Особенности чувашской вышивки
статья по краеведению (7 класс) на тему

Кондратьева Людмила

 Особенности чувашской вышивки.

 «У чувашского народа сто тысяч песен,

 сто тысяч слов,

 сто тысяч вышивок»

 И.Я.Яковлев, патриарх чувашского народа.

 

 

               Чувашский народ с древних времён славился своими талантливыми вышивальщицами. По идущим из глубины веков заветам все чувашки обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься им всё свободное время.

 Чувашская вышивка. Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе. В ней отражались возраст и половые отличия. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути.  Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей.

    В старинной вышивке чувашей белые нитки отсутствуют, но белый цвет в общей гамме узора всегда есть - это основа( белый холст.)

 Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.

 Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей, видимо, в большей части занимались земледелием.

Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни.

 Синий - свод неба, желтый - солнце. Однако можно предполагать, что самыми древними цветами в искусстве вышивки являются красный, черный и белый.

 

 Ткани, нитки имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из корней, коры растений, листьев, цветов, плодов. А также красили сажей, золой, глиной. Небольшие траты делались только для приобретения игл и шелковых ниток для вышивания.

        Первоначально вышивка была примитивной – стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобрели очертания различных геометрических фигур, а также изображения птиц, зверей, древа жизни.

       В этих узорах отражалось представление вышивальщиц о миропонимании, мироздании, их быт, культура.

      Символы, знаки вышивки позволяли определить положение человека в обществе и его принадлежность к определённой родовой группе. По этим знакам (тамгам) можно было узнать сородича. «Возьми мою тамгу, - сказал богатырь Юман незнакомой солнцеликой красавице, ищущей по свету своего возлюбленного, пропавшего без вести. – и иди по нашей земле без опаски. Покажи людям мою тамгу, и тебя приютит любой человек, покажет дорогу и посоветует, как по ней идти, любой мудрец. Моя тамга откроет тебе сердце моего народа».

     Из литературы я узнала, что ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. По преданиям в древности светили три Солнца, на Земле была благодать. Злые силы убили двоих, третье. испугавшись, улетело в бескрайную высь. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца, что когда – то светили Земле. Вышивки эти мы назовём – солнечными– решили мудрецы и вернули Солнце назад».

 До наших дней сохранился принцип изображения кеске, узора нагрудной части женской рубахи в виде солнца, двух крестов, положенных друг на друга.

 Изображая знаки Солнца, Луны, звезд, неба, воды, деревьев, он надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней. Орнамент каждой украшенной вещи был неповторим в узорах. Чувашки обычно не копировали вышивку, поэтому каждая из них становилась уникальной. Основные функции орнамента: - оберег от злых чар.  Любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Вначале нужно найти знаки-символы и определить их значение. 2) Любой узор был своего рода песней, сказкой, смысл которой не в том, что на поверхности, а в том, что внутри – а это не сразу увидишь. Надо знать, что любой узор был трехуровневым: близь – 1 узор, даль – 2 узор, глубь - 3 узор. 3) Читать нужно орнамент снизу вверх или по принципу зеркального отражения, добавляя значение цвета.

 В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими же качествами обладали и сами мастерицы. Белый цвет – цвет мудрости. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух. Жёлтым цветом вышивали солнце. Зелёный цвет – признак жизни, роста и развития. Им вышивали растения. Синий цвет символизирует небосвод. А какие вышивки сохранились у чувашей, когда и как они ими пользовались. Об этом мне захотелось узнать, и я обратилась к старожилам. У коренных жителей чувашей своя  вера. Отсюда свои стародавние обычаи, обрядовые традиции, вышивки Ивановой Галине Петровне  больше восьмидесяти лет. Вот что я узнала из её рассказов. При рождении ребёнка родители говорят, что к ним прилетела новая птица. Птица у чуваш – символ счастья. Старшая женщина в семье (чаще это бабушка или прабабушка) вышивают красными нитками специальные швы на чепчике и пелёнке новорожденного, которые оберегают дитя от сглаза. Красный цвет осмысливается как оберег от болезней и несчастий. Эта традиция сохранилась и сегодня.

      Идут дни, года. Вот и подрастает парень. Наступает время ему служить в армии. По традиции деревни он обходит своих родственников и в каждом доме дарят ему вышитые полотенца. Обычно вышивают знаки солнца, как источника жизни. В день проводов в армию любимая девушка дарит ему вышитый платочек с инициалами и с этим же узором. Эти подарки вручаются в знак пожелания здоровья, счастья, благополучного возвращения. Узор «кеске» (солнечный) никто не должен забывать, особенно вдали от родного дома, потому что у чуваш он означает родину. Провожая сына или дочь в путь, мать кусок хлеба заворачивает в белую вышитую салфетку и молится Богу – Земли, Богу – Ветра, Богу – Неба с просьбой оберегать её дитя в пути. Вера в чудодейственную силу вышивки наблюдается в нашей деревне и в том, что почти в каждом доме в прихожее на зеркало вешается вышитое полотенце. Это защищает от злых глаз, порчи, от плохой ауры, считают старожилы. Раньше на свадьбу вышивали по 25-30 полотенец, одаривали родственников жениха.  Сегодня от этой традиции сохранилось то, что невеста в день свадьбы вешает в доме жениха вышитое полотенце на самом видном месте. Этим она подчёркивает своё уважение к предкам этого дома и то, что она входит в эту семью. На полотенце невесты вышиты узоры растительного характера, как признак жизни и продолжение рода.

    У каждого народа есть свои любимые праздники. У нас самый радостный и весёлый праздник – агатуй. В древности его устраивали весной как обряд венчания земли с плугом. В наше время на этом празднике прославляют труд, мастеров земли, подводятся итоги работ. На агатуе самый любимый вид состязаний – скачки. В традиции деревни остался обычай награждать всех скакунов вышитыми полотенцами, особенно тех, кто остался последним. Этим они вселяют веру, не лишают надежды.

    С праздниками у жителей нашей деревни связан ещё такой обычай. На масленицу первым кто приходит в дом, того человека сажают на подушку. Хозяйки для этой подушки вышивают самую красивую наволочку, с изображениями птиц, животных, цветов. По поверью чувашей  это связано с тем, как домашние птицы будут нести яйца, и как будут высиживать потомство. Если гость тихо и спокойно будет сидеть на подушке, то и птица также себя поведёт. Вот такие интересные случаи мне рассказала Галина Петровна.

 Следующая моя собеседница Васильева Анна Ивановна. Она рассказала мне о женской одежде. Одежда была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины). Покрывало невесты - вышивали по углам  . Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы, отдельно от жениха. В определённый момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. На свадьбе часто прятали это покрывало, жених должен был найти и заплатить выкуп. Этот обычай сохранился в нашей деревне и в настоящее время. На свадьбах прячут фату невесты, требуют у жениха выкуп. От матери у Анны Ивановны сохранился сурпан – головная повязка.  Она рассказала мне о биоэнергетических ресурсах вышивок. Масмак – (налобная повязка) снимает головную боль, кеске – (нагрудная вышивка) сердечную, а сурпан – душевную. Немногие знают, что чувашские вышивальщицы живут долго, и до самой  смерти сохраняют ясный ум. Её мать прожила 97 лет и передала свой дар вышивальщицы ей, Анне Ивановне. Она одна из немногих, кто знает и умеет выполнять обрядовые швы. Язычники верят в загробную жизнь, поэтому, провожая женщину в последний путь, кладут в руки вышитый платочек и иголку с ниткой. Эта вышивка называется «Мудрёный шов». Чувашская вышивка это отражение жизни народа в узоре, это её религия, вера, надежда. Она – носительница тысячелетней наследственной программы. Вышивка и сегодня является одним из самых развитых видов народного творчества. Нет, наверное, ни одного населённого пункта, где бы не трудились вышивальщицы. Мне посчастливилось познакомиться чудесной вышивальщицей Романовой Светланой Аркадьевной.

 Она мне раскрыла секреты, язык чувашской вышивки, познакомила своими творениями. Светлана Аркадьевна окончила курсы «Чувашская национальная вышивка». У неё есть грамоты, благодарственные письма за участие на выставках прикладного искусства.

  Любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Вначале нужно найти знаки-символы и определить их значение.  Любой узор был своего рода песней, сказкой, смысл которой не в том, что на поверхности, а в том, что внутри – а это не сразу увидишь. Надо знать, что любой узор был трехуровневым: близь – один узор, даль – второй узор, глубь - третий узор.  Читать нужно орнамент снизу вверх или по принципу зеркального отражения, добавляя значение цвета

 

 В нашей деревне проводятся различные мероприятия по сохранению истории, традиций и обрядов родного народа:

 - «Дни чувашской культуры»,

 -  конкурс «Чувашская красавица»,

 - выставки «Мастерами славилась и славится деревня»,

 - работает краеведческий музей,

 -  кружок «Рукодельница»

  Наши вышитые изделия радуют   учителей, родителей и нас самих.

 

        Вышивание – увлекательный творческий труд, который вводит нас в мир прекрасного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_chuvashskoy_vyshivki.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности чувашской вышивки.

 «У чувашского народа сто тысяч песен,

 сто тысяч слов,

 сто тысяч вышивок»

 И.Я.Яковлев, патриарх чувашского народа.

               Чувашский народ с древних времён славился своими талантливыми вышивальщицами. По идущим из глубины веков заветам все чувашки обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься им всё свободное время.

 Чувашская вышивка. Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе. В ней отражались возраст и половые отличия. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути.  Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей.

    В старинной вышивке чувашей белые нитки отсутствуют, но белый цвет в общей гамме узора всегда есть - это основа( белый холст.)

 Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.

 Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей, видимо, в большей части занимались земледелием.

Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни.

 Синий - свод неба, желтый - солнце. Однако можно предполагать, что самыми древними цветами в искусстве вышивки являются красный, черный и белый.

 Ткани, нитки имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из корней, коры растений, листьев, цветов, плодов. А также красили сажей, золой, глиной. Небольшие траты делались только для приобретения игл и шелковых ниток для вышивания.

        Первоначально вышивка была примитивной – стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобрели очертания различных геометрических фигур, а также изображения птиц, зверей, древа жизни.

       В этих узорах отражалось представление вышивальщиц о миропонимании, мироздании, их быт, культура.

      Символы, знаки вышивки позволяли определить положение человека в обществе и его принадлежность к определённой родовой группе. По этим знакам (тамгам) можно было узнать сородича. «Возьми мою тамгу, - сказал богатырь Юман незнакомой солнцеликой красавице, ищущей по свету своего возлюбленного, пропавшего без вести. – и иди по нашей земле без опаски. Покажи людям мою тамгу, и тебя приютит любой человек, покажет дорогу и посоветует, как по ней идти, любой мудрец. Моя тамга откроет тебе сердце моего народа».

     Из литературы я узнала, что ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника. По преданиям в древности светили три Солнца, на Земле была благодать. Злые силы убили двоих, третье. испугавшись, улетело в бескрайную высь. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца, что когда – то светили Земле. Вышивки эти мы назовём – солнечными– решили мудрецы и вернули Солнце назад».

 До наших дней сохранился принцип изображения кеске, узора нагрудной части женской рубахи в виде солнца, двух крестов, положенных друг на друга.

 Изображая знаки Солнца, Луны, звезд, неба, воды, деревьев, он надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней. Орнамент каждой украшенной вещи был неповторим в узорах. Чувашки обычно не копировали вышивку, поэтому каждая из них становилась уникальной. Основные функции орнамента: - оберег от злых чар.  Любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Вначале нужно найти знаки-символы и определить их значение. 2) Любой узор был своего рода песней, сказкой, смысл которой не в том, что на поверхности, а в том, что внутри – а это не сразу увидишь. Надо знать, что любой узор был трехуровневым: близь – 1 узор, даль – 2 узор, глубь - 3 узор. 3) Читать нужно орнамент снизу вверх или по принципу зеркального отражения, добавляя значение цвета.

 В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими же качествами обладали и сами мастерицы. Белый цвет – цвет мудрости. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух. Жёлтым цветом вышивали солнце. Зелёный цвет – признак жизни, роста и развития. Им вышивали растения. Синий цвет символизирует небосвод. А какие вышивки сохранились у чувашей, когда и как они ими пользовались. Об этом мне захотелось узнать, и я обратилась к старожилам. У коренных жителей чувашей своя  вера. Отсюда свои стародавние обычаи, обрядовые традиции, вышивки Ивановой Галине Петровне  больше восьмидесяти лет. Вот что я узнала из её рассказов. При рождении ребёнка родители говорят, что к ним прилетела новая птица. Птица у чуваш – символ счастья. Старшая женщина в семье (чаще это бабушка или прабабушка) вышивают красными нитками специальные швы на чепчике и пелёнке новорожденного, которые оберегают дитя от сглаза. Красный цвет осмысливается как оберег от болезней и несчастий. Эта традиция сохранилась и сегодня.

      Идут дни, года. Вот и подрастает парень. Наступает время ему служить в армии. По традиции деревни он обходит своих родственников и в каждом доме дарят ему вышитые полотенца. Обычно вышивают знаки солнца, как источника жизни. В день проводов в армию любимая девушка дарит ему вышитый платочек с инициалами и с этим же узором. Эти подарки вручаются в знак пожелания здоровья, счастья, благополучного возвращения. Узор «кеске» (солнечный) никто не должен забывать, особенно вдали от родного дома, потому что у чуваш он означает родину. Провожая сына или дочь в путь, мать кусок хлеба заворачивает в белую вышитую салфетку и молится Богу – Земли, Богу – Ветра, Богу – Неба с просьбой оберегать её дитя в пути. Вера в чудодейственную силу вышивки наблюдается в нашей деревне и в том, что почти в каждом доме в прихожее на зеркало вешается вышитое полотенце. Это защищает от злых глаз, порчи, от плохой ауры, считают старожилы. Раньше на свадьбу вышивали по 25-30 полотенец, одаривали родственников жениха.  Сегодня от этой традиции сохранилось то, что невеста в день свадьбы вешает в доме жениха вышитое полотенце на самом видном месте. Этим она подчёркивает своё уважение к предкам этого дома и то, что она входит в эту семью. На полотенце невесты вышиты узоры растительного характера, как признак жизни и продолжение рода.

    У каждого народа есть свои любимые праздники. У нас самый радостный и весёлый праздник – агатуй. В древности его устраивали весной как обряд венчания земли с плугом. В наше время на этом празднике прославляют труд, мастеров земли, подводятся итоги работ. На агатуе самый любимый вид состязаний – скачки. В традиции деревни остался обычай награждать всех скакунов вышитыми полотенцами, особенно тех, кто остался последним. Этим они вселяют веру, не лишают надежды.

    С праздниками у жителей нашей деревни связан ещё такой обычай. На масленицу первым кто приходит в дом, того человека сажают на подушку. Хозяйки для этой подушки вышивают самую красивую наволочку, с изображениями птиц, животных, цветов. По поверью чувашей  это связано с тем, как домашние птицы будут нести яйца, и как будут высиживать потомство. Если гость тихо и спокойно будет сидеть на подушке, то и птица также себя поведёт. Вот такие интересные случаи мне рассказала Галина Петровна.

 Следующая моя собеседница Васильева Анна Ивановна. Она рассказала мне о женской одежде. Одежда была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины). Покрывало невесты - вышивали по углам  . Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы, отдельно от жениха. В определённый момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. На свадьбе часто прятали это покрывало, жених должен был найти и заплатить выкуп. Этот обычай сохранился в нашей деревне и в настоящее время. На свадьбах прячут фату невесты, требуют у жениха выкуп. От матери у Анны Ивановны сохранился сурпан – головная повязка.  Она рассказала мне о биоэнергетических ресурсах вышивок. Масмак – (налобная повязка) снимает головную боль, кеске – (нагрудная вышивка) сердечную, а сурпан – душевную. Немногие знают, что чувашские вышивальщицы живут долго, и до самой  смерти сохраняют ясный ум. Её мать прожила 97 лет и передала свой дар вышивальщицы ей, Анне Ивановне. Она одна из немногих, кто знает и умеет выполнять обрядовые швы. Язычники верят в загробную жизнь, поэтому, провожая женщину в последний путь, кладут в руки вышитый платочек и иголку с ниткой. Эта вышивка называется «Мудрёный шов». Чувашская вышивка это отражение жизни народа в узоре, это её религия, вера, надежда. Она – носительница тысячелетней наследственной программы. Вышивка и сегодня является одним из самых развитых видов народного творчества. Нет, наверное, ни одного населённого пункта, где бы не трудились вышивальщицы. Мне посчастливилось познакомиться чудесной вышивальщицей Романовой Светланой Аркадьевной.

 Она мне раскрыла секреты, язык чувашской вышивки, познакомила своими творениями. Светлана Аркадьевна окончила курсы «Чувашская национальная вышивка». У неё есть грамоты, благодарственные письма за участие на выставках прикладного искусства.

  Любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Вначале нужно найти знаки-символы и определить их значение.  Любой узор был своего рода песней, сказкой, смысл которой не в том, что на поверхности, а в том, что внутри – а это не сразу увидишь. Надо знать, что любой узор был трехуровневым: близь – один узор, даль – второй узор, глубь - третий узор.  Читать нужно орнамент снизу вверх или по принципу зеркального отражения, добавляя значение цвета

 В нашей деревне проводятся различные мероприятия по сохранению истории, традиций и обрядов родного народа:

 - «Дни чувашской культуры»,

 -  конкурс «Чувашская красавица»,

 - выставки «Мастерами славилась и славится деревня»,

 - работает краеведческий музей,

 -  кружок «Рукодельница»

  Наши вышитые изделия радуют   учителей, родителей и нас самих.

        Вышивание – увлекательный творческий труд, который вводит нас в мир прекрасного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Многоцветие чувашской вышивки"

Методическая разработка на тему "Многоцветие чувашской вышивки" является хорошим материалом для проведения внеклассных мероприятий  про чувашскую вышивку, про историю ее возникновения....

Рабочая программа кружка " Чувашская вышивка"

Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающе...

ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ.

Актуальность данной работы заключается в сохранении материальной культуры чувашского народа. Интерес к чувашской национальной вышивке существовал всегда. Чувашская вышивка - это  бесце...

Образовательная программа Чувашская вышивка

Образовательная программа Чувашская вышивка(внеурочная деятельность)...

Чувашская вышивка в одежде

Национальная вышивка Республики Чувашия является достоянием и уникальным кодом. Каждый узор может быть расшифрован, имеет значение.Используется в национальной одежде с пожеланиями добра, благополучия,...

Чувашская вышивка – богатейшее искусство

Познакомить учащихся одним из основных видов чувашского прикладного искусства - вышивкой, несложными узорами - орнаментальными швами. Развивать интерес к языку, народным традициям, расширить словарны...

Чувашская вышивка, как часть декоративно-прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности

АннотацияФункциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В современной школе сущностью функци...