Не может быть забыто
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Аршинова Жанна Вячеславовна

Автобусная экскурсия по памятным местам Губкинского городского округа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_mozhet_byt_zabyto_.doc624.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЗАБЫТО,

ЧТО БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО

Автобусная экскурсия по памятным местам Губкинского округа

Для учащихся 7 класса

Автор: Аршинова Жанна Вячеславовна

 

Пояснительная записка

Экскурсионная деятельность школьных музеев – важный фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, она способствует  патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

         Экскурсии в нашей стране, являясь неотъемлемой частью культурно-просветительной работы школы, в то же время служат важным средством патриотического  воспитания учащихся.

Основная цель экскурсий – содействие всестороннему развитию личности, подготовка активных и сознательных патриотов, граждан нашей Родины.

Экскурсии призваны способствовать формированию гуманистического мировоззрения, воспитанию патриотизма, интернационализма. Они занимают важное место в системе нравственного, гуманистического и эстетического воспитания.

Экскурсии – одна из форм пропаганды, и поэтому на них распространяются её главные принципы: научность, неразрывная связь с жизнью. Однако правдивость не сводится к простому изображению, фотографированию того, что есть в жизни. Она требует выявления ведущих линий, главных тенденций их развития и составления на этой основе правильной картины жизни общества.

Научно-познавательное содержание экскурсии неотделимо от её нравственно-воспитательного воздействия.  

Главное в экскурсии – её идейное содержание. Но эффективность экскурсии зависит в значительной мере от искусства убедительно, ярко и доходчиво излагать материал.

Объектом данной экскурсии является историческое прошлое.

Предмет изучения – Малая Родина, сведения о которой могут быть использованы как местный материал.

             Предлагаемая работа представляет собой: маршрут экскурсии, остановки, объекты показа, продолжительность экскурсии, содержание подтем и основных вопросов, организационные указания, методические рекомендации.

В приложении представлены схема маршрута, фотографии.

Маршрут экскурсии:  г. Губкин МАОУ «СОШ № 1 с УИОП» – П. Троицкий  с. Ивановка  с. Бобровы Дворы  г. Губкин МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Остановки:

1. п. Троицкий;

2. с. Ивановка;

3. с. Бобровы Дворы.

Объекты показа:

  1. Памятник жертвам фашизма п. Троицкий;
  2. Мемориал воинам-землякам с. Ивановка;
  3. Памятник Вдове и Матери солдата.

Продолжительность экскурсии:

- 2 часа (120 минут)

Наименование подтем и перечень основных вопросов:

1. «Материнский завет»;

2. «Память об ушедших на фронт односельчан»;

3. «Прости, я не вернулся с войны!!!»

Организационные указания:

Автобусная экскурсия.

1. Подготовка материалов для экскурсий по родному краю.

2. Подготовка экскурсоводов.

3. Подборка материалов для бесед, литературной композиции.

4. Подготовка встреч с участниками событий или очевидцев и их родственниками.

Методические указания:

- Экскурсия проводится в мае-сентябре.

- Участники – учащиеся 7-х классов.

Объекты экскурсии – памятники и братские могилы Губкинского округа.

Задание: подготовить карту маршрута, встреча с сотрудниками поселковой библиотеки п. Троицкий, подготовить задания для последующих экскурсантов по сбору материалов по теме экскурсии, организовать уборку памятных мест, отработка ритуалов.

Заполнение карты экскурсии.

 

Проведение пробной экскурсии и утверждение экскурсии:

Руководитель школьного музея  поручает проведение пробной экскурсии обычно руководителю творческой группы экскурсоводов, готовивших новую тему, извещая его заранее об этом (за месяц-два). Обычно назначается и дублер из числа авторов текста и методической разработки.

На пробной экскурсии присутствуют экскурсоводы секции, члены методического совета, руководитель школьного музея и консультанты.

Пробная экскурсия обсуждается на заседании  совета школьного музея.

Руководитель школьного музея издаёт приказ (распоряжение) о приеме новой экскурсионной темы. Он же принимает экскурсию от каждого экскурсовода  члена творческой группы непосредственно на экскурсионных объектах или путем собеседования, а у остальных экскурсоводов  на пробной экскурсии.

Особенности  показа объектов по ходу движения автобуса:

Важное значение имеет предварительная подготовка экскурсантов к осмотру в том случае, когда объекты показываются по ходу движения автобуса или другого вида транспорта. Рассказ о них следует начинать с опережением, до появления объекта в поле зрения экскурсантов. Особенно важно точно ориентировать экскурсантов на объект, заранее указать, где и в каком окружении расположен, и точно показать его.

Показ в движении не может быть детальным. Поэтому внимание экскурсантов следует обратить только на главные, наиболее существенные черты экскурсионных объектов. Показ должен определять темп движения экскурсионного транспорта. Для этого экскурсоводу нужно установить постоянный контакт с водителем автобуса, чтобы в нужных местах он успевал замедлить движение. Лучше всего поставить в известность водителя об этих участках пути заранее, перед началом экскурсии, когда экскурсовод сообщает ему маршрут и объекты, у которых предусмотрены остановки.

Выход экскурсантов из автобуса:

Среди экскурсоводов нередко можно встретить резко противоположные точки зрения на использование автобуса в экскурсиях. Одни считают, что переезд на автобусе  лишь доставка экскурсантов к нужному объекту. Другие смотрят на автобус как на передвижную аудиторию, возможности которой позволяют экскурсантам даже не выходить на улицу при осмотре объектов.

Истина, видимо, лежит в данном случае где-то посередине. В этом легко убедиться при внимательном изучении практики работы опытных экскурсоводов.

Естественно, что выход экскурсантов из автобуса создает лучшие условия осмотра объекта в целом и деталях, его окружения, позволяет применить методический прием движения, Предоставляет возможность произвольного выбора и сопоставления различных точек осмотра объекта, наконец, наиболее удобно сфотографировать его. Следует помнить, что выход из автобуса служит также отдыхом от длительной поездки.

Вместе с тем частые выходы экскурсантов излишне утомляют их. Решая вопрос о выходе экскурсантов из автобуса, нужно учитывать тему экскурсии, значение объекта, условия Погоды (мороз, дождь и т. п.), возраст и состояние здоровья экскурсантов.

Экскурсоводы совместно с руководителем школьного музея должны определить места обязательного выхода экскурсантов из автобуса. В двухчасовой экскурсии  обычно предусматриваются 4-5 выходов. При этом следует всегда иметь в виду, что, лишая экскурсанта возможности выйти из автобуса, мы обедняем его впечатления от экскурсионного объекта. Экскурсовод выходит из автобуса первым, а при посадке входит в него последним и проверяет, нет ли отставших экскурсантов.

Последовательность показа объектов экскурсии:

Показ должен быть целенаправленным, а, следовательно, выборочным.

Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них.

Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому, а также особенности зрительного восприятия. Обычно показ строится на переходе от общего к частному. Показ в экскурсии следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом, а затем приступают к анализу с выявлением характерных черт экскурсионного объекта.

Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может долго задерживаться на одном неподвижном объекте. Из психологии известно, что наше внимание чрезвычайно динамично, подвижно.

При выборе очередности показа объектов принимается во внимание их эмоциональное воздействие на экскурсантов. Вначале характеризуют объект, который производит наиболее сильное впечатление (в том случае, когда этот объект не связан с темой, следует дать о нем экскурсантам справку, а затем перейти к основному объекту, на котором излагается экскурсионный материал).

                 Средства показа объекта:

Показ объектов в экскурсии должен быть конкретным. Экскурсанты ориентируются на объект экскурсоводом при помощи словесного описания и жеста.

         В экскурсиях предусматриваются встречи экскурсантов с участниками исторических событий, ветеранами Великой Отечественной войны, деятелями культуры и местными жителями. Должен быть определен примерный круг вопросов, согласованы время, место и продолжительность беседы.

Элементы ритуала на экскурсиях:

Некоторые экскурсии предусматривают посещение могил героев, некрополей, Вечного огня. Экскурсанты отмечают их минутой молчания, возложением цветов. Экскурсоводу следует заранее продумать место расположения группы, проследить, что мальчики сняли головные уборы.

Понятно, что элементы ритуала, которые включаются в экскурсии, обладают большой силой эмоционального воздействия. Именно поэтому они требуют особенно тщательно продуманной организации и точности.

Контакт экскурсовода с группой:

Успех экскурсии, ее эффективность зависят от установления должного контакта экскурсовода с экскурсантами с первого момента встречи до ее окончания. Благоприятный «психологический климат» во время экскурсии является непременным условием, при котором она доставляет творческое удовлетворение экскурсоводу, эстетическое наслаждение и радость ее участникам.

Приложение 1

Маршрут экскурсии

            Приложение 2

Материалы к экскурсии.

Памятники воинской славы Губкинского района

Солдатам, погибшим во славу земли…

Есть имена, чья слава

                        так крепка,

Что не сотрут её

бесчисленные годы,

Она останется на долгие

века

Святынею страны,

святынею народа…

                          А. Безыменский

В ХХ веке нашей стране выпало немало тяжёлых испытаний, самым жестоким из них было Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Наш народ с честью и достоинством выдержал этот суровый экзамен, прославив на все времена беззаветную преданность своей Родине, мужество и стойкость, стремление к победе, умение завоёвывать её, жертвуя всем, даже своей жизнью.

С тех пор прошло более 70 лет. Заросли травой окопы, колосится пшеница на полях былых сражений, на месте руин и пожарищ выросли юные города. Но не утихает боль потерь и утрат, потому что Победа оплачена слишком высокой ценой.

Людская память навечно сохранит имена тех, кто отдал свои жизни в больших и малых сражениях, был замучен в фашистской неволе, погиб от бомбёжек и обстрелов, от голода и лишений. Свыше 16 тысяч земляков защищали страну на фронтах Великой Отечественной войны, 9685 их них не вернулись в родные дома. Девять Героев Советского Союза, два полных кавалера ордена Славы своим героизмом прославили Губкинский край.

В Губкинском городском округе многое делается для увековечения памяти погибших: обустраиваются солдатские захоронения, братские могилы, постоянно обновляются памятники. Посажены именные деревья в память о земляках, отдавших свои жизни во имя освобождения Отчизны от немецко-фашистских захватчиков; на родине Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы установлены бюсты, их имена присвоены улицам, на зданиях, где они учились и работали, вывешены мемориальные доски.

Дети и внуки солдат-победителей помнят, как много страшных испытаний и невзгод выпало на долю людей старшего поколения, чья жизнь и молодость были отданы за свободу Отчизны.

Эта экскурсия – ещё одно напоминание потомкам о тех, кто остался на полях сражений.

«Советский воин… его кровью и потом добыта Победа над сильным и коварным врагом. Он умел прямо смотреть в глаза смертельной опасности, проявил высшую. Воинскую доблесть и героизм. Нет границ величию его подвига во имя Родины. Советский солдат заслужил памятник на века от благодарного человечества». (Маршал Советского Союза Г. К. Жуков)

                          Памятник Вдове и Матери Солдата

В печали вечной Мать-вдова скорбит,

Меж плит, взвиваясь, рвётся к небу пламя,

И чёрен от беды людской гранит,

И незабвенна о героях память…

                                            К. Трофимов

        После войны в Губкинском районе осталось около 5 000 солдатских вдов и 745 матерей, чьи сыновья и мужья пали на поле брани.

        Памятник построен по инициативе Губкинского районного Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

9 мая 1995 года, в год 50-летия Великой Победы, вблизи села Бобровы Дворы состоялось открытие единственного в России памятника  Вдове и Матери Солдата. Он построен на народные деньги.

Памятник представляет собой многофигурную скульптурную композицию матери с детьми, установленную на мраморном основании.

Композиция памятника имеет реальную основу. Прообразом  памятника Вдове и Матери Солдата стала наша землячка – Мария Фёдоровна Хорхордина, проживающая в с. Шорстово Боброводворского сельского округа Губкинского района.

Автор памятника – скульптор Анатолий Александрович Шишков.

Прости, родная!!!

Я погиб…

Говорят, что нет ничего страшнее неизвестности. А они не знали.

Говорят, что самый тяжёлый труд – ждать. А они ждали.

Говорят, что нет ничего больнее, чем видеть тело своего ребёнка. А они часто не видели даже тела. Просто в дома солдатских матерей приходило похоронное извещение. Но они, есть такое свойство. У материнских сердец, ему не верили. И всё равно ждали. Многие до самой смерти…

Вдовий пуховый платок.

Есть в Белгородской области район, где с 1983 года традиционно проводятся встречи солдатских вдов. «Когда мы только начали их организовывать, – говорит инициатор встреч, председатель Губкинского совета ветеранов Н.Я. Чуев, – каждой вдове вручили по пуховому платку.

Одинаковому. Они так обрадовались! Восприняли этот подарок как память о муже. Каждая написала завещание, в котором просила похоронить себя в этом платке…». «Я уже на многих их видел», – добавил Николай Яковлевич со вздохом.

Мария Фёдоровна Хорхордина родилась в 1891 году в селе Шорстово Губкинского района. Здесь она прожила всю жизнь. Отсюда проводила на фронт своего любимого мужа. Здесь ждала его каждый день выходила за околицу и ждала.

Стороной обходила почтальона и надвигала платок на глаза – чтобы никто не увидел слёз. Но беда всё равно пришла. Как удар. В спину… И вдруг – мрак… И вдруг – боль… И  что теперь?

… Спасибо деткам: не давали

духом падать мне

они кружили, будто ласточки

перед дождём.

Просили: «Мамочка, не плачь…

Наш папа жив, и мы его дождём»…

Детей у Марии Фёдоровны осталось двое. Сыну Арнольду было три с половиной года, а дочке Наташеньке – всего полтора месяца. Ради них она жила. И мечтала посадить берёзку на могиле мужа. Но не знает, где покоится  без вести пропавший солдат, весёлый  Андрюша Хорхордин., сменивший учительские конспекты на солдатскую винтовку.

Гранитная память

У этого памятника интересная и сложная судьба. В 1990 году во многих центральных газетах было опубликовано обращение ко всем жителям  тогда ещё Советского Союза с просьбой, собрать деньги на его строительство.

Пожертвования из разных уголков  страны стали приходить почти сразу. «Присылали по пять-десять рублей (по тем временам это были большие деньги). За несколько лет собрали 270 тысяч рублей. А на развилке трёх дорог у села Бобровы Дворы стоит памятник. Женщина с двумя детьми ждёт мужа и сына. Ждёт несмотря ни на что. Искренне веря в чудо.

Ольга Смирнова

Журнал «От благодарных потомков» 60 лет 1941-2005

Мемориал воина – землякам с. Ивановка.

Во время Великой Отечественной войны 314 жителей Ивановского сельского округа сражались на всех фронтах, показывая пример мужества, стойкости и героизма.

При въезде в село Ивановка установлен памятник-мемориал 154 односельчанам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны. На мраморных плитах высечены их имена.

        На постаменте застыл воин-освободитель с автоматом в руке.

        Текст мемориальной надписи: «Вечная память павшим героям».

        В 1985 году учащимся Ивановской средней школы были обнаружены останки трёх воинов времён Великой Отечественной войны. При них была найдена капсула с данными одного из солдат Белошапко Ивана Кондратьевича.

        Памятник представляет собой плиту из мраморной крошки на бетонном постаменте. Надпись на памятнике:

        Здесь похоронены воины Советской Армии,

        Павшие смертью храбрых в 1943 году,

        Белошапко Иван Кондратьевич,

        Неизвестный,

        Неизвестный

Памятник жертвам фашизма

п. Троицкий

        В 1983 году, в год 40-летия Курской битвы, в посёлке Троицкий был открыт памятник невинно погибшим мирным жителям, расстрелянным в х. Калиновка 4 июля 1942 года. Трагические события, развернувшиеся в населённом пункте, запечатлены в скульптурной композиции – старик, скошенный пулей упал на одну руку, а другую поднял, прикрыв мать с девочкой.

        На мемориальной плите навечно вписаны бронзой имена 13 невинно погибших жителей, среди которых 7 детей:

        Черных Егор – 15-ти лет,

        Черных Миша – 15-ти лет,

        Травкин Ваня – 12-ти лет,

        Яковлев Лёня – 11-ти лет,

        Травкин Боря – 10-ти лет,

        Травкина Рая – 4-х лет,

Травкин Женя – 1 года.        

Вечный огонь, как живое дыхание памяти, горит перед женщиной, девочкой и стариком. Прототипом для скульптуры стали: Травкина Наталья Константиновна, потерявшая четырёх детей, и пасечник Максим Сотников.

На памятнике жертвам фашизма надпись: «Наталье Константиновне Травкиной – участнице Курской битвы, в память об огненных днях Великой Отечественной войны».

Сооружение памятника осуществлено на средства совхоза «Губкинский».

Если помнят ещё о погибших,

Если помнят ещё об убитых,

Память чище огня,

Помнить крепче гранита.

                                  И. Чернухин.

Р. Бычков Звезда славы. Издатель –    Губкинский районный совет ветеранов Белгородской области.

 

 

 

 

 

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Программисты - это, может быть, вы"

План-конспект урока по теме "Алгоритм", первого урока в теме "Алгоритмика" в 6 классе.Материал содержит конспект урока, дидактический материал к уроку, презентацию, самоанализ урока...

Физика не может быть нелюбимой

как сделать так, чтобы наши ученики любили и знали физику?...

Физика не может быть нелюбимой

Конкурентность  на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся м...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

Дискуссия "Ценности, без которых человек не может быть счастливым"

Человеку для счастья надо много, мало того, у разных людей разные потребности. Но есть ценности, в которых нуждается, вообщем-то, каждый из нас..... Песни я пишу давно. О том, что вижу и чувствую...

Великое не может быть забыто

Сочинение-воспоминание , посвящённое Дню Победы...