Главные вкладки

    Рабочая программа по кубановедению 10-11 классы ФКГОС
    рабочая программа по краеведению (10, 11 класс) на тему

    Рыбанчук Надежда Александровна

    Рабочая программа по кубановедению 10-11 классы ФКГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon rp_po_kubanovedeniyu_10-11_klassy.zip36.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краснодарский край

    Муниципальное образование Крымский район

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

    муниципального образования Крымский район

    УТВЕРЖДЕНО

    решением педагогического совета

    от « ___» августа 2015 года протокол № 1

    Председатель ____________ И.В.Власова

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по кубановедению

    Уровень образования (класс) среднее (полное) общее образование, 10-11 классы

    Количество часов 68

    Учитель Рыбанчук Надежда Александровна

    Программа разработана на основе авторской программы по кубановедению для 10 – 11 классов. Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: Латкин В.В., Терская И.А., Хамцова О.А. и др. Краснодар: Перспективы образования, 2013

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа по кубановедению для 10-11 классов разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) - 2004 среднего (полного) общего образования, основной образовательной программы ФКГОС - 2004 МБОУ СОШ № 56, авторской программы по кубановедению для 10 - 11 классов. Кубановедение: программы для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: Латкин В.В., Терская И.А., Хамцова О.А. и др.

    Нормативные акты и учебно-методические документы:

    1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
    2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями)
    3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
    4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
    5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
    6. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
    7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
    8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
    9. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год»
    10. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»
    11. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015 года № 47- 12606/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
    12. Программы для общеобразовательных учреждений: Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: Латкин В.В., Терская И.А., Хамцова О.А. и др. Краснодар: Перспективы образования, 2013.
    13. Основная образовательная программа основного общего образования ФКГОС-2004 МБОУ СОШ 56.
    14. Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение» в 2015– 2016 учебном году.

    Целью курса является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край.

    Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:

    а) формирование научно обоснованных представлений о Краснодарском крае как географическом объекте на территории России, включая его происхождение, существующее положение и перспективы;

    б) углубление знании о природе родного края, развитие умения анализировать последствия антропогенного влияния на природные компоненты;

    в) изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов;

    г) понимание особой геополитической роли Кубани как часта Российского государства;

    д) создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;

    е) формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах.

    1. Общая характеристика учебного курса

    Курс «Кубановедение» на ступени среднего общего образования Х-ХI классы - сохраняет преемственность с материалом, изученным учащимися на предыдущих ступенях общего образования. Он завершает цикл концентрического изучения прошлого и настоящего Краснодарского края.        

    Курс «Кубановедение» представляет собой интегрированную образовательную программу, направленную на формирование у обучающегося целостного историко-географического и социокультурного образа малой родины.        

     Целью курса является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край.    

      Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:

     а) формирование научно обоснованных представлений о Краснодарском крае как географическом объекте на территории России, включая его происхождение, существующее положение и перспективы;

    6) углубление знаний о природе родного края, развитие умения анали-зировать последствия антропоreнного влияния на природные компоненты;  

    в) изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов;  

    г) понимание особой геополитической роли Кубани как части Российского государства;  

    д) создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;  

    е) формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально- экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах.  

    Объектом изучения в курсе кубановедения является Краснодарский край - как целостная и развивающаяся система взаимодействия человека и природы.  

    Предметом изучения является жизнедеятельность человеческого общества в рамках региона в контексте прошлого и настоящего и с учѐтом перспектив. В Х-ХI классах завершается изучение таких аспектов изучения прошлого и настоящего региона, как:  - природа;  -история;  - общестаознание;  - культура.    

    Во всех разделах программы находит  отражение сквозная тематическая линия курса «Кубань многонациональный край».    

    Основными результатами изучения предмета «Кубановедеине» являются: Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству.  Чувства гордости за Россию на основе знаний о славе малой родины, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, понимание основ культурного наследия народов, населяющих регион, их традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и окружающими людьми.      

    Формирование на примере изучения кубанского региона целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие родного края. Становление ответственного отношения к учению, готовности и способности высокой степени самостоятельности в решении образовательных задач по курсу кубановедения.      

     Определение на этапе завершения общего образования и становления устойчивых познавательных интересов мотивации к дальнейшему обучению, а также профессиональных предпочтений, с учѐтом региональных особенностей рынка труда и социально- профессиональных перспектив.      

     Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов своего региона и России в целом, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания.  

                Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.      

     Развитие морального сознания, и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.      

     Познание региональных семейных традиций и на этой базе осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, к окружающим людям.      

     Развитие эстетического сознания через освоение регионального художественного наследия народов Кубани посредством творческой деятельности эстетического характера.  

    1. Описание места курса в учебном плане.

    Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 56 на изучение курса «Кубановедение» в 10-11 классах отводится 1 час  в неделю в 10-м классе и 1 час в неделю в 11-м классе, всего 68 часов.

    Таблица тематического распределения количества часов

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    Примерная или авторская программа

    Рабочая  программа

    10

    11

    Введение

    2

    1

    1

    Природа Кубани и её исследователи.

    6

    6

    История Кубани в далёком прошлом.

    3

    3

    Кубань в XI – XVIII в.

    4

    4

    Кубань в конце XVII – XVIII в.

    6

    6

    Кубань в XIX столетии.

    10

    10

    Культура Кубани.

    3

    3

    Основные этапы истории Кубани XX столетия.

    7

    7

    Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития.

    5

    5

    Социальные отношения в кубанском обществе.

    5

    5

    Краснодарский край сегодня: политический ракурс.

    5

    5

    Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации.

    5

    5

    Кубань – новый культурный центр Юга России.

    5

    5

    Итоговое повторение

    2

    1

    1

    Итого:

    68

    34

    34

    1. Содержание учебного курса

    Структура курса «Кубановедение» на этапе среднего общего образования.

    10 класс

     Структура курса на данном этапе включает в себя следующие разделы:  

    1. Введение

    2. Природа Кубани и её исследователи..

    3. История Кубани в далеком прошлом.

    4. Кубань в ХI- XVII.

    5. Кубань в конце XVI-XVIIвв.

    6. Кубань в ХIХ столетии.

    7. Культура  Кубани.

    8. Заключение.

    Таким образом, в 10 классе учащиеся завершают изучение природных комплексов Краснодарском края (их происхождение, развитие и современное состояние).  Историческая составляющая кубановедения на этой стадии обучения включает в себя развитие нашего региона с древнейших времѐн до конца XIX в.

    Курс 10 класса «Кубань с древнейших времён до конца ХIХ века» рассчитан на 34 часа. Курс предполагает расширение представлений учащихся о важнейших событиях истории Кубани как части общероссийской истории на протяжении веков, знакомство с геологическим прошлым, природным, этническим своеобразием региона, а также с культурным наследием жителей многонационального края.

     11 класс  

    Структура курса на данном этапе включает в себя следующие разделы:  

    1. Введение.  
    2.  Основные этапы истории Кубани в ХХ столетии.  
    3. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития.  
    4. Социальные отношения в кубанском обществе.  
    5. Краснодарский край сегодня: политический ракурс.  
    6. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации.  
    7. Кубань - новый культурный центр Юга России.  
    8. Заключение.  

    Таким образом, курс кубановедения в ХI классе открывается разделом, посвящѐнным истории нашем края в ХХ в., с акцентом на специфику Кубани, на фоне имеющихся знаний по общероссийской истории и ранее освоенного историческом краеведения. Основная часть учебного времени отведена проблематике изучения современном кубанского общества в ем развитии. В этих рамках рассматриваются и проблемы развития культуры и искусства, антропогенньис факторов развития природном комплекса региона. При этом материал курса в этой части может оперативно обновляться в рамках программы в соответствии с новыми аспектами социально-экономической жизни и природного комплекса Кубани. При изучении сквозной тематической линии курса «Кубань - многонациональный край» необходимо учитывать современные тенденции развития межнациональных отношений в регионе, в стране и в мире.  

    Курс 11 класса «Кубань в ХХ – ХХI веках: история, люди и общество» рассчитан на 34 часа. Это завершающий цикл кубановедения, носит междисциплинарный характер. В процессе его освоения учащиеся используют знания, полученные при изучении таких предметов как кубановедение, история Кубани, обществознание.

    1. Тематическое планирование

    Содержание обучения 10 класс

    Введение (1 час)

    Уникальность природно-географических условий Северо-Западного Кавказа. Особое место Кубани в истории евразийской цивилизации (перекрѐсток исторических путей племѐн и народов). Этнокультурное своеобразие региона.

     Раздел I. Природа. Кубани: изучение территории, геологическая история, природные комплексы и их изменение (б часов)  

    Тема 1. Исследования природы Кубани в XVIII - начале ХХ в.

    Изучение территории Северного Кавказа в XVIII в. Экспедиции Российской Академии наук. Исследования И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа. Исследования природы края в период его заселения. М. С. Гулик, В. П. Колчигин. Описание природы Кубани в трудах учѐных и просветителей ХIX -начала ХХ в. Учѐные- исследователи Ф. А. Щербина, И. Д. Попко, Е. Д. Фелицын, Н. Я. Динник, В. В. Докучаев, Л. Я. Апостолов, Н. М. Альбов и др. Деятельность Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО).  

    Тема 2. Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа.  

    Физико-географические условия и живой мир на территории Кубани в разные геологические эпохи (эры) и периоды. Территория Кубани в докембрии; царство бактерий, водорослей, многоклеточных беспозвоночных животных. Палеозойская эра. Поднятие суши, появление первых островов, господство гигантских хвощей и папоротников, образование пластов каменном угля.

    Мезозойская эра. Океан Тетис. Господство субтропической растительности, морских беспозвоночных животных, появление рыб, водных динозавров. Образование гористых островов, толщ известняка, мела, песчаника, глинистых сланцев.

     Тема 3. Северо-Западный Кавказ в четвертичное время.  

    Кайнозойская эра, палеогeновый период. Появление морских млекопитающих (дюгони, мелкие зубатые киты, дельфины). Поднятие Кавказских гор, господство тропической растительности.      

    Неогeновый период. Формирование современного рельефа Кавказа, образование Чѐрного и Азовского морей. Похолодание климата, появление на суше холодостойкой древесной растительности, земноводных, рептилий, млекопитающих. Антропогеновый период. Появление человека. Ледниковые и межледниковые эпохи. Исчезновение некоторых представителей животного и растительного мира. Формирование современных природных зон.        

     Эволюция Чѐрного и Азовского морей. История развития акватории от Тетиса до современного состояния.  

    Тема 4. Живой мир Кубани в настоящее время.  

    Современная флора и фауна Кубани. Наиболее распространѐнные виды растений, грибов, животных. Редкие представители растительного и животного мира, факторы, оказавшие влияние на снижение их численности. Вымершие живые организмы, причины их исчезновения.  

    Тема 5. Изменение природных комплексов на территории Кубани.

    Изменение облика ландшафтов под воздействием геологических, тектонических, климатообразующих процессов. Воздействие человека на природные компоненты местности с момента освоения территории Кубани и до настоящего времени: сооружение водохозяйственных комплексов, заготовка древесины, добыча полезных ископаемых и др. Изменение численности и видовом состава организмов, обитающих в Азовском и Чѐрном морях. Учѐные, исследователи, краеведы XIX - начала ХХ в. об охране и рациональном использовании природных ресурсов Кубани.  

    Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).  

                  Раздел II. История Кубани в далѐком прошлом (3 часа)    

    Тема 6. Эпохи камня и бронзы на территории края.      

    Стоянки людей древнекаменного века (посѐлки За Родину, Ильский). Майкопская культура. Раскопки Майкопского кургана (1897). Н. И. Веселовский. Дольменная, катакомбная, северокавказская и срубная культуры. Периодизация. Ареал. Характерные черты.  

      Тема 7. Меоты и кочевники.      

     Начало освоения железа племенами, населявшими кубанские земли. Меоты (союз племѐн: дандарии, доски, синды, тарпеты и др.). Территория расселения. Занятия. Общественный строй. Роль меотов в этногенезе адыгов: точки зрения учѐных. Кочевники: киммерийцы, скифы, сарматы. Начало оформления сирако-меотской этнической общности (I в. н. э.). Аланы - предки осетин. Античные авторы о племенах Северном Кавказа.  

               Тема 8. Боспорское царство.  

    Причины древнегреческой колонизации. Первые греческие колонии на Таманском полуострове: Фанагория, Гермонасса и др. Образование Боспорского царства со столицей в Пантикапее (около 480 г до н. э.). Борьба правителей Боспора за присоединение синдского государства. Горгиппия - крупный порт, торговый и куньтурный центр Боспорского царства.    

    Ослабление Боспорского царства. Присоединение Боспора к Понтийскому царству. Митрйдат VI Евпатор и его войны с Римом. Утверждение династии Аспургов на боспорском престоле. Усиление сарматского влияния. Нашествие гуннов (IV в.). Упадок Боспорского царства.  

    Раздел III. Кубань в XI-XVII вв. (4 часа)  

    Тема 9. Тмутараканское княжество. Горцы н степнякн.  

    Установление господства гунно-болгарского союза племѐн в Приазовье. Образование на территории Кубани Великой Болгарии и еѐ распад.              

     Вхождение кубанских земель в состав Хазарского каганата (VII в.). Приход в степи Северного Причерноморья кочевых орд печенегов. Разгром Хазарского каганата войсками киевского князя Святослава (964-965). Тмутараканское княжество. Правление князя Мстислава Владимировича (988-1036). Подчинение касогов.          

    Тмутаракань - крупный административный и экономический центр Киевской Руси на юге. Многонациональный состав Тмутараканского княжества. Тмутараканский камень. Писатель и летописец Никон в Тмутаракани (1061- 1074). Влияние княжеских междоусобиц на положение Тмутараканского княжества. Половцы. Неудачный поход против них новгород-северского князя Игоря Святославича (героя «Слова о полку Игореве»). Половецкие изваяния. Перемещение адыгов из Приазовья в северо-западные предгорья Кавказа.          

    Татаро-монтольское нашествие (ХIII в.). Сопротивление адыгских племѐн.    

    Тема 10. Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII-XV вв.)      

    Соперничество Генуи и Венеции за господство на Чѐрном море. Основание reнуэзских колоний в Крыму, Приазовье и на Черноморском побережье Кавказа (Кафа, Матрега, Мала, Копа, Бальзамиха, Мавролако и др.).      

    Миссионерская деятельность римско-католической церкви.      

    Торгово-экономические связи генуэзских колоний, их устав. Торговое сотрудничество адыгской знати с генуэзцами. Негативное влияние работорговли на развитие адыгской народности.    

    Захват итальянских колоний на Чѐрном и Азовском морях турками (последняя четверть XV в.).

    Тема 11. Ногайцы и адыги Кубани в XVI-XVII вв.

    Появление ногайских кочевий на Кубани (середина XVI в.). Распад Ногайской Орды на несколько орд. Зависимость от Крымского ханства. Усиление родоплеменной знати. Кочевое скотоводство. Преобладание натурального хозяйства. Развитие торговых связей с Русским государством. Усиление имущественного и социального неравенства у адыгов.

    Народности «демократические» (шапсуги, абадзехи, натухайцы) и «аристократические» (бжедуги, хатукаевцы, бесленеевцы). Распространение ислама. Традиционные занятия адыгов. Развитие товарообмена с Россией, Крымом и Турцией. Наездничество, его социальная и экономическая сущность.

    Тема 12. Кубань в политике соседних держав в XVI-XVII вв.

    Укрепление позиций Турции на Кубани. Походы османов и крымских татар в земли адыгов. Рост авторитета Русского государства в регионе. Посольства западных адыгов и кабардинцев в Москву (1552, 1557). Объединѐнный русско-адыгский поход против крымско-турецких войск (1556). Борьба за влияние на адыгов между Россией и Турцией.

    Раздел IV. Кубань в конце XV11-XV11I в. (6 часов)

    Тема 13. Освоение Кубани русскими переселенцами Некрасовцы.

    Отголоски русской Смуты на окраинах страны. Основные переселенческие потоки. Переселение казаков-раскольников во главе с Львом Манацким с Дона на Северный Кавказ. Формирование на Таманском полуострове своеобразной казачьей общины - «войска Кубанского». Некрасовцы на Кубани, их походы на Дон. Экспедиции царизма против некрасовских казаков. Переселение некрасовцев в Турцию.

    Тема 14. Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60-80-х годах XVIII в.

    Обострение соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. и Кубань. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. и его роль в разрешении «черноморской проблемы» для России. Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии (1777). А. В. Суворов во главе Кубанского корпуса. Суворов как дипломат и военный инженер. Кубанская кордонная линия и еѐ стратегическое значение. Военные провокации турецкого правительства. Непоследовательная политика Шагин-Гирея. Восстание в Крыму, бегство Шагин-Гирея (1782). Возвращение Крыма и Прикубанья в сферу влияния Турции. Ввод русских войск в Крым. Ответные военные и дипломатические шаги Турции.

    Тема 15. Присоединение Прикубанья к России

    Опубликование царского манифеста о присоединении Крыма, Тамани и правобережья Кубани к России (8 апреля 1783 г.). Приведение к присяге ногайских и татарских орд, кочевавших в верховьях Кубани. План переселения ногайцев в другие районы России и его реализация. Восстание ногайцев и его подавление. Признание Оттоманской Портой «подданства Крыма и Кубани Всероссийскому престолу». Историческое значение утверждения России в Крыму и Прикубанье.

    Тема 16. Кубань в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

    Ультимативное требование турецкого правительства к России о возвращении Крыма. Ставка Турции на шейха Мансура. Начало войны. Борьба за Анапу. Неудачные попытки взятия крепости русскими войсками. Разгром турецкой эскадры Ф. Ф. Ушаковым в районе Керченского пролива (8 июля 1790 г.). Разгром турецкой армии Батал-паши русскими войсками генерала И. И. Германа (30 сентября 1790 г.). Взятие Анапы войсками генерала И. В. Гудовича (26 июня 1791 г.). Ясский мирный договор (29 декабря 1791 г.). Упрочение позиций России на Северном Кавказе.

    Тема 17. Черноморцы и лииейцы. Заселение Прикубанья

    Упразднение Запорожской Сечи (1775). Судьба опальных запорожцев и участие в ней Г. А. Потѐмкина. «Войско верных казаков» и его лидеры Сидор Белый, Антон Головатый, Захарий Чепега. Участие казаков в штурме Измаила, Очакова и острова Березань. Переименование «Войска верных казаков» в Черноморское и обустройство на новых землях между Днепром и Южным Бугом. Депутация во главе с А. Головатым в Петербург. Грамота Екатерины II о пожаловании Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы (30 июня 1792 г.). Переселение казаков на Кубань (1792-1793). Основание Екатеринодара (1793). «Порядок общей пользы» - документ об административном и территориальном устройстве Черномории. Заселение северо-восточной территории Кубани (Старой линии) донскими казаками. Восстание донских полков и его подавление (1793-1794). Создание Кубанского линейного полка (1796).

    Тема 18. Социальные выступления адыгов и казаков

    Нарастание социальных противоречий в адыгском обществе (князья, дворяне, тфокотли). Обращение горских князей за покровительством к Екатерине II. Бзиюкская битва (29 июня 1796 г), роль в еѐ исходе казачьей артиллерии. Участие казаков-черноморцев в Персидском походе (1796-1797). Ем бесславный итог Персидский бунт (1797) как проявление конфликта между рядовым казачеством и войсковой верхушкой. Расправа над бунтарями.      

    Раздел V. Кубань в ХIХ столетии (10 часов)  

    Тема 19. Освоение кубанских степей.

    Народная и военно-казачья колонизация Черномории. Состав переселенцев (беглые крепостные, вольные хлебопашцы, отставные солдаты, государственные крестьяне, представители различных этнических групп). Основание селения Армавир (1838), станиц Новодеревянковской, Новощербиновской, Лабинской, и др., города-порта Ейска (1848). Заселение северо-восточной части Кубани (Старой линии). Организация Кавказского линейного войска (1832). Хозяйственное освоение Кубани. Основные отрасли производства (экстенсивное земледелие, скотоводство, садоводство и др.). Зарождение кубанской промышленности, развитие торговли. Торговля как фактор сближения горцев и казаков.  

    Тема 20. Начало Кавказской войны.

    Превращение турецкой крепости Анапы в центр антирусской деятельности в регионе. Нападения горцев на Черноморскую оборонительную линию. Борьба за Анапу Адрианопольский мирный договор 1829 г Нарушение ем условий со стороны Турции и Англии. План создания Черноморской береговой линии и его реализация. А. А. Вельяминов. Деятельность Н. Н. Раевского на посту начальника ЧБЛ. Развитие русско-черкесских торговых связей. Атаки горцев на Черноморскую береговую линию (1840). Подвиг защитников Михайловского укрепления. Архип Осипов, увековечение его памяти. Заселение линейцами Новой линии. Прибытие наиба Шамиля Мухаммеда-Амина на Северо-Западный Кавказ (1848). Его попытки создания в Закубанье военно-религиозного государства.

    Тема 21. Декабристы на Кубани.

    Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьском восстания (разжалованных офицеров и солдат). Правда о Кавказе в произведениях А. А. Бестужева-Марлинском.  

    Тема 22. Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны.

    Активизация действий Мухаммеда-Амина, направленных на объединение горских народов под знаменем независимости. Уничтожение укреплений Черноморской береговой линии, оставление Анапы и Ново- российска русскими войсками в ответ на действия англо-французской эскадры (1854-1855). Соперничество за лидерство Сефер-бея с Мухаммедом-Амином в борьбе горцев за независимость. Безуспешные попытки Сефер-бея взять Екатеринодар. Ответные шаги царского правительства. Строительство укреплений в Закубанье. Основание Майкопа (1857). Пленение Шамиля (1859), капитуляция Мухаммеда-Амина. Попытки создания военно-государственного союза черкесов, Сочинский меджлис. Встреча Александра ц с депутацией горцев (1861). Призыв меджлиса к продолжению борьбы. Соединение русских войск в урочище Кбаада (Ясная Поляна), торжества по случаю окончания Кавказской войны (1864). Вынужденное массовое переселение горцев в Турцию (мухаджирство). Значение присоединения Закубанья к России.  

    Тема 23. Кубанцы в боях за Отечество.

    Черноморцы в Отечественной войне 1812 г Казачьи формирования, участвовавшие в боевых действиях. Примеры воинской доблести черноморцев. А. Д. Безкровный, Н. С. Заводовский, А. Ф. и П. Ф. Бурсаки. Казачья тактика ведения боевых действий. Участие пластунских формирований в защите Севастополя в ходе Крымской войны (1853-1856). Сражение близ Балаклавы, на Малаховом кургане (1 854-1 855). Картина В. Серова «Пластуны под Севастополем».  

    Тема 24. Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860-1890-е годы).

    Освобождение зависимых крестьян и зависимых сословий в горских районах. Специфика земельной частной собственности на Кубани. Заселение закубанских земель. Территориально-административные преобразования на Кубани. Образование Кубанской области (1860), Черноморского округа (1866), Черноморской губернии (1896). Судебная и военная реформы.

    Тема 25. Народная колонизация и становление транспортной системы.

    Земельные отношения Изменение соотношения казачьего и неказачьего населения. Иногородние крестьяне и их положение. Развитие водного и железнодорожного транспорта. Акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги (1872). Р. В. Штейн- гель и его вклад в развитие железнодорожного транспорта в регионе. Строительство дорог как фактор экономического подъѐма края.

    Земельные и сословные отношения. Изменения в земельном обеспечении и землепользовании казачества, русского и адыгского крестьянства. Имение «Хуторок» баронов Штейнгелей как образцовое крупнокапиталистическое хозяйство. «Степные короли» Кубани: братья Мазаевы, Николенко и др.

    Тема 26. Развитие сельского хозяйства и торговли

    Переход к трѐхпольным севооборотам, увеличение площади пахотных земель (1880-е годы). Начало культивирования подсолнечника и табака, рост посевов пшеницы. Развитие виноградарства. Имение Абрау-Дюрсо. Роль ярмарок и стационарной торговли в развитии сельского хозяйства и рыночных отношений. Рост товарности кубанской пшеницы.

    Тема 27. Становление кубанской промышленности

    Переход от кустарных промыслов к машинному фабричному производству. Мукомольные и маслобойные заводы. Крупные заводчики Я. В. Попов, И. П. Баев, И. А. и С. А. Аведовы. Екатеринодар - центр промышленного производства. Кубань - родина нефтяной промышленности России. Первая буровая вышка в долине реки Кудако (1864), первый нефтяной фонтан (1866). А. Н. Новосильцев - пионер нефтяной отрасли. Первые нефтеперегонные заводы. Развитие цементного производства. Крупнейшие предприятия отрасли: «Геленджик», «Цепь» и «Черноморский». Первый металлообрабатывающий завод К. Гусника (1886). Изменение общественно-сословного и архитектурного облика кубанских городов. Складывание династий предпринимателей и купцов: Бедросовы, Дицманы, Аведовы и др. Создание первых банковских учреждений.

    Тема 28. Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни

    Участие кубанцев в освободительной войне южнославянских народов против османского владычества (1877-1878). Казачьи формирования в составе Кавказской дивизии генерала М. Д. Скобелева и Дунайской армии. Участие кубанских казаков в защите Баязета, обороне Шипки, в боях под Плевной. Рост социальной напряжѐнности, связанной с проведением реформ в городах, станицах и аулах. Распространение революционных идей на Кубани. Кружок «землевольцев» в Кубанской войсковой гимназии Екатеринодара во главе с Н. И. Вороновым. Революционная пропаганда на Кубани (Г. А. Попко, П. И. Андреюшкин). Марксистские кружки. Земледельческая ассоциация в станице Бриньковской. Начало общественной деятельности Ф. А. Щербины. Община «Криница» в Черноморском округе.

    Раздел VI. Культура Кубани (3 часа)

    Тема 29. Народная культура казачества Вера и верования.

    Роль православия в жизни казачества. Сохранение языческих представлений. Система ценностей. Представление мировоззренческих нравственных начал в календарных праздниках и обрядах. Высокое значение среди казачьих ценностей таких качеств как патриотизм, трудолюбие, честность. Семейные ценности. Кубанский фольклор.

    Тема 30. Культурное наследие горских народов

    Обычаи и традиции: гостеприимство, куначество, аталычество. Духовная культура. Переплетение в религиозных воззрениях горцев элементов ислама, традиционных верований, христианства. Героический эпос «Нарты» - выдающееся достижение горских народов Закубанья. Материальная культура.

    Тема 31. Профессиональная культура Кубани

    Народное просвещение. Деятельность К. В. Российского (1775-1825), его вклад в развитие культуры и образования на Кубани. Развитие системы образования. Меры, предпринимаемые войсковыми властями по поддержке одаренной молодѐжи. Наука. Создание полковых историй в Черноморском и Кавказском линейном войсках. Первый исследователь истории и быта черноморских казаков Я. Г. Кухаренко (1799-1862). Труды И. Д. Попко (1819-1893) по истории казаков и адыгов. Войсковой архивариус П. П. Короленко (1834-1913) и его наследие. Развитие адыгской национальной историографии. Султан Хан-Гирей (1808- 1863), Шора Ногмов (1801-1844). Подвижническая деятельность Е. Д. Фелицына - статистика, археолога, историка и этнографа. Вклад Ф. А. Щербины (1849- 1903) в организацию научных исследований в крае. Создание Общества любителей изучения Кубанской области (1897).

    Литература. Литературное творчество Я. Г. Кухаренко («Вороной конь», «Пластуны» и др.), В. С. Вареника («Слово о ружье», «Страстная пятница»), Султана Казы-Гирея («Долина Ажитугай»).

    Искусство. Творчество П. С. Косолапа (1834-1910). Деятельность «кубанского Третьякова» Ф. А. Коваленко (1866-1919). Архитектура кубанских городов. И. К. Мальгерб, А. П. Косякин, А. А. Козлов, В. А. Филиппов и их вклад в создание архитектурного облика населѐнных пунктов края.

    Периодическая печать. «Кубанские областные ведомости» - первый печатный орган на Кубани.

    Заключение.

     Итоговое повторение (1 час).

    Содержание обучения 11 класс

    Введение (1 час)

    Связь исторического прошлого и настоящего Кубани. Регион как единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений «центр - регионы» в современной России. Краснодарский край среди российских регионов: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального социума. Кубань в XXI веке: дорогой межнационального мира и согласия.

    Раздел I. Основные этапы истории Кубани в XX столетии (7 часов)

    Тема 1. Регион в период войн и революций (1900-е -1920 годы)

    Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг. Социальный и национальный состав населения. Политическая жизнь и общественное движение. Кубань и Черноморье в революции 1905-1907 гг. Ратные подвиги кубанцев в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Революция и Гражданская война (1917-1922). Особенности развития регионального политического процесса. Многовластие. Первые преобразования советской власти весной-летом 1918 г. Противоречия между Деникиным и Законодательной радой. Кубанское казачество и черноморское крестьянство в поисках «третьего» пути. Белый и красный террор. «Малая» гражданская война.

    Тема 2. Кубань в 1920-1930-х годах

    Особенности «военного коммунизма», нэп, индустриализация, «великий перелом», коллективизация и еѐ последствия. Героика и трагизм 30-х. Наци- онально-государственное строительство. Краснодарский край и Адыгейская автономная область. Культурная жизнь региона.в первой трети XX в.

    Тема 3. Годы военных испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

    Кубань в годы Великой Отечественной войны. Формирование добро- вольческих казачьих соединений. Многонациональное боевое содружество в период военных испытаний. Битва за Кавказ летом 1942 - зимой 1943 г. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Освобождение. Трудовой героизм кубанцев.

    Тема 4. Возрождение. Восстановление и развитие народного хозяйства Кубани в 1945-1953 гг.

    Перевод промышленности на «мирные рельсы». Восстановление довоенных объѐмов промышленной продукции. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары. Ужесточение партийно-государственного контроля. Идеология и культура в послевоенное десятилетие.

    Тема 5. Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой

    Реформы в политике и экономике (1953-1964): реальные успехи и несбывшиеся надежды. Кубань - житница и здравница России. Хозяйственные «эксперименты» и их негативные последствия для региона. Достижения и провалы кубанской экономики. «Миллион тонн» кубанского риса. Застойные явления в обществе. Бюрократизация партийного и советского аппарата.

    Тема 6. Годы перестройки 80-х и реформ 90-х годов

    Издержки экономики, неэффективность организации производства. Кризис доверия к власти. «Здоровый кубанский консерватизм». Культурная жизнь

    Кубани в середине 1950-1990-х годах.

    Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

    Раздел II. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития (5 часов)

    Тема 7. Регион как эколого-экономическая система

    Диверсифицированный характер экономики края, основные отрасли и макроэкономические показатели.

    Тема 8. Краевой бюджет Налоги.

    Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности региона.

    Тема 9. Финансовые институты и банковская система региона

    Развитие предпринимательства на Кубани. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его особенности. Доходы и потребление. Краснодарский край в системе внешнеэкономических отношений.

    Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

    Раздел III. Социальные отношения в кубанском обществе (5 часов)

    Тема 11. Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме

    Социальная дифференциация, социальное неравенство в кубанском обществе. Социальная стратификация в Краснодарском крае. Горизонтальная, вертикальная, межпоколенная, внутрипоколенная мобильность.

    Тема 12. Межнациональные отношения

    Этносоциальные общности Краснодарского края. Этнические меньшинства, этнические группы. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в региональном социуме. Этносоциальные конфликты.

    Тема 13. Семья и брак в кубанском обществе

    Основные тенденции в развитии семейных отношений. Семейная политика Краснодарского края.

    Тема 14. Молодѐжь Краснодарского края как социальная группа

    Возрастные границы, социально-демографические характеристики молодѐжи как социальной группы Краснодарского края. Динамика ценностных ориентаций молодѐжи Краснодарского края. Молодѐжные субкультуры.

    Итоговое повторение (1 ч.).

    Раздел IV. Краснодарский край сегодня: политический ракурс (5 часов)

    Тема 15. Государственная власть и местное самоуправление в регионе

    Структура органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Законодательное собрание края. Исполнительные органы власти в регионе. Администрация Краснодарского края, глава администрации. Судебная ветвь власти. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях края. Политические лидеры и политические элиты в регионе. СМИ и их роль в политическом процессе. Представители региона в высших органах государственной власти РФ.

    Тема 16. Становление гражданского общества

    Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность политических партий и общественных организаций в регионе.

    Молодѐжные организации, движение волонтѐров.

    Тема 17. Региональная политическая культура населения

    Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для участия в политике и активная жизненная позиция молодѐжи.

    Отношения Краснодарского края с другими регионами и странами.

    Тема 18. Геополитическое положение Краснодарского края

    Межрегиональные и международные отношения региона.

    Подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи.

    Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

    Раздел V. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации (5 часов)

    Тема 19. Правовой статус края как субъекта Российской Федерации

    Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и еѐ субъектами. Система нормативных правовых актов Краснодарского края. Устав Краснодарского края: понятие, юридические свойства, содержание, значение. Нормативные правовые акты края (решения), принятые на референдуме Краснодарского края. Нормативные правовые акты, принятые Законодательным собранием Краснодарского края. Нормативные правовые акты администрации Краснодарского края.

    Тема 20. Законотворческий процесс в Краснодарском крае

    Субъекты законодательной инициативы в Краснодарском крае. Прямое (непосредственное) правотворчество. Референдум как форма прямого (непосредственного) правотворчества в Краснодарском крае.

    Тема 21. Избирательный процесс в крае

    Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса на Кубани.

    Тема 22. Правоохранительные органы: структура и функции

    Полномочия, порядок действий.

    Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

    Раздел VI. Кубань - новый культурный центр Юга России (5 часов)

    Тема 23. Духовная жизнь Кубани

    Многообразие, специфика и значение для культуры России. Исторические предпосылки развития культуры Кубани. Диалог культур на Кубани. Региональная идентичность и региональная идеология. Роль кубанского казачества как уникального этнокультурного сообщества в становлении культурной жизни Кубани.

    Тема 24. Система образования Краснодарского края

    Социокультурная функция школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные школы. Университеты и научные центры Кубани.

    Тема 25. Религиозное и конфессиональное многообразие региона

    Религиозная ситуация в Краснодарском крае. Кубань - центр православия на Юге России. Культурные символы и достопримечательности Краснодарского края.

    Тема 26. Культурное достояние Краснодарского края

    Библиотеки, музеи, картинные галереи, театры, коллективы народного творчества. Проблемы культурной жизни Кубани. Нравственность и культура. Культурная политика в Краснодарском крае.

    Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

    Заключение.

    Итоговое повторение (1 час)

    Уроки прошлого в исторической памяти кубанцев. Современные тенденции развития региона. Прогнозы. Необходимость формирования активной жизненной позиции молодого гражданина - жителя Краснодарского края.

    1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

    Печатные пособия

    1. Кубановедение: Учебное пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений/В.Н. Ратушняк, О.В. Матвеев, И.А. Терская, А.Н. Криштопа. - Краснодар: Перспективы образования, 2013.
    2. История Кубани.ХХ век.: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений. – 2-е изд., исправленное и дополненное. - Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2005.
    3. Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: Пособие для общеобразовательной школы. 2-е изд. Краснодар, 2008.
    4. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. - Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
    5. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. 2-е издание. - Краснодар: Перспективы образования, 2007.
    6. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края/автор-составитель Ситдикова Н.В. – Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2007.
    7. Вклад Кубани в Великую победу. Материалы Х краевой научно-практической конференции архивистов, краеведов, историков. – Крымск: 2015.

    Цифровые и электронные образовательные ресурсы

    1. История казачества: www.cossackdom.com  
    2. Хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках: www.kuban.retroportal.ru/index.html – на сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминанияочевидцев.  
    3. Культура Кубани:  Кубанский Казачий хор: www.kkx.ru  
    4. Ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии: www.krinitza.ru  
    5. Екатеринодарская и Кубанская Епархия pravkuban.ru.

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания кафедры  учителей «Естественных и математических наук»

    от «___» ____________ 2015 года № ____

    _______________       Е.Р. Мартыненко

       

    СОГЛАСОВАНО

    Руководитель методической службы

    ________________          В. М. Лемтюгова

                           

     « _____» _____________  2015 года


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по кубановедению 8-9 классы ФКГОС

    Рабочая программа по кубановедению 8-9 классы ФКГОС....

    рабочая программа по географии 10- 11 класс фкгос к учебнику Дронов Савельева

    Рабочая программа по географии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии; 2) примерная программа по географии основного общего обра...

    рабочая программа по географии 6-9 класс фкгос к учебнику Дронов Савельева

    Рабочая программа по географии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии; 2) примерная программа по географии основного общего обра...

    Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс

    Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс...

    Рабочая программа по кубановедению. 5-9 класс. На основе авторской программы 2015 года

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Программа разработана в  соответствии:1)  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...

    Рабочая программа по элективному курсу 9 класс ФКГОС

    Рабочая программа по элективному курсу 9 класс ФКГОС . Математика: практикум 35 часов УМК А.Г. Мерзляк...

    Рабочая программа по предмету "Химия" 10 класс ФкГОС

    Рабочая программа по предмету "Химия" 10 класс ФкГОС...