Проект «Родной свой край люби и знай»
проект по краеведению на тему

Сураева Марина Владимировна

Родина. Отечество...В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodnoy_kray.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

«Родной свой край люби и знай»

Составила: учитель начальных классов Сураева М.В.

2014 - 2015г.


“Ты вспоминаешь не страну большую,

 которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”

Симонов

Актуальность.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

 С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в школе, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой родной поселок Правдинский»

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка и его влияние на патриотическое воспитание школьников и их родителей. Успешность развития школьников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Гипотеза.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель:  Приобщение школьников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

  • Дать знания детям о родном поселке: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
  • Познакомить с культурой и традициями поселка.
  • пробудить в детях чувство любви к своему поселку, уважение к его традициям и обычаям
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края

Предполагаемый результат:

  1. У детей будут сформированы знания о родном поселке.
  2. Дети и родители примут активное участие  в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
  3. Школьники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
  4. Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им  посильную помощь.
  5. Педагоги и родители пополнят знания о своём поселке.

Продукт проекта:  пополнение материалом уголка по краеведению

Участники проекта

  • дети
  • родители

Сроки реализации

Сентябрь – декабрь

1 этап  Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

2 этап. Разработка проекта

  1. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
  2. Создание творческой группы
  3. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого учащегося темой проекта.
  4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  5. Составление плана работы над проектами.

3 этап   Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами

  1. Лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей поселка» (музей)
  2. Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»
  3. Открытый просмотр образовательной деятельности в группах ДОУ.
  4. Консультация о поэтах, писателях, художниках (библиотека)
  5. Консультации «Красная книга», «Символика поселка Правдинский», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «История освоения».
  6. Аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

  • Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Оформление дидактических игр по краеведению:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Карта моего поселка», «Поселок будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Познавательное развитие

  • Экскурсии по поселку.
  • Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря о истории поселка»
  • Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
  • Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Моя Родина – Правдинский край!», «Правдинцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
  • Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.

Развитие речи

  • составление творческих рассказов «Мой любимый уголок поселок Правдинский»
  • беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»

Ознакомление с художественной литературой

  • Разучивание стихов, песен о России

Музыка

  • занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
  • «Старое и новое Рождества»

Формы и методы работы с родителями

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
  2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
  3. Изготовление семейных альбомов
  4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
  5. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
  6. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
  7. Оформление альбомов “Достопримечательности моего поселка”, “Красная книга ”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края»
  8. Информация для родителей «История родного поселка», и т.д.

4 этап.   Презентационно - завершающий

  1. Представление своих проектов в форме.
  2. Выставка продуктов детской деятельности.
  3. Оценка этапов реализации проекта детьми.
  4. Презентации проектов, видеороликов.

5 этап. Контрольно-рефлексивный 

  1. Подведение итогов.
  2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай родной свой край"

Проект-  знакомство с культурой родного края - Республики Марий Эл...

Проект "Люби и знай родной свой край"

Проект по нравственно-патриотическому воспитнанию...

Поле чудес "Родной свой край люби и знай"

углубление знаний о природе  нашего края. Воспитание бережного отношения к природе,  привитие любознательности....

Родной свой край люби и знай

Викторина к 65-летию Липецкой области...

Проект "Люби и знай, родной свой край"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПОГРАММА «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Уровень: БАЗОВЫЙ Возраст обучающихся: 6 класс Срок реализации: 1 год В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культур...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Родной свой край люби и знай».

Направление воспитательной работы: гражданско-патриотическое.Актуальность: огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Обучающихся 5-6 классов и...


 

Комментарии

Сураева Марина Владимировна

Я уверена, что знакомя детей с историей родного края, Вы не только развиваете их интеллектуально, но и духовно.
С уважением, Горбатова О.В.