Семейный ноосферный лагерь как средство развития гармоничной личности.
статья по теме

Павлова Галина Зиновьевна

В данной статье описывается опыт проведения семейного лагеря ноосферного развития "Радуга" на тему "Оживи сказку в себе". Полевой палаточный лагерь проводился с 16 по 23 июля 2016 г в Северском районе Краснодарского края. Программа лагеря базировалась на принципах целостной педагогической системы ноосферного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_noosfernyy_lager.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЙ НООСФЕРНЫЙ ЛАГЕРЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Г.З.ПАВЛОВА

МАУ ДО "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА" ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

        Туристско - краеведческая деятельность является комплексным и эффективным видом образования и воспитания подрастающего поколения. Содержание туристско - краеведческой деятельности школьников составляют разнообразные формы этой работы. Полевые летние туристские лагеря, имеющие свои многолетние традиции, остаются одной из эффективных форм, способствующих гармоничному развитию учащихся. Семейный лагерь с привлечением родителей к совместной работе с педагогом помогает полнее реализовать задачи воспитания и гармоничного развития детей.  В данной статье освещается опыт организации летнего семейного лагеря ноосферного развития, который проводился в Северском районе с 16 по 23 июля 2016 г.

         Ноосферный семейный лагерь «Радуга» в 2016 году проводился второй раз. Инициатором и организатором полевого палаточного лагеря являлось «ЦРТДЮ» пгт. Черноморского в лице педагога дополнительного образования Павловой Г.З. Участниками данного лагеря были 40 детей от 6 до 14 лет вместе с родителями. Дети были определены в 3 отряда по возрастному принципу: дошкольники, младшие школьники, учащиеся среднего звена. Работа лагеря строилась на принципах самоорганизации и самообслуживания, как большая многодетная разновозрастная семья. Программа ноосферного лагеря составлялась совместно с родителями учащихся,  имеющими педагогическое образование и освоившими курсы повышения квалификации по теме «Ноосферное образование» при Российской академии естественных наук (РАЕН). Она базировалась на принципах целостной педагогической системы ноосферного образования, основателем которой является доктор психологических наук, академик РАЕН Маслова Н.В.

        Система ноосферного образования, впитавшая в себя лучшие образцы мировых педагогических систем и практик, создана на основе Всеобщих Законов Мира и нацелена на воспитание нравственной личности. Н.В. Маслова называет нравственность  высшей ступенью гармонизации качеств личности с собой и Законами Мироздания. "Нравственность - это норма жизни людей, следующих Всеобщим Законам Мира... Абсолютные нравственные принципы, служащие мостиками между человеком и Всеобщим Законам Мира, отражены в великих книгах всех веков и народов: безусловная любовь к миру и его сущностям; абсолютная вера в закономерное и гармоничное начало жизни; доброта и забота о природе, людях; справедливость и защита слабых; активное участие в гармонизации жизни; сохранение здоровья; трудолюбие; открытость миру; стремление к раскрытию высшего потенциала своей личности; поддержание традиций народа, семьи; защита Родины; активная честность; устремленность к познанию Мира"[4,с.110]. Целью ноосферного образования является формирование гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который приводит человека к целостной картине мира и не возмущает биосферу. Главным  отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Интегрированную сумму всех возможностей человека, вплоть до реализации предназначения его жизни на Земле Н.В.Маслова называет Высшим потенциалом личности. "Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать свое место в природе и эволюционную роль, выполняя биосферную функцию поддержания " запаса устойчивости" природных систем[3]. Воспитание целостного мышления базируется на представлении о единстве мироздания и человека как его неотъемлемой частице. Научно - теоретической базой для жизни и динамической устойчивости биосферы Земли и эволюционного развития человечества может являться Теория творения и генетического энергоинформационного единства Мира, разработанная российским ученым Б.А. Астафьевым. Согласно теории Б.А.Астафьева закон нравственности суть ответственность каждого человека за судьбу природы планеты и цивилизации в целом. "...Возвысить духовно - нравственный и интеллектуальный уровень землян - главная задача человечества. ...Каждый человек должен стремиться целеустремленным созидательным трудом воплотить свой высший потенциал. Этого невозможно достичь без должного духовно - нравственного уровня. "[1, с.480].

        Духовно - нравственное мировоззрение наших предков и система общечеловеческих и национальных ценностей, соответствующие Всеобщим Законам Мира, сохранены в народных сказках. Тысячи лет люди рассказывали своим детям сказки, потому что их сюжеты отражали суть мудрости народа и пробуждали в ребенке глубинное правдивое осознание мира. Согласно древней русской традиции  человек, как и известная детская игрушка - Матрешка, имеет семь телес (тел силы) – это Явье тело, Жарье тело, Навье тело, Клубье тело, Колобье тело, Дивье тело и Светье тело. У каждого человека, выросшего на русских народных сказках, есть свой Меч-кладенец, Волшебная палочка, Путеводный клубочек, Волшебное зеркальце, Кощей и Баба Яга, Жар птица и Колобок, Богатырский конь и Змей Горыныч. Сапоги-скороходы – это волшебное умение человека быстро и долго бежать. Меч-кладенец – это сила стройного позвоночника, имеющего форму Столпа. В образе скатерти-самобранки в сказке предстает сама Природа:  лесные и садовые ягоды, плоды, орехи и травы. Жар Птица, которая полыхает всеми цветами Радуги, символизирует жарье тело (энергетическое тело) человека. Для его восстановления нужно гулять по природным местам  без мобильного телефона и электропроводов. Развитие своего красивого природного голоса и речи усиливает жарье тело. Путеводный клубочек – умение осознать свой путь на земле. Колобок символизирует колобье тело (тело интеллекта), связан с деятельностью больших полушарий, как логического, так и творческого. Сильное колобье тело формируется, когда человек живет с солнечными ритмами – встает рано, до восхода солнца вместе с птичками, и ложится сразу после заката. Дивье тело (тело превращения) - это  Душа. Светье тело в сказках символизирует энергия любви и доброты, которая окутывает главного героя в определенных ситуациях и позволяет почувствовать благодать. С дикими животными, птицами и рыбами герой сказки устанавливает дружеские отношения, которые позволяют ему достичь целей волшебным путем. В русских народных сказках герой отправляется в путь в «тридевятое царство, тридесятое государство» и в пути познает себя,  мир, познает Законы Мира, благодаря которым он побеждает Кощея Бессмертного. "Битва с Кощеем – это битва за Знание и совершенство жизни, это утверждение своего права творить в жизни по Законам Мира. Битва происходит во внутреннем пространстве человека, в котором освобождается великая творческая сила. Победа над Кощеем означает, что внешнее управление сменяется внутренним управляющим Законом. …И наступает весна, цветение, царит в мире красота и счастье. Сказки заканчиваются на самом интересном, когда, разгадав тайну творчества как тайну своего внутреннего «Я», герой воплощает в жизнь свои мечты. ... Код творчества заложен в четкой последовательности этапов пути: начинается он с чувственного опыта, когда через собственные ощущения человек открывается пониманию культурных символов, которые он логически осмысливает, воплощает в слове, реализует в действии, так превращает информацию в знания, а знания побуждают человека реализовать свои внутренние потенциалы, возможности творчества. "[2].

        В соответствии с вышеизложенным и была определена тема второго ноосферного лагеря – «Оживи сказку в себе».  Главной целью семейного ноосферного лагеря являлось раскрытие творческого потенциала и гармоничное развитие личности участников через сказочные образы. Основными задачами лагеря были:

  1. раскрытие внутренних ресурсов каждого участника и формирование их духовно - нравственного мировоззрения;
  2. развитие творческих способностей детей и взрослых, приобретение ими практических умений и навыков: туристских, спортивных, рукодельных и др.
  3. укрепление здоровья, формирование культуры здорового образа жизни и ответственности за свои  мысли, слова и действия;
  4. развитие умения взаимодействовать с людьми, быть частью коллектива и команды,  сплочение семьи;
  5. воспитание патриотизма и бережного отношения к окружающему миру, к природе.

        Для реализации целей и задач мероприятия был составлен «сказочный» распорядок дня, в котором отразились ритмы дня, чередующие активные занятия с периодами  расслабления.  Ритмы дня лагеря: 6.30 - Подъем, вход в Чисто поле; 6.45 - Встреча Ярилы - солнца, настрой; 7.00 - Зарядка, сапоги -скороходы, живая вода; 8.00 - Завтрак; 9.00 - "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам и красно девицам урок" - ноосферное занятие "Собери свою матрешку"; 10.00 - Живая книга Природы - активные занятия; 13.00 - Обед ; 14.00 - Складный труд - рукодельные творческие мастерские; 16.00 - Полдник - Скатерть -самобранка; 16.30 - Поиск клада: "Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что"; 17.00 - Спортивные, подвижные народные игры; 18.00 - Ужин; 18.30 - Вечерки: разучивание песен, хороводы и т.п.; 20.00 - Вечерний круг, проводы солнца; 20.30 - Сказка на ночь; 21.00 - Спокойной ночи малышам; 21.00 - Вечерний костер, "Свечка"; 21.45 - Вечерние процедуры; 22.00 - Отход ко сну "Утро вечера мудренее".

        В организации деятельности лагеря руководствовались правилами:

  1. Участниками лагеря могут быть все желающие: дети и взрослые.
  2. В лагере необходимо соблюдать распорядок дня и технику безопасности.
  3. В Чисто поле вход только с чистой душой и чистым телом. Тело чистят доброй расческой, доброй водой, доброй зарядкой. Душу чистят доброй мыслью, добрым словом, добрым делом.
  4. Среди всех участников должна быть только Любовь. За раздоры - удаление до озарения.
  5. Уважай старших, своих Наставников и Соратников; будь готов им помочь.
  6. Бережно относись к окружающему тебя миру, как к самому себе. Вещий лес не портить.
  7. Если что-то не получается, не отчаивайся. Обратись за помощью к Соратникам и Наставникам, прислушайся к своему дыханию и ты непременно получишь то, что искал.

        В лагере ежедневно проводились ноосферные занятия, направленные на раскрытие творческого потенциала  каждого ребенка и гармоничное развитие его личности. В рукодельных мастерских, проводимых  родителями,  дети своими руками изготавливали волшебные предметы - символы гармонично развитых энергетических тел в различных техниках: в вышивке, бисероплетении, лепке, валянии из шерсти, изготовлении кукол, лозоплетении, вырезанию из дерева. Программа лагеря также включала спортивные мероприятия: футбол, волейбол, веселые старты и эстафеты, туристская дистанция, спортивное ориентирование, стрельба из спортивного лука, рукопашный бой, шашки и шахматы; туристские походы; подвижные  народные игры и забавы; занятия йогой; катание на лошадях и культурно-развлекательные мероприятия. Все проводимые занятия и мероприятия способствовали гармонизации личности участников лагеря.  Завершился палаточный лагерь 23 июля концертом, где каждый проявил свои таланты. Дни, проведенные в лагере, навсегда останутся в памяти ребят и будут вдохновлять их на добрые дела. Здесь они укрепили физическое и духовное здоровье, приобрели много новых друзей. Участие в лагере родителей способствовало сплочению семьи и повышению их авторитета перед своими детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьев Б.А. Теория творения и генетического единства мира. М.: Институт холодинамики, 2010. 672 с.
  2. Клименкова Т.М. ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ // Методическое пособие для начальной школы. Поурочные разработки курса. – Москва, 2013г.
  3. Маслова Н.В.  Золотой ключик для учителя: основы ноосферной педагогики. Севастополь, 2009
  4. Маслова Н.В. Периодическая система законов образования. М.: Институт холодинамики, 2009. 179 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармоничная личность

Выбор внутренней гармонии кажется естественным, однако этот выбор не единственно возможный и не бесспорный. Путь развития - не один, путей роста и развития личности - много, и выбору внутренней гармон...

Проект "На пути к гармоничной личности"

Проект ставит своей целью развитие положительных нравственных качеств школьника....

Тема выступления» «Духовно-нравственное воспитание как основа развития гармоничной личности»

Тема духовно-нравственного воспитания подростающего поколения - одно из ведущих направлений  ФГОС....

Доклад на тему: "Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка»

Доклад на тему: "Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка»...

Концепция воспитательной системы «Воспитание многогранной и гармоничной Личности»

данный материал поможет классным руководителям в нашей нелегкой работе, а также участникам конкурса "Самый классный Классный". Название может быть различным в  зависимости от субъекта Р...