Музеи науки в Санкт-Петербурге
презентация к уроку по краеведению на тему

Соппа Ольга Валерьевна

В представленной презентации представлены фотографии из различных музеев Санкт-Петербурга .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музеи науки в Санкт-Петербурге Подготовила: Соппа Ольга Валерьевна г. Санкт-Петербург ГБОУ лицей № 572

Слайд 2

Музей антропологии и этнографии Университетская наб,3.

Слайд 3

Культура и быт населения С. Америки – от эскимосов до индейцев.

Слайд 4

Япония

Слайд 5

Африка

Слайд 6

Китай, Монголия и Корея.

Слайд 7

Деревянная декоративная тарелка с изображением дракона. Индонезия Макет традиционного дома. Индонезия. Минангкабау Металлические ушные фигурные серьги замужней женщины. Индонезия. Батаки

Слайд 8

Сиамские близнецы

Слайд 9

Карта звездного неба Большого Готторпского глобуса-планетария. 1654-1664 гг. Звезды различных величин Большого Готторпского глобуса-планетария. 1654-1664 гг.

Слайд 10

Большой Готторпский глобус – первый в мире глобус-планетарий. 1654-1664 гг. Дверца Большого Готторпского Глобуса с изображением герба Готторп-Голштинских герцогов. 1654-1664 гг.

Слайд 11

Интерьер кабинета ученого XVIII в.

Слайд 12

Конференц-зал Санкт-Петербургской академии наук XVIII в.

Слайд 13

Ботанический музей ул. Профессора Попова, 2

Слайд 14

Образцы древесин

Слайд 15

образцы плодов и семян

Слайд 16

коллекция семян злаков и изделий из их соломы

Слайд 17

бумажное полотенце из волокон фикуса

Слайд 18

Зоологический музей РАН Университетская наб., 1

Слайд 19

Черепаха Матамата

Слайд 20

Гангский гавиал

Слайд 21

Скелет синего кита

Слайд 22

Чучело Березовского мамонта

Слайд 23

Магаданский мамонтенок

Слайд 24

Ямальский мамонтенок

Слайд 25

Скелет Таймырского мамонта

Слайд 26

Южный слон

Слайд 27

Памятник Петру I и Лизетте в Риге

Слайд 28

Животные Петра I

Слайд 29

Главная Астрономическая Обсерватория РАН

Слайд 30

На территории обсерватории находится большой радиотелескоп

Слайд 31

2 солнечных телескопа и 2 астрографа

Слайд 32

Телескоп для осмотра окрестностей



Предварительный просмотр:

        Кунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук.

        1 февраля 1714 года был создан "Государев Кабинет", известный ныне под названием Кунсткамера. Она стала старейшим публичный музеем в России, созданным Петром I.

Кунсткамера, содержавшая личную коллекцию "редкостей" и различные раритеты Петра I, была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург и помещена в Летнем дворце. Для сбора экспонатов для своего "Кабинета редкостей" и чтобы ухаживать за ними были наняты специальные люди.

        Коллекция Петра росла, со всех концов России и из-за границы в Кунсткамеру стекались разнообразные диковинки. Кстати, приходившие по просьбе Петра I посетители, очень даже побаивались многих его экспонатов. Тогда Петр I стал приманивать мужчин рюмкой водки, а женщин угощали чашечкой кофе.

        В 1718 году для своего разрастающегося музея, Петр I приказал архитектору Маттарнови разработать проект нового здания. В возведении Петровской Кунсткамеры участвовали и другие архитекторы - Гербель, Земцов и Киавери. Строительство нового помещения для кунсткамеры длилось долго и сам Петр I не успел дожить до его открытия.

Но результат превзошел все ожидания: ничего красивее в Европе не было. Кроме того, уникальность проекта состояла в том, что до настоящего времени не было необходимости в проведении в нем капитального ремонта.

        Экспонаты в "Кабинет редкостей» стекались сюда со всех концов огромной Российской империи. Еще по приказу Петра Великого сюда были свезено всё, что было "очень старое и необычное" - необычные кости, камни, антикварная посуда и оружие, различные анатомические раритеты, как барашек с двумя головами, древние языческие предметы, домашняя утварь и одежда, идолы, редкие монеты и старинные рукописи, образцы минералов и многое другое.

        В Кунсткамере петровского времени было много невиданных вещей - тщательно заспиртованные головы детей и забальзамированные части тел, препарированные тушки различных мелких животных и птиц в стеклянных сосудах из коллекции голландского анатома Рюйша, гербарии, и ящики с красивыми бабочками, ракушками и многое другое.

Самые необычные из артефактов Петровской Кунсткамеры были "монстры" - реальные люди, отличавшиеся от других своими анатомическими особенностями. Они жили в музее и их осматривали посетители Кунсткамеры, как и все другие хранившиеся в ней экспонаты

        Во времена Петра это вероятно был лучший музей курьезов в Европе, а вход туда был открыт для всех и был совершенно бесплатным.

Сегодня Кунсткамера представляет посетителям возможность ознакомиться с широчайшей коллекцией своих собранных в течении трех столетий экспонатов.

         

  1. Разделы музея:
  1. Северная Америка

В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосовалеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом,ритуальный танец вызова дождя и другие.

  1. Япония
  2. На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
  3. Африка

Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.

  1. Китай и Монголия

В Китае проживают 56 национальностей, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родинойфарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

  1. Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

  1. Австралия и Океания

Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.

     7. Анатомический раздел 

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйшаголландского анатома.

Пýлковская обсерватóрия (полное официальное название — «Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук», сокращённое — ГАО РАН) — основная астрономическая обсерватория Российской академии наук

        Построена по архитектурному проекту А. П. Брюллова и открыта в 1839. Организована выдающимся русским учёным Василий Яковлевич Струве (выдающийся учёный-астроном ), который был первым её директором (до конца 1861, когда его сменил сын О. В. Струве). Обсерватория была оснащена наиболее совершенными инструментами, в частности тогда самым большим в мире 38-см рефрактором (зрительная преломляющая труба у телескопа). Основное направление работ состояло в определениях координат звёзд и астрономических постоянных: прецессии, нутации, аберрации и рефракции, а также открытиях и измерениях двойных звёзд. Работы Обсерватории были связаны также с географическим изучением территории России и развитием мореплавания.

        В обсерватории также производились географические исследования территории России, она использовалась для развития средств навигации. В ней были составлены довольно точные каталоги звёздного неба, содержавшие координаты сначала 374, а потом и 558 звёзд для эпох 1845, 1865, 1885, 1905 и 1930 годов.

        К 50-летию Обсерватории была дополнительно создана астрофизическая лаборатория с механической мастерской и установлен в то время крупнейший в мире 76-см телескоп-рефрактор, построенный фирмой Элвина Кларка (Выдающийся американский конструктор-оптик и астроном, основатель фирмы по производству телескопов, не имевший специального образования.).

Пулковский меридиан, проходящий через центр главного здания обсерватории ранее был точкой отсчёта для всех географических карт России. Все корабли России отсчитывали свою долготу от Пулковского меридиана, пока в 1884 году за нуль-пункт отсчёта долгот на всём земном шаре не был принят меридиан, проходящий через Гринвичской обсерватории в Великобритании (нулевой или Гринвичский меридиан).

        Справка: До конца XIX века в различных странах для отсчёта географических долгот использовали свои собственные национальные нулевые меридианы, проходящие, как правило, через центральныеобсерватории этих стран. Так, в Российской империи —Пулковский меридиан. По мере развития геодезии отсутствие стандартной системы долгот было признано международным астрономическим сообществом неудобным. В 1884 году на Международной меридианной конференции в Вашингтоне за нуль-пункт отсчёта долгот на всём земном шаре было предложено принять гринвичский меридиан.

        После получения астрографа (телескоп для фотографирования небесных объектов)

в 1894 году, обсерватория начала работу также в области астрофотографии. телескоп для фотографирования небесных объектов. В 1920 обсерватория также начала передавать по радио сигналы точного времени.

        С самого начала Великой Отечественной войны обсерватория стала целью немецких воздушных рейдов и артиллеристских бомбардировок. Все здания были полностью разрушены, но основную часть оборудования удалось спасти, равно как и значительную часть уникальной библиотеки важных работ с пятнадцатого по девятнадцатый век.        Но ещё до окончания войны было принято решение о восстановлении обсерватории на старом месте. В 1946 году место на Пулковском холме было расчищено и там началось возведение основных построек. В мае 1954 обсерватория была вновь открыта. При этом удалось не только восстановить её довоенную функциональность, но также существенно расширить число используемых измерительных инструментов и круг задействованных в работе обсерватории специалистов; было представлено множество новых направлений исследований. Дополнительно были основаны такие новые отделения, как радиоастрономическое и отделение по изготовлению инструментов (с собственной оптической и механической мастерской). Все сохранившиеся инструменты были восстановлены, модернизированы и вновь установлены в обсерватории. Здесь также был помещён новый 65-сантиметровый телескоп, два солнечных телескопа, большой радиотелескоп (измеряет излучения от небесных объектов)и все виды лабораторного оборудования.

На сегодняшний день научная деятельность обсерватории охватывает практически все приоритетные направления фундаментальных исследований современной астрономии

В штате обсерватории состоит 153 научных сотрудника, из них 82 кандидата и 18 докторов наук 

Зоологический музей Зоологического института РАН — старейший зоологический музей на территории России.

Музей как самостоятельная единица был образован в 1832 году путём отделения от экспозиции Кунсткамеры. В настоящее время является структурой в составе Зоологического института.

Общее число выставленных экспонатов превышает 30 000, а общая площадь экспозиции составляет 6 000 кв. м. На сегодня музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале.

  1. Знаменитые чучела

Лизетта — лошадь Петра Первого, Тиран — собака Петра Первого.

О встрече, которая стала судьбоносной как для молодой «лошади персидской породы», так и для первого русского Императора, рассказано в книге Осипа Беляева «Кабинет Петра Великого», 1800 года. Июнь 1698 года. Пётр I возвращался из Великого посольства через Ригу.  26 летний Император по дороге встретил купцов, которые вели на продажу молодого бурого жеребца.

Конь, по мнению Петра, отличался необыкновенной красотой и «влюбленный» с первого взгляда самодержец тут же без торга выменял его на свою собственную лошадь, доплатив сверху 100 голландских червонцев. Это была очень выгодная сделка для купцов, поэтому медлить с куплей-продажей не стали: все документы оформили на месте.

        Раздумывать долго о том, как назвать своего нового любимца, Петр не стал. С того судьбоносного дня и до конца жизни конь носил имя Лизетта - прекрасное, как он сам, впрочем, довольно странное для жеребца. Версий о происхождении имени лошади существует несколько. Однако большинство историков считает, что так звали одну прелестную особу, с которой у Петра I был роман. Лизетта был ярким примером «лошади одного хозяина». Он не слушал никого, кроме царя, а для конюхов был настоящим мучением. Лизетта служил Петру во время многих военных походов, на протяжении всего первого десятилетия XVIII века. Лошадь достойно прошла всю Северную войну. Именно на Лизетте Пётр въехал в отвоёванный Коброншанц в начале ноября 1709 года. Именно Лизетта спас царя от смерти в сражении под Полтавой, вынеся его на безопасное расстояние от прицельного огня.

        После смерти Лизетты Пётр не захотел расстаться со своим любимцем и верным боевым товарищем. Царь велел сделать чучело лошади. Сегодня чучело Лизетты находится в Зоологическом музее Санкт-Петербурга. Слава Великого Хозяина и Великой Лошади нераздельны: Петра-всадника всегда изображали верхом на Лизетте. Самый известный конный памятник России, - Медный всадник, - не исключение. А один из конных памятников вот уже больше 10 лет стоит на частной автостоянке при агентстве недвижимости в Риге - неподалеку от того самого места, где летом 1698 года молодой Пётр впервые встретил Лизетту.

  1. Ботанический музей  Санкт-Петербург

        В 1714 году на берегу реки Карповки по указу Петра I был заложен «Аптекарский огород» для выращивания лекарственных растений. Датой основания Ботанического музея принято считать 1823 год, когда «Аптекарский огород» реорганизовали в Ботанический сад, а в нем создали музей – специальный отдел для сбора и хранения различных ботанических коллекций неживых растений. Тогда же выделили в самостоятельный Ботанический музей Академии наук ботанические коллекции Кунсткамеры. В дальнейшем оба учреждения были объединены.

        В собрании Ботанического музея представлены растения со всех континентов, доставленные экспедициями Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова, Н.И. Вавилова, В.Л. Комарова и других отечественных ученых. Экспозиции показывают богатство и разнообразие растительного мира, его историю и эволюцию. Специальные разделы посвящены использованию растений человеком и проблемам окружающей среды.

        Прямым продолжением музея являются живые коллекции Ботанического сада (общая площадь около 23 га, в том числе 2,5 га под оранжереями и зданиями). Здесь в открытом грунте растет флора, обычная для умеренных широт; на альпийских горках – растения Кавказа, Средиземноморья, Центральной Азии, Северной Америки; в оранжереях посетители в любое время года попадают в экзотическую обстановку тропических и субтропических лесов и саванн. Парковый комплекс Ботанического сада – уникальный памятник ландшафтной архитектуры.

        Ботанический музей – один из старейших в Санкт-Петербурге и России: датой его основания принято считать 1823 год. В настоящее время Ботанический музей – это отдел         Ботанического института им. В.Л. Комарова Российской Академии наук; он расположен на Аптекарском острове, на территории Ботанического сада. 
Фонды Ботанического музея создавались крупнейшими отечественными учеными Ф.Б. Фишером, Н.М. Пржевальским, П.К. Козловым, Ф.И. Рупрехтом, К.И. Максимовичем, Н.А. Монтеверде, П.И. Липским, В.Л. Комаровым, П.П. Жуковским, Н. И. Вавиловым, П.А. Барановым, Л.Е. Родиным, А.Л. Тахтаджяном и многими другими. История музея тесно переплетена с историей российской ботаники.

        
Экспозиции Ботанического музея посвящены растительности Земного шара, эволюции растительного мира, месту растений в жизни человека. В музее регулярно проводятся художественные и научно-популярные временные выставки, тематика которых связана с миром растений.

        
Обширные фонды Ботанического музея подразделяются на Дендрологическую коллекцию, в которую входят образцы древесин, Карпологическую (образцы плодов и семян) и Палеоботаническую (образцы ископаемых растений) коллекции, а также – коллекцию по Экономической ботанике (в ней собраны растения, используемые человеком, разнообразные изделия и продукты из них). Помимо этих разделов, в фонды музея входят Фототека и Архив – около 10 тыс. негативов, фотографий и документов XIX-начала XX века.

        
На базе богатых коллекций Ботанического музея его сотрудники ведут исследования по анатомии, морфологии, систематики и эволюции и различных групп растений.

        История коллекции. Самые старые образцы Карпологической коллекции – это бобы Amorpha fruticosa (семейство Бобовые), привезённые П.К. Козловым в 1821 году из Северной Америки, и жёлуди Pasania schlechteri (семейство Буковые), доставленные Шлехтером из тропиков Старого света. Коллекция была значительно пополнена во второй половине XIX – начале XX века материалами ряда крупных экспедиций. Образцы для неё поступали от таких выдающихся ученых, как К.И. Максимович, собравший в 1861-1864 годах плоды и семена около 500 видов флоры Японии, и В.И. Липский, который за период с 1889 по 1910 год из поездок по Цейлону, Индии и Туркестану привёз 173 образца. В коллекции хранится и 151 образец, доставленный в 1926 и 1927 годах В.В. Марковичем из Индии, Палестины и с о-ва Явы. 137 образцов плодов и семян были привезены А. Регелем из Туркестана, более 100 образцов – экспедицией Б.А. Федченко с Алтая. Среди коллекторов встречаются и такие имена, как Н.М. Пржевальский (1870-80 гг.), В.А. Шренк (1850 г.), С.И. Коржинский (1897 г.), Н.Н. Монтеверде (1911-1926 гг.), Н.И. Вавилов (1926-1930 гг.). Во второй половине XX века в пополнении карпологической коллекции участвовали В.И. Полянский (1957 г.), Л.Е. Родин (1949, 1964 гг.), О.В. Заленский (1968 г.), Э.С. Терёхин (1970-85 гг.) и другие сотрудники Ботанического института.

        Исследования. Богатство и представительность Карпологической коллекции позволяют на её базе проводить сравнительно-анатомические и другие исследования различных групп высших растений. Материалы коллекции используют для своей работы сотрудники не только Ботанического института РАН, но и других научных учреждений нашей страны (Кафедра Высших растений Московского университета, Санкт-Петербургский университет, Ульяновский и Ярославский педагогические университеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Санкт-Петербург - город-музей и город музеев"

Представлено занятие с использование ИКТ (сопровождение: презентация, разработанная учащимися школы-интерната и представленная на ученических чтениях...

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ ГОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ГОУ НПО ПЛПМ СПб)

В Положении о музее отражены все необходимы ключевые моменты, которые дают возможность разработки положения о музеях другим коллегам, так как:Музей - организуется в целях:...

Виртуальная экскурсия в зоологический музей г. Санкт - Петербурга

Презентация  позволит  провести  виртуальную  экскурсию  по  залам  музея  для  детей  подготовительной  группы  детского  сада....

Программа "Санкт-Петербург - город-музей". Словарь терминов

В этом словаре представлены толкования краеведческих терминов курса "Санкт-Петербург - город-музей", учебное пособие Краеведение, часть I, Л.К. Ермолаева и др....

Упражнения ронина в концентрации внимания (под музыку ропанга). Перформанс в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга на выставке "47 самураев".

Сейчас это особая субкультура, происхождение которой не очень понятно, имеющая мало шансов на широкое распространение из-за своей специфики.Пенспиннинг произошёл от японских упражнений с ручкой "пэн м...

Презентация по теме: Музеи Парижа и Санкт-Петербурга

Презентация представляет страноведческий материал. Она знакомит с наиболее известными музеями Парижа и Санкт-Петербурга, дает краткий обзор основных музеев, а также предлагает классификацию музеев. Ма...