Экскурсия по теме «Культурное наследие народов Камчатки на примере артефактов школьного музея » в музее СОШ № 17 им. В.С. Завойко г. Петропавловска-Камчатского.
методическая разработка по краеведению на тему

Арсланова Ольга Геннадьевна

Экскурсию разработала Арсланова О.Г., учитель истории, совместно с учащимися инициативной группы «Юные исследователи». При разработке мероприятия были изучены различные источники, исследованы предметы культуры и быта народов Камчатки, составлено описание, проведены консультации с носителями традиционной культуры.

Цель проведения экскурсии: духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников и молодёжи, формирование их личностных качеств как хранителей культуры народов России на примере сохранения истории, традиций и ценностей народов России; воспитание чувства любви и гордости за свой край, малую Родину, уважительного отношения к национальным и культурным ценностям и традициям;развитие навыков поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности по истории и культуре родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_kulturnoe_nasledie_narodov_kamchatki_2016.docx54.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 им В. С. Завойко»

Петропавловск-Камчатского городского округа

        г. Петропавловск-Камчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс  210-370

Утверждаю

«___» __________ 2016 г.

Директор

___________/Прибыльская Е.В.

Экскурсия «Культурное наследие народов Камчатки».

Экскурсию разработала Арсланова О.Г., учитель истории, совместно с учащимися инициативной группы «Красная гвоздика».

Место проведения – школьный краеведческий музей МБОУ «Средняя школа № 17 им. В.С. Завойко» ПКГО

Время проведения экскурсии – 30 минут.

Аудитория – учащиеся 1-11-х классов, посетители, гости города и края, ветераны, военнослужащие, воспитанники МБОУ «Детский сад № 9»

Цель:

  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников и молодёжи, формирование их личностных качеств как хранителей культуры народов России на примере сохранения истории, традиций и ценностей народов России;
  • воспитание чувства любви и гордости за свой край, малую Родину, уважительного отношения к национальным и культурным ценностям и традициям;
  • развитие навыков поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности по истории и культуре родного края.

Задачи:

  1. Разработка экскурсии.
  2. Создание материально-технической базы для проведения экскурсии.
  3. Подбор программного и методического обеспечения.
  4. Проведение экскурсии.
  5. Анализ результативности и эффективности проведения экскурсии.

Оборудование: экспонаты (список прилагается), жир для «кормления» кукол, первоисточники, аудиоаппаратура.

Ведущий 1.

Память сильна неповторением. Но историческая память помогает нам увидеть и прошлое и настоящее. Каждый регион нашей огромной России имеет своё лицо, а думающий человек должен знать историю и особенности того края, где он живёт, знать творцов, хранителей культуры земли, где будут созидать его дети и внуки.

Традиционная культура, знания коренных народов мира, в том числе малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в настоящее время признаны мировым сообществом как культурное достояние, которое необходимо сохранить.

Тема нашей экскурсии «Культурное наследие народов Камчатки».

Ведущий 2.

В микрорайоне Завойко проживает около 4 000 человек, основную часть населения составляют семьи военнослужащих. Среди сотрудников и обучающихся – более 20 человек являются представителями коренных народов (ительмены, чукчи, алеуты, эвенкийка, эвенкийка/чукчанка, коряки).

Знакомство, изучение и исследование обрядов, сохранение традиционных знаний и культуры народов Камчатки является одним из направлений воспитания и развития сознания обучающихся в образовательном учреждении, поскольку это территория активного промышленного освоения и, прежде всего, территория, на которой проживаем мы.

Изучение истории и географии Камчатки как элемента духовно-нравственного просвещения и воспитания очень важно для городских школьников, так как утрачиваются связи между традиционной и современной культурой, между городом и селом.

В учебные предметы включены уроки и мероприятия, на которых школьники знакомятся с традиционными видами хозяйственной деятельности, обрядами, материальной и национальной культурой народов Камчатки. В школьном краеведческом музее, на занятиях туристско-краеведческого объединения проводится целенаправленная деятельность обучающихся и педагогов по изучению истории и культуры народов Камчатки и России:

- защита рефератов и презентаций;

- конкурсы рисунков, поделок из природного материала;

- инсценированные постановки;

- просмотры видеофильмов о Камчатке;

- передвижные выставки;

- экскурсии для воспитанников детского сада № 9, военнослужащих и другие мероприятия.

Ведущий 1.

В 2010 году на базе школьного музея начала работать экспозиция «Культурное наследие народов Камчатки», состоящая из трёх разделов.

Первый раздел рассказывает о родном крае, его далёком прошлом, открытии, первопроходцах, исследователях, путешественниках, побывавших на Камчатке. (показать стенды о Камчатке)

Второй раздел знакомит посетителей с настоящим Камчатки, неповторимой и уникальной природой, редкими видами животных, огнедышащими вулканами, завораживающими гейзерами, поэтами и художниками, воспевающими красоту и неповторимость нашего края. Несомненный интерес для посетителей представляют фольклор и народное творчество. Легенды, сказки, загадки не только дают людям эстетическое наслаждение, но и несут необходимую информацию, вводят в мир, живущий по своим законам красоты. По этой теме школьники проводят поисковую работу, встречаются с жителями города и края, создают презентации, пишут рефераты, доклады (показать папки), пополняют коллекцию видеофильмов.

Третий, и, пожалуй, самый привлекательный раздел для посетителей – выставка орудий труда и предметов быта коренных народов Камчатки. Данные экспонаты были подарены посетителями музея на постоянное хранение. Часть предметов передана во временное хранение по акту передачи. (показать документ)

Предлагаем вам познакомиться с некоторыми из них.

Ведущий 1-2.

1. Рубило. Одно их древнейших орудий труда народов Севера. Использовали для разделывания мяса и рыбы, этим предметом разрубали кости. Если рубило становилось тупым, то коряки затачивали его не только другим камнем, но даже зубами, об этом писал в своём дневнике Степан Крашенинников. С помощью этого орудия труда местные жители также обрабатывали шкуры животных, очищали их от остатков мяса и сухожилий.

2. Каменные ножи и тёсла. Применялись для обработки продуктов и приготовления пищи. Кроме того, их использовали для изготовления орудий труда вместо молотка и ножа.

3. Каменные и обсидиановые наконечники. Крепились на стрелы и копья для охоты на птиц и животных. Охота и рыболовство были основными занятиями и способами выживания северян в суровых условиях. От того, насколько прочны были орудия охоты, зависел успех охотника, а, значит, благополучие племени и рода. Коллекцию ножей, наконечников и тёсел музею подарил выпускник нашей школы Савчук Константин Павлович. В школьные годы, гуляя с друзьями в окрестностях нашего микрорайона, они обнаружили древнюю стоянку, где и нашли эти предметы.

4. Сшивайка. Это орудие использовалось для вязания рыболовных сетей. Состоит из двух связанных между собой палочек, на одной из которых имеется шило и напёрсток. Из записок Степана Крашенинникова мы узнали, что коряки и ительмены изготавливали сети из крапивы, которую вымачивали в воде, затем долго сушили на солнце. Сети из таких нитей получались прочными, но недолговечными, так как рыбный промысел являлся основным занятием коренных народов.

5. Жирник. Изготовлен из кварца, имеет отверстие, куда заливали нерпичий жир, поджигали и использовали как светильник. Жирником могли служить камни или кости крупных морских животных, в которых выдалбливали отверстие и заполняли жиром. Жир горел долго, но от него было много гари, и едкий дым вредил зрению.

6. Макет «Камчатка». Рассказывает о занятиях коренных народов Камчатки – рыбалке, охоте на медведя, о том, как многочисленная семья с нетерпением ждёт своих добытчиков, сидя у костра. Этот макет был выполнен нашими родителями – семьёй Антонычевых.

7. Цепь из рога оленя. Уникальный экспонат. Местный умелец вырезал звенья цепи, которые соединены между собой без единого надреза.

8. Фигурка ворона Кутха. Герой корякских сказок и легенд, ему поклонялись и приносили пожертвования, просили об удачной охоте, хорошей погоде, счастье. Каждая семья имела этот оберег.

9. Маски. Это необычные маски. Они также служили хранителями жилища коряков – юрты. По нашим предположениям, на масках изображали лица шаманов или умерших родственников. Считалось, что их души поселялись в масках и оберегали племя и род от злых духов, бед и горя.

10. Чучела совы, топорка пополнили нашу коллекцию, которая в будущем станет частью уголка природы.

Звучит музыка «Заря». Ведущий сидит у треноги с камнем.

Ведущий 3.

Маленький ребёнок, познавая мир, наблюдает за окружающими, слушает сказки и разные истории, постепенно постигая, что такое хорошо и что такое плохо. Знакомясь с родственниками, слушая родовые предания, он узнаёт историю своего рода. Наблюдая за работой взрослых, ребёнок учится делать нарты, капканы, снасти для рыбалки, запрягать в нарты оленей и собак, делать домашнюю утварь, обрабатывать шкуры, шить одежду и обувь. Старшие родственники расскажут ему о повадках животных и птиц, о лекарственных и съедобных растениях, покажут, где они растут, возьмут с собой в лес за грибами и ягодами, на охоту или на рыбалку. Кочуя вместе с родителями и стадом оленей, ребёнок узнает маршрут кочёвки, увидит родовые угодья и священные места своего рода. Участвуя в обряде или празднике, узнает обычаи своего племени, научится танцевать и петь песни своего народа. Традиционные знания передаются от человека к человеку путём рассказа и показа, и составляют основу национальной культуры народов Севера.

(взять в руки куклу) Ритуальные обереги коряков – часть многовековых традиций, которые бережно передавались из поколения в поколение, тщательно скрывались от посторонних глаз, чтобы не привлечь злых духов. Семейными хранителями домашнего очага и хозяйства были оккамакль и гычгий  фигурки из сучков и дерева. Женщины «кормили» их костным мозгом оленя или жиром, закрывали шкурой. К деревянным фигуркам привязывали фигурки «пастуха», сделанные из кусочков оленьей кожи и мешочками, наполненными заячьим пухом («одежда»). (показать мешочек)

Перед вами несколько фигурок. Они переданы во временное хранение в наш музей и представляют большой интерес. Возраст предметов – более 100 лет. Изготовлены из кусочков оленьей кожи и замши. Внешне фигурка напоминает куколку. На ней национальная одежда – кухлянка с капюшоном, штаны-конайты, сапожки-торбаса. Волосы сделаны из ворса росомахи или соболя. Коряки не изображали четы лица на фигурках, это могло привлечь злых духов. Но с течением времени эти фигурки попали к современным ребятишкам, они изобразили глаза и рот. Детали куколки сшивались нитями из сухожилий оленя, иглы изготавливали из рыбьей кости. Об этом мы узнаем из книги Георга Стеллера «Описание земли Камчатки….». Зачитать Г. Стеллер

Пастухи-оленеводы никогда не расставались с фигурками, хранили их за пазухой, поближе к телу, брали с собой на рыбалку, охоту, перегон оленей на новое пастбище. Считалось, что фигурки оберегали главу семьи, добытчика и кормильца от напастей и болезней, нападений стаи волков и медведя на стойбище.

Но особый интерес вызывают магические обереги, имя которым Аняпэль. Корякская семья всегда с нетерпением ожидала новорожденного. Ещё до рождения коряки проявляли заботу о нём. Забота проявлялась не только в шитье одежды, изготовлении люльки или заготовке необходимых ему для жизни вещей. Заранее, ещё до рождения, запрещалось шить одежду для младенца. Забота заключалась в создании условий для рождения малыша: «Он должен ещё родиться», – говорили коряки. Об этом мы узнаём из книги Степана Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Зачитать С. Крашенинников № 1.

Будущей матери запрещалось проявлять внимание к собакам и другим животным. Когда будущая мать уходила в тундру собирать ягоды и коренья, за ней обязательно шла одна из жительниц стойбища и «топтала» её следы. В противном случае на будущую мать мог напасть медведь или другой какой-нибудь зверь. Муж, уходя в тундру выпасать оленей, также строго выполнял специальное обрядовое действие. Для этого он брал небольшой камень и бросал его за ворот кухлянки. Если муж не делал этого, то с будущим ребёнком, как считали коряки, обязательно что-то случится. Все несчастные случаи, связанные в прошлом с нападением медведя на пастухов-оленеводов, по словам старожилов, были следствием невыполнения, по неведению или забывчивости, этого обрядового действия будущими отцами.

Новорожденного обтирали влажным мхом и заворачивали в заячью шкурку. Отрезанную пуповину и детское место ребёнка яяна («жилище») складывали в мешочек, который считался их одеждой. Этот мешочек зарывали в землю или под очаг, клали в тундре под кочку или уносили в труднодоступное место. Отпавший пупок – килкил – помещали в женскую сумочку или привязывали к магическому камню аняпэль («маленькая бабушка»).

(взять в руки камень) Предварительно камень обшивали кусочком выделанной шкуры, который также считался одеждой. Пупок хранился в течение всей жизни человека. Зачитать С. Крашенинников № 2.

Имя новорожденному давали через некоторое время, в зависимости от обстоятельств. У оленеводов северо-западной части Камчатки (Тигильский район) – на другой день, в северо-восточной части полуострова (олюторские коряки) – через три дня. Были случаи, когда имя давали и через два месяца. Этот обряд был тесно связан с представлением о переселении «душ». Ребёнок получал имя одного из умерших родственников, который, как считали коряки, возвращался на землю в несколько изменённом виде. Зачитать С. Крашенинников № 3.

Существовало несколько способов определения возвратившегося родственника. Наиболее распространённым было гадание с помощью специального камня аняпэль. Камни играли важную роль в ритуальной жизни коряков. Подобно всем хранителям, магические камни – необходимый атрибут каждой семьи. Коряки, чаще шаманы, находили их по берегам рек, морей или в тундре. Особенно ценились камни необычной формы. Прежде чем использовать камни в качестве оберегов, над ними произносили заклинания, которые, как считалось, усиливали их защиту.

Аняпэль (дословно «маленькая бабушка») – покровитель корякской женщины. Его всегда держали в маленьком мешочке из выделанной шкуры оленя, который обозначал детскую одежду. По бокам и внизу мешочка пришивали по две нитки разного бисера. Верхние нитки считали руками, нижние – ногами аняпэль. Заячий пух, привязанный к ремешкам сумочки или положенный внутрь, считался одеялом инийы. Во время гадания, которое проводили рано утром, при ясной погоде, аняпэль с помощью ремешка или сухожилия подвешивали к концу тонкой палочки или двух палок, соединённых вместе.

В гадании принимали участие мать, отец и две пожилые родственницы. Мать одной рукой придерживала ребёнка, другой рукой держалась за одну из палок. Прежде чем начать гадание, отец или старшая родственница обращались к магическому камню: «Давно мы не работали, давно не гадали. К нам пришёл ребёнок. Кто он? Как его зовут?» После этого перечисляли имена умерших родственников по линии отца и по линии матери. Как только камень начинал сильно раскачиваться при произнесении того или иного имени, считали, что оно угадано правильно. Как только аняпэль останавливался и не двигался, гадание заканчивалось. После гадания магический камень аняпэль гладили сверху вниз и, подняв сжатую в кулак руку, дули в неё. Гадальный камень «кормили», смазывая его костным мозгом или жиром оленя. На некоторых старинных гадальных камнях аняпэль сохранились места «кормления» – жирные пятна. («покормить» оберег жиром)

В знак благодарности к ремешкам привязывали бусы кыллыл или низку бисера. Благодарили гадавших, их угощали, на руку им надевали сухожильную нить или узкий ремешок с тремя-пятью бусинами. (показать) В том случае, если во время гадания камень оставался неподвижным, ребёнка называли Аняпэль. Аняпэль был защитником матери и ребёнка. Уходя из дома, мать могла оставить ребёнка одного, уверенная в том, что аняпэль оградит его от нападения вредоносных духов. Такой оберег хранили под подушкой или привязывали в изголовье кровати. Аняпэль обильно украшали бусами и бисером. Считалось, душа человека всегда в период опасности могла спрятаться в сквозное отверстие бусины и стать невидимой для вредоносных духов. В то же время бусина могла стать ловушкой для вредоносных духов. Попадая в него, духи – нинвиты  начинали крутиться в отверстии по кругу, утрачивая свою силу, и уже не могли навредить человеку.

Обратите внимание на нити с бисером. Они сделаны из сухожилий оленя, очень прочные. Возникает вопрос, откуда у коренных народов появлялись различные предметы – бусы, пуговицы, пряжки? Изучив литературу, мы узнаем, что местные жители приобретали их у приезжих казаков, американцев в обмен на меха, рыбу, корм для собак. Даже оленей и собак готовы были отдать за блестящие на солнце побрякушки, а потом страдали от голода и безысходности. Об этом мы прочитали в воспоминаниях митрополита Нестора. (зачитать)

Вместо аняпэль коряки иногда использовали при определении имени новорождённого череп медведя, который также подвешивали в месте соединения двух оленьих палок.

Многовековые традиционные обряды, связанные с родами, наречением новорожденных и заботой о них, постепенно отмирают. Значительную роль в этом сыграло развитие медицинского обслуживания. В связи с этим, редким явлением стало ношение амулетов и различных оберегов, которым раньше приписывалась защитная функция. Правда, и сейчас, особенно в отдалённых посёлках Тигильского района, такие амулеты пожилые женщины всё равно привязывают к руке ребёнка или подвешивают в изголовье его кровати. Делают это в отсутствие молодых матерей или тайно от них.

Обереги о которых я вам рассказала, уникальны. Их не найдешь в других музеях, они бережно хранятся у родственников и в частных коллекциях.

Ведущий 1.

В марте 2016 года наша школа стала победителем Краевого конкурса проектов и программ национальных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и иных этнокультурных предметов.

Мы представили проект «Создание этнографического отдела «Культурное наследие народов Камчатки» на базе школьного музея». В нашем музее будет создан уголок природы, приобретены чучела животных и рыб, предметы культуры и быта народов Камчатки – коряков, ительменов, эвенов, чукчей и алеутов. Здесь будут проходить уроки истории, географии, окружающего мира, на которых учащиеся продолжат знакомиться с традициями и культурой северных народов. Учителя изобразительного искусства и технологии проведут мастер-классы по изготовлению изделий из кожи и бисера, природных материалов. Запланированы встречи с интересными людьми, хранителями истории нашего края. Именно они помогут нам поближе познакомиться с обрядами, обычаями, традициями северян, узнать о занятиях и народных промыслах. Открытие отдела состоится в декабре 2016 года. Мы приглашаем Вас, уважаемые гости, принять участие в наших мероприятиях.

Список литературы

  1. Горбачёва В.В. Обряды и праздники коряков. Санкт-Петербург, «Наука», 2004, 151 с.
  2. Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. СПб., 1997.
  3. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. М., 1986. Т. 1.2.
  4. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII-начало XX в.) Составители Емельянова Т.Н., Южанина М.В. М. Северные просторы, - 2002. 528 с.
  5. Стеллер Г. Описание земли Камчатки. М., 1990.
  6. Чесноков Ю.В. Сбор и обработка фольклора. Окружной научно-методический центр научного творчества и культпросветработы. Пос. Палана, КАО, 1994, 22 с.
  7. Традиционные знания, культура и природопользование народов Севера. М., АКМНСС и ДВ РФ, 2005, 99 с.

Список

экспонатов для проведения экскурсии

  1. Рубило (камень)                                                                                           - 1
  2. Ножи и тёсла (камень)                                                                                - 10
  3. Наконечники (камень, обсидиан)                                                              - 10
  4. Сшивайка (дерево, металл, капроновая нить)                                            - 1
  5. Жирник (кварц)                                                                                            - 1
  6. Макет «Камчатка»                                                                                        - 1
  7. Цепь (рог) оленя                                                                                           - 1
  8. Фигурка ворона Кутха (дерево)                                                                   - 1
  9. Маски (дерево)                                                                                             - 3
  10. Чучело совы                                                                                                 - 1
  11. Чучело птицы топорка                                                                                 - 1
  12. Кукла корякская                                                                                           - 3
  13. Ритуальный камень-оберег                                                                          - 2
  14. Тренога для подвешивания камня-оберега                                                 - 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдшоу по теме:Культурное наследие народов мира.(материалы для занятий по ИЗО и ДПИ).

Аппликации и рисунки,выполненные детьми на занятиях ИЗО и ДПИ по теме:Культурное наследие народов мира"....

"Здесь каждый камень - летопись сама..." (Виртуальные экскурсии по Подмосковью: культурное наследие России.)

Инновационный проект «Здесь каждый камень – летопись сама…» (Виртуальные экскурсии по Подмосковью: культурное наследие России.) предназначен для учащихся основного и среднего общего образования, заним...

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан» Ученик 8Б кл. МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк Республики Башкортостан

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан»«Духовно-нравственные ценности  в современном обществе»(Национальные традиции   декор...

Статья на тему: "Культурное наследие чувашского народа"

Обощение работы по преподаванию чувашского языка и литературы...

Статья "ФЕСТИВАЛЬ «ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ…», КАК ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ МИРА"

SummaryGiven the characteristics of the concept of cultural heritage and traditions. Presents implementation experience of the festival "All flags will visit us...", as a new educational i...