Исследовательская деятельность обучающихся по этноэкологии края
статья по краеведению по теме

Данная статья посвящена одной из форм исследовательской деятельности обучающихся в области этноэкологии - экспедиционной работе. В статье приводится описание опыта исследовательской работы Творческого объединения «Наследники» (ТОН), общественной группы, созданной из обучающихся и преподавателей. Творческое объединение «Наследники» принимает участие в историко-археологических экспедициях, этноэкологических полевых исследованиях экокультурного наследия края. Одна из форм исследовательской деятельности обучающихся в области этноэкологии - экспедиционная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_abdrahmanovoy_sh._m.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность обучающихся по этноэкологии края

Абдрахманова Шамиля

Мубаракзановна, методист

ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества

детей и молодёжи г. Ульяновск

 Shamilja@mail.ru 

Сегодня для преодоления потребительского отношения к природе необходимо новым взглядом увидеть старые истины, вернуться положительному опыту взаимодействия с природы определенного этноса за время существования на данной местности. 

В связи с этим одной из важнейших задач обучения и воспитания подрастающего поколения является развитие национального самосознания, формирование ценностного отношения к своим историческим корням, менталитету, культуре, традициям, родному языку, которая достигается через организацию краеведческой работы в образовательных учреждениях.

 Большую роль в краеведческой работе имеет наука - «этноэкология». «На современном этапе возникает необходимость обобщения и анализа этноэкологических материалов, оценки экологического опыта народов и активного использования того, что может служить воспитанию в людях добра, гуманного отношения друг другу и к окружающей среде» [5, с. 8].

«Этноэкология стремиться рассматривать этнос, его культуру, производственную деятельность и осваиваемую природную среду в динамическом единстве, т.е. представить их в виде сложной развивающейся системы» [4, с. 14].

Краеведческая работа в образовательном процессе создает благодатные условия для организации исследовательских работ по этноэкологии. Одна из форм исследовательской деятельности обучающихся в области этноэкологии - экспедиционная работа. Хорошо себя зарекомендовавшей и проверенной на практике формой летнего отдыха обучающихся является их участие в научных полевых экспедициях, связанных с изучением природы, истории и культуры народов своего края.

Проведение полевых, экспедиционных выездов с обучающимися – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников, т.к. оно помогает увидеть и оценить красоту природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Комплексные научно-полевые исследования обеспечивают необходимую связь национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем экологии, помогает эффективно организовать работу по экологическому воспитанию обучающихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной, исследовательской деятельности.

Близкое знакомство с окружающим ландшафтом, изучение взаимодействия человека и природы (в прошлом и настоящем) формирует у обучающихся интересы и склонности к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональной ориентации. У педагогов ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества детей и молодёжи г. Ульяновска, объединенных в общественную группу обучающихся и преподавателей «Наследники», имеется многолетний опыт участия в историко-археологических, этноэкологических экспедициях в Ульяновской области. Творческое объединение «Наследники» (ТОН) принимает участие в историко-археологических экспедициях, этноэкологических полевых исследованиях экокультурного наследия края.

Задача объединения - подготовка обучающихся к ответственной и осмысленной жизни, стремление сформировать у них глубокое и устойчивое представление о мире, обществе, социальных связях и отношениях (в частности, на основе их собственного опыта).

До выхода в научные полевые экспедиции обучающиеся проходят соответствующую подготовку. Научная полевая экспедиция по своей структуре имеет три этапа: подготовку (в теоретическом практическом плане), проведение экспедиции, подведение итогов [1, с. 498].

Подготовительный этап экспедиции включает в себя научно- практические, материально- технические и организационные вопросы. Обучающиеся должны ясно представлять себе, какие задачи стоят перед ними, как начать и вести обследование памятников культуры, природы. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании новых выводов. Необходимо отметить, что при творческом подходе главной является методика изучения источников, а не их состав [2].

«Организационные и методические принципы деятельности «ТОН» в научных полевых экспедициях определяется его программой деятельности. Программа определяет основные направления, тематику и ориентиры поисково-исследовательских работ» [3, с. 211-212].

Итогом проведения экспедиции является подробный отчет о результатах экспедиции (видеофильм, аудиозаписи, публикации в СМИ).

Собранные в экспедициях материалы позволят не только дополнить, но и точнее истолковать данные, полученные при работе над архивными и другими документами.

Традиционными стали ученические научно-практические конференции по теме «Исследовательская работа обучающихся по изучению родного края». Подготовка обучающихся к участию в подобных конференциях способствует привлечение их к научной-исследовательской деятельности, обучению новым технологиям и совместной работе учёных и учащейся- молодежи.

Наиболее распространенная форма исследовательских работ - создание интерактивных проектов, презентаций. Разработанные проекты внедряются в практику образовательных организаций, представляются для участия в конкурсах исследовательских работ, фестивалях, конференциях регионального и международного уровня.

Вчерашние представители творческого объединения «Наследники» сегодня - студенты, аспиранты, педагоги, экологи, этнографы, связавшие свою трудовую деятельность с наукой и природоохранной деятельностью.

Таким образом, исследовательская деятельность в этноэкологии позволяет развить у обучающихся умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним. Она выводит их за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей деятельности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям. 

Исследовательская деятельность в краеведческой работе - важная форма обучения, воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации, оздоровления обучающихся и разумного использования их свободного времени. 

Литература:

  1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. Сборник статей, М.,2006
  2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь, М., 2001
  3. Краеведческие записи. Сборник научных трудов областной научной конференции, Ульянвск,2010.
  4. Крупник И.И. Арктическая этнология. М., 1989.
  5. Этноэкологические исследования. Сборник статьей к 80-летию со дня рождения В. И Козлова. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение родного края через исследовательскую деятельность обучающихся.

  Основной смысл краеведческой  деятельности вижу в том, чтобы помочь ученикам лучше узнать свой родной край, историю и культуру, развивать способности к исследовательской деятельности. Такая деятельн...

Технология организации экспериментально-исследовательской деятельности по изучению родного края.

Методические рекомендации окажут помощь учителю в организации исследовательской деятельности  по изучению родного края.Рекомендации пошагово  раскрывают организацию работы ....

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...