Программа по литературному краеведению в 9 классе
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Белоконева Ольга Борисовна

Данный курс является частью компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам курса литературного краеведения 9-ых классов.

Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.

На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается «Литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.

Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи , существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной».

Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Н.М.Языкова, Н.М.Карамзина  и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

 

Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Симбирским-Ульяновским краем и отражает его жизнь.

Цель курса определяет характер конкретных задач:

  • Воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;
  • Сформировать их представление о месте Симбирского-Ульяновского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
  • Расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Симбирского-Ульяновского края;
  • Помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;
  • Развивать практические навыки исследовательской работы учащихся.

 

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, заочные экскурсии, литературные гостиные и т.д.

Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literaturnoe_kraevedenie_9_klass.docx46.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя  школа № 5 имени  С.М. Кирова».

Рабочая программа

по предмету

«Литературное краеведение»

базовый уровень,

9А,Б класс

2015-2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному краеведению для 9-ых классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

 

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 273 – ФЗ (ПринятГосударственной Думой21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.3.2004 г. № 1089;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

  • программы спецкурса  «Литературное краеведение Ульяновской области» (авторы    Т.Н. Васильчикова, Г.Л. Коровкина, Л.Н. Курошина), У.:ИПК ПРО, 2009 г.

  • Учебный план МБОУ СШ № 5 им. С.М. Кирова на 2015-2016 учебный год.

  • Письмо ОУ администрации города Ульяновска от 15. 07. 2015 № 2642 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях города Ульяновска в 2015 – 2016 учебном году».

  • Годовой календарный учебный  график  МБОУ СШ № 5 им. С.М. Кирова на 2015 – 2016 учебный год

 

Данный курс является частью компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам курса литературного краеведения 9-ых классов.

Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.

На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в школе остается «Литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.

Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи , существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев: «…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной».

Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Н.М.Языкова, Н.М.Карамзина  и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Цель курса – обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Симбирским-Ульяновским краем и отражает его жизнь.

Цель курса определяет характер конкретных задач:

  • Воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;
  • Сформировать их представление о месте Симбирского-Ульяновского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
  • Расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Симбирского-Ульяновского края;
  • Помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;
  • Развивать практические навыки исследовательской работы учащихся.

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, заочные экскурсии, литературные гостиные и т.д.

Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу.

 

2.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны

Знать и понимать:

  • Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
  • Историю создания произведений;
  • Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
  • Характеристику героев;
  • Характерные особенности эпохи и жизни Симбирского-Ульяновского края, отраженные в изученных произведениях;
  • Жанровые особенности произведений;
  • Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

Уметь:

  • Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;
  • Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
  • Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
  • Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
  • Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;
  • Составлять рассказ об авторе книги;
  • Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
  • Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
  • Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
  • Работать со справочной и критической литературой;

3.Учебно-тематический план

Тема занятий

Количество часов

1

Введение

1

2

Дворянская усадьба как центр культуры

1

3

Театр в Симбирске

1

4

Классицизм

2

5

Н.М.Карамзин

4

6

А.Ф. Воейков

1

7

И.И. Дмитриев

3

8

А.И. Тургенев

2

9

Поэты пушкинской поры

1

10

Д.В. Давыдов

3

11

Н.М. Языков

4

12

И.П. Мятлев

1

13

Н.П. Огарёв

2

14

А.И. Пальм

1

15

В.А. Соллогуб

2

16

Д.В. Григорович

2

17

Обобщающие занятия

3

18

Защита творческих работ

1

                                         

                 

                 

 

 4.Содержание рабочей программы

Литература первой половины 19 века

  1. Введение  (1 ч.)

Основные исторические события эпохи в жизни Симбирского края. Сподвижник Пугачёва Василий  Торнов. Симбирск как место ссылки «опальных граждан отечества» (Тургенева, Сатина и др.). Пестрота общественно-политических течений (просветители, масоны, декабристы, либералы, демократы). Подвиг Камиллы Ле Дантю. Лушников Н.Ф. – поэт-обличитель, последователь декабристов. Культура (наука, литература, архитектура, изобразительное искусство).

  1. Дворянская усадьба как центр культуры (1 ч.)

Крупнейшие центры дворянской усадебной культуры края (Архангельское, Тургенево, Языково, Ундоры, Никольское-на-Черемшане и др.). Их значение в развитии науки, культуры и экономики края, трагическая судьба в послеоктябрьское время. Вклад дворянских семей в развитие науки, культуры, общественной мысли, экономики России (Тургеневы, Ивашевы . Языковы, Аксаковы , Поливановы, Баратаевы, Бекетовы, Бестужевы, Орловы-Давыдовы, Киндяковы, Дурасовы и др.)

  1. Театр (1 ч.)

Первые театры в крае, их организаторы (Н.А. Дурасов, Ермолов, Татищев и др.). Труппа Столыпина, её актёры (Касаткина, Репина, Новикова и др.). История Симбирского публичного театра. Любительские труппы. Н.Г. Цыганов – «виртуоз русской песни». Его песенное творчество («Что канарейка!», «Что это за сердце…» и др.).

Ульяновский театр сегодня.

  1. Классицизм (2 ч.)

М.И. Верёвкин и Г.Р. Державин в Симбирске.Элементы классицизма в комедии Верёвкина «Точь-в-точь» (произведение в 20 веке не издавалось). История создания произведения. Тема – Пугачёвское восстание и Симбирск. «Живые лица» симбирян в комедии. Сатира на жестокость и скупость помещиков, взяточничество чиновников. Поговорки, пословицы, русские народные песни в комедии.

  1. Н.М. Карамзин (4 ч.)

          Личность писателя. Три лика Карамзина: поэт, беллетрист, историк. Поэзия чувств: пейзажная, медитативная, любовная, философская лирика («Весенняя песнь меланхолика», «Волга», «К соловью», «Прости», «К самому себе», «Выздоровление» и др.).Сатирические образы в стихотворении «Гимн глупцам» и в эпиграммах.«Письма русского путешественника» как энциклопедия жизни западно-европейских стран и одновременно «зеркало души» автора.«Бедная Лиза» - первая и самая талантливая русская сентиментальная повесть. Утверждение в ней общечеловеческих ценностей.Карамзин – родоначальник русской исторической прозы («Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница»).«История государства Российского» - «…не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека» (А. Пушкин).Своеобразие «Истории…»: научный труд и одновременно художественное произведение, язык и стиль, образность, пафос патриота.Значение творчества Карамзина: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы» (В.Г. Белинский).

Память о Карамзине в Симбирске-Ульяновске.

  1. А.Ф. Воейков (1 ч.). Стихотворение «Сатира к Сперанскому об истинном благородстве»

Странички жизни Воейкова, его связь с Симбирском краем и симбирянами. Прославление «ревностного служения отечеству» и сатира на пороки «надутых древнею высокою породой» дворян в стихотворении «Сатира к Сперанскому…»

  1. И.И. Дмитриев (3 ч.).

Личность Дмитриева как поэта «Екатеринина века». Мотивы его салонной лирики («Стонет сизый голубочек…», «Ах, когда б я прежде знала…», «Всех цветочков боле…», «Путешествие», Мадригал», «Однажды дома я весь вечер просидел…»).Дмитриев – баснописец («Муха», «Прохожий» и др.). Традиции и своеобразие в тематической и образной системе.

  1. А.И. Тургенев (2 ч.). Стихотворения: «Надежда кроткими лучами освещает…», «К Отечеству», «Элегия» и др.

Личность поэта. Тургенев как продолжатель традиции гражданской поэзии русского просветительства 18 века и предшественник лирики декабристов. Настроения предромантизма в творчестве; философское осмысление связи человека с природой, внимание к внутренней душевной жизни, требование предельной искренности.Стихотворение «К Отечеству» как яркий образец гражданской лирики. Патриотический пафос в произведении.

        9.Поэты пушкинской поры (1 ч.).

Их связь с Симбирском и симбирянами. Основные мотивы творчества. (Чтение и обсуждение по выбору учителя и учащихся стихотворений А.И. Одоевского, Д.Ю. Трилунного, А.С. Хомякова).

         10.Д.В. Давыдов (3ч.).

Личность поэта-героя. Давыдов и Пушкин. Симбирский период жизни поэта.Сатирическая направленность первых произведений («Орлица», «Турухтан и Тетерев», «Голова и Ноги», «Река и Зеркало»).«Гусарские» мотивы в лирике (стихотворения – по выбору). Образный поэтический строй произведений. Своеобразие слога (лёгкость, гибкость, бойкость, непринуждённость).Горькие раздумья автора в исторической элегии «Бородинское поле».Своеобразие жанра «Военных записок партизана Дениса Давыдова». Характеры и обстоятельства. Патриотизм автора.

11.Н.М. Языков (4 ч.). Стихотворения: «Из страны, страны далёкой…», «Пловец», «Элегия», «Землетрясение», «Петру Васильевичу Киреевскому», «Молитва», «К ненашим», «К Халату», стихотворения из цикла, посвящённого Тригорскому и др. – по выбору.

Личность поэта. Дружба с Пушкиным. «Высокая вольность» ранних стихов, поэтическое «буйство», упоение жизнью и словом, стремление к предощущению будущего и поиски «блаженной страны», стремление к душевному простору.Послание как излюбленный жанр Языкова. Любовь к родной истории, ко всему русскому; размышления поэта о трудных путях духовного развития России, о непредсказуемости будущего.Путь поэта от лирической живописательной интимности к широкому историческому и философскому в поэзии.Теория литературы: послание как жанр.

  1. И.П. Мятлев(1 ч.).

Личность поэта. Своеобразие лирических интонаций Мятлева: проникновенность и исповедальность («Розы», «Плавающая ветка»), ностальгия («Бывало», «Русский снегш в Париже»), музыкальность, песенность («Фонарики»).Жанровое своеобразие произведения «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой». Приёмы создания характера.

     13.Н.П. Огарёв (2 ч.).

Личность поэта и друга А.И. Герцена. «Социалистическая утопия» Огарева в Проломихе.Огарёв – наследник декабристской поэзии (стихотворения – по выбору). Их жанровое своеобразие: лирический монолог, близкий к элегии, медитации и послания. Широта диапазона лирики Огарёва: от переживаний лучших людей России, обречённых на страдания и внутренние сомнения вследствие разобщённости с народом, до воспроизведения крестьянского быта, точных зарисовок внутреннего мира и окружения крепостных людей.

14.А.И. Пальм( 1ч.).

Личность писателя. Очерк творчества. Роман «Алексей Слободин» как уникальное художественное свидетельство деятельности петрашевцев (обзор произведения).Картины русской жизни в лирике Пальма (стихотворения: «Посвящение В. Бенедиктову», «Русская песня», «Русские картины», «Перед грозой», «Обоз», «О милая! Поверь, мои воспоминанья…» и др.).

15.В.А. Соллогуб(2 ч.).

Личность писателя. Очерк творчества. Облик маленького человека середины 19 века в рассказе «Серёжа»: «новая порода романтических характеров,…которые – уже ни Онегин, ни граф Нулин…» (В. Белинский).Жанровое своеобразие произведения «Тарантас»: повесть + путешествие + путевой и физиологический очерк. Содержание и идея, художественные средства.Особенности писательского почерка Соллогуба: «его произведения согреты тёплым чувством любви и пронизаны благородством мыслей» (В. Белинский).

16.Д.В. Григорович (2 ч.).

Личность писателя. Очерк творчества. Натуральная школа.Григорович – родоначальник крестьянской темы и один из зачинателей жанра физиологического очерка в русской литературе. Художественная разработка темы крепостной деревни в повести «Антон-Горемыка». Образ маленького человека. Гуманистическое звучание повести. Приёмы создания характеров. Своеобразие художественного метода писателя.

5. Календарно-тематическое планирование

Количество

часов

Дата

план

Дата

фактич

Тема занятия

Литературоведческое понятие

1

1

1

Введение. Основные исторические события эпохи в жизни Симбирского края. Пестрота общественно-политических течений. Культура и наука.

2

2

1

Дворянская усадьба как центр культуры.

Значение дворянских усадеб в развитии науки, культуры и экономики края; трагическая судьба в послеоктябрьское время.

3

3

1

Театр.

Первые театры в крае, их организаторы.Ульяновский театр сегодня.

44-5

2

Классицизм.

М.И. Верёвкин и Г.Р. Державин в Симбирске.

Элементы классицизма в комедии Верёвкина «Точь-в-точь». История создания произведения. Сатира на чиновников. Поговорки, пословицы, русские народные песни в комедии.

Классицизм

66-9

4

Н.М. Карамзин.

Личность писателя. Поэт, беллетрист, историк. Лирика.«Письма русского путешественника».

«Бедная Лиза» – первая русская сентиментальная повесть. Утверждение в ней общечеловеческих ценностей.

Карамзин – родоначальник русской исторической прозы.«История государства Российского» –  научный труд и одновременно художественное произведение.

Значение творчества Карамзина.Память о Карамзине в Симбирске-Ульяновске.

Сентиментализм

110

1

А.Ф. Воейков. Стихотворение «Сатира к Сперанскому об истинном благородстве». Тема, идея, художественное своеобразие произведения.

 

111-13

3

И.И. Дмитриев.Мотивы салонной лирики.

Дмитриев – баснописец. Традиции и своеобразие в тематической и образной системе.

Басня

114-15

2

А.И. Тургенев как продолжатель традиции гражданской поэзии русского просветительства 18 века и предшественник лирики декабристов.

Стихотворение «К Отечеству» как яркий образец гражданской лирики. Патриотический пафос в произведении.

116

1

Поэты пушкинской поры и Симбирск.Основные мотивы творчества.

117-19

3

Д.В. Давыдов.

Личность поэта-героя. Симбирский период жизни. Давыдов и Пушкин.Сатирическая направленность первых произведений.

«Гусарские» мотивы в лирике (стихотворения – по выбору). Образный поэтический строй произведений. Своеобразие слога.

Горькие раздумья автора в исторической элегии «Бородинское поле».Своеобразие жанра «Военных записок партизана Дениса Давыдова». Характеры и обстоятельства. Патриотизм автора.

220-23

4

Н.М. Языков. Личность поэта. Дружба с Пушкиным.

 «Высокая вольность» ранних стихов, поиски «блаженной страны», стремление к душевному простору (стихотворения – по выбору).

           Послание как излюбленный жанр Языкова.

Любовь к родине; размышления о трудных путях её духовного развития.Диалектика творчества.

Послание как жанр

224

1

И.П. Мятлев.

      Своеобразие лирических интонаций, музыкальность.«Сенсации и замечания госпожи Курдюковой». Приёмы создания характера в произведении.

227

1

А.И. Пальм.

 Роман «Алексей Слободин» как уникальное художественное свидетельство деятельности петрашевцев (обзор произведения).Картины русской жизни в лирике Пальма.

228-29

2

В.А. Соллогуб.

      Очерк творчества. Облик маленького человека середины 19 века в        рассказе «Серёжа».

Жанровое своеобразие произведения «Тарантас».Особенности писательского почерка Соллогуба.

330-31

2

Д.В. Григорович.

  Очерк творчества.

  Григорович – родоначальник крестьянской темы и один из зачинателей жанра физиологического очерка в русской литературе. Художественная разработка темы крепостной деревни в повести «Антон-Горемыка». Образ маленького человека. Приёмы создания характеров. Своеобразие художественного метода писателя.

Маленький человек

332-35

4

Обобщающие занятия

 Экскурсия по литературным местам Ульяновска или области.

Защита творческих работ

6.Учебно-методическое обеспечение:

  1. «Родное слово( фольклор, язык, литература)»:Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений\Под  ред.В.Н.Янушевского.-Ульяновск:УИПК ПРО, Издательство « Корпорация технологий продвижения», 2009.-224с.
  2. « Край прелестный- это ты…:Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области\Составитель В.Н.Янушевский.-Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000.-256с.

7.Литература

1

  1. Голенко Е.И. Ульяновск. – М., 1971.
  2. Исторические места Ульяновской области. – Ульяновск, 1960.
  3. Край симбирский. – Саратов, 1991.
  4. Кузминский Н.А. Край наш родной. – Ульяновск, 1975.
  5. Край наш мелекесский. – Димитровград, 1988, 1991, ч. 1, 2.
  6. Симбирск и его прошлое. – Ульяновск, 1993.
  7. Пономарёва Н. Родной край Ильича. – Ульяновск, 1976.
  8. Трофимов Н.А. Губернатор Загряжский. – В книге «Симбирский вестник», выпуск 1. – Ульяновск, 1993, с. 59-67.
  9. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998.
  10.  С любовью трепетной… Антология. (Путешественники, писатели и поэты о Симбирском-Ульяновском крае). Корпорация технологий продвижения. Ульяновск. 2005.

2

  1. Авдонин А. Под сенью языковских муз. – Ульяновск, 1991.
  2. Баюра Л.П. Музей В.Н. Поливанова в Акшуате. – В книге «Симбирский вестник», выпуск 1, - Ульяновск, 1993, с. 190-200.
  3. Блохинцев А.Н. И жизни след оставили своей. – Саратов, 1980.
  4. Кулешов В.А. Время Аксаковых. // «Литература в школе», 1993, № 4, с. 9-18.
  5. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969.
  6. Авдонин А. Пушкин и Симбирский край. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1997.

3

  1. Край Симбирский. – Саратов, 1989.
  2. Пономарёва Н. Родной край Ильича. – Ульяновск, 1976.
  3. Песни русских поэтов. – Ленинград, 1973.
  4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969.

4

  1. Макеев А. Комедия, сочинённая в Симбирске. Газ. «Ульяновская правда», 1965, № 297.
  2. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 5-6.

5

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание).
  2. Косулина Н.Г. Подвиг честного человека. //»Литература в школе», 1993, № 6, с. 20-30.
  3. Карамзин Н.М. Избранное. – Куйбышев, 1982.
  4. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. – М., 1991.
  5. Лиры и трубы. Русская поэзия 18 века. – М., 1973, с. 304-324.
  6. Осеиров Е.И. Три жизни Карамзина. – М., 1989.
  7. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 4-17.
  8. Русская поэзия – детям. – Л., 1989. с. 106-109, 681-682.
  9. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969.
  10. Смирнов А.П. Верные сыны России. – М., 1986, с. 6-38.
  11. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. – М., 1983.
  12. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 77-87.
  13.     Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов    общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 75-84.

6

  1. Сатира русских поэтов первой половины 19 в. Антология. – М., 1984, с. 66-69, 236-237.

7

  1. Дмитриев И.И. Сочинения. – М., 1986.
  2. Беспалова Е.К. род и предки И.И. Дмитриева. – В книге «Симбирский вестник», 1993, с. 33-34.
  3. Лиры и трубы. Русская поэзия 18 века. – М., 1973, с. 325-328.
  4. БМЛДД / Библиотека мировой литературы для детей /, Русские поэты 18-19 в.в. Антология. – М., 1985, с. 66-70.
  5. Песни русских поэтов. – Л., 1973, с. 15, 234.
  6. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969.
  7. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 61-69.

8

  1. БМЛДД / Библиотека мировой литературы для детей /, Русские поэты 18-19 в.в. Антология. – М., 1985, с. 137-138, 671.
  2. Поэты 1790-х – 1810-х годов. – Л., 1971, с. 321-246.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., 1990, с. 313-314, том 2.
  4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 9, 16-20, 179-180.

9

  1. Поэты пушкинской поры. Избранные стихотворения. – М., 1972.
  2. Русские поэты 19 века. Первая половина. – М., 1991.
  3. Рассадин А.П. Головки русой очерк нежный. – В книге «Венец». – Ульяновск, 1991, с. 52-59.
  4. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., 1990.
  5. Русская поэзия 19-нач. 20 в.в. – М., 1987, с. 268-270.
  6. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969.
  7. Сатира русских поэтов первой половины 19 в. Антология. – М., 1984, с. 164-172.

10

  1. Денис Давыдов. Стихи и проза. – М., 1977.
  2. Задонский Н. Денис Давыдов. Роман. – М.. 1994.
  3. Поэты пушкинской поры. Избранные стихотворения. – М., 1972, с. 45-70.
  4. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., 1990, том 1.
  5. Русская поэзия 19-20 в.в. Библиотека учителя. – М., 1987.
  6. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 101-107, 184.
  7. Три века русской поэзии. – М., 1986, с. 99-103.
  8. Адоскин А. Денис Васильевич Давыдов. // Версии. Телевизионный сценарий. – М., Искусство, 1989. – с. 34-72.
  9. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 93-101.

11

1. Авдонин А. Под сенью языковских муз. – Ульяновск, 1991.

2. Блохинцев А.Н. И жизни след оставили своей. – Саратов, 1980, с. 82-89, 90-93, 94-96, 97-101.

3. Кошелев В.А. «Блаженная страна» Николая Языкова. // «Литература в школе», 1992, № 3-4, с. 4-14.

4. Писатели нашего края 18-19 в.в. – Ульяновск, 1977, с. 19-28.

5. Поэты пушкинской поры. Избранные стихотворения. – М., 1972, с. 261-282.

6. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., 1990, том 2, с. 436-439.

7. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 22-25, 25-30, 108-115, 186-187.

8. Трофимов Ж. Родня по вдохновенью. – Ульяновск, 1993.

9. Языков Н.М. Пловец. Избранная лирика. – Ростов, 1978.

10. Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. – Л. 1988.

11. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 103-113.

12.    Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов    общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 99-113.

12

  1. Муза пламенной сатиры. – М., 1974, с. 63-70.
  2. Песни русских поэтов. – Л., 1973, с. 115-118, 238.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., 1990, том 2, с. 55-56.
  4. Русская лирика 19 века. Классики и современники.  – М.. 1981.
  5. Русские поэты 19 века. Первая половина. – М., 1991, с. 173-174.
  6. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969.
  7. Сатира русских поэтов первой половины 19 в. Антология. – М., 1984, с. 193-196, 249.
  8. 13
  1. Блохинцев А.Н. И жизни след оставили своей. – Саратов, 1980, с. 115-125.
  2. Огарёв Н.П. Избранное. – М., 1976.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., 1990, том 2, с. 91-94.
  4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 119-121.
  5. Три века русской поэзии. – М., 1986, с. 189-193 или другие антологии.
  6. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия. Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2000, с. 137-147.

14

  1. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., 1990, том 2, с. 118.
  2. Русские поэты 19 века. Первая половина. – М., 1991, с. 420-423.
  3. Русский сонет. – М., 1983, с. 180.
  4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 45, 193.
  5. Стихотворения. Поэты-петрашевцы. – Л., 1957, с. 83-126.

15

  1. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., 1990, том 2, с. 241-247.
  2. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 42-43, 179.
  3. Соллогуб В.А. Повести и рассказы. – М., 1988.

16

  1. Григорович Д.В. Повести и рассказы. – М., 1973; или М., 1988.
  2. Лотман Л. Д.В. Григорович – в книге «Д.В. Григорович. Избранные сочинения». – М., 1955, с. 3-20.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., 1990, том 1.
  4. Селиванов К.А, Литературные места Ульяновской области. – Саратов, 1969, с. 177-178.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Программа по литературному краеведению. 10 класс.

Программа используется для занятий в системе дополнительного образования. "Литературное краеведение"...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...

Программа по литературному краеведению 8 класс

Программа разработана по предмету "Литературное краеведение и искусство родного края" для 8 класса. Рассчитана на 17 часов....

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г.

Рабочая программа по литературному краеведению 8 класс Прокофьева А.Г....