Семейный лагерь ноосферного развития "Радуга - гармония энергий"
статья по краеведению на тему

Павлова Галина Зиновьевна

. В настоящей статье рассказывается об опыте проведения летнего семейного  лагеря  ноосферного развития.

         С 17 по 23 июля в окрестностях пгт. Ильского на территории СНП « Ведруссия» действовал семейный палаточный лагерь ноосферного развития «Радуга». Инициатором и организатором лагеря было МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН в лице педагога Павловой Г.З. Участниками данного лагеря были 40 детей от 5 до 15 лет вместе с родителями. Работа лагеря строилась на принципах самоорганизации и самообслуживания, как большая многодетная разновозрастная семья. Программу 7- дневного ноосферного лагеря разработали совместно с родителями, имеющими педагогическое образование и прошедшими обучение по курсу «Ноосферное образование» при Российской Академии естественных наук (РАЕН): Е. Джиоевой , И. Чувилиной, Ю. Панькиной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_semeynyy_noosfernyy_lager.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЙ ЛАГЕРЬ  НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ « РАДУГА»

Автор:  педагог дополнительного образования Г.З. Павлова

МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

        Природа - наш общий дом, дом для всех живых существ необыкновенной планеты Земля. Человек является неотьемлемой частью природы. Познание  человеком себя, природы и осознание им своего места в окружающем мире всегда было его основной потребностью. Туристско - краеведческая деятельность, как ничто другое, предоставляет нам все возможности для удовлетворения нашей главной потребности. Нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому любовь к Родине, к природе, к планете может возникнуть только тогда, когда человек знает о них непонаслышке, а на своем личном опыте прочувствовал окружающую природу и осознал свою ответственность за нее. Туристско - краеведческая деятельность является комплексным и эффективным видом воспитания подрастающего поколения. Включение ребенка в процесс освоения природного и социального окружения в ходе данной деятельности позволяет формировать у него представления и понятия, находить взаимосвязи в природе, развивать наблюдательность и самостоятельность, обогащать жизненный опыт, правильное поведение в природе и в коллективе, умение любить и сохранять природу, укрепить его здоровье и закалить организм. Занятия туристско - краеведческой деятельностью позволяют в комплексе решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом - интеллектуально, нравственно, физически. В процессе воспитания и развития личности ребенка главную роль играет семья. Это является основной функцией семьи. Именно семья дает обществу нравственность, этику, систему ценностей, основы его культурного единства. Культура цивилизации - это культура семьи. В настоящее время институт семьи проходит испытание на прочность. В среде молодежи не сформированы потребности в создании настоящей семьи, способной выполнять свои функции. Поэтому привлечение родителей учащихся к совместной работе должно являться  для педагога одной из главных задач. Туристско - краеведческая работа открывает педагогу широкие возможности для выполнения данной задачи: это совместные походы детей с родителями, семейные лагеря и т.п. В настоящей статье рассказывается об опыте проведения летнего семейного  лагеря  ноосферного развития.

        С 17 по 23 июля в окрестностях пгт. Ильского на территории СНП « Ведруссия» действовал семейный палаточный лагерь ноосферного развития «Радуга». Инициатором и организатором лагеря было МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН в лице педагога Павловой Г.З. Участниками данного лагеря были 40 детей от 5 до 15 лет вместе с родителями. Работа лагеря строилась на принципах самоорганизации и самообслуживания, как большая многодетная разновозрастная семья. Программу 7- дневного ноосферного лагеря разработали совместно с родителями, имеющими педагогическое образование и прошедшими обучение по курсу «Ноосферное образование» при Российской Академии естественных наук (РАЕН): Е. Джиоевой , И. Чувилиной, Ю. Панькиной, Л.Ахмедовой.

Программа лагеря базировалась на принципах ноосферного образования. В наше время процесс образования и воспитания отстает от научных открытий. Ноосферное образование решает эти проблемы. Географическая оболочка Земли все время развивается. Отличительной чертой ее современного этапа развития является активное воздействие человека на географическую оболочку, в результате которого стало возможным говорить о появлении качественно нового состояния биосферы, именуемого ноосферой. Создателем учения о ноосфере (от греч."ноос" - разум) является русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский. Он показал, что коллективный человеческий разум является реальной и серьезной силой, влияющей на масштабные геологические изменения в природе. Согласно Вернадскому, понятие ноосферы включает в себя духовный и культурный спектр развития человечества (информосферу). а также и его материально - технические достижения (техносферу). Техническими достижениями мы изменяем внешний облик планеты, чем можем разрушить естественную среду обитания многих форм жизни. Но более важным фактором, влияющим на окружающий нас мир, Вернадский считал информосферу: состояние и устремление сознания больших масс людей, общее биополе людей. Современные ученые так определяют ноосферу: "...земное планетарное и прилегающее к нему космическое пространство, которое преобразуется и управляется человеческим разумом".

Кризис цивилизации конца XX в. – есть кризис мышления, точнее, левополушарного типа мышления.  Кризис мышления состоит в неэкологичной эксплуатации одной из частей цельного человеческого органа – мозга, в то время как другие симметрические органы человека работают гармонично.  Воспитание мышления на современном этапе имеет идеалом целостность – целостное восприятие мира. Переход к целостному экологичному мышлению является поворотным этапом в истории человечества на его пути в ноосферу (сферу разума) и является сутью ноосферного перехода. Необходимым и достаточным принципом образования периода перехода к ноосфере является его природосообразность или биоадекватность.

Основателем целостной педагогической системы ноосферного образования является доктор психологических наук, академик Российской академии естественных наук Наталия Владимировна Маслова. Она является президентом Ноосферной академии науки и образования и автором биоадекватной методики преподавания учебных дисциплин. Эта технология уникальна, имеет патент на полезную модель №66798 "Способ повышения работоспособности учащихся" от 25.01.2012 г. В основе биоадекватной методики лежит принцип природосообразности, соответствующий природным ритмам человека способ познания, обработки и хранения информации. Этот метод помогает человеку  познать свои возможности, свое психическое состояние, овладеть целостным мышлением. Ноосферное образование возможно на всех этапах учёбы, по всем учебным дисциплинам.

Целью ноосферного образования является формирование гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном совокупном владении логического (левополушарного) и образного (правополушарного) мышления. Это тот тип мышления, который приводит к целостной картине мира, не возмущает биосферу и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества. Воспитание целостного мышления базируется на представлении о единстве мироздания и человека как его частице.  "Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей.  Суммируясь в личности ученика, эти ресурсы увеличивают его творческий потенциал.  Суммируясь в социуме, они увеличивают уровень пассионарности всего общества.  Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего "Я" учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия.

Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать своё место в природе и эволюционную роль, выполняя биосферную функцию поддержания "запаса устойчивости" природных систем.  Природная составляющая нравственности этого человека будет относиться к его взаимоотношению с природой: нравственно всё то, что способствует выполнению человеком его биосферной функции, безнравственно всё, что этому противоречит.  Ноосферное мышление означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиции "я в природе", любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции "я – царь природы", покорения–преобразования природы – в конечном счёте, позиции потребительского и хищнического отношения к природе)."[1]

Ноосферное образование научное, т.к. базируется на современных достижениях естественных, гуманитарных наук и гуманитарных практик; опережающее, т.к.  значительно опережает  существующие  в мире технологии и методики; инновационное по базовым и вспомогательным компонентам, научно-теоретическим и методическим параметрам. "Ноосферное развитие – это осознанно управляемое ценностно ориентированное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений. Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и появление нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления – целостное мышление."[1]

Целью семейного ноосферного  лагеря "Радуга - гармония энергий" являлось раскрытие творческого потенциала личности каждого человека и его гармоничное развитие.

Для реализации названной цели в лагере ставились следующие задачи:

  1. раскрытие внутренних ресурсов каждого участника и формирование отношения к себе как к уникальной личности;
  2. раскрытие своего творчества и приобретение разнообразных практических навыков: туристских, спортивных, рукодельных и др.;
  3. развитие самостоятельности, ответственности  участников лагеря за свои мысли, слова и действия, их умения взаимодействовать с другими людьми, быть частью команды;
  4. сплочение семьи и повышение авторитета родителей перед своими детьми;
  5. воспитание правильного отношения к окружающему миру и осознания своего места в природе.

Для выполнения этих задач дети были распределены на 3 отряда: дошкольники, младшие школьники и среднее звено. Каждый отряд выбрал себе название, девиз и отрядную песню. Девизом лагеря было - "Совместное творение и радость для всех от созерцания его!"[2]  В лагере было установлено дежурство отрядов, и каждый ребенок смог подежурить  на кухне и внести свой посильный вклад в общее дело.

В целях лучшей организации деятельности лагеря организаторами были разработаны "Правила ноосферного лагеря":

  1. Участниками ноосферного лагеря могут  быть все желающие: дети и взрослые.
  2. Если  устал, ты можешь отдохнуть либо заняться другими добрыми делами. НО ПОМНИ: твои Соратники продолжают путь, а ты можешь отстать и тебе будет трудно наверстать упущенное.
  3. Среди всех учащихся должна быть только Любовь. За раздоры – удаление до озарения.
  4. В лагерь приходят – только с чистой душой и чистым телом.

          Тело чистят – доброй расческой, доброй водой, доброй зарядкой.

          Душу чистят – доброй мыслью, добрым словом, добрым делом.

     5. Уважай старших, своих Учителей, Наставников и Соратников. Относись к                    

        окружающему тебя миру, как к самому себе.

     6. В лагере необходимо соблюдать распорядок дня, вовремя приходить на                   занятия. Если что-то не получается, не отчаивайся. Значит, ты что-то пропустил.    Обратись за помощью к соратникам, Учителям, Наставникам. Прислушайся к своему дыханию и ты непременно получишь то, что искал.

               7. Поощрять успехи мы будем Зёрнами. Если из собранных всеми  Соратниками зёрен мудрости мы испечем хлеб и угостим всех друзей, то значит мы правильно усвоили все знания.

        Для гармонизации энергий и тонких тел мы выработали ритмы дня, где активные занятия сочетались с периодами расслабления. Программа мероприятий лагеря была очень насыщенная. Каждый день был тематическим, посвящён одному цвету радуги и работе с определённым видом энергии:

1 день - День здоровья,

2 день - День творчества и мечты,

3 день - День уверенности и успеха,

4 день - День любви и дружбы.

5 день - День общения,

6 день - День мудрости,

7 день - День гармонии.

        В лагере каждый день проводились интересные ноосферные занятия, направленные на самопознание, раскрытие творческого потенциала  каждого ребенка и гармоничное развитие его личности. Программа лагеря включала увлекательные активные мероприятия: спортивные и подвижные игры, веселые старты и эстафеты, прохождение туристской дистанции, командное спортивное ориентирование, стрельба из спортивного лука, казачьи игры и забавы на основе русского рукопашного боя, туристские командные коммуникативные игры, катание на лошадях, состязания в силе и выносливости и многое другое. В лагере регулярно действовали рукодельные мастерские, где родители проводили для детей мастер - классы по вышивке, бисероплетению,  канзаши, лепке, изготовлению кукол, лозоплетению, вырезанию деревянных ложек; дети много рисовали. Также проводились культурно-развлекательные мероприятия: разучивание песен и танцев для заключительного концерта, вечерние хороводы, игра "Ищи клад", КВН, психологические игры. Каждый день начинался со встречи солнца, утреннего настроя и заканчивался вечерним кругом у костра с обсуждением поучительной притчи дня.

        В день мудрости дети вместе с родителями совершили однодневный поход к местам силы и  минеральному источнику в ст. Азовской. Участники "Похода за мудростью" прошли в этот жаркий день около 15 км. В походе ребята преодолевали естественные препятствия, помогая друг другу, знакомились с растительным и животным миром предгорий Кавказа, посетили дольмены в близи источника, пели песни, купались в пруду, на речке и в источнике, готовили обед.

        Завершился палаточный лагерь 23 июля совместным концертом для гостей праздника "День всей Земли". Знания и умения, полученные детьми в лагере, поощрялись пшеничными зернами. Из этих Зерен Мудрости участники лагеря сами испекли пирог и угостили всех гостей. Дни, проведенные в лагере, навсегда останутся в памяти ребят и будут вдохновлять их на добрые дела. Здесь они укрепили физическое и духовное здоровье, приобрели много новых друзей. Участие в лагере родителей способствовало сплочению семьи и повышению их авторитета перед своими детьми. Все участники лагеря остались довольны и выразили желание следующим летом тоже принять участие в семейном лагере.

        Каждый человек является уникальным и неповторимым творением в необъятной Вселенной, неотъемлимой ее частью. И в то же время внутри каждого человека находится его Вселенная. Все в мире взаимосвязано, все наши мысли, слова, действия оказывают влияние на всю Вселенную. Изменяя себя, человек изменяет весь мир. Смысл существования человека заключается в познании себя, окружающего мира и в совершенствовании себя и среды обитания. Поэтому каждый из нас несет личную ответственность не только за свое состояние, а также за состояние окружающей природы. Земля  - живой и чувствующий организм, реагирующий на деятельность человечества. Задача всего человечества - любить и беречь нашу Землю. Необходимо  научиться самим  и научить детей любить себя, своих близких, человечество, окружающую природу, живя в гармонии с ней и по ее законам.

     Литература:

  1. Маслова Н.В. Золотой ключик для учителя: основы ноосферной педагогики.-Москва - Севастополь, 2009.
  2. Мегре В.Н. Сотворение.-Санкт - Петербург: Диля  Паблишинг, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учение В.И. Вернадского и реализация идей эколого-ноосферного образования в процессе обучения

О Владимире Ивановиче Вернадском  и его работах написано уже много. Практически на протяжении всего XXвека обсуждались и сейчас продолжают  обсуждаться его идеи, актуальность которых не умен...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"

Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"...

Экономическая эффективность работы по выращиванию овощных культур в семейном лагере Самсоновых.

В работе дается описание работы семейного лагеря Самсоновых, даются производственные показатели лагеря, дается анализ эффективности работы по выращиванию овощных кулбтур в семейном лагере в течение не...

Семейный ноосферный лагерь как средство развития гармоничной личности.

В данной статье описывается опыт проведения семейного лагеря ноосферного развития "Радуга" на тему "Оживи сказку в себе". Полевой палаточный лагерь проводился с 16 по 23 июля 2016 г в Северском районе...

Программа школы ответственного родительства «Семейная гармония»

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.Согласно концепции общественного ...

План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»

В рамках дистанционного обучения  возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....