Музейные экспонаты к 70 - летию победы
занимательные факты по краеведению на тему

Ворожцова Наталья Николаевна

В презентации представлены экспонаты МКОУ СОШ д.Денисовы, которые  могли использоваться в годы ВОВ в  тылу и на передовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynye_eksponaty_k_70-letiyu_pobedy.pptx698.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К 70-летию победы в ВОВ музейные экспонаты Выполнила ученица 11 класса МКОУ СОШ д.Денисовы Карпова Евгения 2015

Слайд 2

Шинель Шинель — элемент обмундирования лиц, проходящих государственную службу, форменное пальто со складками на спине и удерживающим её сложенной хлястиком . Впервые в России шинель была введена в армии в конце 1796 года . В Советский период были приняты пехотная (32 сантиметра от пола) и кавалерийская (длиной до пола) шинели . Шились они из грубого серо-коричневого сукна. Для офицеров и высшего командного состава шили шинели из сукна высшего качества. Генеральские шинели имели отвороты подбитые красным материалом и красные канты в швах. Для генералов авиации такие канты и отвороты были голубыми. В советское время, особенно в предвоенные и военные годы, на производство шинелей и сукна для них работала целая индустрия – в год изготавливались миллионы метров сукна. На каждую шинель уходило около трех метров ткани. Все это пригодилось во время Второй мировой войны, где шинели пришлось пройти вместе с солдатами все тяготы и невзгоды. Парадная офицерская шинель ВС СССР шилась из сукна стального цвета. На флоте шинель шили из сукна чёрного цвета. Общим являлось то, что офицерские шинели были двубортными с 2-мя рядами из 6 пуговиц впереди, солдатские однобортными с 5-ю пуговицами впереди. На задней шлице всех шинелей ВМФ и солдатских шинелей имелось 3 малых пуговицы, на офицерских — 4 пуговицы. Хлястик в форме сильно вытянутой восьмёрки крепился на 2 большие пуговицы. При этом на солдатской шинели пуговицы несли исключительно декоративную функцию — так как шинель застёгивалась на крючки. В ВС России введены двубортные пальто серого цвета для сухопутных войск, синего для ВВС и ПВО, чёрного для ВМФ , которые носят с эмблемами по роду войск , погонами и нарукавными знаками .

Слайд 3

Полевая сумка для документов Полевая сумка — специальная сумка для командного (начальствующего) состава ( офицеров , прапорщиков и сержантов ), используемая для переноски, хранения и использования рабочих документов ( карт ), письменных принадлежностей и необходимого для командного состава инструмента ( офицерская линейка , компас ). Также просторечно называлась — командирская сумка, офицерская сумка, планшет офицерский, сержантская сумка, планшетка, планшет, палетка, полётка . Полевая сумка была широко распространена в XX веке в вооружённых силах многих государств. Перед Великой Отечественной войной было налажено производство из тесьмяно-кирзового материала, в соответствии с приказом № 005, от 1 февраля 1941 года . В соответствии с приказом такая полевая сумка предназначалась для комсостава только строевых частей и только на военное время . В годы войны «вне службы» носить полевую сумку не полагалось. У гражданского человека с планшеткой могли случиться неприятности — так как при встрече с патрулем пришлось бы объяснять — где он взят. После Великой Отечественной войны полевые сумки часто использовались детьми в качестве удобного школьного портфеля .

Слайд 4

Каска Есть вещи, которые не меняются с годами, потому что они были хороши и функциональны в своем первоначальном варианте. К таким предметам смело можно отнести военную каску. Эти металлические шлемы, разработанные советскими конструкторами в 1940 году, носили на головах солдаты Красной и Советской армии. Ныне в них щеголяют бойцы Российской армии. «Новая» каска под наименованием «шлем стальной образца 1940 г. (СШ-40) в массовых количествах стала поступать в войска в годы ВОВ. В каске СШ-40 Красная Армия провоевала всю войну. Эта же каска состоит на вооружении и в современной Российской армии. В послевоенные годы предпринимались неоднократные попытки улучшить каску, облегчить ее, повысить бронестойкость , сделать более удобной. Однако сколько-нибудь заметных положительных результатов не было. Каска получалась или слишком дорогой, или терялись защитные свойства, или же становилось невозможным надевать под каску что-либо теплое. Пожалуй, единственным заметным изменением с 40-го года является переход на раздваивающийся подбородный ремешок. Среди новшеств и то, что шлем иногда надевают поверх шерстяного подшлемника (именуемого в народе « террористочкой »).

Слайд 5

Гипсовая статуэтка «Моряк-гармонист» Со времён ВОВ по 1953 год в « Кунгурской производственной артели инвалидов имени» выпускались гипсовые сувениры . Во время Великой Отечественной войны мастера по-прежнему продолжали выпускать гипсовые сувениры, вырабатывая порой более 300 000 изделий в год. В основном ассортимент состоял из небольших анималистических фигурок – кошечек, собачек, барашков, уточек, петушков, как ласково именовали свои изделия в артели. Но уже в 1941 году появляются новые образы – «Пограничник», «Черкес», «Колхозница».,

Слайд 6

Гипсовая статуэтка «Лётчик-гармонист» С конца 1940-х годов художественную продукцию артели стали продавать в специализированном киоске, расположенном на перроне железнодорожной станции «Кунгур». Тогда проходящие поезда дальнего следования останавливались на станции на 20-30 минут, поэтому пассажиры и гости города могли приобрести гипсовый сувенир. Заказы на крупные партии поступали из Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска. Кунгурские сувениры с их непосредственностью и жизнерадостностью мироощущения стали популярным атрибутом городского быта советской страны.

Слайд 7

Гипсовая статуэтка «Пограничник-гармонист» С 1943 года мастерами в артели осваивается выпуск бюстов и барельефов, изображающих партийных и советских деятелей, известных отечественных писателей и поэтов. Одними из первых стали бюсты И. В. Сталина и К.Е. Ворошилова. Как правило, поверхность таких скульптур имеет монохромную раскраску в пределах серо-коричневой гаммы. Особенно трудным выдался 1944 год, когда из-за аварии была затоплена обжиговая печь для гипса, поэтому было прекращено изготовление изделий из собственного камня, а пользовались привозным.

Слайд 8

Печатная машинка «Москва» Пи́шущая маши́на ( печа́тная маши́нка ) — механический, электромеханический или электронно-механический прибор, оснащённый набором клавиш , нажатие которых приводит к печати соответствующих символов на носителе (в большинстве случаев это бумага ). Широко использовалась в XIX — XX веках . Принцип работы большинства пишущих машин заключается в нанесении символов на бумагу при помощи специальных рычагов, заканчивающихся площадкамис металлическими или пластиковыми литерами . При нажатии соответствующей клавиши рычаг ударяет по пропитанной чернилами ленте, оставляя, таким образом, отпечаток литеры на подводимом листе бумаги. Перед печатью следующего символа выполняется автоматический сдвиг бумажного листа (а также, как правило, прокручивание красящей ленты). Для печати нескольких копий одного и того же документа используются листы копировальной бумаги , прокладываемые между обычными бумажными листами. Серийный выпуск советских машинок начался в 40-х годах. В годы ВОВ пишущие машинки использовались для изготовления документов, приказов, планов.

Слайд 9

Фотоаппарат «Зоркий» Зо́ркий — первый фотоаппарат из одноимённого семейства советских малоформатных дальномерных фотоаппаратов , выпускавшийся с 1948 по 1956 год на Красногорском механическом заводе . В 1934 году копию « Leica II » начали производить в Харькове на заводе трудкоммунны имени Феликса Эдмундовича Дзержинского (впоследствии Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» ). Название советского фотоаппарата « ФЭД » — аббревиатура от имени Феликс Эдмундович Дзержинский. После Великой Отечественной войны техническая документация на фотоаппарат передана на Красногорский механический завод. С 1948 года в Красногорске начато производство фотоаппаратов — практически точной копии первого « ФЭДа ». Первые красногорские фотоаппараты носили название «ФЭД» с логотипом КМЗ, до 1949 года — «ФЭД 1948 Зоркий», с 1950 года — «Зоркий». Название «Зоркий» происходит от телеграфного адреса КМЗ, выпускавшего во время войны оборонную продукцию. Впоследствии это название стало единым для всех дальномерных фотоаппаратов завода (за исключением « Друга »). Военные фотографии являются очень ценным историческим материалом.

Слайд 10

Радио Во время Великой Отечественной войны радио получило широкое применение и способствовало достижению нашей победы. Советские радиозаводы обеспечили снабжение армии всеми видами радиоаппаратуры, которую они в ходе войны непрерывно улучшали, создавая все более и более совершенные образцы радиовооружения . Советское радио в дни войны сообщало о событиях, происходивших на фронте и в тылу. Оно незримыми нитями соединяло в одно неразрывное целое боевой фронт и фронт трудовой. По предложению радиослушателей Всесоюзный радиокомитет организовал в дни войны передачу по радио писем на фронт и с фронта. В адрес Радиокомитета приходили письма со всех концов страны и из действующей армии. «Письма по радио» слушал весь народ. В них звучал голос советских патриотов, которые, не щадя своих сил и жизни, на фронте и в тылу неустанно ковали победу над врагом. За время войны Радиокомитет получил 2 миллиона писем для передачи по радио. Благодаря этим передачам члены 27 тысяч семей установили между собой потерянную во время войны связь, нашли друг друга. В дни войны сообщения Советского Информбюро, передаваемые по радио, становились известны всему народу. Голос советского радио в одно и то же время звучал в домах тружеников тыла и в землянках бойцов. Радио доносило голос Родины и до советских людей, оказавшихся на временно оккупированных фашистскими захватчиками территориях. Сообщения о победах Советской Армии передавались по радио и наполняли радостью каждого советского человека. Толпы народа собирались около уличных громкоговорителей, когда раздавались волнующие слова приказов верховного главнокомандующего товарища Сталина и победные залпы московских салютов. Этим радиопередачам внимала вся наша страна и весь мир. А когда фашистские захватчики были разгромлены, радостную весть о победе мы прежде всего услышали по радио.

Слайд 11

Проигрыватель пластинок В 40-х годах появился мини-патефон, который имел большую популярность у солдатов Второй Мировой . Вскоре появились и электропатефоны . На Коломенском патефонном заводе в 1936 году был выпущен 148 061 патефон. О патефоне пели, как о бойце, его жалели и называли «усталым», «бродягой-патефоном». Патефон внёс свой определенный добрый вклад в большую Победу нашего народа над фашизмом. Люди военных лет часто вспоминают, о том, как собирались они вокруг патефона в лихие 40-е годы. Вспоминают всегда с большим теплом и приятной улыбкой на лицах. Рассказывают, как собравшись вокруг патефона, они танцевали под его теплые и до боли родные пластинки, вслушиваясь в звуки и ритмы друга патефона. Патефон был целым миром для людей. Он вселил в себя всё то, о чем можно было мечтать, когда из рупора лились нежные мелодии вальса или задорные песни Утесова. Чаще такая возможность могла появиться где-нибудь в госпиталях, когда сестрички выносили любимый патефон и крутили по нескольку раз одни и те же пластинки, давая возможность в эти короткие счастливые часы вспомнить бойцам своих родных и поддержать дух людей в безоговорочную и скорую победу.

Слайд 12

Баян Бая́н — русский язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой (разновидность ручной гармоники). Всё дальше и дальше уносит нас неумолимое время от тех героических лет Великой Отечественной войны, что же думали и переживали люди, которые шли на смертельную битву с врагом, сознавая при этом, что благополучного возвращения к родному дому может и не быть. Главное - это защитить свою страну, спасти родных и близких от порабощения. От тех незабываемых дней остались прекрасные песни - боевые, лирические, бытовые, шуточные, сатирические. И каждая из них с необычайной выразительностью запечатлела какую-нибудь отдельную грань грандиозной панорамы всенародного подъёма, названного Великой Отечественной войной. Можно отметить беспрецедентный по масштабам всплеск песенного творчества в годы Великой Отечественной войны. Тогда были созданы тысячи песен как профессиональными, так и многочисленными непрофессиональными авторами. Главной отличительной особенностью этих песен было удивительно органическое соединение патриотического начала с чистой и возвышенной лирикой. О войне можно рассказывать по-разному, но сокровенные мысли и чувства воина лучше всего может выразить только хорошая песня. И какая ж песня без баяна?

Слайд 13

Швейная машина Первый завод по производству швейных машин в нашей стране был построен в 1923 году в городе Подольске Московской области. Швейная машина в 59 раз ускорила процесс изготовления одежды. Война заставила на время перестроить производство на изготовление военной формы. Предприятия лёгкой промышленности (16 предприятий) в годы ВОВ были эвакуированы в Куйбышевскую область вместе с работницами, которые были объединены в одно предприятие. Мощность фабрики была рассчитана на 300 универсальных машин и выпускавшая 3936 шинелей в сутки при 11 - часовом рабочем дне. В июле 1946 года в Ивановской области были собраны 100 бытовых швейных машин -послевоенная продукция вновь стала мирной.

Слайд 14

Медали Вторая мировая ВОВ 1941-1945 г.г. с каждым днём становится всё дальше от сегодняшнего дня, но мы по сей день помним и чтим память о погибших в защите своей Родины. В России 9 мая каждый год празднуется День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Нашей стране, победившей фашизм, необходимо помнить о тех, кто отдал свой долг во имя победы. В нашем музее представлены Юбилейные медали, которые вручались лицам, участвовавшим в боевых действиях или вложившим вклад в великую победу над фашисткой Германией. 1.«За доблестный труд в ВОВ 1941-45 гг.» 2. «40 лет победы в ВОВ 1941-45 гг.» 3. «50 лет победы в ВОВ 1941-45 гг.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок на тему: "Подвиг живой бессмертен», посвящённый 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне!"

Конспект урока предназначен для учащхся 8-х классов. Целью урока является:рассказать о подвигах народа в годы войны....

Музейный урок на тему: "Подвиг живой бессмертен», посвящённый 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне!"

Конспект урока предназначен для учащхся 8-х классов. Целью урока является:рассказать о подвигах народа в годы войны....

Музейный урок на тему: "Подвиг живой бессмертен», посвящённый 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне!"

Конспект урока предназначен для учащхся 8-х классов. Целью урока является:рассказать о подвигах народа в годы войны....

Музейный урок на тему: "Подвиг живой бессмертен», посвящённый 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне!"

Конспект урока предназначен для учащхся 8-х классов. Целью урока является:рассказать о подвигах народа в годы войны....

Использование музейных экспонатов при изучении чувашского языка

Использование педагогами музейных материалов в учебном процессе делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися....

Доклад на тему: «Использование музейных экспонатов при изучении родного языка и литературы».

Познакомить детей с экспонатами школьного музея «Юные следопыты», с историей появления народных  игрушек, технологией изготовления игрушек, с коллекцией значков и нумизматикой, собранной в музее....

Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....