Образовательная программа Чувашская вышивка
рабочая программа на тему

Новикова Альбина Артуровна

Образовательная программа

 

Чувашская вышивка

(внеурочная деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_chuvashskaya_vyshivka.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

      МБОУ  «Кошки-Новотимбаевская основная общеобразовательная школа

   имени    И.Я.Яковлева»

Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

 

Образовательная программа

Чувашская вышивка

                                                                                   

                                                                                                                                       

                                                         Автор: Новикова Альбина Артуровна

                        учитель начальных классов

МБОУ «Кошки-Новотимбаевская

основная общеобразовательная

школа имени ИЯ.Яковлева»

первая квалификационная категория

2016г.

Пояснительная записка

                 Направление программы: Художественно-эстетическое.

 Тип программы: Авторская программа для кружка «Чувашская вышивка»  Новизна данной программы заключается в том, что этот вид прикладного творчества – вышивка -  стал доступен любому ребенку, желающему научиться старейшему виду рукоделия.

   Актуальность программы  состоит в том,  что  необходимо сохранять народные традиции чувашского народа и ремесла с помощью данного вида творчества, а так же она способствует творческому  развитию  ребенка.

 Педагогическая целесообразность программы в том и состоит,  что  при условии выполнения, обеспечивает достижение поставленных целей и задач, связанных с  эстетическим, трудовым,  патриотическим воспитанием  и развитием ребенка.

   Цель программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами через народно-прикладное искусство и выработка целого ряда жизненно-важных качеств: трудолюбия; целеустремлённости; аккуратности и точности; умения видеть прекрасное; развитие чувства патриотизма и т.д

Цель достигается через следующие задачи: 

Обучить:

- различным техникам вышивания;

- приёмам работы с инструментами и материалом по вышивке;

- приёмам моделирования по эскизу вещей;

- правилам безопасного обращения с инструментами, материалами;

- осознанно относиться к историческому прошлому чувашского народа, традициям и промыслам;

-навыкам сравнения вышивок разных народов;

Развить:

- творческое мышление, эстетический вкус;

- внимание;

- интерес к  родному чувашскому народному творчеству;

- приобщать к общечеловеческим ценностям.

Воспитывать:

 - усидчивость, трудолюбие, самостоятельность;

- доброжелательность, взаимопонимание, честность, уважение к труду других людей;

- чувство патриотизма через национальное самосознание;

- приобщать к здоровому образу жизни;

- приобщать к работе родителей, узнавая их семейные традиции и обычаи.

- привить интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;

- содействовать в профессиональной ориентации.

  Возраст детей посещающих объединение «Чувашская вышивка»  от 8 до 11 лет.

 Срок  реализации  образовательной  программы рассчитан на 3 года. Набор не превышает 10-12 человек, так как приходится работать индивидуально с каждым ребенком, где требуется объяснить и показать приемы работы с иглой, правильно поставить положение рук и т. д.

Практическая значимость.

Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Условия реализации образовательной программы.

1. Методическая работа.

Для обучающихся в кабинете оформлены:

  • Уголок воспитанника.
  • Папки со схематическими рисунками.
  • Образцы практических работ.
  • Журналы и книги.
  • Ведется папка накопления материалов.

2. Учебно-материальная база.

     Помещение для кружка отвечает санитарно-гигиеническим нормам, по площади достаточной для проведения занятий с группой в 13 человек. Кроме рабочих столов имеются: доска для показа наглядных пособий, рисунков, а также для организованного просмотра групповых работ, экран и Мультимидийный проектор с материалами презентаций по темам.

Учебно-наглядные пособия.

     Для более успешного усвоения материала используются наглядные пособия: технические разработки швов, образцы вышивок в различной технике, готовые изделия, чертежи изделий, подборки рисунков. Идет сбор образцов вышивок.

   Оборудование и инструменты: Материалы и оборудование для занятий кружка приобретается родителями. Пяльцы деревянные и пластмассовые различных диаметров. Нитки мулине  и шерстяные различных цветов, ножницы, иглы вышивальные, напёрстки. Калька, миллиметровая бумага, сантиметровая лента, булавки, краски, кисти, карандаши, альбомы.   Ткань для вышивки рекомендуется выбирать с полотняным переплетением нитей: редина, лён, суровое полотно, бязь, ситец, можно использовать шерсть и сукно.

3. Финансирование.

  • Больших финансовых вложений в организации работы кружка не требуется.
  • Материалы приобретаются на средства родителей и поэтому работы детей не остаются в кабинете, после выставки девочки уносят их домой.

Механизм достижения цели

1. Организационные педагогические основы обучения.

На занятия допускаются все учащиеся, обязующиеся выполнять правила поведения и техники безопасности на занятиях. Опыт показывает, что продолжительность занятия (1 ак. час) наиболее удобен  для учащихся. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети быстро усваивают      цветовую палитру, технологию выполнения швов, алгоритм построения стежков и др. Сам процесс работы детям приносит не меньше удовлетворения, чем ее результат.    

В первый год обучения происходит знакомство детей  с правилами техники безопасности, ознакомление с историей развития чувашской вышивки, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством, с простейшими и тамбурными швами, не сложными в выполнении, способствующими выработке первоначальных навыков в работе с иглой. С помощью этих швов дети усваивают орнаментальные мотивы, которые используются в изображении узоров  растительного характера своей местности.      

В течении второго  года  обучения  дети изучают закономерности гармоничного, художественного и стилистически выдержанного исполнения изделий, изучают историю вышивок народов Поволжья, их народные корни, взаимовлияния. Знакомятся с более сложными техниками вышивки: счётная вышивка,   гладь и  вышивка крестом.  Это способствует развитию:  владения техническими  приемами,  знания ряда принципов, которые применяются в живописи, художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.

В течении третьего года дети изучают обработку готовых вышивок крючком. Знакомятся  с взаимосвязью филейного вязания  и вышивки в рукоделии народов Поволжья. Выполняют  простые по технике исполнения изделия.

На занятиях дети большую часть времени будут уделять практической работе, также получат знания об инструментах, материалах, послушают лекции о народных традициях и обычаях народов Поволжья.

В работе кружка будет осуществляться межпредметная связь. Здесь пригодятся знания по математике (рамочки, расчет размера канвы, счет количества клеток-крестиков), черчению (построение чертежей, выкроек), ИЗО (умение правильно подбирать цвета).

Знания народных обычаев и традиций чувашского народа, полученные на уроках окружающего мира, позволят обучающимся более трепетно относится к тому, что было создано руками наших предков.

2. Формы и методы проведения занятий. 

В организации занятий выделяются  следующие этапы работы:

     1. Организационная часть.

2.  Повторение пройденного материала.

3. Изложение нового материала.

4. Подготовка к практической работе.

5. Практическое выполнение задания.

6. Заключительная беседа. Подведение итогов.

7. Уборка рабочих мест.       

 На занятиях используются различные методы и дидактические приёмы обучения в зависимости от поставленных перед обучением задач. Большая роль отводится овладению учащимися приёмами технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе.

Для формирования творческой личности школьника можно использовать  методы: рассказ, объяснение, демонстрации. Использование репродуктивных методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно- поисковые в совокупности с предыдущими служат развитию эстетических способностей школьников.

3.Способы проверки знаний. 

Теоретические знания  воспитанников будут выявляться при помощи вопросов,  дидактических игр, викторин и др. А практические  навыки в процессе самостоятельной работы детей, изделия которых выставляются на выставках детского творчества.

  4.Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, праздники.

5. Воспитательная работа. Важной обязанностью педагога кружка, является не только обучить ремеслу, но и организовать отдых детей.  Педагог является еще и воспитателем, который направляет детей на правильное отношение к коллективу, к обучению, развивает интерес детей к общественно-полезной деятельности.

Педагог кружка должен иметь подход к любому ребенку, найти с ним общий язык, иметь педагогическую гибкость.

Забота о воспитаннике - один из важнейших факторов, способствующих укреплению взаимных связей.

Педагог кружка, как воспитатель берет определенные обязательства перед детьми, родителями и обществом. Педагогически правильно обеспечивать жизнь и деятельность детей, посещающих кружок, создать благоприятные условия для их  духовного и физического развития.

6.Работа с родителями.

 Тесные контакты с родителями, учет их индивидуальных особенностей способствует более глубокому проникновению в интересы детей, их духовный мир, постижению их умственных и физических возможностей.    

Прогнозируемая результативность.

 Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Чувашская вышивка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно - познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с чувашской вышивкой;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей своего народа.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства,

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в вышивке.

- развивать художественный вкус ;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно - историческую ценность традиций своего народа, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Методы, средства  и способы оценки:

1.Мониторинг-показатель результата участия в конкурсах;

2. педагогические наблюдения;

3.анкетирование;

4.информация педагогов, родителей

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

· однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

· постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

· тематические - по итогом изучения разделов, тем;

· итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Знания и умения, которые должны быть получены учащимися по окончании обучения.

Должны знать:

1.  Начальные сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме.

2.  Иметь представление о пропорции.

3.  Начальные сведения о цветовом сочетании.

4.  Историю вышивки орнаментов.

5.  Композиционное построение узоров.

Должны уметь:

1.  Приобрести навыки вышивания.

2.  Пользоваться схематическими описанием рисунка.

3.  Изготавливать сувенирные изделия.

4.  Работать рисунку.

5.  В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

6.  В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и    доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива 

Основное содержание программы.

Учебно-тематический план первого года обучения.

 «Простые швы»

Название разделов  и тем

всего

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Знакомство с историей вышивки.

1

1

-

3

Материалы и инструменты.

1

1

-

4

Понятие о композиции, цветовое оформление изделия

1

1

-

5

Работа с рисунком.

1

-

1

6

Простые швы.

6

1

5

7

Счётные швы

3

1

2

8

Краеведческая работа

2

-

2

9

Практические занятия

7

-

7

10

Исследовательская работа

4

4

-

11

Оформление выставки работ.

2

-

2

12

Родительские собрания

2

2

-

13

Экскурсии.

2

2

-

14

Подведение итогов

1

1

-

Итого:

34ч.

Содержание программы первого года обучения

Название раздела

Темы занятий.

Наглядный материал

1

Вводное занятие

Правила техники безопасности. Рабочее место вышивальщицы. Вдевание нитки, завязывание узелка на конце нитки. Вдевание в иглу шерстяную нитку. Закрепления нитки на ткани при начале работы и ее конце.

Таблицы.

Памятки.

2

Знакомство с историей вышивки.

Древние письмена. Вышивка.

Чувашская вышивка. История чувашской вышивки.

Орнаменты чувашской вышивки. Вышивки нашего села. Выполнение эскизов.

Книжная выставка   о чувашской  вышивке. Презентация о вышивке.

3

Материалы и инструменты.

Инструменты и приспособления для вышивки.  Хранение инструментов.

Инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

4

Понятие о композиции, цветовое оформление изделия

Композиция.

Цветовая гамма.

Зарисовка цветовой гаммы.

Выполнение эскиза.

Рисунок .

Образец, альбом, краски, карандаши, геометрические фигуры.

Презентация «Цветы из кругов»

5

Работа с рисунком.

Знакомство со способами работы с рисунком. Увеличение. Уменьшение. Перевод эскиза на ткань. Практические упражнения. Составления композиций.

Ручное вышивание А.Иванова

6

Простые швы.

Техника выполнения простых швов: «вперед иголку», «строчка», «тамбурный», «петельный», «стебельчатый шов», «гладь». Разучивание  и выполнение швов разными видами  и цветами нитей. Выполнение работ: салфетка, поясок, закладка. Чтение произведения чувашских писателей о вышивке.

Образцы швов, таблицы поэтапного выполнения швов. Инструкции по обработке готовых изделий.

7

Счётные швы

Знакомство  со счетной вышивкой,  разучивание и  выполнение шва «козлик», «крестик» (горизонтальный, вертикальный). Выполнение эскизов к работам. Выполнение салфетки швом крестик. Знакомство с чувашской счетной вышивкой, местом её применения.

Книга Е.Жачевой Чувашская вышивка.

Образцы салфеток, платочков.

8

Краеведческая работа

Встреча с местными мастерами вышивки. Особенности местной вышивки, её отличие от чувашской национальной вышивки и сходство с татарской и мордовской вышивкой. Сбор  старинного материала для выставки в классе. Сбор песен, стихов о вышивке. Оформление альбома.

Образцы изделий татарской вышивки, мордовской вышивки.

9

Практические занятия

Выбор темы работы. Выполнение эскиза, работа с рисунком, с тканью (увеличение, уменьшение рисунка, перевод на ткань). Подбор цвета. Отработка техники выполнения изученных швов. Оформление работы.

Эскизы, узоры для круга, полосы, квадрата.

10

Исследовательская работа

Выполнение исследовательской работы по теме: «Вышивка в моей семье».

Образец выполнения проектной работы

11

Оформление выставки работ.

Подготовка работ для выставки.

(выбор изделия каждого участника, стирка, глажение) Изготовление карточек.

Оформление выставки

Приглашение на выставку родителей. Проведение выставки

Выставка в классе.

12

Родительские собрания

Знакомство с работой кружка. (цель: Вызвать интерес к кружку у родителей)

« Папа, мама, я - дружная семья».

(цель: Сплочение семьи)

Воспитание – дело общее.

(цель: Помощь родителям в воспитании)

Наши успехи.(цель: Стимулирование родителей к сотрудничеству).

Показ работ воспитанников. Анкеты для родителей.

13

Экскурсии.

 В кабинет родного языка.

В музей И.Я.Яковлева.

В сельскую библиотеку.

К мастерам чувашской вышивки села .

Оформление альбома «Вышивки нашего села»

14

Подведение итогов

Анализ работы кружка.

Вручение грамот, благодарственных писем.

Воспитанник первого года обучения должен знать:

  1. Историю развития народного рукоделия:  вышивки .
  2. Технику выполнения простейших стежков и тамбурных швов.    

3.   Принципы построения композиции на ткани.

4. Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

5. Название необходимых для вышивания инструментов, материалов и приспособлений.

Воспитанник первого года обучения должен уметь:

1. Отмерять нить; продевать нить в иглу; закреплять нить без узелка;

2. Самостоятельно выполнять простейшие и тамбурные швы;

3.  Изображать с помощью данных видов швов узоры растительного характера;

4.  Выполнять алгоритм  построения композиции на ткани;

5.  Самостоятельно подбирать цветовую гамму нитей;

6.  Работать с инструментом: иглы, ножницы, пяльцы.

Учебно-тематический план второго года обучения.

«Швы чувашской вышивки»

Название разделов  и тем

всего

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Виды ручной вышивки

1

1

-

3

Вышивка народов Поволжья

3

3

4

Работа с рисунком (перевод, композиция)

1

-

1

5

Практические занятия

10

-

10

6

Краеведческая работа

3

1

2

7

Исследовательская работа

4

2

2

8

Оформление выставки

1

-

1

11

Участие в общественной жизни.

5

-

5

12

Родительские собрания

2

2

-

13

Экскурсии

2

-

2

14

Подведение итогов

1

1

-

Итого:

34ч.

Содержание программы второго года обучения

Название разделов и тем

Основные дидактические цели и задачи

Наглядный материал

1

Вводное занятие

Вводный инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с планом работы, целями и задачами на второй год обучения.

Таблицы.

План кружка

2

Виды ручной вышивки

Знакомство  с техникой выполнения швов: Контурные и отделочные швы. Ажурные швы, мережки. Вышивка «в прикреп». Виды отделки края.

Жачева, Е.Н. Чувашская вышивка

3

Вышивка народов Поволжья.

Знакомство с русской, мордовской и татарской вышивками. Сходство элементов вышивок с чувашской вышивкой.

Егоров Н.  Чувашская мифология. Культура чувашского края.

4

Работа с рисунком (перевод, композиция)

Повторить  способы работы с рисунком. Увеличение. Уменьшение. Перевод эскиза на ткань. Практические упражнения. Составления композиций.

Ручное вышивание А.Иванова

5

Практические занятия

Выбор темы работы. Выполнение эскиза, работа с рисунком, с тканью (увеличение, уменьшение рисунка, перевод на ткань). Подбор цвета. Отработка техники выполнения изученных швов. Контурные и отделочные швы. Ажурные швы, мережки.  Оформление работы.

Образцы изделий с использованием изученных вышивок.

6

Краеведческая работа

Встреча с местными мастерами вышивки. Особенности местной вышивки, её отличие от чувашской национальной вышивки и сходство с татарской и мордовской вышивкой. Сбор  старинного материала для выставки в классе. Сбор песен, стихов о вышивке.

7

Исследовательская работа

Выполнение исследовательской работы по теме: «Узор на фартуке», «Узор на полотенце», «Узор на скатерти», «Узор на платке».

Образец выполнения проектной работы

8

Оформление выставки

Подготовка работ для выставки.

(выбор изделия каждого участника, стирка, глажение) Изготовление карточек.

Оформление выставки.

9

Участие в общественной жизни.

Изготовление поделок на праздники. Оформление выставок.

 участие в делах ЦДО.

Участие в концертах художественной самодеятельности.

10

Родительские собрания

Знакомство с работой кружка.

-«Земля –ста тысяч выставок»

-Трудовое воспитание младших школьников.

-Из бабушкиного сундука.

Материалы журналов «Народная школа», «Начальная школа», «Воспитание школьников».

11

Экскурсии

Экскурсии к рукодельницам села.

Поход по родному краю «Хулаш».

Материалы по городищу Хулаш.

12

Подведение итогов

Анализ работы кружка.

Вручение грамот, благодарственных писем.

Воспитанник второго года обучения должен знать:

  1. Основные техники вышивки;
  2. Алгоритм  выполнения стежков;
  3. Вливание цвета в вышивке пейзажа и натюрморта;
  4. Технологию обработки готового изделия;

 5.  Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

Воспитанник второго года обучения должен уметь: 

 1.   Самостоятельно выполнять швы,  применяемые в вышивке;

  1. Совмещать в вышиваемом изделии различные техники вышивки;
  2. Владеть техническими приемами, которые применяются в живописи;
  3. Обрабатывать готовое изделие;
  4. Самостоятельно наносить рисунок на ткань и подбирать цветовую палитру.

Учебно-тематический план третьего года обучения.

Вышивка и вязание.

Название разделов и тем

всего

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Исторические традиции вязания и вышивки.

1

1

-

3

Вышивка и вязание крючком.

4

1

3

4

Уход за вещами.

1

-

1

5

Практические занятия

10

-

     10

6

Краеведческая работа

3

-

3

7

Исследовательская работа

4

2

2

8

Оформление выставки

1

-

1

9

Участие в общественной жизни.

4

-

       4

10

Родительские собрания

2

2

-

11

Экскурсии

2

-

2

12

Подведение итогов

1

1

-

Итого:

34ч.

Содержание программы третьего года обучения

Название разделов и тем

Основные дидактические цели и задачи

Наглядный материал

1

Вводное занятие

Вводный инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с планом работы, целями и задачами на третий год обучения.

Таблицы.

План кружка

2

Исторические традиции вязания и вышивки.

История рукоделия. Вязание. Знакомство с понятием «Филейное вязание».  Вязание крючком и вышивка. Знакомство с чувашской вышивкой, как частью культуры народов мира.

Жачева, Е.Н. Чувашская вышивка,

 образцы вязанных изделий. Набор журналов по обучению филейному вязанию.

3

Вышивка и вязание крючком.

Инструменты и материал для вязания крючком. Крючки. Выбор крючка. Выбор нитей. Цветовое сочетание. Вязание крючком в чувашской вышивке. Основные виды вязания: воздушная петля, столбик без накида, столбик с одним накидом.

Схемы. Условные обозначения. Чтение схем.  

Егоров Н.  Чувашская мифология. Культура чувашского края.

Образцы элементов вязания.

Схемы.

4

Уход за вещами.

Особенности стирки. Сушка. Крахмаливание. Глажение. Техника безопасности при работе с утюгом. Уход и хранение.

Ручное вышивание А.Иванова

5

Практические занятия

Выбор темы работы. Подбор цвета. Отработка техники выполнения изученных петель: воздушная, столбик без накида, столбик с одним накидом. Ажурные швы, мережки.  Оформление работы. Работы: салфетка, платок, полотенце.

Образцы изделий с использованием изученных вышивок. Таблицы по технике безопасности. Инструктаж по работе с утюгом.

6

Краеведческая работа

Встреча с местными мастерами вышивки. Особенности местной вышивки, её и сходство с татарской и мордовской вышивкой. Роль вязания крючком в вышивках. Сбор  старинного материала для выставки в классе. Сбор песен, стихов о вышивке. Оформление альбома.

7

Исследовательская работа

Выполнение исследовательской работы по теме: «Узор на платочке», «Из бабушкиного сундука», «Салфетка».

Образец выполнения проектной работы

8

Оформление выставки

Подготовка работ для выставки.

(выбор изделия каждого участника, стирка, глажение) Изготовление карточек. Оформление выставки.

Приглашение на выставку родителей. Проведение выставки

9

Участие в общественной жизни.

Изготовление поделок на праздники.

Встречи с  интересными людьми.

 Участие в делах школы и ЦДО.

Участие в концертах .

Тимуровская работа.

10

Родительские собрания

Знакомство с работой кружка.

-«Как воспитать гражданина?»

- «Всё начинается с родного порога».

- «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.»

Материалы журналов «Народная школа», «Начальная школа», «Воспитание школьников».

11

Экскурсии

Экскурсии к рукодельницам села.

Поход по родному краю «Забытые места»

Материалы по селам Кильна и  Сумароково.

12

Подведение итогов

Анализ работы кружка.

Вручение грамот, благодарственных писем.

Воспитанник третьего  года обучения должен знать:

1.Основные техники вышивки и вязания крючком;

2.Алгоритм  выполнения петель: воздушная, петля без накида, петля с одним накидом;

3. Вливание цвета в отделке  вышивки;

       4.Технологию обработки готового изделия;

 5.  Правила техники безопасности при работе с колющимися, режущимися инструментами и утюгом.

Воспитанник третьего  года обучения должен уметь: 

 1.   Самостоятельно выполнять швы и петли ,  применяемые в вышивке;

2.Совмещать в вышиваемом изделии различные техники вышивки и вязания крючком;

  1. Владеть техническими приемами, которые применяются в живописи;
  2. Обрабатывать готовое изделие;
  3. Читать схему несложных узоров филейного вязания..

Литература.

  1. «Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства» Е.Н.Кондратьева. Чебоксары, 2001г.
  2. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2008.
  3. Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2010.

     4. Художественные промыслы. Справочник. М., 2007.

  1. Трофимов А. А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки . Чувашское искусство. — Ч.: 2010.
  2. Зимина М. С., Домоводство для девочек. Энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделий, М., Эксмо-Пресс, 2002.

   7 . Жачева, Е.Н. Чувашская вышивка.Чãваш тěрри : техника. Приемы : кн.-альбом / Евгения Николаевна Жачева. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 238 с. - (Из опыта народных мастеров).

      8 . Егоров Н. И. Чувашская мифология // Культура чувашского края. — Ч.: 2009.

    9. «Кружки художественной вышивки», автор Сафонова Н.С., Москва, Просвещение. 2010.

Методические рекомендации

     Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями , родителями для ознакомления с чувашской вышивкой.  Основное место на занятиях отводится практической работе. Это графические работы, различные упражнения, все виды практических работ, сам процесс практического выполнения изделия. Графические работы включают в себя подготовку рисунка для вышивки, подготовку эскиза. Такие виды работ, упражнений развивают творческое мышление, фантазию детей, дают возможность на практике проверить свои силы в художественном творчестве.   Практические упражнения требуются для отработки вышивальных умений, упражнения в закреплении нити, запяливании ткани, выполнения различных швов.

     Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные так и практические методы обучения. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным, фронтальным и индивидуальным. Широко используются различные наглядные пособия, технические карты, схемы, рисунки.

     С целью повышения педагогической культуры родителей, создания социокультурного пространства в семье рекомендуется проведение следующей работы с родителями: индивидуальные беседы и занятия, практикумы, занятия по сотворчеству детей и родителей, посещение родителями выставок работ учащихся, экскурсии учащихся и их родителей в  музей на экспозиции декоративно-прикладного искусства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа кружка "Вышивка"

Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций....

Методическая разработка на тему "Многоцветие чувашской вышивки"

Методическая разработка на тему "Многоцветие чувашской вышивки" является хорошим материалом для проведения внеклассных мероприятий  про чувашскую вышивку, про историю ее возникновения....

Рабочая программа кружка " Чувашская вышивка"

Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающе...

Особенности чувашской вышивки

Особенности чувашской вышивки. «У чувашского народа сто тысяч песен, сто тысяч слов, сто тысяч вышивок» И.Я.Яковлев, патриарх чувашского народа....

Чувашская вышивка в одежде

Национальная вышивка Республики Чувашия является достоянием и уникальным кодом. Каждый узор может быть расшифрован, имеет значение.Используется в национальной одежде с пожеланиями добра, благополучия,...

Чувашская вышивка – богатейшее искусство

Познакомить учащихся одним из основных видов чувашского прикладного искусства - вышивкой, несложными узорами - орнаментальными швами. Развивать интерес к языку, народным традициям, расширить словарны...

Чувашская вышивка, как часть декоративно-прикладного искусства, формирующая навыки функциональной грамотности

АннотацияФункциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В современной школе сущностью функци...