Викторина по истории Кубани
занимательные факты по краеведению на тему

Замковая Елена Алексеевна

Материал используется во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_istorii_kubani.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

По страницам казачьей истории Кубани.

Сценарий исторической викторины для 8 классов.

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроках Кубановедения, повторить пройденный материал по истории Кубани в игровой форме.

Подготовка к игре: из класса составляют 2 команды из разных классов, из остальных учащихся формируются 2 команды болельщиков. Команды игроков заранее придумывают название своей команды и готовят газету на тему «Из истории Кубанского казачества». Перед началом игры каждый класс – участник сдает в жюри подготовленную газету.

Оборудование: портреты Екатерины II, Елизаветы I, Анны Иоанновны, 2 контурные карты на больших листах, рисунок изображающий казака в парадной форме, список 40 первых куреней на Кубани, изображение булавы, список званий в казачьем войске

     Вступительное слово учителя.

     Сегодня мы проводим викторину, которая называется «По страницам истории казачьей истории Кубани»…

     В 2011 г. исполнится 315 лет сначала формирования Кубанского казачьего войска.

     300 лет казачьей истории – это 3 века верного служения наших предков-земляков Российскому государству. Сегодня мы вспомним фрагменты исторического прошлого Кубанского казачества, казачьи традиции, обряды. Эпиграфом к нашей викторине могут служить слова двух атаманов Кубанского казачьего войска. В 1911 г. генерал Бабыч сказал: «Цель жизни, цель существования казачества – это военное дело, то святое великое дело,  в котором казак – воин полагает душу свою за други своя…» А в 1996 г. на праздновании 3000-летия Кубанского казачества атаман В.П.Громов произнес: «Желаю каждому кубанцу обрести веру в завтрашний день, в живительную силу родников, несущих из глубины столетий…неизбывную энергию Веры и Правды, которой полнились души великих наших предков.»

   

    Ведущий приглашает 2 команды игроков на сцену. Команды объявляют названия.

1 этап. Выносятся 3 портрета: Екатерины II, Елизаветы I, Анны Иоанновны

Ведущий: Известно, что своим появлением кубанское казачество обязано Екатерине II. Именно с ее разрешения в 1788 г. было воссоздано казачье войско после того, как по приказу той же императрицы в 1775 г. была уничтожена Запорожская Сечь. В 1792 г. Екатерина II подписала Жалованную грамоту, в которой говорилось о предоставлении казакам в вечное владение земель по Кубани. Перед вами 3 портрета. Найдите среди них портрет Екатерины II, назовите даты правления.

2 этап. Известно, что у казаков, оставшихся в России после разгрома Запорожской Сечи был влиятельный покровитель. Послушайте беседу между императрицей и этим вельможей и определите, о ком идет речь.

        - Здравствуй, матушка императрица!

-Здравствуй, здравствуй, князюшка! Я гляжу, ты все о делах государственных печешься. Я еще кофию не отпила, а ты уж с докладом.

- Дело у меня к тебе, государыня! Разумею, великой важности дело.

- Ну коли так, слушаю тебя, Григорий Александрович!

- Помнишь ли, матушка, как после разгрома Емельки со товарищами повелела ты Сечь Запорожскую закрыть, да казачков вон выгнать. Чаю, ошибку мы содеяли, государыня!

- Да неужто ты учить меня вздумал, князь?

- Помилуй, государыня! Однако ж, занимаясь заселением южных земель, отбитых у крымского хана да турка, заметил я, что пусты они да небезопасны. Разумею, не пустить ли нам туда казаков. Ведь запорожцы всегда были удальцы. Таких воинов надобно в своей армии держать.

- Не знаю, князь. В обиде я великой на казачков твоих.

- Да ведь я, Катерина Алексеевна, хлопочу за тех, кто турку не подался. Прими их под свое крыло, государыня. Верно служить тебе станут, да оборону держать по Кубанскому кордону. Ведь турки окаянные не угомонятся.

- Обещаю, князь, подумать над сим делом. Пока довольно об этом.

      Кто же мог заступаться перед императрицей за казаков?

3 этап. После восстановления казачьего войска оно стало именоваться «верное войско Запорожское», а немного позже в 1788 г. – «Верное войско Черноморское». Объясните смысл и происхождение этого названия.

4 этап. На сцену выносят 2 контурные карты на больших листах.

Грамотой 1792 г. Екатерина пожаловала черноморским казакам земли на территории Кубани. Перед вами карта нашего края. Пусть представитель каждой команды обведет границы земель, отведенных казакам.

5 этап. Выносится рисунок изображающий казака в парадной форме.

Посмотрите, пожалуйста, на рисунок и назовите изображенные здесь вооружение и части обмундирования казака. Какие элементы казачьей одежды вы знаете?

6 этап. Каждой команде выдается список 40 первых куреней на Кубани.

Известно, что после переселения черноморские казаки основали 40 куреней, из которых 38 носили прежние запорожские названия, а 2 были совершенно новые. Найдите в списке 2 названия новых куреней, объясните происхождение названий.

7 этап. Прослушайте, пожалуйста, отрывок из литературного сочинения. Назовите это произведение. Кто его автор? Когда оно было написано?

Ты, Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Раздалась ты вдаль и вширь.

Мы, как дань свою покорную,

От прославленных знамен,

Шлем тебе, Кубань родимая,

До сырой земли поклон.

8 этап. Выносится изображение булавы.

Перед вами изображение символа власти военачальника. Нечто подобное было и у казачьих атаманов. Известно, что в 1788 г. А.В.Суворов передал этот предмет вместе с запорожскими знаменами 1 кошевому атаману черноморцев – С.Белому. Как называется этот символ атаманской власти?

9 этап. Выносится список званий в казачьем войске.

Перед вами список казачьих воинских званий. Расположите их в порядке возрастания. (Казак-урядник-хорунжий-сотник-подъесаул-есаул-войсковой старшина)

Жюри подводит итоги и объявляет суммы баллов команд.

В это время можно задать вопросы болельщикам-зрителям и увеличить количество баллов каждой команды:

  1. В каком году началась история кубанского казачества?
  2. Какое занятие было основным для казаков?
  3. Сколько лет существует казачья столица – Екатеринодар?
  4. Кого из первых кошевых атаманов Черноморских казаков вы знаете?
  5. Кто сегодня возглавляет Кубанское казачье войско?
  6. Кого из историков, писателей, изучавших историю Кубанского казачества, вы знаете?

Ведущий приглашает команды на сцену. Им предлагаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1 команде:

  1. Есть мнение, что слово «казак» тюркского происхождения. Что это слово обозначало у тюркских народов?
  2. Как называлось укрепленное поселение казаков на юге, появившееся в XVI в., своими историческими корнями связанное с кубанским казачеством?
  3. В каком году Екатерина пожаловала земли по Кубани?
  4. Из каких 2 казачьих формирований в 1860 г. было образовано Кубанское казачье войско?
  5. Как звали первого кошевого атамана Черноморского казачьего войска?
  6. С какими противниками пришлось воевать казакам за свою историю?
  7. Как назывались казаки – искусные разведчики?
  8. Как стали называться крупные куренные селения с 1840-х гг.?
  9. Какой материал использовали казаки для строительства своих домов?
  10. Что преподносили в казачьих станицах неудачливому жениху?
  11. Как назывались вышитые полотенца, украшавшие казачий дом?
  12. Как казаки называли центральное место в своем доме, где располагались иконы, свечи, записи молитв?

Вопросы 2 команде:

  1. Как называется старейший в Кубанском казачьем войске полк?
  2. Когда был основан Екатеринодар?
  3. Как звали кошевого атамана, который выбрал место для строительства казачьей столицы?
  4. Как назывались казаки, которые несли службу по Кавказской кордонной линии?
  5. Сколько длилась военная служба казака?
  6. Как изменилось название главы войскового правительства в XIX веке?
  7. Где служили лучшие представители кубанских казаков?
  8. Покрой какой части казачьего костюма был полностью заимствован у горцев?
  9. Как назывался обряд, когда девочки-казачки ходили по домам, исполняли песни, а их одаривали хлебом и сладостями?
  10. Как называется обрядовая пища казаков, представляющая собой кашу из измельченной крупы, которая заливается компотом из сушенных яблок, груш, слив?
  11. Из полос какого цвета состоит исторический флаг кубанского казачества?
  12. На какие 2 части делился дом казака?

Подводятся итоги викторины. Победителям вручается приз – традиционный казачий пирог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Кубани. Великая Отечественная война на Кубани.

« История  Великой Отечественной войны на Кубани».Цель:  проверка знаний учащихся о Великой Отечественной войне на Кубани.Задачи: -активизировать знания  о Великой Отечественной во...

классный часа«Культура Кубани -история Кубани в лицах

     Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историч...

Классный час «Культура Кубани -история Кубани в лицах.»

- Александр Васильевич Суворов – Константин Образцов...

СЦЕНАРИЙ ЯРМАРКИ - МАРАФОНА «Культура Кубани это история Кубани в лицах»

 О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества....

Интернет-викторина «Золотая слава Кубани»

В рамках Месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы была разработана и проведена интернет-викторина "Золотая слава Кубани". Вопросы викторины выставлялись на официальном сайте школы и ...

Викторина «Героические имена Кубани»

Викторина «Героические имена Кубани»  проводится в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы и адресована учащимся  образовательных учреждений старше 12 л...