рабочая программа по истории Ненецкого автономного округа
рабочая программа по краеведению на тему

Ноготысая Елена Александровна

Рабочая программа по истории НАО для студентов СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ud_0.2_istoriya_nao.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, культуры и спорта  
Ненецкого автономного округа

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ненецкого автономного округа
«Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»

(ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»)

УТВЕРЖДАЮ:

                                          Директор:  

_____________О. В. Данилова

«___»_____________2017г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД. 02 ИСТОРИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Нарьян-Мар

2017

Рабочая программа учебной дисциплины УД 0.2 «История Ненецкого автономного округа» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности  35.02.21 Оленевод-механизатор, входящей в состав укрупнённой группы специальностей среднего профессионального образования 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.  

Организация-разработчик: ГБПОУ НАО «Ненецкий  аграрно – экономический техникум им. В.Г.Волкова»

Разработчик:

Ноготысая Е.А.., преподаватель ГБПОУ НАО «Ненецкий  аграрно – экономический техникум им. В.Г.Волкова»

Рассмотрена и одобрена к утверждению на заседании  ПЦК гуманитарных  дисциплин ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно – экономический техникум имени В.Г.Волкова».

Заключение  предметно – цикловой комиссии гуманитарных  дисциплин

№__ от «____»__________20__ г.

Председатель ПЦК:_______________/Сыровенко А.А.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

7

  1. Условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД. 02 История Ненецкого автономного  округа

  1. Область применения программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности  35.02.21 Оленевод-механизатор, входящей в состав укрупнённой группы специальностей среднего профессионального образования 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.  

1.2. Учебная дисциплина входит в вариативную часть общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы

для специальностей среднего профессионального образования.

 1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «История Ненецкого автономного округа» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и  

системность Ненецкого автономного округа;

  • современные версии и трактовки важнейших событий и проблем развития Ненецкого автономного округа;
  • взаимосвязь и особенности истории России и региональной истории;
  • основные этапы исторического развития региона.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема);
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации;
  • определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.

1.4.Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося  18 часов

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

 реферат, подготовка информационных сообщений

 чтение текста первоисточника; дополнительной литературы;

составление плана текста;

поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины;

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.                    2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  УД 0.2 История Ненецкого автономного округа

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

54

Раздел 1. История Ненецкого края с древнейших времен до конца XIX века

Тема 1.1. Заселение Ненецкого края в древнейшие времена

Древние стоянки человека. Каменный век. Эпоха железа  и бронзы. Первобытные племена

2

1

Практическая работа : работа с картой

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

Подготовка информационного сообщения  «Описание первобытной стоянки человека»

1

Тема 1.2. Ненецкий край в X  -  XV вв. Основание Пустозерского острога.

Доненецкое население (VI  - XI вв.). Ненцы  (XI -  XV вв). Данники Новгородского и Московского княжества. Поход 1499-1500 гг. Основание Пустозерска.

2

2

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:  подготовка информационного сообщения  

2

Тема 1.3. Ненецкий край в XVI – XVII вв. Расцвет Пустозерска

Административно- территориальное устройство. Органы власти. Острог. Расцвет края. Торговля. Рудные экспедиции. Начало упадка.

2

2

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины;

1

Тема 1.4. Ненецкий народ (XVI  - XVIII вв)  

Самоеды (ненцы). Территория и занятия. Верования. Междоусобные войны. Ясак. Набеги на Пустозерск. Восстание Паломы Танабина.

2

2

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

Подготовка информационного сообщения  

1

Тема 1.5. Пустозерский острог – место ссылки (XVII – XVIII  вв)  

Место ссылки. Аввакум и его соузники. Участники восстаний. Боярин Матвеев. Князь Голицын. Узники XVIII  в. Бывший Пушкин.

5

Тема 1.6. Ненецкий край в XVIII -XIX  вв.  

Дальнейшее освоение края. Упадок Пустозерска. Промыслы. Нефтедобыча. Торговля. Экспедиции. Положение ненцев. Печорская компания. Крымская война.

1

2

Практическая работа : работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

Подготовка информационного сообщения  

1

Раздел 2. История Ненецкого края в XIX   - XX веках.

Тема 2.1. Ненецкий в конце XIX  - начале XX века.

Административное деление края. Занятия жителей. Промышленность. Лесозавод «Стелла Поларе». Транспорт и связь. Революционные события на Печоре. Установление Советской власти. Ненецкий край в годы Гражданской войны.

2

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

Задания для самостоятельной работы

Подготовка информационного сообщения  

1

Тема 2.2. Ненецкий край в 20-годы. Образование Ненецкого округа.

Создание органов государственной власти на Печоре. Комитет Севера. Начало социалистических преобразований на Севере.

2

2

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы: Подготовка информационного сообщения  

1

Тема 2.3. Ненецкий округ в 30-годы. Нарьян-Мар в 30-годы.

.

Адмиистративно - территориальное деление. Коллективизация. Индустриализация. Транспорт и связь. Культурная революция. Белощелье – Нарьян – Мар. Репрессии 30-х годов.

2

2

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

Контрольная работа по теме

Задания для самостоятельной работы:

Подготовка информационного сообщения  

2

Тема 2.4. Ненецкий округ – ворота в Арктику.

 Аэродромы. Перелет М.В. Водопьянова 1936 г. экспедиция на Северный полюс 1937 г. Ф.Б.Фарих. на поиски Леваневского.

2

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

3

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

Подготовка информационного сообщения  

 

2

Тема 2.5. Ненецкий округ в годы ВОВв

Округ – фронту. Жизнь в тылу. Трагедия в Баренцевом море. Мандалада. Самолеты от тружеников округа.

2

Жители нашего округа на фронтах Вов.

2

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

Подготовка информационного сообщения  «Тыл в годы войны»

2

Тема 2.6. Ненецкий округ во 2-пол. 40-х – 60-е года.

Административно-территориальное устройство. Послевоенное развитие образование и здравоохранение. Культура. Промышленность, транспорт, связь. Сельское хозяйство.

2

2

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины;

2

Тема 2.7.Ненецкий округ в 70-80-е годы ХХ века.

Автономия. Приоритеты социальной сферы. Промышленное и хозяйственное развитие.

2

Практическая работа:  работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:

Информационное сообщение «Твои люди, округ»

2

Тема 2.8. Ненецкий округ в годы демократических реформ.

Субъект Федерации.  Социальная сфера. Нефтяная отрасль. Развитие экономики.

2

2

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

-

Задания для самостоятельной работы:  подготовка информационного сообщения  

2

Тема 2.9.Ненецкий округ в начале XXI века.

Особенности  экономического и политического развития. Культура НАО.

4

3

Практическая работа: работа с картой, историческими документами

Контрольная работа

Задания для самостоятельной работы:

Информационное сообщение

2

Дифференцированный зачет

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социально – экономических дисциплин»

Объекты и средства материально-технического обеспечения:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий (карты, таблицы, репродукции  и т.д.);

- библиотечный фонд;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор

-  экран для проектора

- аудиосистема

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Канев Ю.В. История Ненецкого края: пособие по краеведению/ Ю.В. Канев. – Нарьян-Мар, 2005. (не переизд.)
  2. История и культура Печёрского края: материалы к изучению курса по краеведению/сост. Журавлёва Т.И.: Нарьян-Мар, 1997. (не переизд.)
  3. Край мой ненецкий: книга первая/ сост. Вострикова Н.А., Журавлёва Т.Ю., Подшивалова Н.В.: Нарьян-Мар, 1997. (не переизд.)
  4. Край мой ненецкий: книга вторая/ сост. Вострикова Н.А., Журавлёва Т.Ю., Подшивалова Н.В.: Нарьян-Мар, 1997.

Дополнительная литература

1.        Арктика – мой дом: Полярная энциклопедия школьника/сост.Голубчикова В.Д., Константинов Г.Е.:Северные просторы, Москва, 1998.

2.        Жизнь ненецкой тундры: научно-популярный и образовательный материал, пособие для учителей и школьников/сост. Лавриненко О.В., Лавриненко И.А., Нарьян-Мар, 2010.

3.        Красная книга Ненецкого автономного округа/отв. Редактор Матвеева Н.В.: Ненецкий информационно-аналитический центр, Нарьян-Мар, 2006.

4.        Литературная карта Ненецкого автономного округа:сборник/сост. Л.В.Царькова – Нарьян-Мар, 2009.

5.        Ненецкий эпос: Избранные сказки, мифы и легенды/сост. Дуркин А.И. – Санкт-Петербург – Сосновый Бор, «ИНВА», 2010.

6.        Воскобойников М.Г. Языки и фольклор народов Крайнего Севера/ М.Г. Воскобойников. – Ленинград: 1969.

7.        Казакова З.В. География Ненецкого автономного округа/ З.В. Казакова. – Нарьян-Мар, 1999.

8.        Кокорин А.О., Смирнова Е.В., Замолодчиков Д.Г.Изменение климата/А.О. Кокорин, Е.В. Смирнова, Д.Г. Замолодчиков. – Москва, 2013.

9.        Коловангина М. Ненецкий округ в годы Великой Отечественной войны: неизвестные страницы/ М. Коловангина. – Нарьян-Мар, 2005.

10.        Окладников Н.А. Встречь солнцу/ Н.А. Окладников. – Нарьян-Мар, 2003.

Интернет-ресурсы

nao83.ru›nao/history

nao24.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Усвоенные знания:

-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории родного края;

- современные версии и трактовки важнейших проблем истории родного края;

- основные исторические термины и даты;

Текущий контроль усвоения знания:

- задания на диагностику сформированности хронологических знаний;

- упражнения и задания на формирование образов динамичных и относительно статичных исторических фактов;

- выполнение самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся (раздел 1-2)

Промежуточный контроль:

Результаты промежуточной  аттестации по дисциплине, проводимой  в форме дифференцированного зачета.

Освоенные умения:

Текущий контроль освоения умений:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

- задания на диагностику сформированности картографических  знаний и умений;

- упражнения и задания на формирование причинно – следственных связей и закономерностей общественного развития;

- упражнения и задания  на формулирование теоретических выводов;

- составление характеристики социально-экономических и политических явлений жизни общества;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-географическая характеристика территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Программа элективного курса предлагается обучающимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с метод...

Экология территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Программа курса предназначена школьникам 9 классов общеобразовательных школ, подготавливающих старшеклассников к изучению предмета биология на профильном уровне.Цель изучения учебного курса «Эко...

История развития лыжных гонок в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа

Спорт в нашей стране всегда держался на энтузиастах, подвижниках, людях увлеченных и творческих. Такие и стояли у истоков спорта в Ноябрьске, это люди крепкой закваски и большого мужества, спорт для н...

Программа в каникулярное время для обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» Ямало-Ненецкого автономного округа «Путешествуем с английским»

Программа в каникулярное время  «Путешествуем с английским» основана на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в воспитании школьников и направлена на формирование коммун...

Программа по краеведению "Ненецкий автономный округ. Комплексная характеристика природы, истории и культуры родного края"

Национально-региональный компонент входит в учебную программу по многим предметам с 1 по 9 класс, и составляет от 5 до 10%, но позиционирован он как дополнительная информация к основной теме урока. На...