"И во все концы света белого..."
методическая разработка по краеведению на тему

Сухова Елена Николаевна

 методический проект (урок), посвящённый 1150-летию г. Смоленска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smolensku_1150.doc139.5 КБ
Файл i_vo_vse_kontsy_sveta_belogo_o.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

          Сычёвская средняя общеобразовательная школа № 2

                      г. Сычёвки Смоленской области

215280, Смоленская область, г. Сычёвка, ул. Саратовская, д. 9,

                                  (8 48130-4-27-74)

          РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА (УРОКА)

                         НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС,

           ПОСВЯЩЁННЫЙ 1150-летию г. СМОЛЕНСКА

                         В НОМИНАЦИИ ФИЛОЛОГИЯ

Тип урока:  интегрированный урок (виртуальная экскурсия).

                         (Урок формирования новых знаний).

                                               Автор: Сухова Елена Николаевна,

                                              учитель русского языка и литературы

                                    Сычёвка- 2013

                 

 Цели:

Обучающая: прививать интерес обучающимся к изучению литературы и краеведения  путем погружения их в историю города, историю его домов и жизнь выдающихся личностей;  

Развивающая: развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности  в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий;

Воспитывающая:  воспитывать всесторонне развитую компетентную личность, содействовать формированию эстетического мировоззрения;  продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля   и самоконтроля; воспитывать  коммуникативные способности  у старшеклассников.

Ожидаемые результаты:

  Обучающиеся  имеют представление о городе Смоленске, о памятниках и достопримечательностях, о поэтах и прозаиках Смоленского края из курса литературы Смоленщины и истории Смоленщины. Из курса МХК имеют представления о стилях в архитектуре.

     Обучающиеся понимают значимость  применения полученным знаниям на практике.

 Познавательные УУД: умение  работать с различными источниками информации, готовить сообщения и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознают познавательную задачу и ценность знаний для себя: оценивают свои достижения, осознают трудности, могут найти их  способы преодоления.

Регулятивные УУД: ставят цель; организуют и планируют свою деятельность, развивают навыки самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и уважение к мнению одноклассников, овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Педагогические технологии и методы, используемые в ходе урока:

-здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие благоприятный психологический климат на уроке и учёт личностных особенностей детей;

-педагогика сотрудничества реализуется через коммуникативную работу учащихся на уроке (диалог с учителем), интерактивную работу (системно-деятельностный подход, использование личного опыта ученика);

-проблемное обучение ставит своей целью развитие у детей умения мыслить.

Поисковая ситуация на уроке осуществляется в процессе эвристической беседы, самостоятельной работы с источниками информации, её анализа;

-информационно-коммуникационные технологии в совокупности с игровыми технологиями позволяют активизировать и разнообразить познавательную деятельность, увеличить темп и плотность урока.

Методы: методы ИКТ (сопровождение и анализ презентации Power Point), методы игры, словесно-наглядный метод.

Тема: « И во все концы света белого о тебе идёт слава громкая»

                                             

                                               Эпиграф: Ты парками шумишь,

                                                               Ты занят делом.

                                                               Как будто бы и не было утрат.

                                                               Стоишь по-над Днепром

                                                               В убранстве белом,

                                                               Как перед дальним стартом космонавт…    

                                                                                       В.Простаков «Смоленск»

                                                                                                     

                                Ход урока. Основные этапы урока.

I. Оргмомент (2 мин).  Приветствие.  Сообщение темы, цели и задач.

                                                                             

II.Актуализация знаний и способов действий (2 мин).

 Учитель: В повседневной жизни мы мало обращаем внимание на вещи, которые нас окружают. Мы практически ничего не знаем о памятниках и зданиях, которые являют собой лицо города, очень близкого нам. Мы бездумно проходим по  улицам, не задумываясь о том, что же было до нас.  Ни для кого не секрет, что Смоленск, имеющий важнейшее историческое, географическое, геополитическое значение, был не только одним из форпостов Отечества. Он видел войны и участвовал в них; порой от военных событий на его рубежах зависела судьба России.

  У каждого Смоленск свой. Для  родителей и учителей - это годы  счастливой юности, для многих из вас - это город надежд. Я приглашаю вас побродить по улочкам Смоленска и открыть для себя свой новый древний город. Поможет мне в этом  гид, современники событий, о которых мы  будем говорить, а также поэты, посвятившие стихи городу Смоленску.

III. Организация восприятия.(27 мин)

Гид:  Начнём нашу экскурсию с самого священного места. ( слайд 2) Для смолян одним из священных мест является знаменитая крепостная стена. Известно, что строилась она  около шести лет (невиданный для того времени срок!). Работало на сооружении стены  пятнадцать тысяч человек. В годы строительства с 1596 по 1602, на Руси вообще было запрещено возводить не только каменные палаты, но даже церкви. Много легенд связано со строительством крепостной стены…

Строитель крепостной стены: приезжавший в Смоленск на закладку оборонительного сооружения Борис Годунов наложил на крепостную стену страшное заклятие, и с тех пор каждого, кто наносит стене урон, настигает неотвратимый рок. Если верить молве, то время от времени из толщи крепости раздается тревожное конское ржание, предвещающее неминуемую беду.

Гид: (слайд 3)Возводить это грандиозное сооружение было поручено дорогобужскому крестьянину Фёдору Савельевичу Коню, воспетого в повести в стихах «Конь» Дмитрием Кедриным.

Дмитрий Кедрин:

Устав от плотницкой работы,

Поднял шершавую ладонь

И тряпкой вытер капли пота

На красной шее Федька Конь.

Он был Конем за силу прозван:

Мощь жеребца играла в нем!

Сам царь Иван Васильич Грозный

Детину окрестил Конем.                     

Гид: Итак, идём дальше. (слайд ,4,5)Мы с вами в сквере в центре города, который неофициально, но стойко называется Блоньем. Причём называют его так не только коренные смоляне, но и прибывшие сюда на пару дней приезжие. Доцент кафедры русского языка и литературы Смоленского университета,  Анастасия Ильинична Иванова, объясняет происхождение названия следующим образом:

А.И.Иванова: «Слово „Болонье“ — исконно русское. Несомненно, что в прошлом оно имело в русском языке более широкое употребление…Так, например, в Смоленской области насчитывается 20 сел и деревень, в названии которых отражено интересующее нас слово или производные образования… В Сычевском уезде известна деревня Заболонье…  Материалы письменных памятников и живых современных говоров свидетельствуют о том, что слово „болонье“ имеет несколько значений… 1. Сырой луг, низменное, заросшее травой и заливаемое водой место. 2. Открытое пространство, ровная площадка на местности, — совсем горячо! — предместья, окраина города, села… В „Военном словаре“ Тучкова указывается, что слово „болонье“ — старинное российское слово, значит открытое место перед крепостью или городом, для удобнейшей стрельбы с валов или стен».

Но и на самом Блонье есть точка притяжения.(слайд 6) Это памятник

гениальному создателю национальной музыки Глинке. Бронзовая скульптура изображает композитора у пюпитра с дирижёрской палочкой в руке. Оригинальная ажурная ограда памятника выполнена в виде нотных строк, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений Глинки. Глинка не случайно стоит спиной к пюпитру. Это подчеркивает, что он не просто дирижёр, а именно композитор, знающий ноты наизусть.

Соломон Волков: «Глинку в России по спрaведливости считaют отцом нaционaльной музыки, кaк Пушкинa – отцом нaционaльной литерaтуры. Обa они были подлинно моцaртовскими нaтурaми. Поэтому в дaровaнии и произведениях Глинки много общего с пушкинскими:  тa же легкость и точность выскaзывaния, естественность и вырaзительность эмоций, простотa, гaрмоничность и сорaзмерность форм, кaк бы дaнное богом мaстерство, aртистическaя aссимиляция зaпaдных влияний и при этом инстинктивное понимaние и глубоко оригинaльнaя интерпретaция русского нaционaльного хaрaктерa.»

Гид: Проходим дальше. (слайд 7)Перед нами драматический театр.   Театральная история Смоленщины уходит вглубь веков. По сохранившимся в Областном архиве документам Смоленск входит в число первых городов, где появился свой  театр.      Нынешнее здание театра было построено в 1939 году. Монументальное сооружение своего времени создали по проекту московского архитектора С. А. Ильинской.
    С началом Великой Отечественной войны Смоленск оказался в зоне оккупации, но, несмотря на все тяготы военного времени, Смоленский театр становится – первым «Театром Западного фронта».

Гид: (слайд 8) Итак, мы с вами на Резницкой улице. Улицы Резницкой давно нет на карте города. Но именно так в древности называлась главная городская дорога. Она сохранилась до наших дней: идет параллельно Большой Советской и носит название Парижской коммуны, никакого же отношения к событиям 1871 года в Париже она не имела.По преданию, улицу, называвшуюся в древности Родницкой, народ переименовал в Резницкую после кровавой сечи, которая якобы произошла здесь во время обороны Смоленска от поляков в 1611 году…

Гид: Спускаемся по улице Большая Советская  и выходим к Соборной горе.  (слайд 9) Соборная гора в Смоленске – как Красная Площадь в Москве. Если на ней не побывал, значит, города не видел. Сюда первым делом ведут высоких гостей и многочисленных туристов, без фотографий архитектурного комплекса горы и, прежде всего, собора, не обходится ни один рассказ о Смоленске в толстых цветных журналах.

Наталья Исаева Горецкая:

Вокруг Успенского собора
Сирень невиданной красы,
Она там служит и забором,
И украшением простым.

  Большая лестница ведет нас
  Во двор Собора не спеша,
  Чтобы старательно омылась,
  Открылась истине душа….
…………………………….
  О красоте, и о величье
  Собора много говорить,
  Наверно, как-то неприлично,
  И лучше все же посетить.

  Не хватит слов, чтоб передать мне,
  Всю красоту Собора. Храм,
  Где все воистину, прекрасно,
  И так душе вольготно там.

Гид: (слайд 10)Самые старые часы в Смоленске находятся на колокольне Свято-Успенского кафедрального собора. Они были изготовлены смоленским мастером В. Корольковым в 1795 году. Размещение часов на собopax  и колокольнях не характерно для православной храмовой архитектуры. Появление часов на Соборном холме, скорее всего, связано с влиянием Польши, под властью которой  город Смоленск находился в первой половине XVII века. Отголоском польской эпохи можно считать и известные каждому смолянину часы, расположенные на доме, что на пересечении улиц Большая Советская и Ленина.

Гид: Перенесёмся в другую часть города. (слайд 11) Одним из интереснейших архитектурных памятников  является католический костел.
Это прекрасное, величественное, ни на что не похожее в Смоленске здание. Готическая суровость, стрельчатые окна, устремленные ввысь формы костела, завораживают. Рядом с костелом расположено польское католическое кладбище, что придает месту еще большую таинственность, строгость и торжественность. По-прежнему продолжает манить к себе некая сакральная энергетика старого католического чуда. Это необычный и интересный архитектурный памятник, и похвалиться подобным может не каждый город России.

Гид: (слайд 12) В 1874 году в Смоленске на месте бывшей Королевской крепости, в которой  находилась Главная гауптвахта и тюрьма для политических преступников, по приказу губернатора Александра Григорьевича Лопатина был создан сад, впоследствии названный его именем. После революции Лопатинский сад был переименован в парк имени Соболева. В наше время парку вернули прежнее название и его территория значительно расширилась. Сегодня Лопатинскйи парк - излюбленное место смолян. Через пруд был переброшен деревянный двухарочный мостик, а другой - каменный, соединяющий древние валы, - сохранился и поныне, он известен смолянам как «Мостик вздохов».  Вскоре Лопатинский сад стал местной достопримечательностью и был признан одним из лучших парков в России.

Гид: (слайд13) На западе от «Лопатинского сада»  в центре Смоленска—  находится многоцелевой стадион  «Спартак». Строительство стадиона началось в 1955 году, а открытие состоялось 31 мая 1959 года. Архитектор проекта — С.В. Шестопал. Вместимость трибун 12500 человек. На стадионе проводятся футбольные матчи, соревнования по лёгкой атлетике, оборудовано 3 теннисных корта. Сейчас свои домашние матчи на стадионе играет футбольный клуб «Днепр»

Гид: ( слайд 14) Ещё одно здание, на  которое мы  часто обращаем внимание- это Дом книги, расположенный на Большой Советской улице – это целый комбинат по распространению книг. Здесь находится библиотечный коллектор,  центральный книжный магазин. Это здание, построенное во второй половине XIX столетия, до революции принадлежало семье купца Павлова. Книжный магазин «поселился» в нем в 1918 году. Находится он в нем и сейчас. На месте этого дома, перекрестка и соседнего старого корпуса сельхозакадемии когда-то находился административный центр города.

Гид. (слайд 15) Сегодня мало кто помнит, что совсем недавно площадь Победы имела другое название- площадь Смирнова, а ещё раньше  была Молоховской площадью. До революции здесь располагалось несколько деревянных домов, каторжная тюрьма, здание арестантских рот, соляные амбары, перестроенные в XIX веке под нужды коннозаводства, и ипподром «общества охотников конского бега». От Молоховских ворот начинались две дороги- Киевский большак и Рославльское шоссе. В праздники на площади ставились балаганы и карусели, а в будние дни извозчики поджидали пассажиров.

 

Гид:  (слайд 16) На площади Победы есть своя точка притяжения. Это памятник А. Т. Твардовскому и Василию Теркину. Скульптор А. Г. Сергеев запечатлел поэта-фронтовика А. Т.Твардовского и воспетого им солдата, неунывающего Василия Тёркина, на привале за дружеской беседой.  Это единственный памятник, изображающий автора и вымышленного героя вместе. Торжественное открытие памятника великому поэту и его литературному герою состоялось накануне пятидесятилетия Великой Победы — 2 мая 1995 года.

Гид: (слайд 17) В сентябре этого года мы отмечали 70-летие освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Поэтому мы не можем с вами пройти мимо ещё одной из достопримечательностей Смоленска. Это Сквер Памяти Героев, который расположен в самом центре города. Здесь у крепостной         стены захоронены люди, отдавшие свою жизнь за народ и Отечество. Подобных мемориалов на территории России всего два: первый это известное всем захоронение на Красной площади в Москве, второе — в  городе-герое Смоленске. Облагораживание пустыря вдоль крепостной стены началось к 100-летию Отечественной войны 1812 года. 6 августа 1912 года, в дни празднования юбилея войны 1812 года в сквере был заложен, а 10 сентября 1913 года открыт, знаменитый Памятник с орлами, автор которого инженер-подполковник Шуцман.                          

Современный вид сквер Памяти Героев приобрел в 1975 году. К 30-летию Победы была проведена реконструкция и установлена гранитная стела со словами Н. Рыленкова:

  • Товарищ, помни: здесь погребены
  • Твоей Отчизны верные сыны,
  • Что за неё не пожалели жизни.
  • Они свой долг исполнили сполна,
  • Прочти и повтори их имена
  • И, как они, учись служить Отчизне.

IV.Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации. (7 мин)

Работа с карточками «верные - неверные утверждения». Обучающиеся получают задание: из десяти утверждений, написанных на карточках, необходимо выбрать только верные. Работа выполняется самостоятельно, в конце урока сдаётся учителю.  

V. Рефлексия и подведение итогов (5 мин).

Показ фильма. Заранее подготовленные обучающиеся  читают стихотворение «Я люблю тебя, сказочный город».

VI. Домашнее задание:  (2 мин) подготовить проекты по достопримечательностям г. Смоленска, о которых сегодня не успели сказать. Это могут быть церкви, могут быть старинные  здания, памятники великим людям, просто любимые вами места в городе.

   Приложение 1 Раздаточный материал

                               «Верные и неверные утверждения»

  1. Знаменитая крепостная стена в Смоленске  строилась с 1596 по 1602, когда на Руси  было разрешено возводить  каменные палаты и церкви.

      2.Строительство стадиона началось в 1955 году. Архитектор проекта —

         С.В. Шестопал.

      3.Оригинальная ажурная ограда памятника выполнена в виде нотных   строк, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений Глинки.

4.После революции сквер Блонье был переименован в парк имени Соболева.

  1. М.И.Глинку как и Пушкина  считают отцом национальной литературы.
  2. Размещение часов на собopax  и колокольнях  характерно для православной храмовой архитектуры.
  3. Площадь Победы имела другое название- площадь Смирнова, а ещё раньше  была Молоховской площадью.
  4. По приказу губернатора Александра Григорьевича Лопатина был создан сад, впоследствии названный его именем.
  5. Сквер Блонье был назван в честь графа Блонье.
  6. Автором знаменитый Памятника с орлами является инженер-подполковник Шуцман.

Приложение 2 стихотворение «Я люблю тебя, сказочный город»

Ты со мною одно,                                                                                    

Ты как будто частица меня.                                          

Ты со мною,                                                                    

Когда я окно по утрам открываю.                                

Ты со мною,    

Когда тишину прерывают трамваи,                              

Их вагоны плывут                                                

Cквозь туманы расцветшего дня.                                  

Ты со мной,                                                                      

По каким бы предметам мой взгляд не скользил.          

Когда птицы фантазий                                                    

Летят к неизвестному краю.                                            

Я с тобой                                                                          

Их маршруты и трассы невольно сверяю.                  

Ты как вечный источник                                                

Моих вдохновений и сил.                                              

Начинается день,                                                            

Словно волны, наткнувшись на рифы,                          

Пешеходное море вскипает                                            

У каждой конторы.                                                          

Над квадратом стола                                                        

Расцветает квадрат монитора.                                        

Начинается танец                                                              

Холодных мерцающих цифр.                                          

Мы всё время спешим.                                                      

До чего надоели дела.                                                        

Суета-маета, механический звон телефона                    

Глянь, прозрачные кроны                                                

подёрнулись нежно-зелёным,                                          

А невзрачная яблонька,                                                    

будто невеста бела.                                                            

В белоснежных ветвях,                                                      

собираясь, сгущается свет.                                                

Каждый нежный цветочек                                                

 любовью и счастьем лучится…..                                      

Что расцветшему деревцу                                                  

 наши унылые лица?                                                          

Если ветер весенний                                                          

сверкающим солнцем согрет.                                            

Мотыльки лепестков                                                            

вслед за ветром рванут в небосвод                                    

Там нарядная синь,                                                              

Там и воздух прозрачней и чище.                                      

Понимающим взглядом                                                    

Их, молча, проводит котище…

Старый бронзовый гений

Им  в след незаметно вздохнёт…..

Сколько пылких признаний…

Признанье - слова.

И порой ты легко их роняешь

И так же легко забываешь.

А серьёзное чувство,

Как мощная рудная залежь-

Ты её не заметишь

Под толстой земною  корой.

Впрочем, что рассуждать?

Ведь себя всё равно не поймёшь.

У рассудка одни,

А у страсти другие резоны.

Налетит, как весенний

Никем не предсказанный дождь,

Омывающий улицы

Мокрой волною озона.

Отгремит первый гром,

И опять над землёй благодать.

Лишь дождинки, как яркий стеклярус,

Сверкают повсюду.

До чего хорошо

По весенним бульварам блуждать,

Удивляясь расцветшим

Деревьям и солнцу, как чуду!

В каждой крохе-дождинке

Сияньем наполненный мир.

Как под крохотной линзой

И солнце, и лица, и город.

Этот призрачный мир,

Как влюблённый:

И счастлив, и молод.

В нём не хочется думать

О сером пространстве квартир.

От зари до зари

Вдоль по улицам бродит весна.

Засыпаешь в трамвае,

Ведь день упоительно долог.

Он восполнен стихами о счастье,

Поэтому дорог.

И для этих восторгов

Любая тетрадка тесна.

Крышу солнце закроет,

И город утонет во мгле.

Но весна не пройдёт,

Да и день- это попросту повод,

Чтобы вновь прошептать:

«Я люблю тебя, сказочный горд,

Самый лучший на этой цветущей

Весенней земле!»

  

  

  

  

  

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«И во все концы света белого о тебе идет слава громкая…» Сухова Елена Николаевна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г. Сычевки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Велик белый свет, да теплей своего края нет.

Итоговый урок -конференция по теме "Население" 9 класс...

Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....

Размышление о конце света

Вызывает тревогу снижение уровня грамотности выпускников школ....

Открытый урок по химии "Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений"

Урок погружения в тему. Урок демонстрационного типа. Обобщение и систематизация знаний по теме....

Открытый урок по химии "Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений"

Урок погружения в тему. Урок демонстрационного типа. Обобщение и систематизация знаний по теме....

Мероприятие "Пушкинским стихам звучать на свете белом..."

Мероприятие по лирике А.С.Пушкина. Конкурс чтецов на русском, француском и английском языках...

Датчик света. Учим робота видеть свет в конце тунеля

Презентация к занятию "Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры" для  кружка "Робототехника"...