Игра "Эрудицион" по истории и культуре Санкт-Петербурга
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему

Игра может быть использова как в учебной работе, так и во внеклассной. Игра "Эрудицион" не требует от учащихся предварительной подготовки, так как в основном ориентирована на имеющиеся у учащихся знания и эрудицию.Методика проведения проста и доступна, позволяет сразу подвести итоги, что очень важно для ребят. Игра проводится в форме командной викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eruditsion.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя образовательная

школа № 62 Выборгского района Санкт-Петербурга

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

«ЭРУДИЦИОН»

по истории Санкт-Петербурга

(5-7 класс)

Автор: ЯКОВЛЕВА Алла Анатольевна,

учитель истории

Санкт-Петербург, 2012г.

Пояснительная записка программы

1. Актуальность выбора.

      Эта игра проводится в школе № 62 с 2009 года в разных классах по разным темам. Она может быть использована как в учебных предметах, так и во внеклассной работе.

      Игра «Эрудицион» не требует от учащихся особой дополнительной подготовки, так как в основном ориентирована на имеющиеся у учащихся знания и эрудицию. Методика проведения игры проста и доступна, позволяет сразу подвести итоги, что очень важно для ребят.

       Игра проводится как командная викторина. Это позволяет, с одной стороны, проявить учащимся организационные умения, с другой стороны учит принимать коллективные решения.

2. Идея.

         Для проведения игры необходимо выбрать тему и разбить её на 4 направления, которые будут отражены на игровом поле.

        По каждой подтеме 5 вопросов, которые в зависимости от сложности оцениваются от 1 до 5 баллов.

        Каждая команда имеет сигнальную карточку , с помощью которой дает знать, что готова отвечать.

        Вопросы команды выбирают по очереди. Если ответ дан правильный, на данной отметке игрового поля прикрепляется флажок команды. Это потом позволяет подсчитать общий результат. Если после 10 секунд обсуждения команда не может дать правильный ответ, право ответа переходит к команде, первой поднявшей сигнальную карту. Игра продолжается кока не будут разыграны все вопросы.

3. Цели и задачи.

  •  Развивать умение быстро мыслить и анализировать предлагаемую информацию;
  •  Прививать интерес к познавательной деятельности и расширять кругозор учащихся;
  •  Формировать коммуникативную культуру учащихся и культуру общения;
  •  Учить учащихся работать в коллективе, организуя свою работу за четко ограниченное время;
  •  Прививать учащимся любовь к родному городу, его истории и культуре.

4. Особенности реализации программы.

Программа проводится с учащимися одного класса или командами целой возрастной группы.

Место проведения: актовый зал или класс.

Время проведения: 45-50 минут.

5. Необходимая подготовительная работа:

  •  Не менее чем за неделю ознакомить учащихся с темой игры и названиями подтем;
  •  Подобрать необходимый материал и оценить его по сложности в пятибалльной системе;
  •  Подобрать необходимый иллюстрационный материал и музыкальное сопровождение;
  • Подготовить сигнальные карты, отличающиеся по цвету (или в любой другой форме) и сигнальные флажки, используемые при подведении итогов;
  • По необходимости установить диапроектор и другие ТСО;
  •  Подготовить игровое поле, представляющее собой следующее:


5

4

3

2

 1

5       4        3        2        1         1           1       2      3      4      5  

2

3

4

5

План проведения игры.

1. Деление класса на 4 команды.

  •  При входе учащиеся получают жетоны различного цвета, по команде учителя игроки собираются в команду и занимают свои места.

2. Вступление.

  •  Звучит музыкальный фрагмент;
  •  Учащийся читает стихотворение, посвящённое Санкт-Петербургу;
  •  Учитель или ведущий объясняет условия игры.

3. Разминка.

  •  На формирование командных качеств.
  •  На включение мыслительной активности – учащимся предлагается 7 вопросов; (каждое правильно выполненное задание приносит командам дополнительный балл).

4.  Проведение игры — викторины.

5.  Музыкальная пауза и подсчёт общего результата.

6. Подведение итогов.

Вопросы и задания к игре «Эрудицион» по истории и культуре               Санкт-Петербурга.

Разминка

         Петербургу посвящено много стихов. Послушайте отрывки и определите, кто их автор.

  • Прошло сто лет, и юный град,

             Полнощных стран краса и диво,

             Из тьмы лесов, из топи блат,

             Вознесся пышно, горделиво…     (А.С. Пушкин)

  •  О Север, Север-чародей,

             Иль я тобою околдован?

             Иль в самом деле я прикован

             К гранитной полосе твоей?         (Ф. Тютчев «Глядел я стоя над Невой»)

  •  Давно стихами говорит Нева,

            Страницей Гоголя ложится Невский,

            Весь Летний сад - Онегина глава,

            О Блоке вспоминают острова,

            А по Разъезжей бродит Достоевский.       (С. Маршак «Все то, чего коснется человек»)

  •  Город пышный, город бедный,

             Дух неволи, стройный вид,

             Свод небес зелено-бледный,

             Скука, холод и гранит…               (А.С. Пушкин)

  • Сестра моя, товарищ, друг и брат,

Ведь это мы, крещенные блокадой,

Нас вместе называют Ленинград,

И шар земной гордится Ленинградом.              (О. Бергольц «Февральский дневник»)

  • Какой из существующих ныне театров Петербурга является старейшим?

          (Александринка)

  • Какую улицу Петербурга называли улицей рынков и почему?

         (Садовую улицу, на ней от Невского проспекта до Крюкова канала 7 рынков)

  • Какая площадь города стала местом первого в истории России вооруженного выступления против самодержавия?

         ( Сенатская площадь, 1825 год)

  • Какой из вокзалов нашего города является самым первым в истории России?

        (Царскосельский, Витебский, 1837 год)

1. Это интересно.

  • Многое изменилось за 300 лет в нашем городе. Сейчас одно из самых оживленных мест весной и летом — Петропавловская крепость. А какое место Петербурга первые 150 лет с наступлением весны становилось самым оживленным и шумным?

    (Стрелка Васильевского острова, так как там находится порт, Биржа, таможня и т.д.)

  • Какое отношение к созданию ракетной техники, к освоению космоса имеет Петропавловская крепость?

       (Первая ГДЛ по разработке ракетных двигателей)

  • На какой из улиц  города можно увидеть так называемые «часы мира»?

      (С 1962 года, на Почтамтской улице электронные часы имеют 2 циферблата)

  • Этот храм можно назвать поистине «народным». Его архитектор был выходцем из простого народа, его строили на народные пожертвования и сам он стал олицетворением подвига народа в войне 1812 года.

      (Казанский собор)

2. Цифры и факты.

  • Какой день считается датой основания Санкт-Петербурга?

           (16(27) мая 1703 года, день заложения крепости святого Петра)

  • Сколько лет наш город был столицей Российского государства?

           (1712- 1918 г.г. - 206 лет)

  • В этот музей заманивали бесплатным чаем и сухариком, так как народ не хотел смотреть на уродцев. Что это за музей? Когда он был основан?

          (1714 год, Кунсткамера)

  • В каком году было одно из самых сильных наводнений, описанных А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»?

          (1824 год)

Погода пуще свирепела,

            Нева вздувалась и ревела,

            Котлом клокоча и клубясь,

            И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась.

  • Сколько раз город менял название и когда это было?

            (3 раза; 1703 год — Санкт-Петербург

                          1914 год — Петроград

                          1924 год — Ленинград

                          1991 год — Санкт-Петербург)

3. Город рек и мостов.

  • На каком острове возникли первые городские улицы?

           (Березовым, ныне Петроградском)

  • Какие мосты в Петербурге имели и имеют цветные названия?

           (Все на Мойке, это — Желтый, Зеленый, Синий, Красный. Красный и синий сохранились)

  • Какие петербургские мосты украшены львами?

  • На каком мосту можно увидеть конные статуи?

              ( На Аничковом мосту)

  • Сколько рек и каналов пересекают Невский проспект?

              ( 2 реки и 1 канал)

4. Памятники Петербурга.

  • На каком памятнике города можно увидеть сразу 9 скульптурных фигур известных деятелей России второй половины 19 века?

      (Памятник Екатерине II: Потемкин, Румянцев, Суворов, Дашкова, Державин, Орлов, Чичагов, Бецкой, Безбородко)

  • Перед вами мемориал Пискаревского кладбища, ставший данью подвига Ленинграда в годы блокады. Какие еще памятники вы знаете, посвященные подвигу ленинградцев в блокаду?  /Слайд/

  • В Санкт-Петербурге много конных статуй, но только этого коня сравнивают с самой Россией.

              (Медный всадник)

  • Кто был соавтором Фальконе при создании этого памятника?

            ( Мари Анн Колас)

  • Летний сад.  /Слайд/ Какая скульптурная группа означает течение времени?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...