Урок кубановедения в 6 классе по теме: « Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье».
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Интересный урок кубановедения в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 6 классе  по теме: « Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье».

с использованием проектной деятельности, здоровьесберегающей технологии и ИКТ

в соответствии с требованиями ФГОС  

Технологическая карта урока  

Цель урока:  расширение знаний обучающихся о традиции празднования православных праздников в кубанской семье на примере праздника Пасха

Учебные задачи :      

                                 

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать умение понимать важность и необходимость для каждого члена семьи уважения, согласия, мира в семье, счастья.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель и учебные задачи на уроке с помощью учителя;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь выделять главное в печатном тексте, оформлять свои мысли в устной речи,  слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в  парах, группе.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-   воспитывать бережное отношение к культурному и духовному наследию русского народа;

-   рассказать детям об особенностях традиций казаков;

-  учить детей ценить мир, взаимопонимание в семье и уважать друг друга.

 Тип урока: изучение  нового материала

Средства (оборудование):

1) презентация;

2)проектор-компьютер

3) раздаточный материал ( текст)

4) шаблоны  для пасхального сувенира

 

                                                 

  Содержание взаимодействия с учащимися

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I.

II.

III.

IV.

V.

VI

VII.

Организацион-

ный.

Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве  с детьми.

Актуализация знаний                                         (Беседа по вопросам)

 Самоопределение к деятельности

«Открытие» нового знания. Словарная работа 

Первичное закрепление

Работа над проектами в группах

 

Физминутка.

Защита мини-проектов.

Учитель

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты

 Христос воскрес! Он, Царь миров,

Царей могучих Повелитель,

Он - весь смиренье, весь - любовь,

За грешный мир святую кровь

Пролил как ангел - искупитель!

Христос воскрес! Он людям дал

Завет святого всепрощенья,

Он падшим милость даровал

И за святые убежденья

Велел страдать, как сам страдал!

Христос воскрес! Он возвестил,

Что на земле все люди - братья,

Он мир любовью обновил,

Он на кресте врагов простил,

И нам открыл свои объятья!

.

- О каком празднике рассказывается в стихотворении?
- Какие чувства вы испытываете слушая его?
- В какое время года празднуется этот праздник?
Посмотрите на слайды  Кто изображён на нём? 
 - Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- На уроке мы  с вами  узнаем: Что такое  пасха?  Как приветствуют в этот праздничный день  люди друг друга?   Каковы традиции празднования Пасхи в кубанской семье? Чем отличается  Пасха от других  православных праздников?

- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

2)Работа со словарем (работа в парах)

Каждой паре  я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его  толкование в словаре. (Обряд , традиции, литургия)

У вас   на столах  лежат текст и материал для декоративной работы.  

Внимательно прочтите текст. Выделите в тексте главное. И постарайтесь воспроизвести в своих мини- проектах, а затем презентуйте его.

(Работа над проектами в группах).

 

   

Презентация проектов от каждой группы. 

 На Кубани проживает верующий  многонациональный народ, но в основном православные. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи.  По переселению, казаки, привезли с собой походную церковь, а прежде чем начать строить курень – строили церковь. В  этой церкви отмечали все православные праздники и проводили богослужения.

С особым чувством казаки относились к одному дереву, которое украшало их улицу или переулок. Впрочем, ивы были природной точкой отсчета времени в казачьем быту. Когда люди в день Вербного воскресенья несли ивовые прутики, то они знали: начинается преддверие Пасхи, дни великих забот и стараний.

Все готовились к этому празднику. Мужчины наводили порядок во дворах и конюшнях. Вывозили навоз на поля, готовили конскую упряжь и сельхозорудия для пахоты, чистили и мыли лошадей. Женщины торопились навести порядок дома. Собрать паутину по углам ,снять занавески с окон и русской печи и постирать их. Затем разводили известь или белую глину и белили хату изнутри и снаружи. Потом доставали одежду из сундуков, выветривали ее, выглаживали.

Портные в это время были также нарасхват. Со своими принадлежностями спешили они от одного дома к другому, обшивая и обувая казачьи семьи от мала до велика.

Глава семьи отправлялся на мельницу за мешком нулевки - специальной муки для Пасхи. Его бережно заносили в хату, развязывали, брали муку щепоткой и пробовали языком, решая надо ли добавить простой муки. Потом бабушка ставит опару и объявляет невесткам: «Завтра пасхи печем».

Празднуют ли Пасху в вашей семье?  Каких традиций придерживаются члены вашей семьи?

.

 Настраиваются на работу.

Выдвигают предположения о теме урока.

Аргументируют свои ответы.

Находят  главное в тексте   и   воспроизводят  в своих проектах

Практическая деятельность учащихся по изготовлению проектов.

Варианты ответов

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Формирование знаний о  православном празднике Пасха

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

- осознают личное отношение к малой родине.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Регулятивные

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

Рефлексия.

Домашнее задание

Итак, подходит к концу наш урок.

Я думаю, мы с вами ответили на наши вопросы: что такое Пасха и каковы традиции празднования Пасхи в кубанской семье?

 

 Предлагаю    каждому  ученику взять из конверта, лежащего  у вас на столе, пасхальное яйцо соответствующее вашим знаниям полученным на уроке.

-Красное- все понятно, урок понравился.

-Желтое- остались вопросы  на которые хотел бы получить ответ.

- Зеленые- ничего не понятно.

А теперь попрошу  положить пасхальные  яйца в корзинку.

Вот такая красивая корзинка у нас получилась.

Вашим домашним заданием будет подготовить фото-отчёт на тему: «Пасхальный  день в моей семье»

- Спасибо за урок, надеюсь, он вам понравился.

Ученики отвечают на вопросы, предлагают варианты

ответа

Учащиеся слушают, оценивают  свою работу

                             

Приложение

Карточка №1.

Расписанное яйцо

 считается символом Пасхи. Христиане символизировали пасхальное яйцо с жизнью, победой жизни над смертью.

Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. А христианский обычай дарить друг другу пасхальные яйца уходит корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества этот предмет имел огромное символическое значение, он ассоциировался с самой жизнью. Древняя латинская поговорка гласит «Все живое [происходит] из яйца».

В древнем Иерусалиме яйцо было символом возрождения природы в праздник весеннего равноденствия. И этот философский образ перешел в христианскую традицию, в которой пасхальное яйцо символизирует новую жизнь, ее возрождение.

У носителей веры во Христа покрашенные в красный цвет яйца символизировали пролитую Христом кровь и Его смерть. Под красной скорлупкой яйца находится белый белок, который служит символом Воскресения и жизни Христа

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров напоминают о бичевании Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу

Карточка №2.

 

Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника.  Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней.

Пасхальный кулич – аналог церковного хлеба, однако его принято было готовить дома. И здесь интересно отметить – что у славян с куличом связаны не только христианские обряды. Отголоски язычества напоминают о себе, если рассмотреть, как обращались славяне с пасхальным хлебом.  Его не только освящали в церкви, но и раскладывали кусочки в поле, призывая урожай.  На кусочках кулича гадали, а по тому – какой получился кулич у хозяйки, определяли, насколько удачным мог быть предстоящий год.  Например, растрескавшаяся корка считалась плохим знаком, а пышный, большой и ровный кулич символизировал благополучие в будущем.

По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест. Это особенная выпечка – временами сложно объяснить, почему дрожжевой хлеб, приготовленный на Пасху, может долго храниться, при этом не сохнет и не покрывается плесенью.

В разных странах существуют свои рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи. Сегодня пекари соревнуются в мастерстве изготовления куличей, придумывая замысловатые узоры на корке и особые изюминки вкуса и формы.

Карточка №3.

Пасхальное меню.  Отмечая светлое Христово Воскресенье, люди встречаются с друзьями и близкими, накрывают праздничный стол, к которому подают обрядовые блюда – освященные накануне в церкви куличи, творожные пасхи и крашеные яйца.

Пасхе из творога (по-церковнославянски она называется «млеко загустевшее») придают форму четырехгранной пирамиды – олицетворения Голгофы, где был распят Христос. Можно приготовить сырую или заварную творожную пасху, а можно запеченную, которая дольше хранится.

Куличи и пасхи украшают изображениями креста, буквами «ХВ» («Христос Воскрес»), оформляют орехами, сухофруктами, шоколадной крошкой, цукатами, посыпают кулинарной посыпкой или цветным сахаром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"

Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...

Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"

Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...

Бинарно – интегрированный урок (кубановедение + химия) по теме: «Рельеф и полезные ископаемые».

       Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Рельеф и полезные ископаемые»....

Пасха в кубанской семье

Урок для 4-5 класса...

Презентация: Великая Пасха в кубанской семье.

Презентация: Великая Пасха в кубанской семье....