МАЛОЛЕТНИЕ УЗНИКИ КОНЦЕНТРАЦИОННЫХ ЛАГЕРЕЙ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945гг.)
творческая работа учащихся по краеведению (7 класс) на тему

Голубева Татьяна Михайловна

Научно-исследовательская работа ученицы 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anzhelika.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

VI  ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

" Я-исследователь "

Секция "Отечественная история"

Тема

                                                        

МАЛОЛЕТНИЕ УЗНИКИ КОНЦЕНТРАЦИОННЫХ ЛАГЕРЕЙ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945гг.)

 Выполнил:

Комиссарова Анжелика

 ученица 7 класса

МБОУ школы № 53

Научный руководитель:

Гордеева Татьяна Михайловна

учитель истории

                                                                               

Самара, 2015 г.

Оглавление

Введение………………………………………………..…………………………3

Глава I - Малолетние узники, женщины и военнопленные в концентрационных лагерях ……………………………………….........…….5
§1 Структура концентрационных лагерей для женщин и детей………………………………………………………………………………5

§2 Особенности пребывания в лагерях малолетних узников…………………9

Глава II - Истории из жизни узников лагерей.............................................15

§1 Зинаида Петровна Галушко...........................................................................15

§2 Раводина Алина Донатовна............................................................................17

§3 Голодяевская Людмила Михайловна............................................................18

Заключение…………………………………………………………………...…19

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...………………………..…21

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы. Единицы, кто смог выжить.

Многим жертвам плена, оставшимся в живых, Германия выплачивает компенсацию, но уже никто не сможет вернуть этим людям их детство и уже никто не вернёт загубленные детские души. Быть практически одиноким и, несмотря на это, суметь выжить в тяжёлых условиях оккупационного режима, бороться с трудностями, наверное, смог бы не каждый ребёнок.

Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, а как сделать так, чтобы это никогда не повторилось? Связи с последними событиями, происходящими в мире, в частности в Украине важно помнить о жертвах фашизма, чтобы не допустить его возрождения.

Особенно эта тема актуальна сейчас, потому что в этом году юбилей Великой победы, победы нашего народа над фашистами.

Цель: Рассмотреть основные моменты жизни малолетних узников в концентрационных лагерях.

  Задачи: 

  1. Рассмотреть деятельность концентрационных лагерей;
  2. Выявить особенности созданных условий в концентрационных лагерях для женщин и детей;
  3. Рассмотреть, как проходило детство малолетних узников в концентрационных лагерях.
  4. Рассмотреть на примере Галушко Зинаиды Петровны, Раводиной Алины Донатовны и Голодяевской Людмилы Михайловны жизнь малолетних узников лагерей.

Объект исследования: концентрационные лагеря в годы Второй мировой войны 1941-1945 гг.

Предмет исследования: Малолетние узники концентрационных лагерей.

Глава I - Малолетние узники, женщины и военнопленные в концентрационных лагерях.

§1 Структура концентрационных лагерей для женщин и детей.

Самым эффективным способом уничтожения миллионов людей во время Второй Мировой войны являлись концентрационные лагеря, построенные фашистами в Германии и в оккупированных ими странах.

Лагеря служили нескольким различным, хотя и связанным между собой целям. Главная – разрушить личность заключенных и превратить их в послушную массу, где невозможно ни индивидуальное, ни групповое сопротивление. Другая цель – терроризировать остальное население, используя заключенных и как заложников, и как устрашающий пример в случаи сопротивления.

Лагеря служили также испытательным полигоном для СС. Здесь их учили освобождаться от своих прежних человеческих реакций и эмоций, ломать сопротивление беззащитного гражданского населения. Лагеря были экспериментальной лабораторией, где отрабатывались методы наиболее «эффективного» управления массами. Там определялись минимальные потребности в еде, гигиене и медицинском обслуживании, необходимые, чтобы поддерживать в узниках жизнь и способность к тяжелому труду, когда страх наказания заменяет все нормальные стимулы. Такие эксперименты были в дальнейшем дополнены «медицинскими» опытами, в которых заключенные выступали в качестве подопытных животных.
         Кроме причинения физической боли, гестапо использовало чаще всего еще три метода уничтожения всякой личной автономии:
– насильственно привить каждому заключенному психологию и поведение ребенка
– заставить заключенного подавить свою индивидуальность, чтобы все слились в единую аморфную массу
– разрушить способность человека к самополаганию, предвидению и, следовательно, его готовность к будущему.

Единственным концлагерем на германской территории для женщин был Равенсбрюк. Отбор в женском лагере обычно производился после возвращения команд с работы или во время так называемых перекличек. Узницам в тяжелых колодках приказывали для этого пробежать несколько метров. Тех, кто бежал медленно, эсэсовцы вылавливали из строя при помощи изогнутых палок и отправляли в газовые камеры.

Первоначально в лагере содержали немок «позорящих нацию»: «преступниц», женщин «асоциального поведения» и представительниц свидетелей Иеговы. В июне 1939 года из Бургенланда (Австрия) в Равенсбрюк были депортированы 440 цыганок с детьми. С сентября по ноябрь того же года в лагерь прибыли около 60 полек из так называемой «имперской области». К декабрю 1940 года в 16 жилых бараках жили около 4 200 женщин, в том числе из Австрии, Польши и Чехословакии.

В апреле 1941 года в Равенсбрюк прибыли 3 500 новых заключённых, в том числе женщины из Нидерландов, Польши и Югославии. В марте 1942 года на строительство лагеря смерти Освенцим из лагеря Равенсбрюк были отправлены около 1 000 женщин. 14 июня 1942 года из ликвидированной чешской деревни Лидице прибыли 182 женщины. В октябре 1942 года Главное управление имперской безопасности (РСХА) отдало приказ, сделать лагерь «свободным от евреев». Более 600 заключённых, в том числе 522 евреек, были депортированы в Освенцим. К декабрю 1942 года количество заключённых в лагере достигло численности 10 800 человек, в том числе женщин из Франции, Бельгии, Норвегии, Люксембурга и Румынии.

В феврале 1943 года в Равенсбрюк привезли 536 советских военнопленных: женщин-врачей, медицинских сестёр и связисток, участвовавших в боях за Крым. Первоначально их блок был отделён ото всех остальных колючей проволокой. В том же году из Парижа прибыл транспорт с 1 000 француженками. К декабрю 1943 года в подчинении комендатуры СС лагеря в самом Равенсбрюке и во внешних лагерях находились 15 100 женщин-заключённых

В феврале 1944 года из тюрем Компьена в лагерь Равенсбрюк были переведены около 1 000 француженок; в том же месяце в лагерь прибыл транспорт с заключёнными из лагерей смерти Саласпилс и Майданек. Из-за переполненности бараков в сентябре на территории лагеря были установлены большие палатки, в которых зимой погибло много женщин и детей. После подавления Варшавского восстания в октябре 1944 года в Равенсбрюк были депортированы 12 000 польских женщин и детей. На 15 января 1945 года в концлагере Равенсбрюк насчитывалось 46 070 женщин и 7 858 мужчин-заключённых, половина из которых находилась во внешних лагерях. Они охранялись 1 000 эсэсовцами-мужчинами и 546 надзирательницами. В январе-феврале прибыли ещё 11 000 заключённых из закрытых концлагерей и внешних лагерей.

Всего с 1939 по 1945 год в лагере Равенсбрюк было зарегистрировано в качестве заключённых 132 000 женщин и детей, 20 000 мужчин и 1 000 девушек «лагеря охраны прав молодёжи Уккермарк». В Равенсбрюке содержались узники более 40 национальностей. Заключённым выдавалось полосатое платье и деревянные колодки-шлёпанцы. На левом рукаве был лагерный номер и винкель — знак в виде треугольника, нашивавшийся выше лагерного номера и окрашенный в зависимости от категории: в красный цвет — для политических заключённых и участников движения Сопротивления, жёлтый — для евреев, зелёный — для уголовных преступников, фиолетовый — для свидетелей Иеговы, чёрный — для цыган, проституток, лесбиянок и воров; в центре треугольника стояла буква, указывающая национальность. Русский винкель представлял из себя красный треугольник с буквой «R». Советские военнопленные, по прибытии в лагерь, отказались пришивать его к своей форме. В результате они получили красные винкели с буквами «SU» — Советский Союз, позиционируя себя, таким образом, как особую категорию советских узниц.

Среди узников лагеря были дети, прибывшие с матерями или родившиеся уже на месте. Первая немногочисленная группа была составлена из цыганских детей, привезённых с матерями из Бургенланда (Австрия). В июле 1942 года несколько детей привезли из ликвидированной чешской деревни Лидице. Число детей значительно увеличилось между апрелем и октябрём 1944 года. Одна группа состояла из цыганских детей, привезённых в лагерь после закрытия лагеря для цыган в Освенциме. Другая — состояла главным образом из польских детей, отправленных в Равенсбрюк вместе с матерями после подавления Варшавского восстания 1944 года, и еврейских детей из закрытого Будапештского гетто. Большая часть этих детей умерла от истощения. Всего в период с 1943 по 1945 год в концлагере находилось 863—881 ребёнка в возрасте от 2 до 16 лет представлявших восемнадцать наций.

По различным оценкам, в концентрационном лагере Равенсбрюк скончались от 50 000 до 92 000 человек. Главными причинами смерти являлись недоедание, изнуряющий труд, очень плохие санитарно-гигиенические условия, вызванные размещением узников в количестве, многократно превосходившем допустимое и систематические грубые издевательства над узниками со стороны штата лагеря. Узников, признанных неспособными к работе, ликвидировали выстрелом в затылок. Каждый день в лагере убивали до 50 человек. Заключённых переправляли в Освенцим и другие лагеря смерти. Так, например, с марта по апрель 1942 года около 1600 «отсортированных» женщин-узниц Равенсбрюка были уничтожены в газовых камерах в Бернбурге.

В рамках так называемой «акции 14f13» в Равенсбрюке имело место массовое уничтожение заключённых. В 1943—1944 годах многие узники погибли от инъекции фенолинина. Осенью 1943 года для концлагеря был построен крематорий. Пепел сбрасывался в озеро Шведтзее.

В конце 1944 года, после посещения Гиммлером Равенсбрюка, командование лагеря получило приказ ликвидировать всех старых, больных и неработоспособных заключённых. В Равенсбрюк прибыли «эксперты» по уничтожению. С их прибытием началась массовая организованная ликвидация всех, кто считался неспособным к эвакуации. Таким образом за несколько месяцев до освобождения, женский концлагерь Равенсбрюк стал лагерем смерти. Сначала женщин казнили выстрелом в затылок. После расстрела нескольких сотен заключённых, комендант решил, что этот способ слишком медленный. В декабре 1944 года на территории молодёжного лагеря Уккермарк были построены газовые камеры.

В конце января — в начале апреля 1945 в закрываемом лагере Уккермарк были расстреляны или отравлены газом 5 000—6 000 заключённых лагеря Равенсбрюк. Имена тысяч узников, оказавшихся в этих застенках, так и остались неизвестными. Перед самым освобождением эсэсовцы уничтожили почти все документы.

В одном из спасённых от уничтожения списке, составленном администрацией лагеря, перечислены 25 028 имён женщин, отправленных в Равенсбрюк. Из них 24,9 % польки, 19,9 % немки, 15,1 % еврейки, 15 % русские, 7,3 % француженки, 5,4 % цыгане и 12,4 % представительницы других национальностей, распределённые по следующим категориям: [1]83,54 % политические, 12,35 % антиобщественного поведения, 2,02 % преступники, 1,11 % свидетели Иеговы, 0,78 % «позор расы» и 0,2 % прочие.

Из выше изложенного можно сделать вывод, содержание женщин заключенных мало чем отличалось от содержания узников в других концлагерях. Издевательства, пытки, расстрелы были обычными явлениями повседневной жизни лагеря. Молодые, крепкие и здоровые женщины и девушки после прохождения карантина отправлялись на фабрики, находившиеся в ведении руководства СС. Детей забирали у матерей и помещали в отдельные бараки. А 1944 год стал годом массового уничтожения пленных женщин.

§2 Особенности пребывания в лагерях малолетних узников.

     Недавно в Самаре открылся музей «Непокоренные» – музей союза бывших малолетних узников концлагерей. 20 июня 1988 года газета «Волжская заря» опубликовала объявление Куйбышевского отделения Советского детского фонда им. В.И.Ленина о том, что в Киеве 22 июня 1988 года состоится встреча бывших малолетних узников фашистских концлагерей периода Великой Отечественной войны. На открывшуюся в Киеве конференцию прибыло 750 бывших малолетних узников . Главным итогом Киевского форума было создание Союза бывших малолетних узников (СБМУ) при Советском детском фонде.
7 января 1989 года состоялось собрание областного комитета БМУ при Куйбышевском детском фонде, а 21 января была организована первая областная встреча бывших малолетних узников. Так было создано Куйбышевское областное отделение СБМУ . 
Работа по создание союза сопровождалась множеством сложностей. Приходилось искать и восстанавливать  потерянные документы, чтобы подтвердить свое пребывание в фашистских концлагерях. Самарское отделение РСБМУ ведет архив, где собираются и обрабатываются данные (документы, фотографии) о бывших узниках, ныне проживающих в Самаре или Самарской области. Статистически эти данные обработаны, но историческая наука ими еще не заинтересовалась. Ежегодно 11 апреля СО СБМУ отмечает Международный день освобождения бывших узников фашистских концлагерей. В этот день в 1945 году в Бухенвальде, одном из 14000 лагерей смерти, созданных фашистами, произошло вооруженное восстание узников. Им удалось перебить охрану, овладеть лагерем и удерживать позиции до прихода Красной Армии. В наши дни 11 апреля – это день памяти узников фашистских лагерей.
В 2001 году Самарское отделение Российского СБМУ заняло помещение во Дворце ветеранов, открытом в Парке Победы, после чего получило возможность заняться созданием музея, идея которого вынашивалась с 90-х годов. В октябре 2006 года СО РСБМУ выиграло конкурс, объявленный Общественной палатой, и получило грант на создание музея бывших узников фашистских лагерей. Формирование экспозиции, подбор материала и оформление будущего музея длилось весь год. Большую помощь при создании музея оказали работники Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина зав. отделом современной истории И.Н. Лазарева, художник В.К. Тюкин. Открылся музей 20 мая 2008 года .

В годы второй мировой дети оказались самыми незащищенными среди тех, кому пришлось жить на оккупированной территории. Много было жертв в ходе военных действий, во время бомбежек и артиллерийских обстрелов. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях и в гетто.

Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.

Вот реальная история Пахомова Павла Дмитриевича - узника концентрационного лагеря. Родился в 1936 году в селе Сетуха Орловской области. И вот в 1941 году началась война. И уже в октябре 1942 года в село Сетуха ворвались фашистские банды СС. В результате их село было сожжено, скот убит. Мать Павла Дмитриевича была потеряна, рядом с ним из родных людей осталась только тётя Мавра Захаровна и другая тётя со своими детьми. На третий день после налёта их отправили на Запад. Вагоны, в которых их везли, из воспоминаний Павла Дмитриевича были похожи на вагоны для скота. По пути следования эшелон постоянно подвергался бомбёжкам. Во время очередного обстрела в Белоруссии Павлу Дмитриевичу и его родным удалось сбежать. Ночами они шли домой, а днём отсиживались в каких-нибудь сараях, в стоге сена, на чердаках. В село Сетуха они пришли спустя несколько месяцев. За такой длительный путь Пахомов перенёс корь и с тех пор у него проблемы со слухом. Деревня была уничтожена, и они поселились в землянке. В июне 1943 года снова облава немцев. Павел Дмитриевич спрятался под печку, но его нашли и снова посадили в вагоны, которые направлялись в концлагерь под названием Саласпилс. Саласпилс - посёлок близ Риги. Ещё в октябре 1941 года немецко-фашистские оккупанты создали в этом посёлке лагерь смерти. Начиная с мая 1942 года в Саласпилс доставляли заключенных из рижской центральной тюрьмы, советских военнопленных из других лагерей, мирных жителей, заподозренных в связях с партизанами. Сюда попал и Пахомов П.Д. со своими родственниками. Фашисты уничтожили в Саласпилсе свыше 100 тысяч человек. В октябре 1944 года, стремясь скрыть следы злодеяний, оккупанты уничтожили лагерь. Как вспоминал Павел Дмитриевич, в этом лагере они жили в трехъярусных бараках. Однажды во время завтрака Мавра Захаровна попыталась незаметно поделиться кашей со своим племянником, но надзирательница, увидев это, подошла к тёте Павла Дмитриевича и ударила её по голове. По воспоминаниям Павла Дмитриевича кормили очень плохо, давали брюкву (которой обычно кормят скот), кружку кипятка и таблетку сахара.

Во время своих агрессивных походов фашистский вермахт не щадил детей. И уже никогда не будет установлено количество детей, уничтоженных или умерших в концлагерях.

Первые дети попали в лагерь уже в нюне 1939 года. Это были дети цыган, которые вместе с матерями прибыли транспортом из австрийской земли Бургенланд, среди них - двух- и трехлетние. С детьми в лагерь бросали и еврейских матерей. После начала второй мировой войны матери с детьми прибывали из стран, подвергшихся фашистской оккупации, - сначала из Польши, Австрии и Чехословакии, потом - из Голландии, Бельгии, Франции и Югославии. Часто мать умирала, и ребенок оставался один. Чтобы избавиться от лишенных матерей детей, их транспортом отсылали в Бернбург или Освенцим. Там их уничтожали в газовых камерах.

Для лагерного начальства дети были ненужным балластом. О них имелись особые предписания. Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание

Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью - заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Все женщины блока чувствовали себя ответственными за детей. Днем, когда родные и лагерные матери были на работе, за детьми присматривали дежурные. А дети охотно помогали им.

Детей школьного возраста тайно обучали чтению, письму и арифметике. Учебников, конечно, не было, но узницы и тут находили выход. Из картона или оберточной бумага, которая выбрасывалась при выдаче посылок, вырезали буквы и цифры, сшивали тетради.

Девочек с двенадцати лет их посылали работать на производство. От непосильного труда большинство из них заболевали туберкулезом и многие умирали. Мальчиков еще до исполнения им двенадцати лет безжалостно отрывали от матерей и посылали на работу в мужской лагерь.

Саласпилс – концентрационный лагерь для детей. Суточный рацион заключенного состоял из 150-300 гр. хлеба, смешанных наполовину с опилками и чашки супа из овощных отходов. Рабочий день длился до 14 и более часов.[2]
         Детей в лагере использовали для забора крови немецким раненым офицерам и солдатам. Ежедневно у каждого ребенка забиралось до 0,5 л крови, вследствие чего дети быстро погибали.
         В лагере узников и особенно детей убивали голоданием и впрыскиванием различных веществ. Применялся тяжелый физический труд, сопровождаемы взятием крови до состояния обморока. Узников травили в газовых камерах, установленных в автомашинах,  закапывали заживо в землю. В целях экономии боеприпасов людей убивали прикладами.
         Когда дети прибывали в лагерь зимой, то их голыми, босыми, полкилометра гнали в барак, носивший наименование «банный», где их заставляли мыться холодной водой. Затем детей, старших из которых не достигали 12 летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде 5-6 суток. Выжившие после этой процедуры, заболевшие дети, как ив се больны, отравлялись мышьяком.
         Делали им впрыскивания какой-то жидкости, и после этого они погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало от 150 детей в день.
         Грудных детей и детей до 6 лет помещали в отдельный барак, там они массами умирали и заболевали корью. С 18 мая 1942 по 19 мая 1943 года было умерщвлено детей в возрасте до 5 лет более 3 тысяч. А всего за это время погибло около 7 тысяч только советских детей, частью сожженных, а частью захороненных в лесу на территории лагеря Саласпилс. За период существования концлагеря выкачано 3 500 л детской крови.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что дети находившиеся в фашистских концентрационных и трудовых лагерях, содержались наравне с взрослыми, находились под стражей со всеми характерными признаками ограничения свободы, в результате такого содержания в лагерях умирало тысячи детей.

                Глава II - Истории из жизни узников лагерей.

§1 Зинаида Петровна Галушко.

Зинаиде Петровне Галушко было шесть лет, когда началась Великая Отечественная война. На тот момент ее отец Петр Моисеевич находился в советском концлагере. Вместе с мамой она жила в Вязьме, а ее маленький брат Гена – в деревне у бабушки с дедушкой. В 1941 году пришли немцы: сначала забрали корову у семьи Галушко, потом сожгли дом, а затем и вовсе увезли на товарном поезде с другими горожанами в Германию. Там маленькой Зине и ее маме Клавдие Тимофеевне приходилось работать на немецких фермеров.

Девочка убирала барак, в котором жили узники, топила буржуйку и готовила еду. Ее мама и другие женщины трудились на поле. Иногда им удавалось украсть картофель, и тогда Зина готовила запеканку. На улицу девочка не выходила, так как у нее не было обуви, а в мороз босиком ходить было невозможно. «Особенно запомнились два последних фермера – женщина и мужчина. Женщина сначала служила на фронте, но потом вернулась, так как лишилась руки. Она была очень злая, часто била плетью из проволоки молодых девушек и женщин. Потом мы перешли на другую ферму. На тот момент на эту территорию пришла советская армия. Но мы не стали уезжать вместе с другими узниками, решили сделать это на следующий день. Не получилось – пришли немцы. Хозяин фермы, который прятался от русских, вывел нас на площадь, долго бил плетью, а потом приказал расстрелять», – вспоминает бывшая узница.

К счастью, приказ немцы так и не выполнили, а маленькой Зине вместе с мамой удалось сбежать. Пенсионерка помнит, как они шли по полю, а по проселочной дороге двигались немецкие танки. Солдаты их видели, но стрелять не стали – боялись обнаружить себя, ведь рядом были советские войска. «Мы вернулись в свой старый барак, но там уже никого не было. Все вещи остались на прежних местах. Были и ботики 16-летней девочки. У нее была маленькая ножка, и они мне подошли. Позже местные нам рассказали, что всех, кто был в барак вывели на дорогу и направили под танки. Нам просто повезло», – рассказывает Зинаида Петровна.

Девочка вместе с мамой продолжила путь в Россию. Но им еще на несколько лет пришлось задержаться в Германии. Там же они встретили День Победы. Клавдия Тимофеевна работала вольнонаемной в воинской части, а Зина ходила в школу. «Была хорошая погода, и я с другими детьми играла на улице. Вдруг мы услышали выстрелы и очень испугались – подумали, что вернулись немцы. Оказалось, что это наши стреляют в воздух, от счастья. Мы очень обрадовали победе, а я даже написала стихотворение», – рассказывает бывшая узница.

В СССР семья Галушко вернулась после 1949 года. Они поселились в городе Сызрань Самарской области, где их впоследствии нашел Геннадий, брат Зинаиды Петровна. Всю войну он пробыл в детском доме. Семья объединилась. Позже Зинаида Петровна перебралась в Самару, где получила высшее образование и стала работать в конструкторском бюро.[3]

Сейчас Зинаида Галушко возглавляет региональную общественную организацию «Малолетние узники фашистской Германии». «Мне повезло, я осталась жива, но погибали каждые девять из десяти детей, которые оказывались в фашистской Германии. Теперь мы стараемся донести до молодежи, что такое фашизм и каким было то страшное время, создали музей», – отмечает бывшая узница.

§2 Раводина Алина Донатовна.[4]

Жительнице Самары  Алине Раводиной было два года, когда началась Вторая мировая война. В 1943 году немцы захватили её маленькую деревушку в Белоруссии. Алина Данатовна, её сестры, мать и другие жители пункта даже не сомневались, что их заживо сожгут, как людей из соседних деревень. Однако им было суждено выжить. Их деревня стала для немцев связующим звеном между железнодорожными путями и лесом, где скрывались советские партизаны. Фашисты посадили людей в поезда и увезли в Саласпилсский концлагерь, который находился на территории оккупированной Латвии. Кстати, среди них были те самые бандеровцы и латыши-нацисты. Алина Данатовна с содроганием следит за ситуацией на Украине. «Я знаю, кем они были, бандеровцы. Очень жаль, что сегодня братская страна отказывается от совместной победоносной истории союзного государства», – поделилась своим мнением  Алина Раводина.

В Саласпилсском концлагере из людей литрами выкачивали кровь для немецких солдат, ставили на детях эксперименты, морили голодом. Однако прошение Троице-Сергиевского монастыря Риги об освобождении детей из Саласпилс буквально спасло Алине Данатовне жизнь.

«Невозможно было без слёз слушать рассказ Алины Донатовны Раводиной о том, как они с мамой в феврале 1944 года попали сначала в Саласпилс. Как потом их разлучили. Мама прошла Освенцим, Майданек, Заксенхаузен, Дахау и лишь чудом осталась жива. А девочка в восьмилетнем возрасте попала в «доноры» в немецкий госпиталь, - поделилась впечатлениями Екатерина Сараева, специалист по охране труда. - У меня самой маленький ребёнок, страшно даже на минуту такое представить. Надо иметь большое мужество, чтобы пережить всё это и найти в себе силы в который раз рассказывать о самом тяжёлом в своей жизни. Низкий поклон всем тем, кто пережил ужасы войны и победил! Такое нельзя забывать!»

§3 Голодяевская Людмила Михайловна.[5]

«До четырнадцати лет Люда просыпалась по ночам в слезах от собственного крика. Долго не понимала, почему мучают кошмары. Мама успокаивала её, она знала, какие это сны… Боль, горечь, страх - вот что можно увидеть на лице этой женщины, когда она рассказывает о себе. Улыбается, а глаза хранят грусть…»

С самого рождения жизнь Людмилы Михайловны Голодяевской уже была необычной… Свой первый вдох она сделала 21 августа 1941 года в фашистском концлагере Димитравас. Здесь оказалась в первые дни войны мать Людочки, тогда еще беременная Наталья, жена политрука Михаила Уютова, тяжело раненного в первые часы боя. Родилась. Выжила, хотя выжить здесь было ещё большим чудом, чем родиться. Она помнит ад и кошмар концлагерей Димитравас, Майданек, Макиндорф и других мест насилия.

"Пережито, действительно, много... Нам, детям, вводили лекарственные препараты, испытывая их действие. Эта отрава была похожа на шоколадные конфеты, завернутые в яркие красочные обертки. Когда мне давали конфеты, я их прятала. Съешь такую конфету, и у тебя болит живот или голова, судороги начинаются. Надзирательница строго следила, чтобы мы пережевывали конфету, не позволяла глотать ее сразу или прятать за щеку. Чтобы не раздражать начальство, ребятишки старались не плакать, так как плач и крики приводили эсэсовцев в бешенство. Тогда дети получали оплеухи, и свистела плетка."- рассказывала Людмила Михайловна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В ходе исследования главной задачей для меня была изучить судьбу малолетних узников концентрационных лагерей. Поставленная задача достигнута. На основе материалов музея «Непокоренные» и интервью с  председателем региональной общественной организации «Малолетние узники фашистской Германии», а также других источников была  рассмотрена структура и деятельность концентрационных лагерей, условия в которых жили узники. Мною было проведено интервью с председателем Самарской региональной общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей Зинаиды Петровны Галушко.

Близиться юбилейная дата празднования 70-летия дня Победы. С каждым годом участников и свидетелей Великой Отечественной войны становится всё меньше и меньше. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы

Фашистские концентрационные лагеря стали самым эффективным способом уничтожения миллионов людей. Время пребывания в них было достаточно коротким, так как основным их назначением было эксплуатация и  массовые убийства людей. К сожалению, полностью показать все аспекты функционирования концентрационных лагерей не позволяет объём исследовательской работы. Однако, опираясь на поставленные задачи, удалось раскрыть сущность концлагерей и их историю.

Нацистские концентрационные лагеря являлись средством де-формации ценностных установок личности, телесного насилия, разрушения идентичности. Методы воздействия, применявшиеся в лагерях, сказывались не только на психологическом состоянии заключенных. Стресс, антисанитарные условия жизни, плохое питание, а также тяжелая физическая работа имели свое влияние и на организм узников.

        Умерщвление людей было поставлено на промышленную основу. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей показывают, что необходимо было создать «индустриальную базу» для убийств. Ведь счет шел не на сотни, не на тысячи, даже не на десятки или сотни тысяч, а на миллионы. Чтобы умерщвлять миллионы, и впрямь необходимо было создать что-то вроде «производственного процесса». Не было никакого деления на мужчин, женщин и детей – убивали всех с одинаковой жестокостью. И на самом деле это чудовищно.

Результаты:

1) Я побывала в музее "Непокоренные" и узнала, что творилось в концентрационных лагерях с малолетними узниками.

2) Я изучила биографию нескольких узников, проживающих в Самаре, и поняла насколько тяжелое у них было детство.

3) Поняла чем отличалось пребывание женщин и детей от пребывание мужчин.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ

Источники

1) Материалы Самарской региональной общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей

Литература

  1. Беттельхейм Б. «Просвещенное сердце» // Журнал «Человек», М., 1992, No 2-6.
  2. Вольфганг Михалки «Вторая Мировая война», , М., 1997.
  3. Галкин А.А, «Германский фашизм», изд. Академии наук СССР, 1989 г.
  4. Дроговоз И.Г. / «Англо-бурская война 1899—1902 гг.»
  5. Желтиков Ю., Галушко З , Раводина А, Голодевская  Л. / "Этого забыть нельзя." Самара 2013.
  6. Желтиков Ю. "Дети Великой Отечественной войны." Самара 2014.
  7. Красные тюльпаны. Сборник поэзии и прозы; Самара 2006.
  8. Летопись Великой Отечественной 1941-1945. Краткий справочник. Москва «Молодая гвардия» 1985г.
  9. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками, том 1. Москва, Госюриздат, 1957/
  10. Сауснитис «В Саласпилсском лагере смерти», Латвийское государственное издательство, 1964 год.
  11. Антонина Никифоровна "Этого не должно повториться", Военное издательство министерство обороны союза ССР, Москва 1958.
  12. Анатолий Кузнецов "Молодая гвардия", издательство ИК ВЛКСМ 1967 год.
  13. Людмила Тимощенко "Дети и война", Даугавпилс 1999 год.
  14. Владимир Летвинов "Коричневое ожерелье", МП "ИТЕМ лтд"-СП "АФЕФ-Украина" - Киев 1996.
  15.   Владимир Летвинов "Коричневое ожерелье часть 2" Абрис 2001.
  16. Валентин Логунов "В подполье Бухендвальда издание 2, дополненное", Рязанское книжное издательство, 1963.


[1] Желтиков Ю., Галушко З , Раводина А, Голодевская  Л. / "Этого забыть нельзя." Самара 2013. - 38 с.

    [2]
  1.  Желтиков Ю. "Дети Великой Отечественной войны." Самара 2014.- 27 с.

[3] http://63.ru/text/album/652280.html [12.03. 2015. 17:20]

[4] http://63.ru/text/victory/789124.html [13.03. 2015. 18:00]

[5] http://www.samluka.ru/1710/uzniki.html [13.03. 2015. 19:40]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по французскому языку «Франция – Россия в годы Второй мировой войны»

Проект  по французскому языку «Франция – Россия в годы Второй мировой войны»...

Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943)

На основе событий и документов углубить знания учащихся об антигитлеровской коалиции; выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне в 1941–1945 гг.; способствовать пониманию необходимост...

Факультативный курс "Миф о Холокосте: правда о судьбе евреев в годы Второй Мировой войны"

Факультативный курс рассчитан на 1 час в неделю для 10-11 классов. Представляет собой работу с обучающимися социально-гуманитарных классов. Возможно использование курса как элективного....

Советский Союз в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. (повторение и обобщение)

Форма урока: интеллектуально-познавательная игра "Морской бой"...

Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны "Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста"

Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны«Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста»Цель мероприятия – познакомить с судьбами еврейски...

Практическая работа "Тува в годы Второй мировой войны"

Ответить на вопросы практической работы...

Конспект урока "Культура и наука в годы Второй мировой войны" 11 класс

Урок-беседа для 11 класса по теме: "Культура и наука в годы Второй мировой войны", целью которого является формирование патриотизма на основе примеров деятелей науки и культуры в годы в...