ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
учебно-методический материал на тему

Батршина Сания Фаритовна

      Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

Выступление на заседании секции

 учителей русского языка и литературы.

Выполнила:

БАТРШИНА САНИЯ ФАРИТОВНА,

учитель русского языка и литературы Кулле-Киминской средней школы.

2010 год.

      Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

     Исследовательская работа учащегося должна демонстрировать соответствующие знания и умения в области конкретных изучаемых предметов, умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования, способность к систематизации и структурированию полученного материала, умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям. Ученическое исследование проводится по общей схеме научного исследования.

Общая схема ученического исследования

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели и конкретных задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.

Выбор метода (методики) проведения исследования.

Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

Сбор материала, обобщение полученных данных.

Описание процесса исследования.

Обсуждение результатов исследования.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и т.д.) и его защита.

       Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представить всю работу. Исследовательская работа проходит несколько основных этапов: подготовка, проведение исследования, оформление, защита. Нужно постараться, чтобы все этапы работы осуществлялись параллельно.

     Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании. Наиболее частой ошибкой является выбор учащимися широких тем – они, как правило, оказываются поверхностными и не до конца проработанными из-за обилия имеющегося материала. Работы, посвященные узким темам – прорабатываются более глубоко и детально.

     Выбирая тему исследования, учащийся должен руководствоваться несколькими правилами:

тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося,

тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности), тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления,

тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники, избранные методы должны соответствовать возможностям учащегося.

      Начальным этапом любого исследования является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Сформулировать проблему исследования – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

       От доказательства актуальности необходимо перейти к формулировке цели исследования, т.е. нужно поставить вопрос, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому учащемуся, но и еще какому-то кругу людей.

        После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.). Необходимым условием проведения исследования является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

     Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. В исследовании должно быть сказано о предмете что-либо, чего еще не говорилось, или должны быть как-то переосмыслены идеи, уже кем-либо высказывавшиеся.

      Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

      После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Исследовательская работа, как правило, пишется по следующему плану:

1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования)

2. Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования)

3. Заключение (выводы и результаты)

4. Список литературы

Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы. Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

1). Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?

2). Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?

3). Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

    Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы. В конце каждой главы должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

    В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

    В список литературы в алфавитном порядке заносятся публикации, издания и источники, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

           

           С большим интересом мои ученики готовят исследовательские работы для республиканской конференции имени Л.Н.Толстого.

Эта конференция имеет статус республиканской научно-практической и проводится ежегодно. Она носит имя Льва Николаевича Толстого в связи с тем, что: 1) это имя является в русской культуре и литературе символом богатства русского языка, символом борьбы за его красоту и чистоту, символом высоких нравственных и эстетических ценностей; 2) имя связано с Казанью, с юностью молодого Толстого, воспоминания о которой нашли отражение во многих его произведениях; 3) для учащихся школ – произведения Л.Н.Толстого - это произведения школьной программы, а здание, в котором находится Институт развития образования РТ (ул. Большая Красная, д.68), - это дом, в котором жил великий писатель; для педагогической общественности Л.Н. Толстой не только великий русский писатель, но и учитель Яснополянской школы, автор «Азбуки» для детей начальной школы.

Цели конференции:

• привлечение школьников к чтению художественной литературы, к творческому процессу;

• развитие личностных нравственных, эстетических качеств школьников, ориентированных на истинные духовные ценности;

• выявление и поддержка способных и одаренных детей;

• усиление консолидирующей роли семьи в нравственном развитии общества;

• формирование возвышенного чувства любви к родному краю, Отечеству;

• повышение уровня обшей коммуникативной и исследовательской культуры современного школьника.

Задачи конференции:

- усиление интереса школьников к культуре русской речи;

- стимулирование их мотивации к исследовательской деятельности в области филологии;

- выявление и всемерная поддержка творчески одаренных учащихся.

В конференции принимают участие учащиеся 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений. Конференция проводится по двум отделениям: 1) для учащихся школ с русским языком обучения; 2) для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения.

В VIII республиканской научно-практической конференции работали следующие секции:

• Казанский период жизни Л.Н.Толстого;

• Лев Толстой как писатель;

• Лев Толстой как учитель;

• Философия Льва Толстого;

• 65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.;

• Образ Учителя в произведениях русской литературы;

• Проблемы здорового образа жизни в произведениях русской литературы и в жизни современной молодежи;

• авторские работы об Учителе (рассказ, эссе, песня, ода и т.д.).

•Произведения русских писателей в изобразительном искусстве;

•Исследования по литературе (по творчеству А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, А.Т. Твардовского):

- А.П.Чехов – сатирик;

- Драматургия А.П.Чехова;

- Язык произведений А.П.Чехова (А.Т.Твардовского)

-Современность творчества А.П.Чехова (А.Т.Твардовского).

Работы учащихся оцениваются по следующим критериям:

- лингвистическая  компетенция (орфографическая, пунктуационная, стилистическая грамотность);

- коммуникативная компетенция (направленность произведения на адресата -читателя);

- высокая речевая культура автора;

- связность, целостность произведения;

- композиционно-жанровая соотнесенность текста;

- художественно-образная (или научная) новизна работы;

- высокое идейное и эстетическое содержание;

- самостоятельность.

      Мы предложили работу на тему «Живопись Врубеля в русской литературе» для секции «Произведения русских писателей в изобразительном искусстве». Тщательно изучили жизнь и творчество художника, руководствуясь книгами М.Германа  «Михаил Врубель», И.А.Андрианова «Великие живописцы», Н.А.Дмитриева «Михаил Врубель».

    Эта тема привлекла нас тем, что  его творчество тесно переплетается с русской литературой. Врубель – талантливый, но сложный художник. Многие его не воспринимают. Не воспринимали и в свое время. Когда вышла книга Кушнерева,  блистательные иллюстрации к Лермонтову вызвали волнение. Публика о Врубеле раньше не слышала, очень немногие знали его работы, и теперь была оглушена непохожестью на то, к чему она привыкла.

       В этой работе мы рассмотрели историю создания иллюстраций Врубеля к произведениям М.Ю.Лермонтова, А.П.Чехова, русского фольклора. Сделали свои выводы, даже сделали следующее маленькое открытие.

    «Пан» единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты. Иногда великие произведения создаются внезапно, как бы экспромтом. «Пана» Врубель написал за два-три дня. Автор книги о жене художника Н. И. Забеле-Врубель Б. К. Яновский вспоминает: «Как-то вечером Врубель прочитал книжку Анатоля Франса «Puit de Sainte-Claire» («Источник святой Клары»). Большое впечатление на него произвел тот рассказ, где старый сатир повествует о давно прошедших временах («Святой сатир»). На другое же утро Врубель на моих глазах соскоблил начатый портрет жены и на его месте принялся писать «Пана» (сам он называл его «Сатир»). Эта работа так увлекла его, что через день он позвал жену и меня и уже демонстрировал нам почти вполне законченную картину! Пейзаж на картине взят с натуры; это вид с террасы хотылевского дворца на открывающиеся дали». Эллинский козлоногий бог и русский леший соединились на ней в одно лицо. Но больше в ней от лешего - и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями? Обычно у героев картин Врубеля сквозит портретное сходство с кем-нибудь из знакомых ему людей, и современники без труда угадывали, кто послужил прототипом. Но «Пана», кажется, не опознали; во всяком случае, никто не позировал художнику, и не было никаких поисков типажа. Подсмотрел ли Врубель такого старика где-то в украинском селе - неизвестно. Зато зрители разных поколений находят в «Пане» сходство с кем-то, кого они встречали, и кого Врубель встретить никак не мог.

    А мы увидели в «Пане»  деда Щукаря из романа М.Шолохова «Поднятая целина». Просто нужно убрать бараньи рожки, и перед нами веселый балагур дед Щукарь.

      Еще одной исследовательской частью в работе является проведение  параллелей между произведениями Чехова, Левитана, Врубеля.      Косвенное влияние на творчество Врубеля могли оказать описания природы в произведениях Чехова, в частности в повести «Степь». Заметим, что в письмах Врубеля картина, получившая потом название «К ночи», именуется «Степью».

    Врубель очень любил Чехова и как раз в это время постоянно читал его рассказы вслух своим близким, особенно ему нравился рассказ «Степь». Пристрастие Врубеля к Чехову неудивительно. Кто читал внимательно «Степь», тот не мог не заметить необыкновенное описание пейзажа наряду с точностью художественных деталей. И то и другое Врубелю близко. Пейзаж степи, увиденный глазами девятилетнего Егорушки, полон чар.

  «Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Все представляется не тем, что оно есть. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждет и что-то держит в руках... Не разбойник ли это? Фигура приближается, растет, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень... А когда восходит луна, ночь становится бледной и темной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел. Всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное «а-а!» и слышится крик неуснувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы...»

                                                                                           (А.П Чехов «Степь», гл.4).

    Разве не кажется, что кисти Врубеля (а не Левитана) могла бы принадлежать эта картина? Эта колдовская ночь, «бледная и темная», где «все представляется не тем, что оно есть»? Может быть,  пастух на картине «К ночи» вовсе не пастух, а большой камень? Глухие ржаво-красные тона, темные силуэты коней, заросли чертополохов и смуглый полунагой пастух-цыган, у которого в жестких черных волосах виднеются рога. Образ человеческий предстает не на фоне пейзажа, а как бы составляет с ним нечто единое. В  живописи Врубеля сняты перегородки между живым и неживым, между человеком и природой.

   Повесть "Степь" перекликается и с творчеством Левитана, с его картиной «Над вечным покоем».  Как известно, Чехова и Левитана многие годы связывали дружеские отношения. Их роднила любовь к русской природе, глубокие раздумья о смысле жизни, о вечных  взаимоотношениях человека и природы. Хотя в чеховской «Степи» нет сюжетного сходства с картиной Левитана «Над вечным покоем», оба произведения близки по мироощущению. Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.

  «Когда долго, не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким, и все то, что считал раньше близким и родным, становится бесконечно далеким и не имеющим цены»

                                                                                         (А.П. Чехов «Степь», гл.6).

     Чехов и Врубель принадлежали к одному поколению. Об этом поколении восьмидесятников, то есть о самих себе, чеховские персонажи часто говорят: «Мы ослабели, опустились, пали наконец, наше поколение всплошную состоит из неврастеников и нытиков, мы только и знаем, что толкуем об усталости и переутомлении…». Чехов восстает против вялой неврастеничности обывателя. Против нее восстает и Врубель - своими образами, и мрачными, и светлыми, восстает своим культом красоты. Поэтому искания Чехова и Врубеля - художников очень разных - где-то перекрещиваются, сближаются на перепутьях.

      Работа написана, прошла защиту, но это лишь первый этап самостоятельной исследовательской деятельности учащегося. Главная задача, которую решает подготовка ученической исследовательской работы – это раскрытие творческого, интеллектуального потенциала молодого человека. Непременным качеством каждого культурного человека является способность к приобретению навыка познания мира с помощью исследования. Если желание исследовать не пропало, если ученик, достигнув определенной вершины, связанной с защитой работы, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если есть стремление двигаться дальше по пути научных изысканий, значит, главная цель исследовательской работы в школе достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила оформления ученических исследовательских работ. Методические рекомендации.

Методические рекомендации по оформлению и структуре ученических исследовательских работ.Даны подробные разъяснения об основных структурных компонентах исследовательской работы, наличие которых обязате...

Ученическая исследовательская работа "Эти забавные животные" по английскому языку

Исследовательская работа обучающейся 6 класса по теме "Эти забавные животные" с практическим приложением....

Выполнение и оформление ученической исследовательской работы

Общая схема ученического исследованияВыделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).Обоснование актуальности выбранной темы.Постановка цели и конкретных задач исследования.Определение объек...

ученическая исследовательская работа по теме:"Женщины - монархи"

НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА К ШКОЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ:"Женщины -монархи"...

Ученическая исследовательская работа

В статье приводятся основные требования к оформлению и содержанию ученических исследовательских работ, представляемых на Региональную олимпиаду по краеведению школьников Петербурга. В данной статье об...