Становление литературы Кубани
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

Разговор о людях, живших, трудившихся и прославивших нашу Кубань в начале XIX века. Цель  урока – составление портретной галереи наших  первых  литераторов, своими делами, поступками и всей жизнью прославивших свою малую Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                          8 класс

Урок  №22

Тема. Становление литературы Кубани

Цель: познакомить учащихся с творчеством кубанских писателей первой половины  XIX века

Задачи: формировать целостное представление о кубанской культуре и казачьем быте;  развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучать, развивать умения поиска информации по заданной теме, владения навыками публичного выступления

Оборудование: мультимедийный проектор,  презентация

Тип урока: изучения новых знаний

Форма урока: групповая работа (класс делится на три  группы, каждая из которых заранее получила  задание подобрать материал о выдающихся  литераторах по номинациям)

Служа другим, сгораю

К.В.Россинский

Ход урока

  1. Организационный момент(приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе)
  2. Проверка домашнего задания (задача – контроль за уровнем усвоения пройденного материала)
  3.  Изучение нового материала
  1. Слово учителя:

– Мы живём в прекрасном крае, где есть всё: чудесный климат, разнообразная природа, богатые плодородные земли, много полезных ископаемых, но самое большое богатство Кубани – это замечательные люди.

  Сегодня на уроке мы поговорим именно о людях, живших, трудившихся и прославивших нашу Кубань в начале XIX века. Цель нашего сегодняшнего занятия – составление портретной галереи наших  первых  литераторах, своими делами, поступками и всей жизнью прославивших нашу малую Родину. На прошлом уроке вы получили задание собрать материал о кубанцах, внесших свой вклад в становление литературы  нашего края. Каждая группа предложит свои кандидатуру в портретную галерею и  с помощью собранного материала   познакомит нас с ним

Вашему вниманию предлагаются следующие номинации:

Первая номинация:  “За старание заслуживать звание добрых и полезных граждан во внутреннем благоустройстве” Кубани (цитата из “жалованной грамоты” Екатерины II)

Вторая номинация  называется “Служа другим, сгораю”

Третья номинация – “За “написание” истории родного края и вклад в культуру Кубани”

Учащимися были предложены следующие кандидатуры: в номинации «За старание заслуживать звание добрых и полезных граждан во внутреннем благоустройстве Кубани начала 19 века –Головатый Антон Андреевич; (портреты высвечиваются на мультимедиа); вторая номинация – Кирилл Васильевич Россинский; третья – Яков Герасимович Кухаренко

  1. Сообщение учащегося:

– Антон Андреевич Головатый родился в 1732 г. в семье малороссийского казачьего старшины, учился в Киевской бурсе, из которой в 1757 г. бежал в Запорожскую Сечь, где благодаря своему образованию, незаурядным способностям и личной храбрости вскоре занял видное положение. В русско-турецкую войну 1787—1791 гг., командуя гребной флотилией, проявил себя как выдающийся военачальник. Судя по всему, был строг и требователен. Показателен в этом отношении один курьезный документ: у пушкаря Горба, отвечавшего за артиллерию, 25 ноября 1791 г. Головатый взял подписку, что тот под страхом наказания вообще не будет употреблять спиртные напитки «от сего впредь до окончания с Портой Оттоманской войны». Смиренный тон последующих рапортов Горба, сообщавшего, что «вся артиллерия в целости и канонеры в исправности находятся», позволяет предположить, что подписка подействовала. Видимо, войсковой судья шутить не любил...

Под командой Головатого казаки на лодках взяли неприступную крепость Березань, отличились при осаде Бендер, потопили и сожгли 90 турецких судов во время штурма Измаила. Но опустим здесь описание военных заслуг Головатого, хорошо известных из исторической литературы, и обратимся к тем свидетельствам, которые помогут воображению читателей лучше представить эту колоритнейшую фигуру.

Подлинного портрета А. Головатого не сохранилось. По словам Е. Д. Фелицына, он был «высокого роста, тучен, имел большую голову, постоянно бритую, с толстым оселедцем, и красное, рябоватое лицо с огромными усами». Что касается последней детали, то она наверняка достоверна, ибо запорожцы, как отмечал еще генерал И. Д. Попко, «усы считали лучшим украшением казацкой личности, но бороды отнюдь не носили и относились к ней презрительно, вследствие чего и с донцами не шибко односумили...»

В целом же, по мнению историков прошлого века, наружность войскового судьи не вполне гармонировала с внутренними качествами ее обладателя, однако сыграла определенную роль в его дипломатических успехах. У Е. Д. Фелицына читаем: «Разыгрывая... простоватого необразованного казака в кругу екатерининских вельмож, приглашавших запорожца на свои вечера в качестве диковинки, Головатый одних дивил своим чудачеством, другим рассказывал казачьи анекдоты, третьих пытался растрогать и вызвать сочувствие к положению казачества пением и игрою на бандуре, у четвертых просто просил содействия. И вот когда благодаря всему этому Головатому удалось наконец получить жалованные грамоты... к удивлению гордых вельмож неотесанный казак-запорожец вдруг произнес пред государыней блестящую по тому времени речь!» Даже скупые архивные документы показывают, что наряду с хозяйственной сметливостью и прочими материальными устремлениями душе Головатого была не чужда поэзия: многие сочиненные им песни, в частности относящиеся к переселению казаков на Кубань, с течением времени стали народными.

(Слушание аудио-записи в исполнении  ансамбля “Криница”)

А вот несколько выдержек из его писем Чепеге,  отправленных из персидского похода и свидетельствующих о несомненной любознательности автора.

«По просьбе хана,— сообщал Головатый другу,— обедали у него... Перед обедом играла его музыка об одной балалайке и рожку да двух небольших котликах, подающих звук похож на литавры, потом персиянин танцевал на голове, держа руками к глазам два кинжала, перекидывался с очень хорошими и удивления достойными оборотами... После обеда и наша казацкая музыка играла о двух скрипицах, одном басе и цимбалах». И далее: «Бака город построен из каменя, улицы в нем так тесны, что двум человекам трудно идти. Бакинские жители чрезвычайно скудны, тем видно более, что от города за сто двадцать верст грунт каменный, не производящий ничего более, кроме полыню, да того мало».

Описывая даже малозначительные стычки с неприятелем, Головатый неизменно подчеркивал храбрость казаков: «Ще, бачу, козацка слава не загинула, коли... восемь человек могли дать персиянам почувствовать, що в черноморцивза сила...»

Вообще переписка Головатого с Чепегой отличается какой-то человеческой теплотой, не очень соответствующей расхожим представлениям о том суровом времени.

Вот, например, он поздравляет атамана с Пасхой и посылает ему паску и бочонок вина. Или отправляет «самородного» таманского хрену: «А оный будем употреблять со щуками и свининою, ибо я скоро быть к вам полагаю. Здесь же, правда, что хрену довольно, но щуки изредка попадаются, а свинина и очень уже редко...» Или сообщает: «Слова ваши, говоренные при назначении города Екатеринодара, противуКарасунской гребли, под дубом, стоящим близ вашего двора, о заведении разной рыбы и раков я не забув, а исполнил прошлого года: рыбы напустив с Кубани, а раков — привезенных с Темрюка...»

Заботясь о собственном имении и хуторах, щедро, как и другие войсковые старшины, отмеряя себе землю «в степь сколько потребно», владея двумя домами «с многими вещами и припасами», двумя ветряными мельницами (выстроенными, разумеется, руками рядовых казаков), рыбными заводами и т. п., Головатый немало сделал и для общего блага: в Тамани построил церковь; из старых медных пушек «с рановинами» по его приказу были отлиты колокола; всемерно войсковой судья заботился и о развитии торговли с горскими народами и о том, чтобы «имеющееся родючее садовое дерево не только стараться от опустошения защищать, внушив каждому, что оное может служить к благу общему, но еще употребить все силы к разводу оного...» Ему принадлежит масса различных административно-хозяйственных распоряжений, направленных на то, чтобы отдаленный и необжитый край сделать жизнеспособным.

Плоды своих трудов Головатому увидеть не довелось.

26 февраля 1796 г., на «масляный вторник», после обедни и благословения иконой Николая Чудотворца, покровителя всех мореплавателей, Головатый с двумя пятисотенными полками отбыл из Екатеринодара сначала в Астрахань, а оттуда по Волге к Каспийскому морю — в персидский поход. Предприятие это оказалось для казаков гибельным, многие «скончали животы свои» от непривычного климата, недоедания и болезней. Не пощадила лихорадка и Головатого. Его могила осталась на полуострове Камышеване, вдали от Кубанской земли, на которой старый запорожец собирался «... Границюдержати, Рибу ловить, горилку пить, Ще й будем богати».

  1. Сообщение учащегося:

 – Кирилл  Васильевич  Россинский (1775-1825), войсковой протоиерей, уроженец г. Новомиргорода Херсонской губернии, сын священника, всю свою недолгую жизнь посвятил благородному делу - просвещению казачества.
          Он приехал на Кубань 19 июня 1803 года, 28 лет от роду. Тогда же К. В. Россинский в своих проповедях стал объяснять верующим значение школы. В 27 церквях, открытых на Кубани при непосредственном участии К. В. Россинского, были организованы кружечные сборы на народное образование. За несколько лет Россинский насобирал десятки тысяч рублей.
          Уже в 1803 году была открыта первая школа в Екатеринодаре, через три года преобразованная в уездное училище.
          С 1812 по 1817 г.г. стараниями К. В. Россинского были открыты церковноприходские училища и школы в станицах Щербиновской и Брюховецкой, Гривенской и Роговской, Медведовской, Кущевской, Леушковской, Пластуновской и в городе Темрюке. Всего в Черномории - так тогда называлась Кубань - К. В. Россинским было открыто 10 школ.
          В 1815 году К. В. Россинскому удается издать в Харькове "Краткие правила Российского правописания" - учебник, предназначенный для народной школы, который он бескорыстно дарит своим ученикам, как он выразился, "будучи побуждаем моею должностию и общею пользою".
          В минуты вдохновения К. В. Россинский пишет стихи, исторические и географические очерки. В 1817 г. за свои литературные труды он избирается Харьковским университетом внешним членом по отделению словесных наук и членом-корреспондентом, а затем и почетным членом Санкт-Петербургского Вольного общества любителей российской словесности. В 1821 г. Санкт-Петербургское Императорское Человеколюбивое общество избирает его своим членом-корреспондентом.
          Его благочестивая жизнь, возвышенное настроение духа и умные речи, затрагивавшие кровные интересы каждого рядового казака, снискали ему всеобщую любовь в народе.
          Ни один военный поход не предпринимался без его предварительного совета. Войсковой протоиерей своим живым словом вдохновлял на ратные подвиги казаков. В книжке, отпечатанной в Харькове, в университетской типографии к 1810 году, содержатся две речи К. В. Россинского, обращенные к казакам.
          Будучи директором гимназии, К. В. Россинский в 1821 г. просит об открытии в ней "класса военных наук, артиллерии и фортификаций", то есть, говоря современным языком, вводит в школе военное дело.
          При гимназии К. В. Россинский создает "сиротопитательный дом" - своеобразный интернат для сирот и детей неимущих родителей - и оборудует прекрасный физический кабинет; создает богатую училищную гимназическую библиотеку, оцененную в 6 тысяч рублей. По его же настоянию была приобретена 8-томная "История Государства Российского" Н. М. Карамзина. Кроме того, К. В. Россинский создает крупный училищный капитал в 45 тысяч рублей, составленный из различных поступлений - казенных, войсковых, частных и собственных.
          Любя поэзию и музыку, он 2 августа 1810 года пишет в Черноморскую войсковую канцелярию ходатайство об организации войскового певческого хора, который явился прототипом современного Кубанского государственного академического казачьего хора. Одновременно он хлопочет и об открытии духовного училища. Его хлопоты увенчались успехом так же, как и хлопоты о Черноморской войсковой гимназии, директором которой он был назначен, совмещая с директорской должности смотрителя и преподавателя.
          В его доме постоянно жили и учителя, и ученики. Например, в 1810 г. на его иждивении находилось одиннадцать мальчиков-сирот от 10 до 16 лет. В другом документе указывается, что "следующее ему по штату жалованье он обращает в войсковую сумму для воспитания сирот, а на собственном своем иждивении содержит 12 бедных учеников", за что, говорится дальше, "приобрел от всего войска отличную любовь, уважение и признательность".
          Помимо всей этой неустанной деятельности по народному просвещению, связанной с кружечными и кошельковыми сборами, с постройкой училищных зданий, К. В. Россинский исколесил всю Кубань и на эти поездки истратил 18 тысяч собственных денег.
          Черноморское войско обращается к командующему отдельным корпусом генералу А. П. Ермолову. И Ермолов в своем ходатайстве от 9 июня 1825 года, посланном в Святейший Синод обер-прокурору, перечислил в 15 пунктах заслуги бескорыстного отца Кирилла, "устремившего все свои старания на пользы общественные и на дела богоугодные..." И заключал: "Столь полезные и человеколюбивые протоиерея Россинского подвиги... честь имею донести до сведения Вашего высокопревосходительства". Прошение Ермолова было удовлетворено. К. В. Россинскому назначают пособие - 5 тысяч рублей, а за многолетнюю просветительскую работу награждают орденом Св. Анны II степени с алмазными украшениями.
          12 декабря 1825 года К. В. Россинский скончался и был скромно похоронен в том войсковом соборе, слева от алтаря, где он более 20 лет произносил свои гуманные проповеди. Первый биограф Россинского В. Золотаренко писал о нем: "Зная его жизнь и пылкую, кипевшую деятельностью душу, кажется, будто эта душа слишком много жила за счет тела, и тело не вынесло работы

  1. Слово учителя:

24 декабря – открытие Памятной доски основателю Войскового певческого хора Черноморского казачьего войска протоиерею Кириллу Васильевичу Россинскому

Просмотр видео-ролика “Открытие мемориальной доски К.В.Россинскому”

  1. Сообщение учащегося:

Фамилия Россинский восходит к топониму Росино — деревня в Калужской области России. Сам топоним, предположительно, ведет свое начало от слова ««рос» – так некоторые народы называли восточнославянские племена.
Вероятно, основатель фамилии Россинских родился или долгое время жил в этом населенном пункте. Согласно другой гипотезе, фамилия Россинский образована от прозвища Россиный, основой для которого послужило диалектное нарицательное «росинец»  –  «мельчайший дождь, морось». Можно предположить, что Россиным назвали ребенка, рожденного в дождь.
Русские фамилии, восходящие к географическим названиям, относятся к числу наиболее древних, некоторые из них прослеживаются вплоть до XV века. Фамилии такого типа сначала появились в дворянской среде. Россиный  со временем получил фамилию Россинский

Работа с эпиграфом:

      Древнее латинское изречение "Aliis inserviendo consumor!", что означает “Служа другим, сгораю”, было главным девизом жизни Кирилла Васильевича Россинского – выдающегося просветителя Кубани, протоиерея Черноморского казачьего войска

 – Как вы понимаете эти слова?

(Латинское выражение  “Служа другим, исчезаю” (consumere) –  “растворение в чём-то”. Поскольку речь идёт о человеке, то постепенно раствориться в людях до конца он может только в духовном смысле – в служении человечеству

  1. Сообщение учащегося:

 – Кухаренко Я.Г. – генерал-майор, атаман Черноморского казачьего войска, первый на Кубани писатель, историк, этнограф. История не сохранила точных сведений о дате рождения Я.Г. Кухаренко. Наиболее вероятной датой является 1799 г. Так как в 1799 г. отец Якова Герасимовича служил в должности капитана Ейского окружного управления, то местом рождения Кухаренко вероятнее является город Ейск. Детские и юношеские годы Я.Г. Кухаренко совпали с тем временем, когда Черноморское войско еще только формировалось и когда в нем еще были свежи и ярки воспоминания о недавних порядках и вольностях, вынесенных основателями войска из Запорожской Сечи. Именно это обстоятельство и было причиной того украинско-патриотического и демократического настроения, которое служит наиболее характерной чертой его личности. 1 января 1811 г. Кухаренко поступил в Черноморскую войсковую гимназию. Основным запасом знаний писатель обязан скромному Екатеринодарскому училищу, превращенному неустанными усилиями замечательного педагога и публициста К.В. Российского в образцовое. 14-летним подростком Кухаренко поступил на службу сотенным есаулом в артиллерийскую пешую полуроту Черноморского казачьего войска и в течение 25 лет с 1814 по 1839 год постоянно находился на кордонной службе. Служба была боевая с постоянными тревогами и походами. В течение этого времени Кухаренко участвовал в 44 сражениях, в том числе во взятии Анапы во время русско-турецкой войны в 1828 г. О большой храбрости Якова Герасимовича говорит тот факт, что при его служебном положении он, мог бы уклониться от половины сражений. Но он не сделал этого. В октябре 1839 г. заканчивается первый, наиболее продолжительный период боевой службы Я.Г. Кухаренко. С этим периодом совпало и начало его литературной деятельности. Переменным в судьбе писателя стал 1834 г., когда войсковая администрация по случаю 40-летия образования Черноморского казачьего войска решает отметить это событие созданием первого свода документов, относящихся к его истории. Понадобились штатные летописцы, и выбор пал на командующего пешей артиллерийской ротой Якова Кухаренко.

Видимо, уже тогда было известно в местном обществе о литературном даровании этого человека. Именно ему поручили возглавить творческую группу, работавшую в течение трех лет над первой летописью кубанских казаков. Работа получила название «Исторические записки о войске черноморском». Одновременно с «Историческими записками», Кухаренко написал этнографическую драму «Черноморский быт на Кубани между 1794-1796 годами». Действие драмы «Черноморский быт» происходит в самый ранний период жизни черноморцев на новых землях, и, несмотря на некоторую наивность композиции, дает ряд прекрасно написанных картин из жизни казачества.

Новаторский характер пьесы привлек внимание современников. Живое участие в постановке и публикации драмы Кухаренко принимал Т.Г. Шевченко. 25 мая 1845 г. Кухаренко торопится поделиться радостью с Шевченко: «Таганрогская труппа играет мой быт...»

В 1861 г., оказавшись по служебным делам в Петербурге, сам автор выступает в качестве режиссера на подмостках любительского театра, раздает роли репетирует. Однако довести дело до конца помешал срочный отзыв на родину. Зато в 1861 г. «Черноморский быт » был опубликован.

Особая страница в жизни атамана Черноморского казачьего войска - дружба с украинским Кобзарем (Т.Г. Шевченко). Круг общения Шевченко, куда был вхож Яков Герасимович, дал возможность писателю познакомиться с такими литераторами, историками, общественными деятелями, как Писемский, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, П. Аненков, Н. Костомаров и. др., что не могло не сказаться на повышении литературного чутья и писательского мастерства Якова Герасимовича, мнением которого очень дорожил Т. Шевченко «... Я дорожу его мнением неподдельного самобытного земляка моего…» - записал Кобзарь в своем дневнике 1 июля 1857 г.

Шевченко очень хотелось посетить своего друга в его далекой Черномории. Но так и не довелось встретиться друзьям «на казацкой Украине». Т. Шевченко будучи опальным поэтом был сослан на долгое время в Мангышлак (Казахстан). 26 февраля 1861 г. поэта не стало.

Не намного пережил Яков Герасимович своего друга. 19 сентября 1862 г., по дороге из Черномории в Ставрополь Кухаренко был захвачен группой горцев в плен. 26 сентября генерал Я.Г. Кухаренко умер. Только 6 октября 1862 г. Кухаренко был похоронен на Екатеринодарском кладбище с подобающими воинскими почестями.

  1. Слово учителя:

Памяти протоиерея Кирилла Россинского

24 декабря – День памяти выдающегося просветителя Кубани, основателя Войскового певческого хора, войскового протоиерея Черноморского казачьего войска Кирилла Россинского (просмотр видеоролика об открытии памятной доски (ГТРК  “Кубань”)

  1. Закрепление. Беседа на восприятие

– Можно ли девиз  жизни Кирилла Васильевича Россинского “Служа другим, сгораю” взять эпиграфом для всего урока?  Докажите

  1. Подведение итогов

– Каждый из вас в будущем может своими делами прославить свою малую Родину Кубань, и по примеру этих людей ваши портреты тоже будут украшать Портретную галерею лучших людей Кубани

Выставление оценок

Домашнее задание.  § 20, с. 94, вопросы к §; презентация по желанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурс в литературу Кубани

В последние годы значительно возрос интерес к Кубановедению, частью которого является литературное краеведение, изучающее историю литературы конкретного края. Объясняется это возросшей экономической и...

План урока литературы "Кубань в песнях"

Урок формирует целостное представление о Кубани как о  самобытной,  в плане культуры, этнографии части  Российской    Федерации.        ...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ „ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ“.

Программа ориентирована на учащихся 9-х  классов, поддерживает региональный курс «Кубановедение» и помогает решать задачи воспитательной системы школы, организации внеурочной деятельности учащихс...

Развитие литературы Кубани.

Данная презентация о творчестве кубанских писателей 19 века. В.С. Вареник, И.Д.Попко, Я.Г. Кухаренко, В.С. Мова, Н.Н. Канивецкий, Д.В. Аверкиев....

"Интеграция духовно-нравственного потенциала народной песни с уроками кубановедения (раздел "Литература Кубани")".

Пособие поможет учителям литературы в проведении уроков литературы (раздел "Фольклор"), а также для организации фольклорных экспедиций в ходе проектной и исследовательской деятельности....

Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в процессе изучения творчества композиторов Кубани.

Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и  музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в проц...