Рабочая программа по кубановедению 5-9 классы ФГОС
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Рыбанчук Надежда Александровна

Рабочая программа по кубановедению 5-9 классы ФГОС с УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rp_po_kubanovedeniyu_5-9_klassy.zip62.01 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от « ___» августа 2015 года протокол № 1

Председатель ____________ И.В.Власова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    кубановедению

Уровень образования (класс)      основное общее  образование, 5-9  классы

Количество часов 170            

Учитель    Рыбанчук Надежда Александровна

Программа разработана на основе Программы по кубановедению для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края. Авторы-составители: В.И. Басий, Ю.А.Болдырев, Л.М. Галутво, Н.А. Гангур, А.Н. Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А.Науменко, И.А. Терская. - Кубановедение: программа для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодар. Края / под ред. А.А. Зайцева. - 2-е изд., перераб. И доп. С учётом требований ФГОС. - Краснодар: «Перспективы образования», 2014.

1.Пояснительная записка.

Программа разработана на основе авторской программы курса «Кубановедение» Л.А. Галутво, А.А. Зайцев и др. /ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар 2014 год и с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения ООП ООО, программы формирования УУД (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897)

Нормативные документы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года  № 273-ФЗ.  

2. Постановление Федеральной службы по надзору в свере защиты прав  потребителей  и  благополучия  человека,  Главного  государственного  санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН   2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях».  

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.  № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования».  

4. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года №  2770-КЗ «Об  образовании в Краснодарском крае».  

5.  Постановление  Законодательного  Собрания  Краснодарского  края  от 25 декабря 2013 г. № 808-П «О ходе реализации Закона Краснодарского  края  «О  государственной  политике  в  сфере  сохранения  и  развития  традиционной народной культуры в Краснодарском крае».  

6. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского  края  от  14  октября  2013  г.  №  1175  «Об  утверждении  государственной  программы Краснодарского края «Развитие культуры».  

7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского  края  от  2  октября  2013  г.  №  1107  «О  государственной  программе  Краснодарского края «Казачество Кубани».  

8. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от  17  июля  2013  г.  №  3793  «О  примерных  учебных  планах  для  общеобразовательных учреждений Краснодарского края».

9. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от  22.07.2013  №  47-10635/13-14  «Об  учебных  планах  образовательных  учреждений,  реализующих  федеральные  государственные  образовательные  стандарты общего образования в 2013–2014 учебном году».

10. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от  26.07.2013  №  47-10886/13-14  «О  рекомендациях  по  составлению  рабочих  программ  учебных  предметов,  курсов  и  календарно-тематического  планирования».  

11. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от  20.08.2014  №  47-12136/14-14  «О  формировании  учебных  планов  общеобразовательных организаций в 2014–2015 учебном году».

12. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №56.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Кубановедение – самостоятельная учебная дисциплина. Специфика предмета заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории, культуре и через проектно-исследовательскую деятельность дает учащимся 5-9 классов возможность получить целостное представление о географических, исторических, культурологических, экономических, политических особенностях Краснодарского края.

Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, ее природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме.

Актуальность и обоснованность курса «Кубановедение» предопределены его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России, способного определить свою жизненную позицию. Разноплановая информация о малой родине расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться в жизни и реализовать свои гражданские права, свободы и обязанности.

Цель предмета - систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства.

Задачи предмета:

- комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;

- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;

- осознание необходимости бережного отношения к родной природе;

- привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани;

- социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе;

- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.

Наш край получил от предшествующих поколений бесценное историко-культурное наследие. Необходимо приобщить к этому великому наследию учащихся школ города и района, видя в этом огромный потенциал нравственного становления личности. В решении этой задачи немалую роль играет целенаправленное, систематическое изучение родного края. Уроки краеведения дают прекрасную возможность воспитывать школьников на боевых, трудовых, культурных традициях.

Приоритетом современного общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводиться практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовывать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно – диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности, для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.

2. Общая характеристика учебного предмета.

        Приоритетами преподавания курса кубановедения в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов являются:

- соответствие личностным и метапредметным результатам, заявленным во ФГОС;

 - осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу России;

- понимание и поддержание семейных нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки;

  - представление об истории Кубани как неотделимом элементе истории России;

 - привитие любви к своей малой родине Кубани, к своему народу, к России;

 - формирование представления о многонациональном составе жителей Кубани.

Важной задачей в преподавании предмета «Кубановедение» является переосмысление целей образования, требований к организации процесса обучения и взаимодействия с ребенком как активным субъектом учебной деятельности, применение новых педагогических технологий, изменение структуры уроков «Кубановедения» в соответствии с системно-деятельностным методом обучения с целью развития универсальных учебных действий (УУД), мотивирования обучающихся к познавательной деятельности. При реализации краткосрочных и долгосрочных проектов в рамках курса «Кубановедения» возможна интеграция уроков с внеурочной деятельностью. Например, одни этапы работы над проектом учитель планирует и реализует на уроке, а другие – во внеурочной деятельности.

 Курс «Кубановедение» структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Тематический раздел «История Кубани» является системообразующим. В целом соблюдается хронологический принцип: 5 класс (с древнейших времён до IV века); 6 класс (с конца IV века до XVI века); 7 класс (XVII - XVIII века); 8 класс (XIX век); 9 класс (XX - начало XXI века). Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

На уровне основного общего образования (5-9 классы) интегрированный предмет «Кубановедение» реализуется в контексте следующих предметных областей и учебных предметов: «Общественно-научные предметы» (история, обществознание, география); «Естественнонаучные предметы» (биология); «Филология» (русский язык, литература); «Искусство» (музыка, изобразительное искусство).

Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения:

  • получение учащимися готовых знаний;
  • самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источников;
  • исследовательская деятельность учащихся; поиск новых источников знаний с последующим их анализом для повышения собственного образовательного уровня.

В силу того что предмет «Кубановедение» имеет интегрированный характер, основополагающий тематический раздел «Кубань - многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Включение указанного модуля возможно в рамках вводного и итогового уроков, выстроенных в соответствии с возрастными особенностями школьников. Вводный урок нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия учащимися Кубани базовых национальных ценно» поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие  позволяет определить уровень достижения планируемых результатов обучения  и воспитательных эффектов в процессе социализации обучающихся.

3. Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ СОШ № 56 на изучение предмета Кубановедение с 5 по 9 классы отводится 170 часов (34 часа в год за счёт части, формируемой участниками образовательного процесса, с периодичностью преподавания 1 час в неделю).

Таблица тематического распределения количества часов

п/п

Класс

                      Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая программа

5 класс – 34 часа

1

Введение.

1

1

2

Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века

6

6

3

Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы

5

5

4

Раздел 3.Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (проектная деятельность)

8

8

5

Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей

10

10

6

Итоговое повторение и проектная деятельность

4

4

Итого за 5 класс

34

34

6 класс - 34 часа

1

Введение

1

1

2

Раздел 1. Природа малой родины и человек

7

7

3

Итоговое повторение

1

1

4

Раздел 2. История Кубани (IV – XVI вв.)

14

14

5

Итоговое повторение

1

1

6

Раздел 3. Культура народов Прикубанья в Средние века

8

8

7

Итоговое повторение и проектная деятельность

2

2

Итого за 6 класс

34

34

7 класс – 34 часа

1

Введение

1

1

2

Раздел 1. Природа Кубани. Разнообразие природных комплексов. Хозяйственное освоение региона

6

6

3

Раздел 2. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII веках

7

7

4

Раздел 3.История Кубани XVII-XVIII веков

13

13

5

Раздел 4. Кубани XVII-XVIII веков в документах, в трудах путешественников и литературе

3

3

6

Итоговое повторение и проектная деятельность

4

4

Итого за 7 класс

34

34

8 класс – 34 часа

1

Введение

1

1

2

Раздел 1. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья

10

10

3

Раздел 2. Страницы истории Кубани первой половины XIX века

5

5

4

Раздел 3. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани

2

2

5

Раздел 4. Кубань в пореформенный период

6

6

6

Раздел 6. Профессиональная культура народов Кубани в XIX веке. Развитие профессиональной культуры.

5

5

7

Итоговое повторение и проектная деятельность

5

5

Итого за 8 класс

34

34

9 класс – 34 часа

1

Введение

1

1

2

Раздел 1. Наш край на карте России.

3

3

4

Раздел 2. Кубань в 1900 – конце 1930 – х годов

9

9

6

Раздел 3. Кубань в 1940-х начале 50-х гг.

5

5

8

Раздел 4. Кубань в 1950 – 1990 – х годах.

6

6

10

Раздел 5. Краснодарский край в XXI веке.

4

4

Итоговое повторение и проектная деятельность

5

5

12

Заключение. Портрет современной Кубани

1

1

Итого за 9 класс

34

34

Всего за 5-9 класс

170

170

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Кубановедение»

Личностные результаты:

5 класс

  1. Воспитание  российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия, народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, овладению навыками саморазвития и самообразования.
  1. Класс
  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  2. Формирование осознанного, уважительно-доброжелательного отношения к людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере и гражданской позиции, к различным религиям, традициям, языкам народов России и Северного Кавказа.
  1. класс
  1. Освоение социальных норм, правил поведения социальной жизни в группах и сообществах.
  2. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении проблемных вопросах на основе нравственных чувств и гражданской позиции.
  1. класс
  1. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
  2. Осознание значения семьи в жизни общества и каждого, заботливое отношение к членам своей семьи.
  1. класс
  1. Развитие эстетического сознания через художественное наследие народов России и мира.

Метапредметные результаты:

      5 класс

  1. Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
  2. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.
  1. класс
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, искусство, география, биология, русский язык и др.).
  2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием.

      7 класс

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.
  1. класс
  1. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать причинно-следственные связи и делать выводы.
  2. Смысловое чтение.
  1. класс
  1. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации длявыражении своих чувств, мыслей и потребностей; планирование, владение устной и письменной речью, контекстной и монологической.

Предметные результаты:

     5 класс

  1. Овладение целостными представлениями в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона.
  1. класс
  1. Умение связывать исторические факты и понятия в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов.
  1. класс
  1. Выработка умений определять по датам век, этапы, места события.
  1. класс
  1. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка и сравнение.
  1. класс

1. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности в курсе «Кубановедение»:

- в 5-м классе предлагается ввести творческие проекты, например, связанные с изготовлением макетов исторических памятников Кубани. Возможны варианты коллективных проектов. Темы предложены с учетом перечня умений. навыков, универсальных учебных действий (УУД), возрастных особенное подростков;

- в 6-м классе предлагается ввести проекты, связанные с прикладной игровой деятельностью;

- в 7-м классе предлагается ввести помимо игровой деятельности элементы исследовательской работы;

- в 8-м классе предлагается ввести исследовательские и творческие проекты;

- в 9-м классе организовать проектно-исследовательскую деятельно связанную с изучением биографий знаменитых земляков-кубанцев.

5.Основное содержание учебного предмета.

Основные содержательные линии кубановедения определены тематикой фундаментального содержания основного общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Структура содержания общеобразовательного курса информатики в основной школе определена следующими укрупненными разделами:

  1. Введение.
  2. Кубань в эпоху каменного века.
  3. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы.
  4. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке.
  5. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей.

5 класс – 34 часа

Введение

Что и как изучает предмет «Кубановедение».

Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века

Тема 1. Древние собиратели и охотники. Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы

Тема 2. Появление человека современного облика. «Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной

Работа с текстом «Охота на мамонта».

Тема3. Земледельцы и скотоводы

Работа с текстом «Весенний праздник».

Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры

Тема 5. Дольменная культура

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры

Работа с текстом «Тайны Литейщика»

Раздел 3.Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке

Темы 7. Кочевники кубанских степей

Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».

Тема 8. Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа

Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

Тема 9. Мифология скифов, меотов, сарматов

Работа с текстом «Бычья шкура».

Раздел 4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей

Тема 10.Начало древнегреческой цивилизации

Темы 11. Античная мифология и Причерноморье

Тема 12. Занятия жителей колоний

Работа с текстом «Микка - дочь Стратоника».

Тема 13. Боспорское царство.

Работа с текстом «Битва на реке Фат».

Тема 14. Культура и быт греческих городов-колоний

Тема 15. Культура и быт Боспора римского времени

Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов».

Модуль «Кубань – многонациональный край». Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи

Итоговое повторение

6 класс - 34 часа

Введение

Кубань - перекрёсток цивилизаций. Средневековый период этнополитической истории Кубани.

Раздел 1. Природа малой родины и человек

Тема 1. Источники информации о малой родине

Тема 2. Неповторимый мир природы

Тема 3. Изменение природы человеком

Тема 4. Население.

Итоговое повторение и проектная деятельность

Административно-территориальная принадлежность вашего населённого пункта. Природа вашей местности. Природные и искусственные

Раздел 2. История Кубани в IV - XVI вв.

Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья

Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье

Тема 7. Кубань в XIII - XV вв. Между ордынцами и генуэзцами

Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями. Держава Чингисхана. Завоевания монголов. Поход Джебе и Субедея (

Тема 8. Народы Кубани в XVI в.

Модуль «Кубань – многонациональный край»: Народы Кубани в эпоху Средневековья.

Итоговое повторение

Модуль «Кубань – многонациональный край»: Народы Кубани в эпоху Средневековья

Раздел 3. Культура народов Прикубанья в Средние века

Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западною Кавказа

Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказани.

Итоговый урок. Модуль «Кубань-многонациональный край»: Общность исторических судеб народов Кубани

Ваш населённый пункт в эпоху Средневековья.

7 класс – 34 часа

Введение

Раздел 1. Природа Кубани. Хозяйственное освоение региона

Тема 1. Степи

Тема 2. Предгорья и горы

Тема 3. Азовское и Черноморское побережья

Тема 4. Моря

Итоговое повторение и проектная деятельность

Раздел 2. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII - XVIII вв

Тема 5. Турки-османы в Прикубанье и Северо-Восточном Причерноморье

Тема 6. Кочевники Прикубанья

Тема 7. Материальная культура кочевников

Тема 8. Материальная культура западных адыгов

Тема 9. Обычаи и традиции адыгов

Итоговое повторение и проектная деятельность

Модуль «Кубань – многонациональный край»: Повседневная жизнь и фольклор народов, населявших Кубань в XVII – XVIII вв. (проектная деятельность)

Раздел 3. История Кубани XVII - XVIII вв.

Тема 10. Освоение Кубани русскими переселенцами в середине XVII - начале XVIII в.

Тема 11. Управление, повседневная жизнь и культура «игнат-казаков»

Тема 12. Адыгские племена Закубанья в XVII - XVIII вв.

Тема 13. Кубань в Русско-турецких войнах второй половины XVIII в.

Тема 14. А.В. Суворов на Кубани

Тема 15. Черноморцы. Казачья колонизация северо-западной части Кубани

Тема 16. Заселение северо-восточной части Кубани

Тема 17. Основание Екатеринодара

Тема 18. Социальные выступления адыгов и казаков

Тема 19. Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре

Итоговое повторение и проектная деятельность

Раздел 4. Кубань XVII — XVIII вв. в документах, в трудах путешественников и литературе

Тема 20. Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и учёных

Тема 21. У истоков литературы Кубани

Итоговое повторение и проектная деятельность

8 класс – 34 часа

Введение

Раздел 1. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья

Тема 1. Освоение кубанских степей.

Тема 2. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья.

Тема 3. Лексика кубанских говоров

Тема 4. Повседневность и верования народов Кубани

Тема 5. Материальная культура казачества

Тема 6. Богатство музыкального кубанского фольклора. Обрядовые традиции

Итоговое повторение и проектная деятельность

Раздел 2. Страницы истории Кубани первой половины XIX в.

Тема 7. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г.

Тема 8. Декабристы на Кубани

Темы 9. Кавказ в международной политике первой половины и середины XIX в.

Итоговое повторение и проектная деятельность

Раздел 3. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани

Тема 10. Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани

Тема 11. Становление литературы Кубани

Итоговое повторение и проектная деятельность

Раздел 4. Кубань в пореформенный период

Тема 12. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ

Тема 13. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIX в.

Тема 14. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.

Тема 15. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в.

Тема 16. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIXв.

Итоговое повторение и проектная деятельность

Раздел 5. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в.

Тема 17. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в.

Тема 18. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.Архитектура и скульптура

Тема 19. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.

Итоговое повторение и проектная деятельность

9 класс – 34 часа

Введение  - 1 час

Раздел 1. Наш край на карте России

Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края

Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование

Итоговое повторение и проектная деятельность

Раздел 2. Кубань в 1900 - конце 1930-х гг.

Тема 3. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900- 1916 гг.

Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнах

Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900 - 1917 гг.

Тема 6. События революции 1917 г. на Кубани.Гражданская война

Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1917 - 1920 гг.

Тема 8. Кубань в 1920-х гг. Нэп.

Тема 9. Культура Кубани в 1920 - 1930-х гг.

Тема 10. Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация

Тема 11. Культура и образование на Кубани в предвоенные годы

Итоговое повторение и проектная деятельность

Раздел 3. Краснодарский край в 1940-х – начале 1950-гг.

Тема 12. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны

Тема 13. Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны

Тема 14. Восстановление и развитие края в 1945 - 1953 гг. Политика и идеология в послевоенное время

Тема 15. Культура Кубани в послевоенные годы (1945 – 1953гг.).

Итоговое повторение и проектная деятельность

Раздел  4. Кубань в 1950 - 1990-х гг.

Тема 16. Реформы в политике и экономике (1953 - 1964)

Тема 17. Культурная жизнь Кубани в период «оттепели».

Тема 18. Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе

Тема 19. Культурная жизнь в середине 60 - середине 80-х годов

Тема 20. «Перестройка». Политика и общество

Тема 21. Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (конец XX - начало XXI в.)

Итоговое повторение и проектная деятельность

Раздел 5. Краснодарский край в XXI в.

Тема 22. Краснодарский край – многонациональный регион Российской Федерации

Тема 23. Особенности экономического развития региона

Итоговое повторение и проектная деятельность

Заключение. Портрет современной Кубани

Проектная направленность в 5-9 классах по кубановедению:

Проектная  деятельность на уроках информатики предполагает наличие самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход предполагается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. При работе над проектом должен быть получен продукт готовый к применению (презентация, текстовый документ и др.).

Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность учащихся на протяжении урока, недели, месяца или более длительного срока. Такая работа формирует навыки самообразования учащихся  и состоит из нескольких этапов:

  • подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;
  • исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ составляющих частей)
  • реализация проекта;
  • защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).

5 класс

  1. Составление маршрута воображаемой экспедиции.
  2. Народные ремесла станицы.

6 класс

  1. Составление маршрута от дома до школы (с использованием разных видов съемки местности).
  2. Описание реки своей местности.

  1. класс.
  1. Составление маршрута воображаемой экскурсии.
  2. Описание своей улицы.

8 класс.

  1. Описание одного из народов Российской Федерации (его национальных традиций, обычаев, современных проблем).
  2. Культура, обычаи и ремёсла.

9 класс.

  1. Современные социальные проблемы села.
  2. Участник Великой Отечественной войны в моей семье.

  1. Тематическое планирование

Разделы программы

Темы, входящие в раздел программы

Характеристика деятельности учащегося

5 класс – 34 часа

Введение (1 ч) Что и как изучает предмет «Кубановедение»

Объяснять специфику предмета «Кубановедение». Самостоятельно находить на карте России Краснодарский край и Республику Адыгея. Разрабатывать мини-проект (возможно совместно с учителем технологии).

Раздел I. Кубань в эпоху каменного века  (6 ч)

 Древние собиратели и охотники. Появление человека современного облика. Земледельцы и скотоводы.

Показывать на карте пути переселения древних людей на Кубань.

Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения.

Называть и показывать на карте ранние стоянки.

Показывать на карте Кубани территорию расселения.

Раздел II.

Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5 ч)

Майкопская и ямная археологические культуры. Дольменная археологическая культура. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.

Объяснять понятие археологическая культура.

Развивать навыки работы с историческими источниками.

Называть отличительные особенности погребальных сооружений каждой археологической культуры.

 Показывать на карте территории распространения названных видов археологических культур.

Воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры.

Сравнивать особенности общественного строя у племён различных археологических культур. Разрабатывать проект по одной из пройденных тем.

Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 ч)

Кочевники кубанских степей.

Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.

Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.

Рассказывать об особенностях обработки железа и меди.

Показывать на карте территорию проживания сарматских племён и места погребений. Характеризовать особенности быта сарматских племён.

Работать с текстом исторического источника.

Сравнивать обряды захоронения у скифов и сарматов. Показывать по карте найденные археологами места сиракских и сарматских погребений.

Характеризовать особенности занятий и общественного строя меотов.

Раздел IV.

Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей  (10 ч)

Начало древнегреческой колонизации. Античная мифология и Причерноморье. Занятия жителей колоний. Боспорское царство.  Культура и быт греческих городов-колоний Культура и быт Боспора римского времени.

Называть причины древнегреческой колонизации. Показывать на карте территорию Боспорского государства и города-колонии.

Соотносить названия греческих колоний с названиями современных географических объектов.

Находить в текстах информацию о территории Прикубанья.

Показывать на карте Боспорское царство.

Показывать современные населённые пункты, на месте которых проходила восточная граница Боспорского царства: город Крымск, станицы Старонижестеблиевская, Раевская.

Выделять общее и особенное в культуре греческих городов и колоний Эллады. Характеризовать повседневный быт жителей Боспора. Составлять рассказы о школах, театрах, спортивных состязаниях в городах-колониях.

Итоговое повторение и проектная деятельность (4 ч)

Кубань в эпоху каменного века. Период бронзового века на территории Северо-Западного Кавказа. Кубань в эпоху раннего железного века. Греческие города-государства на кубанской земле.

Рассказывать и показывать на карте, как происходило заселение Кубани древними людьми.

Называть и показывать на карте стоянки каменного века.

Называть особенности археологических культур на территории Кубани.

Показывать на карте места расселений племён северокавказской, катакомбной, дольменной и срубной культур.

Рассказывать о кочевниках и оседлых племенах, живших в Прикубанье в раннем железном веке.

Принять участие в разработке коллективного проекта на одну из пройденных тем.

6 класс – 34 часа

Введение (1 ч)

Кубань – перекресток цивилизаций.

Объяснять духовно-нравственный смысл понятия малая родина. Называть этнокультурные особенности региона: многонациональный и многоконфессиональный состав населения.

Раздел I. Природа малой родины и человек (8 ч)

Источники информации о малой родине. Неповторимый мир природы.

Изменение природы человеком. Население.

Называть источники информации о малой родине.

Уметь находить необходимую информацию в энциклопедических и топонимических словарях.

Характеризовать географическое положение Краснодарского края и своей местности.

Называть растения, наиболее часто встречающиеся на Кубани.

Называть животных, наиболее часто встречающихся на территории Краснодарского края и своей местности.

Выполнить мини-проект.

Рассказывать о культуре, истории, традициях народов Кубани. Анализировать взаимосвязь и взаимовлияние обычаев и традиций народов Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

 «Портрет» своей местности.

Составить «портрет» своей местности.

Раздел II. История Кубани в IV-XV вв. (14 ч)

Кубань в эпоху Средневековья.

Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество. Кубань в XIII-XVвв. Между ордынцами и генуэзцами. Народы Кубани в XVIв.

Показывать на карте направления завоевательных походов гуннов на территории Кубани.

Характеризовать образ жизни, хозяйство, верования, систему управления в Великой Булгарии.

Характеризовать внутреннюю организацию Хазарского каганата, особенности быта племён, верования.

Показывать на карте территорию Тмутараканского княжества.

Объяснять причины военных успехов монгольских завоевателей.

Оценивать вклад итальянцев в развитие экономики и хозяйства региона.

Составлять схему системы управления в адыгском обществе.

Делать вывод о влиянии природных факторов на занятия и образ жизни ногайцев.

Обозначить цели Турции на Северо-Западном Кавказе.

Рассказывать о значении Северо-Кавказского региона во внешней политике России.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Народы, проживающие на территории Кубани.

Называть народы, обитавшие на Северо-Западном Кавказе в период с IV по XVI в.

Разрабатывать проект по одной из изученных тем.

Раздел III. Культура народов Прикубанья в средние века (8 ч)

Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания.

Характеризовать особенности религиозных верований восточных славян и адыгов.

Называть причины и время распространения христианства на Кубани. Рассказывать о путях проникновения христианства на Северный Кавказ.

Называть факторы, способствовавшие распространению христианства на Северном Кавказе.

Показывать на карте территории расположения первых христианских церквей.

Делать вывод о значении христианизации и её роли в жизни народов Северного Кавказа.

Составлять рассказы о культуре и истории адыгов на основе нартского эпоса.

Называть главных героев, а также основные события и темы, отражённые в нартском эпосе.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Основные события истории Кубани в период Средневековья.

Рассказывать о народах, проживавших на территории Кубани в Средние века, особенностях их хозяйственной деятельности, культуре, верованиях.

Подготовить проект на одну из изученных тем или разработать сценарий фестиваля «Кубань - наш общий дом».

7 класс – 34 часа

Введение (1 ч)

Земля отцов – моя земля.

Называть основные события истории Кубани в древности и в Средние века.

Раздел I. Природа Кубани. Хозяйственное освоение региона (6 ч)

Степи. Предгорья и горы. Азовское и Черноморское побережья. Моря.

Характеризовать расположение степной зоны на территории Краснодарского края.

Характеризовать расположение степной зоны на территории Краснодарского края.

Объяснять понятия эндемик, реликт.

Рассказывать об особенностях природы предгорий и гор Кавказа.

Определять географическое положение Приазовья и Черноморского побережья. Сравнивать природные особенности побережий Чёрного и Азовского морей.

Оценивать роль морей в развитии хозяйства региона.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Природно-хозяйственные комплексы на территории края.

Называть основные природно-хозяйственные комплексы, сформировавшиеся на территории Краснодарского края.

Раздел II. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюрского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв. (7 ч)

Турки-османы в Прикубанье и Северо-Восточном Причерноморье.

Кочевники Прикубанья. Материальная культура кочевников.

Материальная культура западных адыгов. Обычаи и традиции адыгов.

Характеризовать особенности быта населения, торговых отношений в турецких крепостях.

Рассказывать об устройстве ногайского общества, проблемах, особенностях торговых отношений.

Объяснять роль песенного фольклора в жизни черкесского воина.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Повседневная жизнь адыгов и тюрского населения в XVII-XVIIIвв.

Называть основные черты материальной культуры народов, обитавших на территории Кубани в XVII-XVIII вв.

Разрабатывать проект по пройденным темам.

Раздел III. История Кубани XVII-XVIIIвв. (13 ч)

Освоение Кубани русскими переселенцами в середине XVII-XVIII в. Управление, повседневная жизнь и культура «игнат-казаков». Адыгские племена Закубанья в XVII-XVIIIвв. Кубань в русско-турецких войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов на Кубани. Черноморцы. Казачья колонизация северо-западной части Кубани.

Заселение северо-восточной части Кубани. Основание Екатеринодара.

Социальные выступления адыгов и казаков. Повседневная жизнь российских укреплений в песенном фольклоре.

Показывать на карте места проживания казаков-некрасовцев. Комментировать взаимоотношения некрасовцев и царской администрации.

Объяснять понятия обычное право, батог, богохульство, святотатство.

Характеризовать особенности взаимоотношений правительства России с народами Северного Кавказа.

 Называть причины принятия горцами ислама.

 Раскрывать характерные особенности политического состояния адыгейского общества.

Рассказывать о военных действиях на кубанской земле в период Русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

Комментировать содержание Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

Рассказывать, как происходило присоединение Крыма и Прику-банья к России.

Комментировать итоги Ясского мирного договора.

Характеризовать А. В. Суворова как военачальника, мудрого политика, умелого дипломата, военного инженера.

Объяснять историю образования «Войска верных казаков» и происхождение его названия.

Называть цели, которые преследовало правительство Екатерины II, переселяя казаков на Кубань.

Комментировать получение черноморцами «Жалованной грамоты» на владение кубанскими землями и охрану южных рубежей России.

Объяснять, когда и почему появились названия линейцы и черноморцы. Назвать различия между ними.

Анализировать итоги Бзиюкской битвы.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Кубань – приграничный район Российской империи.

Рассказывать о культурном и хозяйственном освоении Кубани, характеризовать политическую обстановку на Кубани, называть время создания Черноморского казачьего войска, объяснять, почему казаки переселились на Правобережную Кубань. Разрабатывать проект.

Раздел IV. Кубань XVII-XVIIIвв. в документах, трудах путешественников и литературе (3 ч)

Кубанская тематика в исторических документах, трудах путешественников и ученых. У истоков литературы Кубани.

Называть европейских путешественников и их работы, в которых есть записи о Кубани.

Оценивать роль Головатого в становлении литературы Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Формирование кубанской литературной традиции в конце XVIIIв.

Оценивать историческое значение документов, литературных произведений, трудов ученых и путешественников. Разрабатывать проект.

8 класс – 34 часа

Введение (1 ч)

Основные вехи развития Кубани XVIIIв.

Называть народы, проживавшие на территории Кубани в XVIII в. Определять роль казаков-некрасовцев в освоении кубанских земель. Рассказывать о значении Русско-турецких войн XVIII в. в деле присоединения Кубани к России.

Раздел I. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья (10 ч)

Освоение кубанских степей. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. Лексика кубанских говоров. Првседневность и верования народов Кубани. Материальная культура казачества. Богатство кубанского музыкального фольклора. Обрядовые традиции.

Делать выводы о последствиях образования хуторов на кубанской земле.

Объяснять понятия супряга, винная монополия, заложная и переложная системы земледелия, откуп, меновой двор. Называть главные отрасли хозяйства Черномории.

 Характеризовать особенности промышленного производства. Называть основные формы торговли, сложившиеся в кубанском регионе.

Объяснять понятия диалект, говоры вторичного образования, поликультурное и полиязыковое пространство, тюркизм, северокавказский регионализм.

Объяснять связь языковых особенностей Кубани с историей освоения региона.

Объяснять понятия диалектизм, украинизм, «кубанская мова», полудиалект, этнографический диалектизм, этнографическая лексика. Выделять особенности кубанского говора.

Сравнивать дома линейцев и хаты черноморцев.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Традиции и особенности уклада жизни народов Кубани.

Разрабатывать проект по пройденным темам.

Раздел II. Страницы истории Кубани первой половины XIXв. (5 ч)

Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. Декабристы на Кубани. Кавказ в международной политике первой половины и середины XIXв.

Называть декабристов, отбывавших ссылку на Кубани. Рассказывать о жизни дворян-революционеров, их просветительской деятельности и вкладе в развитие культуры региона.

Комментировать итоги Крымской войны и условия Парижского мирного договора.

Давать оценку действиям России на Кавказе, объяснять понятия мухаджирство, эмиссары.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Кубань в первой половине XIXв.

Характеризовать уровень развития хозяйства на Кубани в начале XIX в.

Раздел III. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 ч)

Русские писатели первой половины XIXв. о Кубани. Становление литературы Кубани.

Определять место кубанской темы в творчестве русских писателей.

Знать творчество авторов произведений, относящихся к оригинальной литературе Кубани: А. А. Головатого, К. В. Российского, Я. Г Кухаренко.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Тема Кубани в русской литературы первой половины XIX в.

Объяснять, почему кубанская тематика в русской литературе XIX в. приобретает особую значимость. Разрабатывать проект по пройденным темам.

Раздел IV. Кубань в пореформенный период (6 ч)

Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIXв. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.

Объяснять причины расширения территории Кубанской области. Называть факторы, способствовавшие быстрому заселению Прикубанья в пореформенный период.

Рассказывать о развитии предпринимательства в сельском хозяйстве.

Оценивать вклад кубанских казаков в дело освобождения народов Балканского полуострова от турецкого ига.

Характеризовать деятельность участников народнического движения в Кубанской области и Черномории.

Оценивать вклад этих писателей в дело становления и развития литературы Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Кубань во второй половине XIX в.

Рассказывать о становлении и развитии литературы на Кубани. Определять место Кубани в истории XIX в. Разработать проект на одну из пройденных тем

Раздел V. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в. (5 ч)

Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в  в. Изобразительное искусство Кубани в XIX в. Архитектура и скульптура. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.

Называть основные этапы становления образования на Кубани.

Оценивать вклад российских учёных и краеведов в изучение Кубани.

. Оценивать вклад архитекторов и художников в изменение облика кубанской столицы.

Называть скульптурные произведения, архитектурные памятники своего населённого пункта и их авторов.

Разработать проект на одну из изученных тем.

Определять роль музыкальных и театральных коллективов в деле сохранения и развития культуры Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Кубань многонациональная. Этапы этнополитической истории. Особенности культуры народов, населяющих наш край.

Выделять этнокультурные особенности народов Кубани. Называть основные события в истории Кубани XIX в.

Определять их влияние на развитие кубанского региона. Характеризовать межнациональные отношения в регионе.

9 класс – 34 часа

Введение (1 ч)

Кубань в XX-XXI вв.; дорогой межнационального мира и согласия.

Объяснять понятия конфессия, субэтнос, эмиграция, толерантность, идентичность, суверенитет. Называть факторы, способствующие социально-экономическому развитию Краснодарского края.

Раздел I. Наш край на карте России (3 ч)

Особенности географического положения Краснодарского края. Природные ресурсы и их рациональное использование.

Объяснять понятия плотность населения, трудовые ресурсы, естественный прирост населения, трудоспособный возраст, тенденция, мигранты.

 Называть преимущества географического положения региона. Характеризовать население региона.

Называть природные ресурсы, составляющие основу развития экономики Краснодарского края.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Географическое и геополитическое положение Краснодарского края и его природно-ресурсный потенциал.

Разрабатывать проект по пройденным темам.

Раздел II. Кубань в 1900-конце 1930-х гг. (9 ч)

Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнах. Культурная жизнь Кубани в 1900-1917 гг. События революции 1917 г. на Кубани. Гражданская война. Культурная жизнь Кубани в 1917-1920 гг. Кубань в 1920-х гг. Нэп.

Культура Кубани в 1920 – 1930 гг.

Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация.

Культура и образование на Кубани  в предвоенные годы.

Характеризовать особенности развития сельского хозяйства и промышленности кубанского региона в начале XX в.

Рассказывать об участии кубанцев в войнах первой половины XX столетия.

Приводить примеры героизма, проявленного кубанцами в ходе Первой мировой войны.

Оценивать уровень развития науки, здравоохранения, печатного дела, литературы, изобразительного искусства в кубанском регионе.

Понимать различия между органами власти в Кубанской области и в Черноморской губернии.

Рассказывать об исходе Гражданской войны на Кубани.

Рассказывать о реформировании школьного образования, научных исследованиях, проводившихся на территории края, а также о борьбе за сохранение культурного наследия.

Раскрывать значение понятий коллективизация, индустриализация, саботаж.

Объяснять суть административно-территориальных преобразований на Кубани.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Кубань в период с 1900 по 1940 г.

Выделять основные вехи в развитии образования, науки и культуры изучаемого периода. Разрабатывать проект по пройденным темам.

Раздел III. Краснодарский край в 1940-х – начале 1950-х гг. (5 ч)

Краснодарский край в годы Великой Отечественной войне. Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны. Восстановление и развитие края в 1945-1953 гг. Политика и идеология в послевоенное время. Культура Кубани в послевоенные годы (1945-1953).

Называть и показывать на карте территории, которые не были захвачены врагом.

Приводить примеры героизма кубанцев в годы Великой Отечественной войны.

Оценивать вклад жителей Кубани в победу над фашизмом. Называть имена героев.

Оценивать темпы восстановления Кубани после освобождения.

Характеризовать особенности развития образования и науки на Кубани в послевоенное время.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Кубань в годы Великой Отечественной войны.

Находить информацию о земляках - защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны. Составлять летопись боевой славы.

Раздел IV. Кубань в 1950-1990-х г. (6 ч)

Реформы в политике и экономике (1953-1964). Культурная жизнь Кубани в период «оттепели». Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе. Культурная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. «Перестройка». Политика и общество. Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (конец XX- начало XXI в.)

Называть отрасли промышленного производства, получившие развитие в Краснодарском крае в 50-х - 60-х годах XX столетия.

Приводить примеры влияния политических процессов в регионе на развитие культуры.

Раскрывать значение понятий эпоха застоя, «рисовая» эпопея, застойные явления.

Анализировать деятельность краевых органов власти в период «застоя».

Давать оценку развитию литературы, изобразительного искусства, кино и телевидения на Кубани.

Раскрывать значение понятий «перестройка», «регалии кубанского казачества». Оценивать состояние экономики региона во второй половине 80-х гг. XX в.

Анализировать изменения в развитии науки и образования на Кубани в постсоветский период.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Кубань на пороге XXI в.

Рассказывать о достижениях кубанцев в науке, экономике, культуре, спорте. Называть музеи и творческие коллективы своего муниципального образования. Подготовить презентацию на тему «Кубанский казачий хор - визитная карточка Краснодарского края».

Раздел V. Краснодарский край в XXIв. (4 ч)

Краснодарский край – многонациональный регион Российской Федерации. Особенности экономического развития региона.

Объяснять понятие поликультурность.

Приводить примеры, подтверждающие, что Кубань - регион прочных добрососедских отношений между народами, проживающими на её территории.

Называть факторы, способствующие развитию промышленного производства на Кубани.

Обсуждать с одноклассниками проблемы и перспективы развития в крае.

Оценивать перспективы развития курортно-туристского комплекса в регионе. Называть наиболее известные курорты Краснодарского края.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч)

Основные тенденции социально-экономического развития Кубани в XX  - началеXXI в.

Рассказывать о достижениях кубанцев в науке, экономике, культуре, спорте. Называть музеи и творческие коллективы своего муниципального образования. Подготовить презентацию на тему «Кубанский казачий хор - визитная карточка Краснодарского края».

Заключение (1 ч)

Портрет Краснодарского края.

Объяснять понятия инвестиции, менталитет. Называть наиболее значимые события истории Кубани.  Анализировать уровень социально-экономического и культурного развития региона. Называть экологические проблемы и пути решения.

7. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

  1. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Б.А. Трёхбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А Науменко - Краснодар: Перспективы образования, 2008.
  2. Кубановедение: Уч. пособие для 6 кл. общеобразоват. учреждений/Б.А. Трёхбратов, И.А. Терская, К.П. Казарян и др. - Краснодар: Перспективы образования, 2009.
  3. Кубановедение: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/Б.А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И.А. Терская и др. - Краснодар: Перспективы образования, 2010.
  4. Баграмян А.Ю. Литература Кубани: Рабочая тетрадь. 5-6 кл. Краснодар, 2008.
  5. Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: Пособие для общеобразовательной школы. 2-е изд. Краснодар, 2008.
  6. Гриценко P.M., Ложкина Р.И. Кубанские говоры: Рабочая тетрадь. 5-7 кл. Краснодар, 2011.
  7. Науменко ТА., Хачатурова ЕА. Рабочая тетрадь по кубановедению для 5 классов общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2014.
  8. Хачатурова ЕА. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях: Учебник для 4-5 классов. Краснодар, 2008.
  9. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. - Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
  10. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края/Г.К. Плотников, В.В. Стрельников, А.Н. Пашков, Т.И. Жукова, Т.Ю. Пескова. – Краснодар: Традиция, 2007.
  11. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. 2-е издание. - Краснодар: Перспективы образования, 2007.
  12. Земля незнаемая. Очерки о средневековой Тамани/Ю.В. Зеленский. - Краснодар: Перспективы образования, 2014.
  13. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края/автор-составитель Ситдикова Н.В. – Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2007.
  1. классы
  1. Кубановедение: Уч. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений/Б.А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, С.А. Лукьянов, Р.М. Гриценко. - Краснодар: Перспективы образования, 2011.
  2. Кубановедение: Учебное  пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Зайцев, С.А. Лукьянов, А.Н. Еремеева, И.А. Терская. - Краснодар: Перспективы образования, 2012.
  3. Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: Пособие для общеобразовательной школы. 2-е изд. Краснодар, 2008.
  4. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. - Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
  5. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. 2-е издание. - Краснодар: Перспективы образования, 2007.
  6. Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений – 4-е изд., доработанное. – Краснодар: Перспективы образования, 2009.
  7. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края/автор-составитель Ситдикова Н.В. – Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2007.
  8. Вклад Кубани в Великую победу. Материалы Х краевой научно-практической конференции архивистов, краеведов, историков. – Крымск: 2015.
  9. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт, 10-11 кл. Краснодар, 2014.
  10. Карта Краснодарского края и Республики Адыгеи административная (120x120).
  11. Карта Краснодарского края и Республики Адыгеи физическая (120х 120)

Наглядные пособия (плакаты, таблицы)

  1. Комплект таблиц «История Кубани в костюме».
  2. Комплект таблиц «Кубань в древности».
  3. Пособие по краеведению «Символика Краснодарского края». (4 л. A3). Мультимедийные пособия
  4. География Краснодарского края. Природа. Население. Хозяйство. DVD (60 мин.). Краснодар, 2010.
  5. Животный мир Кубани: интерактивное учебное пособие. Краснодар, 2014 История Кубани с древнейших времён до наших дней. DVD (45 мин.) Кубановедение: интерактивное учебное пособие. Краснодар, 2012.

Технические средства обучения

1. Аудиоколонки  колонки.

2. Видеопроектор.  

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.

Экранно-звуковые пособия

Электронные презентации:

        «Кубань в эпоху каменного века», «Кубань в эпоху бронзы», «Дольменная культура Кавказа», «Кочевники кубанских степей», «Земледельческие племена Северо-Западного Кавказа», «Кубань античная», «Культура и быт Боспора», «Население Кубани», « Растительный и животный мир Краснодарского края», « Кубань в эпоху Средневековья», «Тамань», «Первые монастыри и храмы Кубани».

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

http://www.kubangov.ru/ — сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края - изображение районов края;

www.yuga.ru - информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);

http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm — экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области;

 описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);

http://rnustarnhi.narod.ru/ — Таманский археологический музей;

http://darkaterina.narod.ru/ Екатеринодар православный.

 Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;

http://www.kultura.kubangov.ru - культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;

http://pushkin.kubannet.ru/ - Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина;

http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples — энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on-line.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Кубановедение»

Предполагается, что результатом изучения кубановедения в 5-9-х классах основной школы является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К текущим формами и видами контроля по предмету кубановедение в 5-9 классах основной школы являются: тест-опрос, терминологический диктант, задания в контурных картах, сравнительная таблица, таблица персоналий, реконструкция событий (таблица, календарь, изложение, эскиз), кроссворд, доклад, мини-сочинение.

Показателями успешности обучающихся являются отметки «удовлетворительно / хорошо / отлично».

К итоговым формам и видам контроля, проводимым  в завершении разделов программ по предмету «Кубановедение» в 5-9 классах, относятся: творческий проект, исследовательский проект. Оценкой индивидуального проекта обучающихся является защита проекта.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ УЧЕНИК ДОЛЖЕН

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты освоения учебных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносятся на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфолио достижений), так и в конце обучения, в т. ч. в форме государственной итоговой аттестации. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием возможности перехода на следующую ступень обучения. В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Невыполнение обучающихся заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Выпускник научится:

- определять полезные ископаемые региона и их рациональное использование;

- распознавать типы почв Краснодарского края и их хозяйственное использование;

- определять особенности климатических условий на территории Краснодаре края;

- называть растительный и животный мир Кубани и своей местности;

- определять редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края

- характеризовать природные и природно-хозяйственные комплексы на территории Кубани

- прогнозировать устойчивость экосистемы, её значение в сохранении природы;

- выявлять экологические проблемы своей местности и пути их разрешения;

- оценивать природно-ресурсный потенциал своего родного края;

- выделять основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории;

- оценивать открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки;

- определять историко-культурные и природные памятники родного края (своего района, города);

- ориентироваться в произведениях кубанских писателей и публицистов;

- сформировать представление о фольклоре народов, населявших Кубань в различные исторические периоды;

- определять истоки и наиболее характерные черты кубанских говоров;

- понимато значение диалектных слов в произведениях кубанского фольклора; их роль в художественной литературе;

- определять литературные произведения, отражающие кубанскую тематику;

- ориентироваться в музыкально-культурном наследии региона;

- знать выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошлого и настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДЛИ);

- различать особенности декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей;

Выпускник получит возможность:

- показывать на карте основные географические объекты края;

- характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;

- объяснять последствия влияния человека на природные компоненты;

- описывать внешний вид представителей живого мира Кубани;

- находить необходимую информацию по кубановедению в разных источниках краеведческой литературы: материалах местных СМИ, Интернета;

- систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества;

- показывать на исторической карте территорию Кубани в различные исторические эпохи и периоды, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

- излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);

- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям, аргументировать собственную точку зрения;

- анализировать идейное содержание и художественные достоинства произведений литературы и искусства кубанских авторов;

- понимать образный язык разных видов искусства; оценивать творчество местных художников, архитекторов, скульпторов, народных мастеров Кубани;

- отличать литературные слова и выражения от диалектных;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения опасных для человека растений, грибов и животных, в чающихся в своей местности;

- понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края;

- познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства;

- понимания причин и значимости происходящих событий и определения собственного отношения к ним;

- объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани;

- сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа

- высказывания собственных суждений о культурно-историческом наследии народов многонациональной Кубани;

- общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов:

- формирования художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию;

- адекватной оценки собственных способностей и возможностей их изменения в будущем.

Система оценки планируемых результатов

Для оценки планируемых результатов данной программой используются:

  • стартовая диагностика,
  • текущее оценивание,
  • итоговое оценивание.

Стартовая диагностика поводится в 5-9 классах для определения уровня остаточных знаний,  сформированных УУД, организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ, по результатам  устных и письменных ответов, тестовых заданий, практических работ. По завершении каждого года обучения осуществляется итоговый контроль.

Итоговое оценивание. Итоговая оценка формируемся на основе результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений, оценки за выполнение итоговой работы, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта.

Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие четыре уровня.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяются следующие два уровня,превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4») и высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня.

Основная форма контроля по кубановедению -  устный опрос. Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний. В зависимости от содержания она проводится по материалу предшествующего урока или по отдельным разделам и темам курса.

Методика устной проверки включает в себя две основные части:

а) составление проверочных вопросов и их задавание
б) ответ учащихся на поставленные вопросы

Составление проверочных вопросов и заданий - важный элемент устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках предмета «Кубановедение» или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности, который выносится на защиту, может быть:

- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад);

- техническая творческая работа (материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийный и программный продукт)

- отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Критерии оценки проектной работы.

 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта описываются на основе интегрального подхода, при этом выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что - только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Содержательное описание критериев

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

При переводе результата оценивания индивидуального проекта в баллы используется аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенного уровня соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Организация оценки предметных и метапредметных результатов учащихся осуществляется также и с помощью портфолио, который ориентирован на демонстрацию образовательных  достижений обучающегося.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в учебной и внеурочной деятельности.

Результаты фиксируются в сводной итоговой ведомости. Итоговый балл сводной ведомости результатов формируется как суммарный балл средних баллов по разделам. Итоговый рейтинг служит основанием для поощрения обучающегося.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры «Естественно-математических наук»

от «___» ___________  2015 г.  № _____

_____________             Е.Р. Мартыненко             

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________    В. М. Лемтюгова

 « _____» _____________  2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению в 7 классе

Рабочая программа составлена на основе программы курса «Кубановедение» для 7, 8  класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края.  Авторы – составители: Галутво Л.М., Болдыре...

Рабочая программа по кубановедению 5-9 классы на 2012-2013 уч.год

Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Кубановедение" для 5-9 классов, авторы-составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур и др, 2012 г....

Рабочая программа по кубановедению 5-9 класс ФГОС

Рабочая программа по кубановедению 5-9 класс ФГОС...

Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс

Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс...

Рабочая программа по кубановедению. 5-9 класс. На основе авторской программы 2015 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Программа разработана в  соответствии:1)  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...

Рабочая программа по Кубановедению для 10 класса ФГОС

Рабочая программа по Кубановедению для 10 класса ФГОС...