Рабочая программа по кубановедению 5-6 класс ФГОС
рабочая программа по краеведению на тему

Замковая Елена Алексеевна

рп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kubanovedenie_5-6_kl_fgos_2015-2016.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная  записка.

Данная рабочая программа по кубановедению для 5-6 классов  разработана на основе:

  1. Авторской программы предмета  «КУБАНОВЕДЕНИЕ»  программа для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ф(организаций ) Краснодарского края, переработанной и дополненной с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования , авторы-составители: А.А. Зайцев, Л.М. Галутво, В.Н. Басий, Ю.А. Болдырев, Н.А. Гангур, А.Н. Еремеева, А.Н. Криштопа, С.А. Лукьянов, О.А. Матвеев, Т.А. Науменко, И.А. Терская – Краснодар: Перспективы образования, 2014 г.
  2.  Письма Министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015 г.  № 47-12606/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

Кубановедение - самостоятельная учебная дисциплина.  Специфика предмета заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории, культуре и через проектно-исследовательскую деятельность дает учащимся 5-9 классов возможность получить целостное представление  о географических, исторических, культурологических, экономических, политических особенностях Краснодарского края.

   Основные содержательные линии кубановедения определены тематикой фундаментального содержания основного общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности.

   Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, её природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме.

Актуальность и обоснованность курса «Кубановедение» предопределены его  практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России, способного определить свою жизненную позицию. Разноплановая информацтия о малоц родине расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться в жизни и реализовать свои гражданские права, свообды и обязанности.

Цель курса «Кубановедение»: систематизация знаний о Кубани,  накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума  и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства.

Задачи предмета:

  • комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;
  • воспитание патриотизма и гражданственности;
  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;
  • развитие познавательного интереса;
  • осознание необходимости бережного отношения к родной природе;
  • привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани;
  • социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе;
  • приобщение молодого поколения  к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.
  1. Общая характеристика учебного предмета.

         Курс «Кубановедение» структурирован путём соединения направлений школьного краеведения 9тематических разделов), соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту  основного общего образования. Тематический раздел «История Кубани» является системообразующим. В целом соблюдается хронологический принцип: 5 класс ( с древнейших времен до IV века), 6 класс (с конца IV века до XVI века), 7 класс (XVII – XVIII века), 888 класс (XIX век), 9 класс (XX-начало XXI века). Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпредметными  связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретенным учащимися в ходе изучения основной программы.

      На уровне основного общего образования (5-9 классы) интегрированный предмет «Кубановедение» реализуется с контексте следующих предметных областей и учебных предметов: «Общественно-научные  предметы» (история, обществознание, география); «Естественно-научные предметы» (биология); «Философия» (русский язык, литература); «Искусство» (музыка, изобразительное искусство).

     Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения:

  • получение учащимися готовых знаний;
  • самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источников;
  • исследовательская деятельность учащихся, поиск новых источников знаний с последующим их анализом для повышения собственного образовательного уровня.

      В силу того, что предмет «Кубановедение» имеет интегрированный характер, основополагающий тематический раздел «Кубань – многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Включение указанного модуля возможно в рамках вводного и итогового уроков, выстроенных в соответствии с возрастными особенностями школьников. Вводный урок нацеливает на обеспечение на каждом уровне и во внеурочной деятельности принятия учащимися Кубани базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволяет определить уровень достижения планируемых результатов обучения и воспитательных эффектов в процессе социализации обучающихся.

   Для более успешного усвоения материала в основной школе необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии по местам боевой и трудовой славы кубанцев, на природу, в краеведческий, художественный музеи, очные и заочные путешествия по живописным уголкам края, встречи с интересными людьми и т.д.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

    «Кубановедение» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество часов времени на пять лет обучения составляет 170 часов (34 часа в год за счёт части, формируемой участниками образовательного процесса, с периодичностью преподавания 1 час в неделю).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные                   

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования.
  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
  6. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
  7. Формировании коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
  8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  9. Развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные        

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условия и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
  7. Смысловое чтение.
  8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование  и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

        Предметные

  1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии  своего региона.
  2. Умение связывать исторические факты и  понятия в целостную картину.
  3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т.д.
  4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.
  5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности в курсе «Кубановедение»:
  • в 5 классе предполагается ввести творческие проекты. Возможны варианты коллективных проектов;
  • в 6 классе предполагается ввести проекты, связанные с прикладной или игровой деятельностью.

  1. Содержание учебного курса «кубановедение».

5 класс

Введение (1 час).

Что и как изучает предмет «Кубановедение». Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Природа и история Кубани в древности. Особенности культуры и быта  древних жителей  региона в далёком прошлом.

                Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 часов).

Тема 1. Древние собиратели и охотники.

 «Каменный век» на Кубани, его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская (Майкопский район, Адыгея). Быт и занятия древнейшего человека. Первобытное человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда и особенности жилища.  Места обитания (пещеры, гроты) древних людей. Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной жизни. Добывание и использование огня. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.

Работа с текстом «Удачный день».

Тема 2. Появление человека современного облика.

«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община.  Костяной век. Техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (Майкопский район, Адыгея), Губские навесы (Мостовской район).

Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические стоянки: Ацинская пещера (г. Сочи), Гамовские навесы (Отрадненский  район), Явора (Карачаево-Черкесия).

Работа с текстом «Охота на мамонта».

Тема 3. Земледельцы и скотоводы.

 Неолитическая революция. Производящий тип хозяйства: земледелие и скотоводство. Родовая община.  Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (Майкопский район, Адыгея), Нижнешиловская (г. Сочи), Нововочепшийская (Теучежский район. Адыгея). Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (поселок Каменномостский, Адыгея), Свободное (Красногвардейский район, Адыгея), Большетегинское (Отрадненский  район); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (г. Сочи).

Работа с текстом «Весенний праздник»

Раздел II. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы (5 часов).

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры.

Кубань в эпоху бронзы. Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.

Археологические культуры. Майкопская культура, Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (поселок Каменномостский). Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребального обряда. Основные занятия племен ямной культуры.

Тема 5. Дольменная культура.

 Дольмены  и их типы 9плиточные, составные, корытообразные, монолиты). Легенды о происхождении дольменов. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и на Черноморском побережье: ст. Даховскаяи и Новосвободная (Майкопский район, Адыгея),  Баговская (Мостовской район); поселок Каменномостский(Майкопский район, Адыгея) ; окрестности Геленджика и Сочи.  Образ жизни, занятия представителей племен дольменной культуры.

Работа с текстом «Каменное святилище».

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.

Северокавказские племена на территории Кубани. Памятники северокавказской археологической культуры: окрестности  аулов Уляп (Красногвардейский район, Адыгея), Хатажукай (Шовгеновский район. Адыгея); ст. Казанской Кавказского района и др. Обрпаз жизни, хозяйственная деятельность. Общественный строй. Катакомбная культура. Особенности погребального обряда. Памятники племён катакомбной культуры.

Срубная культура. Погребальный ритуал. Памятники срубной культуры на территории Кубани.

Работа с текстом «Тайны Литейщика».

 

Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов).

Тема 7. Кочевники кубанских степей.

 Кубань в раннем железном веке. Орудия труда, хозяйственная деятельность и образ жизни людей. Сыродутный способ получения железа. Технический переворот, вызванный распространением железа. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла от земледелия.

 Кочевые племена кубанских степей. Киммерийцы. Территория расселения, особенности быта и занятия.

Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни, обычаи. Общественный строй. Вооружение. Зверинный стиль в искусстве скифор. Скифская военная история. Погребальный ритуал. Курганы. Усыпальницы воинов и вождей. Влияние скифов на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифской культуры: Костромской (Мостовской район), Келермесский и Ульский  (Республика Адыгея) курганы.

Сарматы. Особенности быта, образ жизни, погребальный обряд. Памятники сарматской культуры: ркупганы станиц Динской, Раздольной, хутора Байкопонура и др.

Сираки. Территория расселения.  

Античные авторы о кочевниках: Геродот, Страбон, Овидий и др.

Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».

Тема 8. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.

Племена меотов на Кубани. Территория проживания меотов. Племенной состав. Памятники меотской культуры (городища и могильники) в окрестностях Краснодара, Усть-Лабинска, хутора лебеди (Калининский район). Занятия: пашенное земледелие, скотоводство, рыболовство, металлургическое и гончарное производства, торговля. Общественный строй.

Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.

 Материальная культура народов Прикубанья. Оружие, одежда, предметы быта, украшения, найденные в скифских курганах. Звериный стиль в искусстве скифов и сарматов. Древние традиции в культуре народов Северного Кавказа. «История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.

Работа с текстом «Бычья шкура».

Раздел IV.  Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей (10 часов).

Тема 10. Начало древнегреческой колонизации.

Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северо-восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория, Гермонасса, Пантикапей, Синдика –  Горгиппия, Кепы и др. Греки и местное население.

Тема 11. Античная мифология и Причерноморье.

Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об Амазонках. Миф о Прометее.

Тема 12. Занятия жителей колоний.

Повседневная жизнь Греческих переселенцев. Развитие земледелия и скотоводства. Ремесло и торговля. Торговые партнеры, предметы вывоза и ввоза.

Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника».

Тема 13. Боспорское царство.

Союз греческих городов-полисов. Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. Левкон I. Перисад I. Упадок Боспора в III в. до н.э.  Восстание Савмака (107 г. д.н.э.); восстание в Фанагории.  Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ. Падение боспорского царства (IV в. н.э.).

Работа с текстом «Битва на реке Фат».

Тема 14. Культура и быт греческих городов-колоний.

Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в городах-колониях. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы, жилища простых граждан. Одежда, ювелирные украшения, терракотовые статуэтки, микротехника. Домашняя утварь и традиционная пища. Верования.  Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд.  Образование, спорт, искусство.

 

Тема 15. Культура и быт Боспора римского времени.

 Отражение культурных традиций Рима в культуре Боспора. Шедевры античного искусства, найденные археологами на территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок. Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско-сарматской ккультур.

Архитектура. Новы типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые строительные материалы: известковый раствор, обожженный кирпич.

         Признаки варваризации античного искусства в скульптурных произведениях. Скульптуры правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).

Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.

Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.

На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей Первозванный. Боспорская  и Зихская епархии. Базилики.

 Работа с текстом «Тиргатао – царица синдов».

Итоговое повторение и проектная деятельность (4 часа).

Появление первобытных людей на территории Кубани. Древнейший период на территории Кубани. Основные изменения в производственной деятельности и общественной жизни населения региона от периода древности до Средневековья.

Вклад кубанских археологов в развитие отечественной и мировой науки: Е.Д. Фелицын, Н.В. Анфимов, В.Е. Щелинский, И.И. Марченко, В.И. Марковин, Н.Е. Берлизов.

6 класс

Введение (1 час)

Кубань - перекрёсток цивилизаций. Средневековый период этнополитической истории Кубани.

Раздел I. Природа малой родины и человек. (8 часов)

Тема 1. Источники информации о малой родине.

      Источники знаний о природе, населении и истории своей местности. Географические и исторические карты. Краеведческая литература. Археологические находки. Письменные источники: документы, летописи, описания путешественников. Энциклопедические и топонимические словари. Справочники. Научно-популярная литература. Картины. Фотоснимки. Кино- и видеофильмы. Литературные произведения. СМИ. Мультимедийные учебные пособия. Интернет. Фенология, фенологические наблюдения. Биоклиматические карты.  Краеведческие музеи.

Тема 2. Неповторимый мир природы.

     Особенности природы Кубани и своей местности. Географическое положение Краснодарского края. Рельеф края и своей местности. Полезные ископаемые. Особенности климатических условий Краснодарского края и своей местности. Неблагоприятные погодные явления. Реки. Озёра. Плавни и лиманы. Подземные воды, их роль в жизни местного населения. Почвы.

     Растительный мир Кубани. Растения, которые нас окружают.

    Животные – обитатели населённых пунктов.

     Природные достопримечательности и  памятники природы, истории и культуры.  Природные достопримечательности и  памятники природы своей местности.

Тема 3. Изменение природы человеком.

   Влияние человека на природу своей местности. Воздействие человека на рельеф, водные объекты, природные зоны. Мероприятия по охране природы. Биоиндикаторы загрязнённости окружающей (природной) среды. Заповедные территории. Кавказский государственный природный биосферный заповедник. Государственный природный заповедник Утриш.

Тема 4. Население.

Площадь территории Краснодарского края. Население, нацинальный состав, особенности культуры, быта, традиции.

Типы населённых пунктов. Города (промышленные центры, портовые, курортные и др.). Сельские поселения (станицы, сёла, хутора, аулы). Влияние окружающей среды на здоровье человека. Жители вашего населённого пункта и административного района.  Виды хозяйственной деятельности. Занятия жителей Кубани в прошлом. Занятия жителей
городов и сельских населённых пунктов .

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)

      Административно-территориальная принадлежность вашего населённого пункта. Природа вашей местности. Природные и искусственные формы земной поверхности. Полезные ископаемые и их использование. Климатические условия вашей местности, водоёмы. Почвы и их использование в сельском хозяйстве. Растения и животные вашей местности.  Влияние человека на природу вашей местности. Лучшие труженики вашего района. Знаменитые земляки.

Раздел II. История Кубани (IV - XVI вв.) (14 часов)

Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья.

     Переход от древности к периоду  Средневековья. Великое переселение народов.  Гунны: образ жизни и общественный строй. Завоевательные походы гуннских племён. Проникновение гуннов на Северо-Западный
Кавказ. Последствия гуннского нашествия для Боспорского царства и племён, проживающих на Северном Кавказе.. Аммиан Марцеллин о гуннах.

      Племена болгар (булгар) на Северном Кавказе. Расцвет Великой Булгарии в годы правления хана Кубрата. Разделение болгар: Дунайская Булгария. Хан Аспарух. Кубанские болгары (Прикубанье и Приазовье). Столкновения с печенегами и гузами. Волжская (Камская) Булгария.

    Авары (обры) в степях Предкавказья.

    Образование государства у хазар и рост его могущества. Племенной состав Хазарского каганата. Хозяйственная деятельность населения. Итиль – важный центр ремесла и торговли. Крепости Семендер и Саркел. Отношения с Византией. Религия хазар (язычество, христианство, иудаизм). Древнерусская летопись «Повесть временных лет» о взаимоотношениях восточных славян с Хазарским каганатом в первой половине IX в. Падение  Хазарского каганата.

Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество.

    Артания. Восточные походы киевских дружин в первой половине X в. Внешняя политика,  проводимая древнерусскими князьями Олегом, Игорем. Победы князя Святослава.

    Восточные славяне на Таманском полуострове. Основание Тмутараканского княжества. Самый отдалённый форпост Киевской Руси. Мстислав Владимирович во главе Тмутаракани. Зихи, касоги, адыги. Междоусобицы. Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава. Тмутараканский камень. Святославичи в борьбе за Тмутаракань: Роман Святославич; Олег Святославич (Гориславич). Византийский контроль над Тмутараканью (Таматарха). Игорь Свя-
тославич в поисках «града Тмутороканя».

      Половцы (кыпчаки) на Кубани. «Каменные бабы». Аланы. Столкновения с адыгами.

Тема 7. Кубань в XIII - XV вв.: между ордынцами и генуэзцами.

     Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями. Держава Чингисхана. Завоевания монголов. Поход Джебе и Субедея (Субеде) на Северный Кавказ и в Причерноморье. Битва на реке Калке. Народы Северного Кавказа в борьбе с захватчиками. Тимур (Тамерлан) на Кубани: столкновение с черкесами.

     Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. Торговое соперничество Венеции и Генуи на берегах Чёрного и Азовского морей. Генуэзские колонии на восточном берегу Чёрного моря: Копа, Себастополис, Тана. Управление генуэзскими колониями. Кафа. Взаимоотношения итальянцев с черкесами. Торговые города Приазовья: Матрика (Матрега); Ло-Копа (Копарио, Ла-Копа). Торговля генуэзцев с русскими купцами (сурожанами) и черкесами. Работорговля. Продвижение генуэзцев к берегам Каспийского моря. Джорджио Интериано о черкесах (зихах). Итоги
генуэзского владычества.

Тема 8. Народы Кубани в XVI в.

    Племена адыгов после распада Золотой Орды. Расселение. Племенной состав адыгских и адыго-абхазских племён (жанеевцы; шегаки; адамиевцы; хатукаевцы; темиргоевцы; бесленеевцы; натухайцы; шапсуги; абадзехи; абазины; хамышеевцы; абхазы и убыхи). Армянские поселенцы (черкесо-гаи). Занятия населения. Земледелие. Системы земледелия: подсечная; переложная; поливная. Коневодство, рыболовство, бортничество, овцеводство, охота, садоводство и виноградарство. Ремесло. Общественный строй. «Феодальная общественная лестница»: пши; тлекотлеши;
уорки; тфокотли; рабы. Быт, обычаи. Наездничество. Жилища.  Религия: язычество, христианство, ислам.

    Ногайцы на Кубани. Происхождение ногайцев. Территория расселения, племенной состав. Связи с Московским государством. Занятия населения и быт. Общественная структура: беки, нураддин,  мурзы, беи, уздени, свободные крестьяне-скотоводы, чагары,  рабы. Наследование власти в порядке родового старшества. Съезды мурз. Религия: ислам.

     Борьба горцев против турецких завоевателей. «Наступление» Османской империи и Крымского ханства на Северо-Западный Кавказ. Военные походы 1475, 1479, 1501, 1516- 1519, 1539, 1551 гг.

    Политика России на Северном Кавказе. Расширение границ на востоке. Первое адыгское посольство в Москву. Русско-черкесские посольства 1550-х гг. Российское покровительство Кабарде. Темрюк Идаров. Русско-адыгский союз в действии. Осложнение русско-адыгских отношений во второй половине XVI в.

Итоговое повторение и проектная деятельность. (1 час)

        Нашествие гуннов. Исторические судьбы Великой Булгарии, Аварского и Хазарского каганатов. Кубань в политике древнерусских князей.  Тмутараканское княжество. Вторжение монгольских завоевателей и его последствия. Итоги торговой и посреднической деятельности генуэзцев в регионе. Адыги и ногайцы в XV-XVI вв.  Влияние природных условий на хозяйственную деятельность, образ жизни, быт и традиции народов. Связи горцев и Московской Руси.

 

Раздел III. Культура народов Прикубанья в Средние века (8 часов)

Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа.

     Язычество славян. Культ природы. Погребальный культ. Культ семейно-родового предка-владыки.  Языческие боги восточных славян. Святилища (капища). Волхвы.

     Языческие верования адыгов. Особо почитаемые божества.

    Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Апостол Андрей Первозванный.  Боспорская епархия. Распространение христианства в Приазовье и Прикубанье.  Христианизация Хазарского каганата. Зихские епархии. Епископы Иоанн и Дамиан. Шора Ногмов о христианизации адыгов в период правления византийского императора Юстиниана.

    Тмутаракань - очаг христианства на краю «русского мира». Опальный Никон (игумен Киево-Печерского монастыря) в Тмутаракани: основание монастыря, просветительская деятельность. Христианские памятники Закубанья: городище «Куньша»  (Лабинский район); посёлок Победа (Адыгея);  район города белореченска.

    Христианизация Алании. Первые проповедники - апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Памятники христианской культуры VIII - IX вв. на Кубани  в Успенском, Новокубанском  районах; посёлок Утриш; в окрестностях Кизиловой Балки, Горькой  Балки. Аланская митрополия. Урупская и Кубанская епископии. Северный Зеленчукский храм – пример стоения классической крестово-купольной системы.  Наскальный образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный»  на горе Мыцешта в Карачаево-Черкессии.  Шоанинский и Сентинскийхрамы (Кубанская епископия).  Архитектурное своеобразие Сентинского храма. Ильичёвское городище (район хутора Ильич, Отрадненский район) - центр Урупской епископии. Синтез византийской и грузинской архитектуры.

     Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ. Католические миссионеры Иоанн, Жан де Зикки (Зих). Епископство «Каспийских гор».

     Ослабление позиций христианства. Проникновение ислама на Северный Кавказ.

Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания.

     Произведения древнерусской литературы в историческом контексте.  Сюжеты о Тьмутаракани в «Повести временных лет».

       Мужество князя Мстислава (эпизод схватки с касожским князем Редедей 1022 г.). «Тмутараканская тема» в «Слове о полку Игореве». Загадка Тмутараканского идола. Автор «Слова...» о «деяниях» Олега Святославича.

     Кубань в произведениях русской литературы XV - XVI вв., в документах, сочинениях иностранных авторов. Греческие переводы: «О земном устроении». Иосиф Волоцкий, «Просветитель». Мацей Меховский, «Трактат о двух Сарматиях». Сигизмунд Герберштейн «Записки о московитских делах».Никоновская летопись об истории адыгских
посольств. Сведения о «служилых» адыгских князьях в разрядных записях и боярских списках.

     Героический эпос «Нарты». Национальный колорит и самобытность адыгского устного народного творчества. Собрание в героическом эпосе народных сказок, легенд, преданий, старинных песен. Темы, образы, сюжетные линии, поэтические фигуры и средства художественной выразительности в нартском эпосе.

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час).

       Общность исторических судеб народов Кубани. Позитивный опыт межнационального общения в ходе становления и исторического развития российской государственности.

     Общее и особенное в языческих верованиях адыгов и восточных славян. Роль христианства в развитии культуры. Проникновение католичества на Северный Кавказ. Археологические памятники Кубани эпохи Средневековья. Памятники материальной культуры. Произведения художественной культуры. Кубанские страницы древнерусской литературы. Традиции адыгов в нартском эпосе. Ваш населённый пункт в эпоху Средневековья.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

5 класс

п/п

Основное содержание по темам

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных знаний).

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Введение .

1

1

Раздел  I. Кубань в эпоху каменного века.

6

6

 Ученик должен 

знать/понимать:

Источники информации о своей малой родине;

основные этапы и ключевые события истории Кубани в древности; виды хозяйственной деятельности и занятия населения; религиозные представления и особенности культурного развития первых жителей Кубани;

мифологию народов, населяющих Кубань в древности

Уметь:

  • показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населенные пункты, места важнейших исторических событий;
  • определять наиболее известные археологические памятники своей местности;
  • различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
  • работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
  • отличать вымышленное от достоверного, мифологических героев от реальных исторических лиц;
  • высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;.
  • Излагать в устной и письменной форме полученные знания, участвуя в дискуссиях ,викторинах, олимпиадах, конкурсах, занимаясь проектной деятельностью;

Использовать приобретенные знания и умения в практических целях

При оценке особенностей повседневной жизни жителей Кубани в различные исторические периоды;

При освоении историко-культурного наследия малой родины.

2.

Тема 1. Древние собиратели и охотники.

2

3.

Тема 2. Появление человека современного облика.

2

4.

Тема 3. Земледельцы и скотоводы.

2

Раздел  II. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы.

5

5

5.

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры.

1

6.

Тема 5. Дольменная культура.

2

7.

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.

2

Раздел  III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке.

8

8

8.

Тема 7. Кочевники кубанских степей.

4

9.

Тема 8. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.

2

10.

Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.

2

Раздел  IV.  Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей.

10

10

11.

Тема 10. Начало древнегреческой колонизации.

1

12.

Тема 11. Античная мифология и Причерноморье.

2

13.

Тема 12. Занятия жителей колоний.

2

14.

Тема 13. Боспорское царство.

2

15.

Тема 14. Культура и быт греческих городов – колоний.

1

16.

Тема 15. Культура и быт Боспора римского времени.

2

17.

Итоговое повторение и проектная деятельность.

4

4

Итого

34

34

6 класс

п/п

Основное содержание по темам

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных знаний).

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Введение.

1

1

Раздел I. Природа малой родины и человек.

8

8

Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.

Приводить примеры явлений природы.

Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.

Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Характеризовать природно-климатические условия жизни кочевников. Характеризовать основные занятия кочевников и особенности их быта.

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть.

Рассказывать с помощью карты о местоположении знаменитых курганов.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения кочевников Прикубанья.

Называть причины основания итальянских колоний на Черноморском побережье Кавказа.

Сравнивать особенности традиций, образа жизни, культуру адыгов и ногайцев.

Отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц.  

Излагать в устной и письменной форме полученные знания участвуя в дискуссиях. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом региона.

Выполнять и защищать творческие проекты.

2.

Тема 1. Источники информации о малой родине.

1

3.

Тема 2. Неповторимый мир природы.

3

4.

Тема 3. Изменение природы человеком.

2

5.

Тема 4. Население.

2

6.

Итоговое повторение и проектная деятельность.

1

1

Раздел II. История Кубани (IV - XVI вв.).

14

14

7.

Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья.

4

8.

Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество.

3

9.

Тема 7. Кубань в XIII - XV вв.: между ордынцами и генуэзцами.

3

10.

Тема 8. Народы Кубани в XVI в.

4

11.

Итоговое повторение и проектная деятельность.

1

1

Раздел  III. Культура народов Прикубанья в Средние века.

8

8

12.

Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа.

5

13.

Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания.

3

14.

Итоговое повторение и проектная деятельность.

1

1

Итого

34

34

  1.  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения обрапзовательного процесса.

Печатные издания.

  1. Кубановедение: археология, мифология, культура: учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Краснодар: Перспективы образования 2015 .
  2. Кубановедение: Учебное пособие  для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Краснодар: Перспективы образования 2015 г.
  3. Атлас. История Кубани: Краснодарский край. Республика Адыгея. М.,  Краснодар, 1997.
  4. Близнюк Е.П. История Кубани. Древний мир: Рабочая тетрадь для 5 кл. Краснодар, 2015.
  5. Близнюк Е.П. История Кубани. Рабочая тетрадь для 6 кл. Краснодар, 2015.
  6. Литература Кубани: Хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений / Составитель С.А. Лукьянов. Краснодар, 2013.
  7. Маслов А.В. Три века истории Кубани.XVIII – XX вв.: Вопросы, ответы, комментарии: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2008.
  8. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт, 2008 – 28 с.: карт.  
  9. История Кубани  с  древнейших  времён  до  конца XX  века: Учебник  для высших учебных заведений, 2008 – 400 с.: ил., карт.  
  10. Летопись  Кубанского  казачьего  войска: 1696–2006  гг./Под  ред.  В.Н. Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил.  
  11. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80 с.: ил.  
  12. Паскевич  Н.Я.  Любимый  уголок  земли:  Учебное  пособие  по  развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных учреждений, 2007 – 80 с.: ил.  
  13. Ратушняк В.Н. История Кубани  с  древнейших  времён  до  конца XIX  в: Учебник  для  учащихся  старших  классов  общеобразовательных  учреждений  и студентов средних специальных учебных заведений, 2008 – 232 с.  
  14. Родная Кубань: Книга для чтения /Под ред. В.Н. Ратушняка, 2008 – 216 с.: ил.  
  15. Хачатурова  Е.А.  и  др.  История  Кубани  в  рассказах  и  иллюстрациях: Учебник для 4 – 5 классов, 2008 – 72 с., ил.  

Экранно-звуковые пособия.

1. История Кубани. С древнейших времён до наших дней: учебный видеофильм. БУБ (45 мин.)

 Интернет-ресурсы.

www.admkrai.kuban.ru 

http://www.kubangov.ru/ – сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края – изображение районов края;

www.yuga.ru  информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);

http://www.ekaterinodar.com/ – сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея,  фотоархив;

www.cossackdom.com  история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр.;

http://krasnodar.bip.ru – Краснодарская коллекция рефератов: история Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и география города Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т.д.), архитектура Кубани;

http://kuban.retroportal.ru/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;

http://kubankazak.narod.ru/index.htm – "Войско Кубанское Игнатово Кавказское": исторические пути казаков -некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Комплексное исследование основных вопросов исторического прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920-х гг. Базируется на широком круге архивных и опубликованных источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Рассматривается ряд спорных вопросов – историчность первого Кубанского казачьего войска, определение понятия "некрасовцы", периодизация некрасовской истории и т.д.;

http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm – экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области; описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);…

http://mustamhi.narod.ru/ – Таманский археологический музей;

http://mustamli.narod.ru/ – Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова на Тамани;

http://darkaterina.narod.ru/  Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;

http://www.kkx.ru/about/ – Кубанский казачий хор, официальный сайт. Виктор Захарченко, песни кубанского хора MP 3, гастроли;

http://priroda.kubangov.ru/  природа Кубани, официальный сайт департамента биоресурсов (состояние и охрана окружающей среды Краснодарского края). Красная книга Кубани;

http://www.kuban-tourism.ru/gallery/nature.htm  Кубань – туризм. Фотографии природы Кубани;

http://kultura.kubangov.ru  культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;

http://www.ignatovka.ru/  Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых;

http://pushkin.kubannet.ru/  Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина

http://www.krasnodarkr.ru/  Краснодарский край. Крупные города Краснодарского края, история, география и климат, экономика.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Ноутбук  Lenovo.
  2. Проектор TOSHIBA TLH XD2000 +ЭК.
  3. Телевизор Daew oo KR 213 ONT.
  4. DVD – комбо.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

       

В результате изучения кубановедения  в 5 классе ученик должен

знать (понимать):

  • источники информации о своей малой родине;
  • основные этапы и ключевые события истории Кубани в древности;
  • виды хозяйственной деятельности и занятия населения;
  • религиозные представления и особенности культурного развития
    первых жителей Кубани;
  • мифологию народов, населявших Кубань в древности;

уметь:

- показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

- определять наиболее известные археологические памятники своей местности;

-  различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;

- работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;

- отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;

- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;

- излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты), занимаясь проектной деятельностью;

использовать приобретённые знания и умения в практических целях:

-  при оценке особенностей повседневной жизни жителей Кубани в различные исторические периоды;

- при освоении историко-культурного наследия малой родины.

В результате изучения кубановедения в 6 классе ученик должен

знать (понимать):

  • источники информации о своей малой родине;
  • особенности природы Кубани и своей местности;
  • названия наиболее распространённых растений своей местности и животных - обитателей населённых пунктов;
  • виды хозяйственной деятельности и занятия населения;
  • характер влияния человека на природу;
  • этапы (события) истории Кубани с конца IV в. до конца XVI в.;
  • религиозные представления и особенности культурного развития средневековых жителей Кубани;
  • фольклор народов, населявших Кубань в Средние века;
  • художественные произведения, связанные с кубанской тематикой;

уметь:

  • различать первичные источники (летописи (хроники), законы) и вторичные источники (научно-популярная, справочная, художественная литература);
  • сравнивать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;
  • оценивать последствия действий по отношению к живой природе;
  • работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории своей местности;
  • показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий, давая словесное описание их местоположения;
  • излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);
  • различать историческую и нравственную оценку фактов прошлого;
  • использовать приобретённые знания и умения в практических целях:
  • при определении растений и животных населённого пункта;
  • при оценке особенностей повседневной жизни населения Кубани в различные исторические периоды;
  • при освоении художественно-культурного наследия малой родины.

 СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей                                                                                    Заместитель директора по УВР

естествознания и обществознания СОШ № 10                                                                     ____________ Николаенко  Т.Ф

 от ……………………. 2015 г.   №1                                                                                            …………………………. 2015 г.    

 ………………………. Замковая Е.А.