Использование результатов Всероссийской переписи населения 2010 года в преподавания краеведения
статья по краеведению (9 класс) на тему

Коростелёва Ирина Анатольевна

Разработки практических работ по теме "Население" в краеведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_kraevedeniyu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

И.А. Коростелева,

учитель географии, истории и краеведения МКОУ СОШ с Суна Зуевского района

Использование результатов Всероссийской переписи населения 2010 года в преподавания краеведения.

    Я преподаю предмет «Краеведение» в 8 и 9 классах, использую   «Программы по изучению родного края (региональный компонент)» составители А.Г. Шурыгина, Г.М. Алалыкина, В.И. Колчанов, Киров, 1995г.

   Одной из тем в 9 классе является «Население Кировской области», всего  10  часов.

Раздел I

Население и трудовые ресурсы Кировской области

Численность населения в динамике. Особенности демографической ситуации: тенденция изменения рождаемости, смертности, миграционной подвижности, половозрастной состав населения, уровень образования, качество жизни населения области; причины изменений.

Плотность населения и территориальные различия по районам области. Формирование сети городских и сельских поселений. Особенности урбанизации: старые и новые города. Кировская городская агломерация, территориальные различия в уровне урбанизации области.

Сельские поселения. Динамика, типы сельских поселений в зависимости от природных условий, особенности размещения. Плотность сельских поселений, средняя людность. Анализ карты в атласе «Плотность населения области». Преобразование деревни, изменение условий быта. Культура, быт, традиции, обычаи сельских жителей. Народный фольклор, народные праздники, особенности религиозных верований. Возрождение национальных обычаев, культуры и языка, письменности. Современные народные промыслы и их роль в возрождении этносов, населяющих область. Известные люди края: ученые, писатели, поэты, архитекторы, художники, их интересные произведения.

Трудовые ресурсы Кировской' области: состав, размещение, распределение по отраслям хозяйства. Изменение профессионального состава трудовых ресурсов в условиях перехода к рынку. Соотношение трудовых ресурсов между возрастными группами населения. Территориальные различия в обеспечении трудовыми ресурсами по районам области. Проблема безработицы, причины ее возникновения, пути решения.

Роль учебных заведений в подготовке специалистов для хозяйства области.

Место Вятского края по численности и плотности населения, уровню урбанизации, вкладу в развитие науки, культуры, техники среди других областей Российской Федерации.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • национальный состав населения;
  • численность населения области;
  • основные географические различия в половом, возрастном, национальном составе населения и в его плотности;
  • типы населенных пунктов и проблемы их развития;
  • трудовые ресурсы и их проблемы, пути решения.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

пользоваться картами размещения населения и статистическими таблицами для формирования представлений о численности и- составе населения, составления характеристики трудовых ресурсов;

- устанавливать по картам связи между размещением населения хозяйства и природными условиями на отдельных частях территории области

     При изучении этой темы широко использую статистические материалы. К ним относятся всевозможные числовые данные: численность и размещение  населения, возрастно-половой состав, национальный состав, экономическая активность населения.

     Использование статистического метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели, делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков, диаграмм, картограмм… Использование статистических материалов развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений, знакомит с приемами научного познания - наблюдением, анализом, обобщением.  Статистический метод – это совокупность   приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.
    Для изучения  темы мною были разработаны практические работы:

  1. Составление картограммы плотности населения муниципальных районов Кировской области.
  2. Составление возрастно-половой пирамиды одного из районов Кировской области.
  3. Составление круговой диаграммы национального состава населения Кировской области.
  4. Сравнение  демографической  ситуации двух районов Кировской области.

Практическая работа.

Составление картограммы плотности населения муниципальных районов Кировской области.

Картограмма — это способ картографического изображения, визуально показывающая интенсивность какого-либо показателя в пределах территории на карте.

Цель: научиться составлять  и анализировать картограмму плотности населения.

Оборудование: административная карта области, контурная карта с границами муниципальных районов, статистические данные.

Алгоритм:

  1. Найдите на контурной карте границы муниципальных районов области.
  2. Сгруппируйте статистические показатели плотности населения районов в три интервала.
  3. Составьте легенду картограммы, в которой выделенные интервалы показаны разными цветами или штриховкой.
  4. Нанесите цвета или штриховку на контурную карту.
  5. Сделайте вывод о том, какая плотность населения преобладает в области, объясните причину географического различия в плотности населения.

Практическая работа.

 Составление возрастно-половой пирамиды одного из районов Кировской области.

Возрастно-половая пирамида — графическое изображение распределения людей по возрасту и полу. Представляет собой двустороннюю направленную диаграмму, на которой число людей каждого возраста и пола или доля их в населении изображены горизонтальной полосой одинакового масштаба

Цель: научиться строить данный тип пирамиды, анализировать её данные.

Оборудование: статистические данные.

Алгоритм:

  1. Подписать название пирамиды.
  2. Начертить в центе листа вертикальную ось, сверху которой подписать  «возраст, лет» и горизонтальную, проходящую через низ вертикальной.
  3. На вертикальной оси через равные промежутки (0,5 см) отложить возрастные интервалы (например, 0-5,   6-10 и так далее).
  4. На горизонтальной оси определить, какое количество людей будет соответствовать расстоянию 1 см.
  5. На горизонтальной оси влево отложить от вертикальной линейную диаграмму численности мужчин соответствующего возраста по каждому возрастному интервалу.
  6. На горизонтальной оси вправо отложить  от вертикальной линейную диаграмму численности женщин соответствующего возраста по каждому возрастному интервалу.
  7. Для каждого возрастного интервала у мужчин или женщин заштриховать крайнюю часть, равную количеству человек, на которую этот пол превышает другой.
  8.  Проанализировать полученные данные о соотношении полов в разных возрастах.
  9. Сравнить полученные данные с возрастно-половой пирамидой области и России и сделать выводы..

Практическая работа.

Составление круговой диаграммы национального состава населения Кировской области.

Цель: научиться составлять и анализировать круговую диаграмму национального состава населения Кировской области.

Оборудование: статистические данные.

Алгоритм:

  1. Подписать название диаграммы.
  2. Подготовить статистические данные для составления диаграммы. Для этого данные, используемые в %, нужно перевести в градусы, умножив число % на 3,6. (например, 20% *3,6=72°).
  3. Начертить окружность, показать её радиус.
  4. При помощи транспортира отложить по часовой стрелке от начерченного радиуса углы друг за другом в соответствии с полученными данными.
  5. Придумать для каждого сегмента окружности свой цвет или штриховку, которую перенести в легенду карты, подписать, какую информацию даёт каждый сегмент.
  6. На сегменте подписать его градусную меру.
  7. Сделать вывод о национальном составе населения.
  8. Сравнить полученные данные с данными учебника «Население и хозяйство кировской области» стр 27 верхний абзац и сделать вывод о динамике долей, объяснить определённую динамику.

Практическая работа.

Сравнение  демографической  ситуации двух районов Кировской области.

Демографическая ситуация отражает «соотношение величин рождаемости, смертности, миграционной подвижности и тенденции их изменения, создающие в данное время определённую возрастно-половую структуру населения, определённую динамику его численности…» (С.А. Ковалёв, 1980).

Цель: научиться характеризовать, сравнивать демографическую ситуацию двух районов области.

Оборудование: статистические данные.

Алгоритм:

  1. Определить в каждом из районов численность населения.
  2. Определить в каждом из районов естественное движение населения, сравнить полученные данные друг с другом.
  3. Определить в каждом из районов механическое  движение населения, сравнить полученные данные друг с другом.
  4. Определить в каждом из районов половую структуру, сравнить данные районов.
  5. Определить в каждом из районов возрастную структуру, сравнить данные районов.
  6. Сделать вывод, в каком из районов более сложная демографическая ситуация.

       Обучение с использованием статистического  метода должно проходить от простого к более сложному, должно быть увязано с уровнем подготовки учеников по другим, имеющим прямое отношение к решению статистических задач предметам. Наглядное представление величин помогает намного лучше понять и запомнить новый краеведческий материал, позволяет  разнообразить  приёмы подачи этого материала.

  Кроме того, это позволяет некоторым ребятам проверить свои математические способности, показать наличие или отсутствие у них интересов к профессиям, связанным с цифрами.

Список используемой литературы:

  1. Население и хозяйство Кировской области.-Киров,1997.-с256

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Год учителя 2010" - день знаний 2010 года

Общешкольное мероприятие...

Интересные факты о переписи населения

Перепись – это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени. Во многих странах, как и в России, перепись проводится приблизительно один раз в десять лет....

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....

«Использование результатов оценочных процедур для совершенствования методики преподавания русского языка и литературы»

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что данная проблема ...

История переписей населения в России

15 октября на территории нашей страны стартует «Всероссийская перепись населения - 2021». Она продлится до 14 ноября, а на труднодоступных территориях страны — до 20 декабря. Отличит...

Результаты всероссийской олимпиады школьников за 2018-2022 годы

В этом разделе размещены  результаты участия в школьном и  муниципальном этапе ВСОШ...