"Пускай хранит небесный свет родной мой край от всяких бед"
план-конспект по краеведению на тему

Сыскова Татьяна Ивановна

Сценарий занятия по "Калугаведению". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalugavedenie.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия по «Калугаведению»

Пускай хранит небесный свет

Родной мой край от всяких бед.

Цели:

         ввести учащихся в мир поэзии калужских поэтов;

         помочь услышать нравственное звучание стихотворений;

         используя исследовательский путь познания, поддерживать интерес к изучению      традиций семьи, родного края, русского народа;

         через изучаемый материал воспитывать бережное отношение к святыням,

         желание самим творчески развиваться.

Оборудование:

-проектор;

-презентация;

-костюмы героев( Аленушка, крестьянский парень, девушка в платке, девушка с травами);

-оформление доски ( русская изба, семейные реликвии, фотографии);

-символы России;

-музыка, танец лебедей.

1.Ход урока. Слово учителя.

   Ребята, сегодня на занятии по «Калугаведению» мы будем говорить о стихах калужских поэтов, о родной земле, взрастившей их, воспетой ими в своем творчестве.

    Вы услышите стихи Сергея Питиримова, Станислава Куняева, Ивана Волкова, Валентина Берестова, Валерия Васильева, а также стихи учеников нашего класса.

   Их поэзия продолжает развивать лучшие традиции русской классики, берущей начало в непреходящих основаниях народной нравственности, в народных представлениях о правде, красоте, любви.

    В их стихах – великий, святой завет хранить Русь.

    Их поэзия настраивает душу человека на волны добра, участия к людям

2.Выходят парень и девушка, читают стихи И.Волкова «Как река» и С. Питиримова «Аленушка».

   Иван Волков

Как река

Волос- лен нечесаный и тонкий

С отблеском красивым янтаря.

Голос твой чарующий и звонкий,

А в глазах весенняя заря.

На тебя смотреть- не насмотреться,

Сказочной своею красотой

Ты совсем мое разбила сердце,

Отняла навеки мой покой.

Звездочка взошла на небосклоне,

Как с тобой мне расставаться жаль,-

Ведь меня с ума как будто сводит

Голубая с крапинками шаль.

Неужели оборвется где-то

Песня, не поднявшись в облака…

Стала ты мечтою для поэта-

Широка, как светлая река!

 Аленушка.

За лесом скрылось солнышко.

Уснул речной камыш.

А ты, моя Аленушка,

Над омутом сидишь.

Береговые линии

Растаяли вдали,

И звезды , словно лилии,

В затоне расцвели.

Вокруг туман сгущается.

Он зябок, как беда,

Под ним с трудом вращается

Тревожная вода.

Волна ласкает камушки,

Качает камыши.

Тебе без доброй мамушки

Тоскливо здесь в глуши.

Желанный твой миленочек

Опять прийти не смог…

Лишь беленький козленочек

Томится возле ног!

Чтица. С.Питиримов

«Переливица

Сердце осчастливится,

Если предо мной

Речка Переливица

Зазвенит волной.

Гуслями старинными

Запоет она,

Сказками , былинами

Вся озарена.

Ивы полушалками

Вдруг помашут мне.

Лешие с русалками

Спляшут на волне.

Под лозою нежною,

Словно кружева,

Пену белоснежную

Выстелет трава.

Детство мне припомнится.

Станут явью сны.

Сердце переполнится

Радостью весны.

Сердце осчастливится,

Трепетно замрет,

Речке Переливице

Тихо подпоет.

4.Слово учителя о теме урока ( о родной земле, о родном доме, о возрождении народных традиций.)  

     В этих стихотворениях калужских поэтов Ивана Волкова и Сергея Питиримова – опоэтизированный образ русской природы, Родины, и мир сказочной старины, и мир собственного детства.

     Поэты создают дорогую для каждого русского человека картину, очень близкую нашим представлениям о родине, ее национальных истоках.

5.Стихотворение «Одуванчики» С.Питиримова.

  Спит родимое село.

А над нами,

В полный рост,

Снова небо расцвело

Одуванчиками звезд.

Одуванчики –

В Оке.

Одуванчики –

В руке.

Одуванчики,

Мерцая,

Догорают вдалеке.

Одуванчики –

Повсюду.

Если хочешь,

Собирай…

Нет,

Нигде я не забуду

Одуванчиковый край!

6. ( Чтица в крестьянском костюме с корзиной цветов, трав).

Волнует с детства сенокос,

Июль, неистово горячий,

Игранье бабочек, стрекоз

И оводов полет незрячий.

Над полем нежный звон берез

Трепещет легкое монисто.

И небо, звонкое от гроз,

Вдруг заблистало синью чистой.

А запах скошенных лугов,

Как теплый хлеб, ржаной и сытный.

На сене сладок сон без снов

И утром завтрак первобытный.

Целебный дар могучих трав:

Анис, чабрец, пастушья сумка,

Над миром правит сеностав,

Свершается его задумка.

И люди волею согласны,

Зеленый мир вершит устав.

Июль звенит, какое счастье-

Слиянье чувств, смятенье трав.

   7.Слово о С.Питиримове.          

    Сергей Федорович Питиримов родился в 1938году в старинном русском селе Корекозеве, которому более 500 лет. С раннего возраста приобщился к русской классике, стал писать лирические стихи о природе. В юности его манили неизвестные дали.Это и определило его выбор профессии -он стал геологом. Север его очаровал, Восток околдовал, но по далекой родине скучал. Много лет он совмещал несовместимое –геологию и поэзию, но однажды пришлось выбирать – и поэт выбрал поэзию.

8.Звучат стихи «Калитка», «Возвращение», «Изба».

     

 Калитка.

Только глянул-

И сердце сжалось,

Словно я упал с высоты.

Дом снесли,

А калитка осталась

Посреди слепой пустоты.

Видно, люди куда-то спешили,

Впопыхах сокрушая старье,

Все порушили,

Все порешили,-

И забыли совсем про нее.

И она,

После этой мороки,

Не привыкшая к странной судьбе,

Бесприютно скрипит у дороги

На подгнившем сутулом столбе.

Я брожу дорогими местами,

Постигая печальную весть.

Между мной и калиткою старой

Что-то самое кровное есть!

   

Возвращение.

По самое окно

Одна среди села

Изба моя давно

Крапивой заросла.

На крыше лебеда

Видна издалека.

Сюда

Через года

Вела меня тоска.

И вот опять крыльцо

Запело подо мной.

И дышит мне в лицо

Высокий яркий зной.

И я сквозь этот блеск

Ловлю со всех сторон

То воробьиный плеск,

То жаворонка звон.

Плывут вокруг поля.

Встает ржаной прибой.

Отцовская земля,

Полынная любовь.

И вновь мне сушит рот

Несносная вина,

Ведь я людских щедрот

Не оплатил сполна.

Уставший от дорог

О камни сердцем бьюсь,

Родительский порог

Переступить боюсь.

«Изба»

Пусть же пребудет незыблемо, вечно, исконно,

Благословенно и свято-родная изба.

Дед сотворил ее, словно живую икону,

Прахом развеял дремучие страхи раба.

Ласковый свет расплескали ее половицы,

Радугой вспыхнуло в каждом оконце стекло,

Ставни взмахнули крылами, как райские птицы,

И лучезарно тепло от печи потекло.

Ведущий

   В этих стихах воплощено особое чувство родины. С щемящей тоской поэт говорит о родной земле .Он видит в крестьянском укладе и образе жизни великую национально-духовную ценность, отступление от которой приводит к уродованию жизни и души человека. Лирический герой ощущает кровное родство с землей своих предков, отцов.

Учитель.  

   Ребята, почему так важно для поэта это кровное родство с землей своих предков, отцов? Родной дом, семейные традиции и ценности формируют человека с детства. Тема возрождения национальных традиций звучит в стихах многих поэтов. Одна из них  - знать свои корни, чтить память об ушедших.

9.Обсуждение темы семейных традиций, реликвий.

Реализация исследовательского проекта «Семейные традиции».

( Чтение исследовательских работ «Семейная реликвия»,см.приложение).

Заканчивается беседа стихотворением С.Питиримова.

С.Питиримов.

«Видения»

Гляжу на себя, на юнца,

А в зеркале вижу – отца,

Который вернулся с войны

В короне густой седины.

Гляжу на сестренку свою –

В ней матушку я узнаю,

Лучистых морщинок тепло

Светло по лицу потекло.

Опять, как в былые века,

Плывут надо мной облака.

Я чувствую в трепете жил,

Что тысячи лет пережил.

Что мукой , которой крещен,

В грядущем давно воплощен,

Что смерти и тления нет…

Есть вечности радужный свет!

 10.Звучит стихотворение «Гоголь в Калуге». Переход к теме Калуги.

С.Питиримов

Гоголь в Калуге.

К овражку скошенного луга

Гнала заря сырую тьму,-

И показалась вдруг Калуга

Константинополем ему.

Он наблюдал, как птичьи стаи

Кружили в мареве тепла,

Как невесомо вырастали

С восторгом вровень купола,

Как у реки возки катились

Под аркой ивовых ветвей,

А мужики светло крестились

Летучим маковкам церквей.

 11.Тема Калуги является важной в творчестве С.Куняева.

Звучат стихи С.Куняева «Я, как в юности, снова приду», «Я приеду».

С.Куняев.

Я, как в юности, снова приду

Постоять над высоким обрывом,

Помолчать на осеннем ветру-

Здесь на родине в давнем году

В некий час я родился счастливым!

Сколько лет, сколько зим, боже мой!

Но все так же чернеет ограда,

Так же стелется бор вековой,

И все так же шумят надо мной

Липы Загородного сада.

Я приеду,

В гостинице номер сниму.

Выйду в город,

Пройдусь, ни о чем не жалея,

Но взгляну – Золотая аллея в снегу!-

И опомнюсь:-в снегу Золотая аллея !

Где когда-то под музыку липы цвели,

Распускались пионы

Созвездьям навстречу,

И мелькали огни сигарет,

Как шмели,

А какие, какие тут слышались речи!

А теперь тишина,

Неожиданный снег

До весны завалил Золотую аллею.

Где давно потерялся мой голос, мой смех,

Тот, которым смеяться уже не умею.

А под осень-

Под осень шепталась листва

И внезапно взлетала, как желтая стая,

В час, когда вдоль аллеи свистали ветра

12.Ведущий.   

    Станислав Юрьевич родился в 1932 году в Калуге, учился в средней школе №9.Растила его бабушка то в деревенской избе на высоком берегу Лихунки, то в городской квартире недалеко от загородного сада.

   Поэт приезжает в Калугу , черпая на своей малой родине вдохновение и силы для творчества. Первый сборник «Землепроходцы» был издан в Калуге в 1960 году. Сейчас Куняев -  главный редактор журнала «Наш современник», автор свыше 30 стихотворных сборников.

   Одна из тем творчества поэта – тема родной земли, единения с народом, миром.

Родина встречает гололедом,

Нежной стужей, золотым народом,

Синим ветром, облаком седым…

Надо припадать к ее заботам,

Листопадам, ливням, ледоходам,

К древним судьбам, к планам молодым.

   Встреча с калужской землей- землей детства и юности- благотворна для поэта.

Как сладко было пропадать,

С утра по улице слоняться,

Слова и звуки бормотать,

Над низким берегом склоняться.

Смотреть, как темная Ока

Неторопливо остывает,

Как ветер листья раздувает

У почерневшего ларька.

   

    Поэт создает в своем творчестве образ малой родины-матери, матушки, в котором заключена и нежность, и сыновняя любовь, и надежда .Родина-матушка успокоит душу, даст силы разогнуться, выпрямиться и снова «воспрять».Родство с ней –родство кровное.

Станислав Куняев

Как сотни лет тому назад,

Кричит петух в рассветной сини,

И дышит в окна старый сад

Дыханьем тлена и теплыни.

На родине такая тишь,

Которой в мире не осталось,

И только в ней ты растворишь

Свою февральскую усталость.

Когда, вскипая у окна,

Сирень к тебе протянет ветви,

Обрывки золотого сна

Обволокут тебя, как в детстве.

Но что за дело до тебя

Реке, распутице, равнине?

Они , все сущее любя,

Тебя случайно сохранили.

Земля не ведает утрат,

И нет- но это не жестоко-

В своем отечестве пророка,

Как сотни лет тому назад.

Непонятно, как можно покинуть

Эту землю и эту страну,

Душу вывернуть, память отринуть,

И любовь позабыть, и войну…

Я люблю эту кровную участь.

От которой сжимается грудь.

Даже здесь бессловесностью мучусь.

А не то чтобы там где-нибудь!

13.Реализация творческого проекта «Поэтический журнал»

Стихи и иллюстрации о Калуге. ( Слайды презентации).

(См.приложение).

14.Ведущий.Слово о Валерии Васильеве.

    Моя жизнь однажды втекла в Калугу. Много лет назад ехал мимо Калуги. С правого берега , примерно от Рождества Богородицы – как глянул, так и ахнул: взгляд не можно было вытащить из этого ультрамарина, из первосентябрьского злата и киновари. А купола, кресты и шпили в силуэте града сего нагорного предстали передо мной подобием кардиограммы моего сердца. С тех пор живу здесь, укоренился…

Стихотворения «Червонные струги», «В час призрачный…» 

Валерий Васильев

Червонные струги.

Эти красные храмы на синих холмах у Калуги-

Поверх розовых вод, под закатом-

Как древние струги.

Эти струги плывут, опаляют обидой и болью,

Молчаливой печалью, запрятанной в сводах глазниц.

Эти храмы зовут, приглашают пойти за собою

По звучащим ступеням столетий, событий, страниц.

По корням и побегам, по руслам –

К истокам России,

Заглянув мимоходом в селенья, скиты и дворцы,

 Вспять и вглубь зашагаем шаги, как сажени косые.

Я увижу воочию, как жили мои праотцы.

Сохраним эти храмы-

Людское в божественной сини.

Жар минувших сердец стыть не должен в снегах и пыли.

Да не вымерзнет вещая нежная озимь России,

Нашей матери строгой, единственной нашей земли.

Поверх розовых вод,

Поверх синих холмов у Калуги-

Мачты под небосвод-

Выплывают червонные струги…

В час призрачный, прозрачный час сирени

На улицах за церковью Ильи

Уже- ни света, но еще – ни тени,

И воробьи молчат и соловьи.

А в окнах вместо лампочек герани

Бросают блики женщинам на грудь.

А воздухе – ни музыки, ни брани.

И спать пора, но как же тут заснуть!

Вот старый дом доскрипывает скрипы,

Отцом и дедом слаженный вдвоем,

Где под окном я посадил две липы-

За ними нынче не заметишь дом…

Любой заштатный русский городишка

Уносит в даль березовых дымов,

Где то ли я, то ли другой мальчишка

В избе меж бревен щиплет сладкий мох.

О Родина! Поверх твоих сиреней-

Движенье долгожданнейших дождей.

Но свет и совесть, божество и гений

Спешат вернуться к памяти людей.

Умрут химеры, отлетят тревоги,

Оцепененье, глухота и грусть.

Но ты пребудешь в красоте и Боге-

О, наша мать единственная ,Русь!

15. Тема Циолковского.

Стихотворение «А Калуга была маленькой и тихой» В.Васильева.

Валерий Васильев.

А Калуга была маленькой и тихой,

Лишь изредка мощеной Смоленкой

Прогрохатывала телега.

И Коровинская улочка

Была маленькой и тихой-

Полого пыля, катилась она прямо в Оку.

И домик был маленький и тихий.

И человек был в маленьком чине-

Старый, глухой, странноватый…

Но в груди у него клокотало!

Но разум его бушевал! А сердце пело!

Он глядел на закаты, стоял на обрыве,

На себя примеряя ракетные крылья.

Не затем, чтоб витать над подножным и бренным,

 А затем, чтоб летать за пределы Вселенной.

Да не праздно мечтал, в шелест звездный вникая,

Сей калужский Дедал( но пока без Икара)-

Сам ковал, сам строгал, фантазер и рабочий

Звездный дом создавал,

Первый в космосе зодчий…

В.Берестов «Калужские строфы».

Здесь Циолковский жил.

                             Землею этой

Засыпан он. Восходит лунный

                              диск,

И на него космической ракетой

Пророчески нацелен обелиск..    

Клишина Екатерина ( 6 «Б» класс)

Калуга – колыбель моя,

Ты знала счастье, много бед,

Здесь Циолковский жил, как я,

Оставив на  камнях свой след.

По узкой тропке шел к реке,

Порой людей не замечая,

Сжимая зонтик свой в руке

И в мыслях звезды обнимая.

Шумели сосны на ветру,

Вода журчала и лилась,

И как задумал он в бору,-

Ракета в небо поднялась.

16.Заключение.

Стихотворение Питиримова «Над полями темными ночами»

(Исполняет девушка в платке, танец лебедей).

 С. Питиримов

Над полями, темными ночами,

Лебеди кричали о печали,

Так кричали, словно голосили

О грядущей гибели России.

Но спешила к бугорку старуха,

Обретая окрыленность духа,

Не страшилась встретиться с бедою,

Грезила, что стала молодою.

В небеса она вздымала руки,

Слушала божественные звуки,

Пережив восторга потрясенья,

Верила в извечность воскресенья.

И казалась мне старушка эта

Воплощеньем доброты и света,

Озарив счастливое единство

Родины моей и Материнства.

Итоги.Учитель

 -  Ребята, давайте обменяемся мнениями.

  Понравились ли вам стихи, прозвучавшие сегодня на уроке?

-Какие строки запомнились?

-Вопрос к тем, кто оформлял «Поэтический журнал»:

-Легко ли писать стихи, увлекательное ли это занятие?

-Кто из вас после этого урока попробует писать стихи?

-Обращаясь к теме занятия, от какой беды вы будете хранить родной край? ( От забвения прошлого, нежелания изучать историю края, города, своей семьи).

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания предлагаю разработать маршрут «Поэтическая Калуга»,

пройти по нему и снять видеофильм.

                                           Приложения.

Петрикова Лера

    Каждый человек, уходя из жизни, оставляет после себя заметный след, по которому мы можем судить о его прожитых годах.Это может быть профессия, которая передается от поколения к поколению, или вещь, свято хранимая в семье как память о предках, родственниках, родителях. Такие вещи называются реликвиями.

   В нашей семье тоже есть несколько вещей, которые достались от прапрабабушки по отцовской линии. Одна из них –картина Айвазовского «Девятый вал».Она побывала в разных городах, домах, ею любовались далекие наши родственники, и вот совсем недавно появилась у нас в доме.

   Картина уже от времени потемнела, не все детали можно разглядеть, но все равно мы дорожим ею.Ведь она является связующим звеном между поколениями.

Силаев Вадим

   У нас дома висит в красном углу очень старинная икона Божьей Матери. Она досталась моей бабушке от ее бабушки.

   Икона большая, в позолоченной раме, открывается как книга. Бабушка уверена, что «Божья Матерь» не раз спасала их семью от бед, помогала во время Великой Отечественной войны. Когда немцы заняли деревню ( это было в Брянской области),мои родственники вынуждены были уйти в брянские леса. Икону взяли с собой, не оставили дома.

   В дни поминовения умерших бабушка всегда зажигает у иконы свечу, вспоминая всех своих родных. Вот уж поистине иконы свет хранит всю нашу семью.

Белкина Настя.

    Нельзя жить, забыв о прошлом, нельзя становится беспамятными, нельзя забывать о своих корнях. Каждый человек должен знать, откуда он родом, кто его предки, историю своей фамилии, славные дела своих родственников. Ведь ты стоишь на своеобразной пирамиде, а основание ее прочное, потому что его сработали твои родные задолго до твоего появления на свет.Это от них через родную кровь ты получил многие хорошие задатки, природные способности, таланты. И теперь ты не имеешь права опорочить их доброе имя, перечеркнуть все их добрые начинания. И самое главное, ты должен знать, что тобой ничего не заканчивается на свете, ты звено в цепочке, от тебя теперь зависит, порвется она или будет крепкой, прочной…

Гудков Дима.

   В нашей семье хранится реликвия – это орден Отечественной войны 1 степени моего прадеда.На фоне звезды скрещены сабля и винтовка, в середине серп и молот.

  Орден деду вручили за храбрость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

   Каждый год на День Победы мы достаем орден и вспоминаем деда, ездим на кладбище, возлагаем живые цветы. Пока мы его помним, он с нами.

   Мы гордимся тем, что и наш родственник внес свой вклад в освобождение Родины.

Силкина Таня

    В моей семье есть реликвия – глиняная чаша, мы ею дорожим, она передавалась из поколения в поколение.

   Реликвия, я считаю, должна быть в каждой семье. Во-первых, это напоминание о родных. Во-вторых, ты становишься ответственным за нее. Реликвия рассказывает о каком-то событии из жизни семьи или родственнике.

   Глиняная чаша очень красива, ее подарил прапрадедушка своей жене в день венчания.Он сделал эту чашу сам из белой глины  за день до свадьбы. С тех пор в нашей семье каждый год отмечается этот день- день венчания моих родственников. Это очень красивый и романтичный ритуал в нашей семье.

   Я тоже буду ее хранить в своей семье.

Фисенко Наташа.

   Наша семйная реликвия –это фарфоровые чайные чашки, изготовленные на заводе М.С.Кузнецова. Сегодня кузнецовский фарфор – антиквариат.

   В 19 веке Матвей Кузнецов – владелец 18 предприятий в Российской империи, имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

   Чайные кружки были подарены моей прапрабабушке Ефросинье Ивановне. Она работала у графини Уваровой.Отец графини, князь Щербатов, был знаком с самим Пушкиным. Молодая Прасковья Щербатова была грациозна и остроумна. Ее не обошел своим внимание граф Толстой. Его Кити из «Анны Карениной» очень напоминает Прасковью, которая впоследствии вышла замуж за Уварова.

   Эти кружки дороги нашей семье, мы не должны забывать о тех, кто жил раньше, должны знать историю нашей страны и , конечно, историю своего рода, семьи.

Леонов Николай

Дом моей бабушки похож на маленький музей. Там можно найти чугунный утюг, деревянную прялку, домотканые полотенца и половики. Но больше всего

 мне нравится самовар, сохранившийся еще от прабабушки.   Гордо опираясь на четыре ножки, он тянет в стороны свои витые короткие ручки. Желтые бока  блестят.   Когда мы всей семьей собираемся на какой-нибудь праздник, бабушка достает из печи угли и засыпает их в самовар, потом надевает на него сапог и раздувает угли. Мы пьем чай а какой у него вкус!  С самоваром связаны воспоминания о детстве, он связующее звено между поколениями…

Поэтическое творчество учащихся

                          Бабкина Даша

 ( 7 «В» класс)

Калуга – мой город чудесный,

Калуга – мой город живой,

Для многих порой неизвестный,

А мне же навеки родной.

Веками стоит величаво

Под сводом седых облаков,

С годами все множится слава

Твоих дочерей и сынов.

Тебя, обнимая упруго,

Ока свои воды несет,

И здесь ты найдешь себе друга,

С которым пойдешь ты вперед.

               

 Клишина Екатерина ( 6 «Б» класс)

Калуга – колыбель моя,

Ты знала счастье, много бед,

Здесь Циолковский жил, как я,

Оставив на  камнях свой след.

По узкой тропке шел к реке,

Порой людей не замечая,

Сжимая зонтик свой в руке

И в мыслях звезды обнимая.

Шумели сосны на ветру,

Вода журчала и лилась,

И как задумал он в бору,-

Ракета в небо поднялась.

                         Гришина Мария

 ( 6 класс)

Калуга, ты мой город,

Родная сторона,

Ночами здесь искрится

Под звездами вода.

Любимый, чудный город,

Стоящий на Оке,

Ты светишься, как солнце,

У каждого в душе.

Мой город, ты красив всегда:

И в день, когда стоят морозы,

И если с неба льет вода,

И ночью загрохочут грозы.

Когда сады цветут весной,

И птицам в небе места мало,

Ты потеряешь свой покой,-

Усталости как не бывало.

Здесь ширь и свет, лазурь и синь,

И ветер здесь бывает нежным,

Ты взглядом все это окинь

Под этим солнцем безмятежным.

Мой край родной, моя земля,

Нам в души лей свой ясный свет,

Храни свои леса, поля

На много-много тысяч лет.

         

 Иванова Люба ( 7 «В» класс).

Калуга, город мой любимый!

Мне дорог улиц тихий шум.

Лучами солнца озаримый

Стоит, как витязь, полный дум…

Гостиный двор в наряде красном

Так величав и так красив!

Хвалились здесь под солнцем ясным

Купцы, товары разложив.

Дома, фонтаны, скверы, парки,

Церквей златые купола

И зелень улиц в полдень жаркий-

Прекрасно все, всему хвала.

Здесь Циолковский жил великий,

Мечты в модели воплощал,

И без него бы космос дикий

Простым и близким нам не стал.

Я дорожу тобой, Калуга,

Люблю Оку, сосновый бор,

Я помнить буду маму, друга,

Учителей и старый двор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Тепло и свет родного очага"

Сценарий родительского собрания с участием учащихся, которое способствует укреплению семейных ценностей, сближению родителей и подростков....

Разработка урока литературы в 8 классе на тему "Свет родных берёз в лирике поэтов 19 века"

Изучение лирики русских поэтов 19 века позволяет формировать гражданские и нравственные позиции учащихся, воспитывает положительные нравственные качества. Избегая длительных нравоучений, ненавязчиво, ...

Классный час в 5 классе "Свет родных берёз"

Материал классного часа воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к природе, бережное отношение к ней....

Конспект урока по теме : "Родная страна.Край родной"

Данный урок относится к  теме «Родная страна» и направлен на развитие коммуникативных навыков по этой теме. Современные требования к образованию предполагают сочетание со...

"Мой край родной , мой край степной"

национально-региональный компонент...

Классный час "Любимый край родной... Любимый край Донской..."

Материал предназначен для учителей географии и классных руководителей....