Елизавета Артёмова. "Былое в сегодняшнем ищет душа"
проект по краеведению (6 класс) по теме

Ширямова Татьяна Николаевна

Можно стереть с лица земли населённые пункты, но в сердцах истинных патриотов навсегда остаются впечатления о малой родине, а в их душах продолжает светить солнце родной деревни.

   Сложилось так, что в Зырянском районе исчезло с карты более 50 деревень. В каждой из них жили люди, любили свою малую родину. В истории исчезнувших деревень отражена история страны.

     Деревня Цыганово возникла в 17 веке, когда  «из Расеи» потянулись в Сибирь люди, надеясь на лучшую жизнь. Переселенцы селились по берегам рек, где водилось много рыбы,  рядом был лес и пашня – всё это давало возможность жить.

     Рядом с нашей деревней были села, которые возникли в 20-30-е годы 20 века, в период коллективизации, когда, всё бросив, жители уходили в рабочие поселки. Среди сегодняшних жителей деревни есть много тех, кто жил в исчезнувших с.Арышево, Рассвет и Чедодат. Эти сёла находились в непосредственной близости к нашей деревне, и пока есть люди, которые могут всё рассказать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artyomova_elizaveta.byloe_v_segodnyashnem_ishchet_dusha.doc571.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цыгановский филиал МБОУ «Зырянская СОШ» Зырянского района

  1. Областная краеведческая конференция
  2. обучающихся образовательных организаций Томской области
  3. «Летопись родного края»

Секция «Энциклопедия томских деревень»

 

Тема работы

     

Подготовил:

Артёмова Елизавета,  обучающаяся 6 класса Цыгановского филиала МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Зырянского района Томской области.

                         

Адрес учреждения: 636865 РФ Томская обл., Зырянский район, с.Цыганово, ул.Чапаева,66; тел:8(38243)42423

Руководитель:

Ширямова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Место работы: Цыгановский филиал  МБОУ «Зырянская СОШ» Зырянского района Томской области

 с.Цыганово

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вступление. Обоснование выбора темы и направления исследования.
  2. Исчезнувшие села на территории Зырянского района Томской области:
  1. Исследовательская часть Причины исчезновения больших и малых деревень Зырянского района;
  2. с.Арышево;
  3. п.Рассвет;
  4. с.Чедодат.

III.  Эпизоды из жизни моих земляков.

  1. Итоги исследования.
  2. Литература.

I. Вступление. Обоснование выбора темы и направления исследования

Прикосновение к истории всегда благотворно, потому что помогает лучше разобраться в делах сегодняшнего дня и отчетливее представлять, что впереди. Удивительна человеческая память! Вот где поистине и сосредоточена вся глубина не только знаний, но и человеческих отношений.

Можно стереть с лица земли населённые пункты, но в сердцах истинных патриотов навсегда остаются впечатления о малой родине, а в их душах продолжает светить солнце родной деревни.

   Сложилось так, что в Зырянском районе исчезло с карты более 50 деревень. В каждой из них жили люди, любили свою малую родину. В истории исчезнувших деревень отражена история страны.

     Деревня Цыганово, где я живу, возникла в 17 веке, когда  «из Расеи» потянулись в Сибирь люди, надеясь на лучшую жизнь. Переселенцы селились по берегам рек, где водилось много рыбы,  рядом был лес и пашня – всё это давало возможность жить.

     Рядом с нашей деревней были села, которые возникли в 20-30-е годы 20 века, в период коллективизации, когда, всё бросив, жители уходили в рабочие поселки. Среди сегодняшних жителей деревни есть много тех, кто жил в исчезнувших с.Арышево, Рассвет и Чедодат. Эти сёла находились в непосредственной близости к нашей деревне, и пока есть люди, которые могут всё рассказать.

     Актуальность работы заключается в том, что сегодня в нашем обществе возрастает интерес к своим корням, к историческому прошлому малой родины. Хочется понять, как и почему возникали и исчезали поселения, и как это отозвалось на жизни людей.

      Работа эта достаточно сложная, так как нет возможности опираться на какой-нибудь литературный источник. Большую помощь оказали мне работники Зырянского краеведческого музея и книга Н.Флигинских «Светит солнце деревни моей».

Объект исследования: история исчезновения поселений.

Предмет исследования:  сёла Арышево, Рассвет и Чедодат.

1.Цели и задачи

Цель работы: изучить историю исчезновения  деревень Арышево, Рассвет и Чедодат.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

1. Выявить источники, рассказывающие о исчезнувших селах.

2. Выявить бывших жителей исчезнувших деревень и  собрать данные.

3. Презентовать результат исследования перед  родителями учащихся и опубликовать в сети Интернет.

2. Методы исследования:

1. Ознакомление с историей исчезновения деревень.

2. Поиск и изучение источников.

3. Обобщение полученных материалов.

4. Интервьюирование.

При написании работы использовались 2 вида источников:

1. Устный (рассказ бывших жителей исчезнувших деревень).

2. Письменный (книги, документы, семейный архив).

  1. Исчезнувшие села на территории Зырянского района Томской области.

        В Зырянском районе исчезло много деревень, от которых остались только названия: Алейка, Яранка, Торба, Малиновка, Митюшкино, Чарочка, Вершинка и много-много других. Все они имеют свою историю. Малая часть деревень возникла в период Столыпинской реформы, другая часть – имеет большой возраст, а большая часть деревень возникла в период коллективизации, когда крестьян выселяли из своих домов и отправляли в необжитые края.

   Самым первым не только на территории нынешнего Зырянского поселения, но и района было основано село Цыганово в 1676 году.  Для обозначения разных видов рек в Западной Сибири используются диалектные слова: курья, старица… Вот на такой маленькой речке Курье и расположено наше село Цыганово, названное по имени первых поселенцев братьев Цыгановых.

    В разное время кроме существующих ныне были у нас населенные пункты: с.Арышево, п.Рассвет, Чедодат…

   Деревни, о которых я хочу рассказать, находились очень близко к нынешнему с.Цыганово, в 2-6 км. До сих пор жителей тех мест называют у нас «рассветские», «арышевские» и «чедодатские».

        Село Арышево  основано чулымцами и имеет давнюю историю. Русское поселение возникло ещё в 1837 году, в 1841 г. в нем было всего 8 дворов, а в 1859г. – уже 40 дворов. По сельскохозяйственной переписи 1916г. в Арышево было 96 домохозяйств, проживало 621 человек (как сейчас у нас в с.Цыганово). Жители держали много домашнего скота, имелась мелочная лавка, 3 кожевенных завода, 2 мельницы, 2 маслобойни.

Зажиточной была семья Дороховых, у которых полдеревни было в работниках. Но никто на них зла не держал, т.к. платили  работникам хорошо. Зажиточными были и семьи Черновых и Будариных. Самой распространенной фамилией была Черновы. Потомки данных семей живут сегодня в с.Семеновке.

        В Арышево жили семьи Свинарёвых, Непряхиных, Козадаевых, Кузьминых, Черновых, Будариных, Каревых и другие. Носители данных фамилий живут по сей день в с.Семёновке. В Цыганово живут потомки Козадаевых, Мотовниковых  и Каревых.

        В Арышево было 4 улицы: Яйская, Гора, Хохловка и Байбалы. Бывшие жители говорят, что деревня была небольшая, но в ней было 2 колхоза: «Новый путь» и «Сибиряк».

        Школа в Арышево была начальная. В 30-е годы учила всех грамоте Чернова Ксения Александровна, которая и жила в здании школы.Дальше дети шли учиться в Семеновскую семилетнюю школу. В нашей цыгановской школе работала пожилая учительница начальных классов из Арышево Нина Александровна Мотовникова. Она рассказывала, что дорога до Арышево всегда плохая, если пройдет дождь, то нельзя ни проехать, ни пройти. Зимой её вообще заносило снегом. Больницы не было.

В 70-х годах началось укрупнение населенных пунктов центральных усадеб хозяйств, и многие арышевцы перехали в соседнюю Семёновку, а в Арышево осталось 4 или 5 домов. Здание школы перевезли в с.Цыганово. В 1975 году деревню распахали.

        Посёлок Рассвет возник в 30-е годы, когда была организована коммуна «Рассвет». Места вокруг красивые: за огородами озеро Коровье, в 4 километрах от деревни Челбак, где много грибов и ягод, кедровых деревьев. Пять семей из соседнего Искитимского района приехали в Рассвет после бедственного положения на своей земле, где все посевы были уничтожены саранчой. Это были семьи Мотовниковых, Илюшниковых, Коноплевых, Алуевых и Коротеевых. Построили дома на семеновских полях, в трех километрах от Цыганово. Только две семьи, Илюшниковы и Мотовниковы, остались жить, а остальные уехали, не выдержав трудностей.

        Чуть позднее приехали переселенцы из Казани: Андрияновы, Черемисины, Зуевы, Ковылевы и другие,  всего 10 семей. Люди приезжали и уезжали.

        В 1934 году в Рассвете еще жили единолично, но тех, кто не вступил в колхоз, стали давить налогами или же выселяли из деревни. В годы войны и сразу после нее вся работа выполнялась вручную  и сеяли даже на невспаханную землю. Урожай был очень низкий, и все голодали.

        В поселке была начальная школа, где многие годы преподавала Пелагея Пантелеевна Старозубцева, а затем Мария Александровна Сливкина. Позднее здание школы разобрали и перевезли в с.Цыганово (ул.Чапаева, 120), где сейчас живет большая семья Даниловых, а ранее была школа, медпункт и библиотека.

        Магазин был на дому, где продавала бесхитростные товары продавец Зуева, затем Аннна Андриянова и её сноха Мария Андриянова.

        В 50-е годы жизнь немного стабилизировалась, народ перестал разъезжаться, все были обеспечены работой. В Рассвете была своя молочно-товарная ферма, конеферма, овчарня. Зарплату получали частично деньгами (рублей 15-20) и хлебом от 12 до 20 центнеров, который после помола шел на питание.

        Был в селе и клуб, где в основном смотрели фильмы. Баня была тоже общая, топилась по-черному, и мылись по очереди все жители.

        После укрупнения колхозов скот угнали, школу закрыли, а жители разъехались. Кто в Томск, а многие переехали в Цыганово, перевезли свои дома и поставили их в конце ул.Чапаева, которую в народе называют Рассветской.

        Из учётных данных Рассвет исключен 15 октября 1971года.

    Деревня Чедодат названа по имени речки, которая протекает  рядом с с.Цыганово. Деревня находилась на территории Берлинского сельского Совета и жили там в основном люди из Берлинки, потому что земли в районе Берлинки многим не хватало. была огорожена так называемой «поскотиной», чтобы скот не ходил на поля и луга. На въезде и выезде были ворота, а дорога из Зырянки проходила прямо через деревню. Деревня стояла одной улицей, дома располагались с двух сторон, но домишки были небольшие, будто люди знали, что строятся временно. Борлее зажиточно жили семьи Михеенко, Бакулиных и Борисовых. Но с организацией колхоза «Великий Октябрь» всё имущество у них забрали.

        В деревне была контора и начальная школа, товары первой необходимости продавали на дому. В пятый класс учиться ходили в с.Берлинку.

        Когда колхоз стал разваливаться, его соединили с колхозом им.Жданова, и люди перехали кто куда. Хорошие дома перевезли в Зырянку, а территорию деревни распахали.

По данным Зырянского архива за 1934 год в д.Чедодат был 61 двор, 228 жителей, единоличных хозяйств – 32, в них членов семей – 155 человек.

  1. Эпизоды из жизни моих земляков.

Из воспоминаний Илюшниковой Татьяны Ивановны, 1929г.р.,

звеньевой в полеводстве, общественницы, члена  КПСС.

Награды:

  • Орден Трудового Красного знамени (1966г.);
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.»(1945г.)
  • Медаль «Ветеран труда».

«Какая жизнь была? А 35 лет работали за палочки, вот и всё! Селились в Рассвете люди из разных мест европейской части: вятичи, белорусы, украинцы, вотяки, но никто из них в Сибири не остался». Татьяна Ивановна 17 лет проработала звеньевой в льноводстве и бригадиром. О Рассвете очень сожалеет: «Если бы сейчас возродилась наша деревня, не задумываясь уехала бы туда!» Все жили дружно, хотя и тяжело было. И здесь, в Цыганово, дружили по-прежнему семьи Винниковых, Митрошиных, Андрияновых, Мотовниковых, Дроздовых. И по сей день их дома стоят рядом. А о прошлом Татьяна Ивановна вспоминает с любовью, т.к. это, прежде всего, её молодость.

Фото из семейного архива Илюшниковых.

Мама Илюшникова М.П. и Винникова М. Дочь Надя в п.Рассвет, 1962г.

 

Жители п.Рассвет. Ясельная группа, 1950-е годы.

1962г.  п.Рассвет. Шутова Валентина и Илюшникова Татьяна с дочерью Надеждой.

Из воспоминаний Андрияновых П. Е. и М.Е.

        В Рассвет они приехали из Казани. С ними приехали  ещё 10 семей, но потом почти все уехали. Петр Ефимович рассказывал, что первыми в Рассвете поселились Ковалёвы из Мордовии. Дом Андрияновых был перевезён из Семёновки, а когда посёлок распался, свой дом они перевезли в Цыганово, где и живут до сих пор. В Рассвете Мария Егоровна работала продавцом, а Пётр Ефимович работал в колхозе. Мария Егоровна пекла хлеб, когда приехали ломать её дом. Она достала из печи горячие караваи и пошла в Цыганово, где уже была поставлена избушка. В 1968 году уехали Андрияновы, а вскоре и последние жители Рассвета – Прасковья и Мария Чуносовы.

Из воспоминаний В.П.Фазыльзяновой, Т.С.Рыжковой, Н.Г.Герасимовой.

 

        В п.Рассвет было много молодежи. Семьи были большие, по 5-7 детей. После начальной школы некоторые учились в семеновской школе, а когда в 1964 году в Цыганово открыли школу, то многие стали ездить туда учиться. Обычно собирались большой группой и парни постарше запрягали лошадей и везли всех на уроки. Классы были разновозрастные: учились в 7 и 8 классе уже почти взрослые люди и дети помладше. Тогда это считалось вполне обычным явлением. Никто из взрослых в школу не сопровождал, и всё обходилось. Многие парни и девчата из п.Рассвет дружили с молодёжью из с.Цыганово, а позднее создали семьи и по сей день живут здесь.

        V. Итоги исследования.

        Наверное, каждого думающего человека волнует вопрос – почему исчезает деревня?  

Сельские жители сказали бы, что деревня исчезает потому, что в деревне нет клубов, больниц, школ, дорог, газа, света; нет нужного количества семян и нужного качества скота; не хватает техники; в конце концов, просто нет работы. И все эти причины  гибели деревни абсолютно правильны. Однако они не главные. Ведь люди бегут из всех деревень. И из тех, где есть свет и газ,  где построены прекрасные школы и дворцы культуры, есть работа. Главная причина бедствия – люди бегут из деревни, бегут со своей земли потому, что она стала чужой для них. 

    Технология разорения русской деревни в наши дни была простой: уничтожили почти все колхозы. Русская деревня, лишившись колхозов, стала пространством сплошного социального бедствия. Поэтому, если мы хотим возродить деревню, то надо решать не проблему увеличения добычи зерна и мяса, а проблему возвращения людей на свою родную землю, то есть надо сделать так, чтобы земля вновь стала родной для русского мужика. А для этого нужно возрождение крестьянина. Ведь крестьянин  - это и есть человек, любящий свою землю. Он сын своей земли. 

        Меня увлекла работа по истории исчезнувших деревень Зырянского района. Причиной таких печальных событий была политика государства по укрупнению колхозов. В начале 50-х годов прошлого века всё это привело к исчезновению не только мелких, но и довольно крупных населённых пунктов. Позднее в стране проводилось укрепление центральных усадеб колхозов, а в 90-е годы, наоборот, происходил распад крупных хозяйств. Оказывается, в нашем селе живут люди, которые ещё могут об этом рассказать. Их рассказы являются основным источником моего исследования. В нашем селе проживают Илюшниковы, Сливкины, Дроздовы, Давыдовы, Андрияновы, Митрошины и другие, которые являются участниками событий тех лет. Слушаешь их и понимаешь, что всё может повториться.

        Мои бабушки и дедушки, родители, еще довольно трудоспособные, пережили все названные процессы, и теперь мы живём в селе, где нет ни одного предприятия, а жители ездят на работу в соседние сёла, на вахту или в г.Томск. А ведь совсем недавно у нас было крепкое хозяйство, где работы хватало всем. Печально, если и наше село исчезнет с карты Зырянского района.

Осыпался лист. Под ногами шурша,

Он грустные мысли наводит.

Былое в сягодняшнем ищет душа,

Тоскует, когда не находит. (Г.Игнатов)

        Выполнить данное исследование мне помогли рассказы жителей исчезнувших деревень. Для всех их – это малая родина,  с которой связаны и хорошие и печальные воспоминания.

Я благодарна рассказам Т.И.Илюшниковой, В.П.Фазыльзяновой, М.Е.Андрияновой и всем моим родным. Большую помощь оказали мне и исследования работников Зырянского краеведческого музея, которые посвящены истории исчезнувших деревень. У моих друзей эта работа вызвала интерес, и летом мы решили посетить места, где когда-то был п.Рассвет, д.Арышево и д.Чедодат, благо это совсем рядом. Мой дедушка обещал нам их показать.

        Выводы:

  • История своей малой родины, своих корней интересует школьников.
  • Результатом нашей памяти являются исследования, стихи, рассказы, книги, памятники.
  • Свидетели исторических событий живут с нами рядом и могут многое рассказать.
  • Нам, молодым, следует изучать и хранить историю своей малой родины.
  1. Литература
  1. Флигинских Н.Е. Светит солнце деревни моей. «Издательство Асиновское», 2010г.
  2. Рассказы жителей с.Цыганово.
  3. Фото из семейных архивов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спектакль "Колобок ищет Экоград"

Сценарий экологического спектакля. Написан к празднику "День земли" для учеников 5 класса....

Чебурашка ищет друзей итоговый праздник для дошкольников

Итоговый праздник для дошкольников.Цель мероприятия: Подвести итоги творческой учебной деятельности дошкольников.Действующие лица:Ведущая;,  Крокодил Гена ;Чебурашка;Нехочуха;ДетиРеквизит: костюм...

Для тех, кто ищет работу

В поисках работы (нормативно-правовая база)...

Кто ищет, тот всегда найдёт

Конспект внеклассного мероприятия по роману Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»...

Английский ищет таланты

Опубликовано в сборнике "Парад проектов" (выпуск VI)...

Урок в 6 классе "Кто ищет, тот найдет"

Данный урок-это урок закрепления лексических знаний по теме, обучение аудированию и развитие навыков чтения с целью извлечения основной информации....

Конспект урока по истории России по теме: "Елизавета Петровна и ее окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны"

Педагогические цели:·          образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;·...