах книг, журналов, газет, то об этом тоже следует упомянуть.

 Если автор для написания работы использовал архивные материалы, то об этом тоже стоит сказать. О материалах из архивов, представленых юному исследователю руководителем или кем-либо другим, обязательно следует сообщить, чтобы снять лишние ненужные вопросы.

Пример (работа Валентины Чикиной):

«Я пользовалась многими книгами и источниками для написания своей исследовательской работы, в том числе – архивными материалами. Информацию о детстве и обучении А. А. Чикина я нашла в его личном деле, хранящемся в фонде Академии Художеств в Российском государственном историческом архиве (РГИА) [2], в статье С. И. Селешникова в журнале «Земля и Вселенная» [43], а также в некрологе, опубликованном в одном из выпусков периодического издания «Мироведение» [30]. Путешествие А. А. Чикина по экваториальной Африке мне удалось подробно описать благодаря его путевым дневникам, фотографиям и зарисовкам, которые я изучала в этом году в архиве Русского Географического общества (РГО) [5-8]. О его научных достижениях я могу судить, основываясь на документах, хранящихся в Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб), где я побывала осенью 2014 года, и архиве Российской Академии наук (РАН) [4, 10-13]. Также зимой 2015 года мне удалось поработать с архивными материалами музея-усадьбы художника П. Е. Щербова и соприкоснуться с той дружеской атмосферой, которая была между Щербовым и Чикиным [14-16]. Кроме того, я просматривала труды Чикина, такие как «Подвижная карта звездного неба» [40], «Отражательные телескопы: Изготовление рефлекторов доступными для любителей средствами» [38] и «Метеорологическая станция любителя» [36]. О художественной деятельности А. А. Чикина мне удалось составить представление, рассматривая его иллюстрации в журналах и рисунки, созданные им к книге М. Ю. Лермонтова «Полное собрание в одном томе» [32] и его собственным статьям и книгам. В поиске его адресов в нашем городе мне помогли адресные книги «Весь Петербург» [17-23], «Весь Петроград» [24-25] и «Весь Ленинград» [26-27]».

Валентина Чикина указывает, какие источники стали наиболее значимыми и полезными при написании определенных разделов исследования.

В последние годы все чаще в ученических работах мы встречаемся с тем, что авторы стараются максимально приблизить свою работу к стандартам высшей школы. Что это значит? А это значит, что некоторые учащиеся, не понимая сути, пытаются определить гипотезу и методы исследования, что выглядит порой натянуто, а иногда смешно. Ведь иногда школьники пытаются доказать очевидные вещи. К примеру, что именно «личные качества способствовали становлению той или иной исторической персоналии». Таким образом, Оргкомитет олимпиады пришел к выводу, что такие составные элементы Введения как гипотеза, методы исследования, определение предмета и объекта исследования, не являются обязательными. Если автор и его руководитель считают, что они могут грамотно и логично изложить методы, используемые при написании работы, или же им необходимо выдвинуть гипотезу исследования, и от этого будет зависеть весь ход повествования и логика изложения материала, то, конечно, они могут внести эти составные части в раздел Введение.

  1.  Основная часть

В основной части дается характеристика и анализ темы реферата/исследования в целом, и далее – изложение выбранной информации в соответствии с поставленными задачами.

Изложение основной части работы будет зависит оттого, что вы пишете: реферат, исследование или реферат с элементами исследования. Реферат подразумевает ознакомление с литературой по выбранной теме, написание в кратком виде различных точек зрения по проблеме, и в результате - определение авторской точки зрения на проблему. Таким образом, в реферате вы не делаете открытий, не выявляете новые ранее неизвестные факты, а на основе анализа литературы делаете собственное заключение по выбранному вопросу. Конечной целью исследования же является получение нового знания, то есть введение в научный оборот фактов, источников, которые ранее не были известны. Соответственно, исследовательский характер работы подразумевает работу с архивами (семейными, музейными, государственными), а также работу с опубликованными источниками (всевозможные отчеты, уставы, распоряжения) и нарративными источниками (дневниками, письмами, воспоминаниями). И как результат, освящение какой-либо новой стороны деятельности, к примеру, консервной фабрики Азибера.

Реферат с элементами исследования подразумевает проведение, к примеру, социологического опроса, связанного с темой исследования. Часто ребята используют простой и доступный для школьников приём, который позволяет узнать у своих сверстников, к примеру, что «за захоронение находится в центре Марсова поля?» Но в этом случае не стоит забывать, что для оформления результатов опроса необходимо разработать опросный лист и его образец поместить в приложение, указать, сколько человек опрошено, какого возраста и пола.

Традиционно сложилось 3 типа изложения материала участниками олимпиады по краеведению:

1. хронологический, когда автор излагает биографию, или функционирование того или иного предприятия/учреждения в хронологической последовательности от рождения/основания до смерти/ликвидации соответственно;

2. проблемный, когда материал группируется по определенным подтемам. К примеру, история развития купеческого клуба рассматривается по видам деятельности: благотворительность (внутренняя и внешняя), организация увеселений, организация досуга семей купцов, хозяйственная деятельность, руководство и финансы и пр.

3. когда автор раскрывает тему согласно логике поиска и обнаружения материалов, или вся логика повествования вращается вокруг анализа документа, как исторического источника.

Любой из выбранных способов изложения материала в равной степени имеет право на существование.

В конце каждой главы должен делаться вывод (подвывод), который начинается словами: «Таким образом…», «Итак…», «Значит…», «В заключение главы отметим…», «Все сказанное позволяет сделать вывод…», «Подводя итог…» и т.д. Вывод содержит краткое заключение по содержанию главы.

Главное, на что обращает внимание эксперт при первом беглом взгляде на исследование – есть ли в работе сноски и на качество их оформления. Если в работе отсутствуют сноски на используемую литературу, то сразу возникает вопрос о плагиате, или о низком уровне исследовательских умений автора. Также неприятное впечатление производят небрежно оформленные сноски или отсылки к списку литературы. О правилах оформления сносок можно прочитать в разделе 9 данной статьи.

Оформление работы (технические требования)

Ученическая работа не должна быть очень объемной.  Зачастую юный исследователь включает в работу «лишние» главы. Например, если работа посвящена потомкам рода А.В. Суворова, вовсе необязательно целую главу посвящать подробному описанию биографии полководца, и уж тем более, скопированную из Википедии. Большой объем работы создает у юного автора ощущение весомости и значимости проделанной работы, однако самое главное в исследовании - это его качество. Таким образом, оптимальный размер ученического исследования – 15-20 страниц печатного текста.

Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Интервал междустрочный - полуторный. Цвет шрифта - черный. Гарнитура шрифта основного текста — Times New Roman. Кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей страницы (не менее): правое — 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое — 15 мм. Формат абзаца: полное выравнивание «по ширине». Отступ красной строки одинаковый по всему тексту.

В ученической работе все структурные части такие, как содержание, введение, основная часть с главами, заключение, список литературы, пишутся с нового листа (даже если предыдущая страница закончилась на половине листа). Промежуток между главами, параграфами и текстом - два интервала. Все заголовки в работе выделяются жирным штифтом с заглавной буквы и выравниваются посередине листа. Важно учесть, что точки в конце не ставятся. Также нельзя подчеркивать и переносить слова в заголовках.

Все страницы текста, включая приложения, должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в нижней части листа без точки. Титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию, однако на титульном листе номер не проставляют.

1.6 . Заключение

В заключении эксперт ждет от автора, прежде всего, конкретных выводов. Поэтому чем чётче прописаны во введении цель и задачи, тем четче и весомее будут выводы.

Также в заключении автор делает вывод о достижении цели реферата/исследования, определяет перспективы дальнейшего поиска и благодарит тех людей, которые помогали ему в процессе работы.

Ошибкой начинающих исследователей является эмоционально окрашенное заключение, иногда даже пафосное, но не имеющее выводов по содержанию основной содержательной части. Чаще всего с такого рода заключениями эксперты сталкиваются на секции «Война. Блокада. Ленинград», и это вполне понятно. Юный автор, переполненный эмоциями после изучения такой непростой темы, хочет выразить свое уважение к защитникам Родины, солдатам, спасшим мир от нацизма, и забывает, что пишет не эссе или сочинение, а исследование, которое имеет четкую цель и задачи.

В качестве примера удачного заключения хотелось бы привести заключение к работе Валентины Чикиной:

«В ходе работы над данным исследованием, я выделила основные этапы жизни А. А. Чикина, которые можно разделить на жизнь в Харькове, путешествия, обучение в Академии художеств и семейную жизнь, научную и творческую деятельность в Петербурге.

Я установила петербургские адреса, связанные с его жизнью и деятельностью. С 1890 года А. А. Чикин жил на 7-ой линии В. О. в доме 38. В 1899 году переехал с семьей в Царское село на Павловскую улицу, д. 1, кв. 28. Затем в 1901-1924 годы он живет на Петроградской стороне: Большой пр. П. с., д. 28 (1901-1908), ул. Шамшева, д.12 (1908-1917), Большая Гребецкая ул. (ныне Пионерская), д. 61, кв. 3 (1917-1924). До смерти он проживал на Биржевой линии в доме 8. Кроме того, в течение жизни он часто бывал в Академии художеств (Университетская наб., д. 17), на заседаниях РОЛМ (В.О., 1-я линия, д.40; ул. Декабристов, д. 35), работал в ГОИ (Биржевая линия, д. 4 и 14).

Мне было интересно искать его иллюстрации и рисунки, в ходе чего мне удалось рассмотреть деятельность А. А. Чикина в роли профессионального художника. Он сотрудничал с журналами «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Вестник знания», иллюстрировал произведения классиков: М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Ф. Ф. Тютчева. Я составила список книг с его иллюстрациями (см. Приложение 6.1). Рисунки А. А. Чикина также встречаются в его научных статьях и книгах.

Я проследила становление А. А. Чикина как ученого, описав его научную биографию, и составила список его научных трудов (см. Приложение 6.2).

Мне удалось составить портрет путешественника А. А. Чикина на основе анализа его путевых заметок, из которых я также узнала много нового из области географии. В заключении своего путевого дневника Александр Андреевич приводит следующие строки на немецком языке: «Кому Бог желает оказать милость, / Того Он посылает в мир, / Тому Он хочет показать свои чудеса / В горах и в лесу, на реке и в поле» [6, л. 153]. Можно предположить, что именно под этим лозунгом жил А. А. Чикин.

Я буду продолжать исследование, моими перспективными задачами является полное восстановление в электронном виде путевых дневников Чикина, хранящихся в РГО, а также поиск его родственников и составление генеалогического древа их семьи. Еще одна перспектива – выпуск книги «Немножко Африки», которую так хотел иметь А. А. Чикин. Сотрудники музея-усадьбы П. Е. Щербова предложили мне создать стенд о Чикине. Мне также хотелось бы установить мемориальную доску А. А. Чикину в Петербурге. Также мне бы хотелось познакомиться подробнее с его научной деятельностью. Я планирую посетить библиотеку Государственного Оптического Института, где он работал в последние годы своей жизни».

В данном примере мы видим конкретные выводы по содержанию работы, намечены перспективы исследования и прослеживается личная заинтересованность автора в более детальном изучении биографии А.А. Чикина.

1.7. Приложения

В приложение автор может поместить все те материалы, которые не включены в основной текст работы. Традиционно в приложении к работе помещают: фотографии, карты, копии документов, родословные схемы и т.п.

Приложение может содержать как копии подлинных документов (например, копии трудовой книжки, архивной справки или фотографии), так и составленные автором исследования таблицы, схемы, диаграммы. Для оформления всех видов приложений есть свои правила:

- от основной части работы приложения отделяются отдельной страницей, на которой в центре пишется слово ПРИЛОЖЕНИЯ.

- для всех приложений используется сквозная нумерация (Приложение 1, 2…)

- в тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки (при этом в тексте работы следует писать: «см. Приложение 1» или «см. Прил.1»). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

- все без исключения приложения должны быть снабжены ссылками на источники. Сами источники располагаются в списке использованных источников, где снабжаются надлежащим библиографическим описанием. Если вы приводите фотографию из семейного архива, то должны в скобках или в сноске указать «Фотография из семейного архива», а также датировать данный снимок. Если вы перефотографируете, ксерокопируете или перерисовываете иллюстрации, фотографии из какого-либо источника, то необходимо давать сноску на источник и способ воспроизведения (например: «ксерокопировано с…», «перефотографировано с …» и т.п.)

Примеры (из работы Анастасии Шуваловой):

Приложение 4.

Мемориальная доска, посвящённая трагедии. Москва, улица Большая Филёвская, дом 32. (Скопировано с сайта: http://www.vilavi.ru/prot/100410/100410.shtml) 

Приложение 1

Выпускник Детскосельской гимназии Андрей Васенко, 1918 год.

(Перефотографировано из книги В.А.Пронина Шагнувшие в небо. - Саранск, 1986)

В первом приложении мы видим, что Анастасия совершенно верно дает ссылку на адрес в сети Интернет, с которого была позаимствована данная фотография. А во втором случае можем наглядно познакомиться с оформлением фотографий в приложении. Итак, описывая фотографию необходимо указать: кто изображен на ней, когда (если точно неизвестно, то указать примерную датировку) и источник информации.

Для оформления фотографий актуально еще одно правило. Если фотография является групповой, то в пояснении к ней необходимо указать, в каком ряду, и какой по счету слева/справа изображен герой повествования.

Пример из работы Анастасии Долговой:

C:\Users\Natasha\Desktop\Работа\WP_20141201_002.jpg

Илл.7 Четвертый класс I-ой ступени. Школа г. Сыктывкара,1930 год (Порошкина Антонида в центре во втором ряду)

Еще один пример (из работы Сабины Мурадовой): 

   

Рис. 6. Гранитный камень – валун и поклонный крест в деревне Красуха

Сабина совершенно верно указывает, что изображено на фотографиях, однако, кто автор этих снимков, когда они были сделаны, читателю остается лишь догадываться. Одно дело, если Сабина сама была в деревне Красуха, и лично сделала эти снимки, и совсем другое, если она нашла их в архиве школьного музея. Кроме того, вопрос датировки всегда очень значим для исследований исторической направленности. Если эти снимки были сделаны несколько лет назад, то вполне возможно, что за прошедшее время и с памятным камнем и уж тем более с поклонным крестом могло что-то случиться…Соответственно, если автор не дает датировку снимков, то мы не можем составить достоверное представление об этих мемориальных объектах. Вот почему эксперты из года в год заостряют внимание учащихся и их руководителей, казалось бы, на первый взгляд, на несущественных вещах – датировке и авторстве приложений.

В последнее время для большей наглядности юные авторы в приложении помещают карту Петербурга с нанесенными на неё адресами проживания или иными местами, связанными с деятельностью героя повествования. Такие приложения одобрительно встречены всеми экспертами Олимпиады.

Пример (из работы Марианны Михеевой):

Приложение 5.3. Адреса правлений и канцелярий предприятий и благотворительных обществ барона А. Г. Гинцбурга

Данное приложение составлено с помощью приложения Яндекс-карты.  Единственное, чего не хватает в описании, это приписки «составлено автором».

Также распространенным видом приложений являются всевозможные таблицы. Таблицы являются удобным способом сравнения показателей, определения хронологии жизни персонажа, фиксации смены петербургских адресов главного героя повествования и пр. Над таблицей, слева, должно присутствовать название, точно и кратко отражающее ее содержание.

Пример из работы Анастасии Долговой:

Приложение 2

Таблица 1 – Список людей, проживавших в доме на улице Володарского

ФИО

Начало проживания

Окончание проживания

1

Шиманская Анастасия Михайловна

Апрель 1945

Декабрь 1960

2

Шиманская Бронислава Михайловна

Апрель 1945

Сентябрь 1950

3

Афанасьев Николай Кузьмич

Март 1946

Сентябрь 1946

4

Цехотская Евдокия Васильевна

Апрель 1946

Июнь 1950

5

Шиманская Александра Семеновна

Шиманский Михаил Михайлович

Июнь 1946

Июль 1947

6

Афанасьев Виктор Андреевич

Афанасьева Клавдия Васильевна

Сентябрь 1947

Октябрь 1949

7

Кот Василий Иванович

Котт Екатерина Фердинандовна

Котт Валентина Васильевна

Котт Виктор Васильевич

Декабрь 1952

Ноябрь 1954

8

Распопов Федор Кузьмич

Распопова Аделина Антоновна

Январь 1955

Январь 1956

9

Сумарокова Тамара Ивановна

Сентябрь 1953

Октябрь 1953

10

Серебров Юрий Михайлович

Июнь 1959

Декабрь 1959

11

Гончаренко Татьяна Васильевна

Сентябрь 1966

Август 1971

12

Сумарокова Ольга Аркадьевна

Сентябрь 1969

Июль 1970

Конечно, еще одна важная составляющая часть исследований по истории и краеведению – это правила оформления сносок и списка литературы. Этому разделу будет посвящена следующая наша статья.

Таковы основные требования к оформлению готового краеведческого исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила оформления ученических исследовательских работ. Методические рекомендации.

Методические рекомендации по оформлению и структуре ученических исследовательских работ.Даны подробные разъяснения об основных структурных компонентах исследовательской работы, наличие которых обязате...

Ученическая исследовательская работа "Эти забавные животные" по английскому языку

Исследовательская работа обучающейся 6 класса по теме "Эти забавные животные" с практическим приложением....

Выполнение и оформление ученической исследовательской работы

Общая схема ученического исследованияВыделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).Обоснование актуальности выбранной темы.Постановка цели и конкретных задач исследования.Определение объек...

ученическая исследовательская работа по теме:"Женщины - монархи"

НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА К ШКОЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ:"Женщины -монархи"...

ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

    Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занят...