Ненецкая кукла Нухуко, русская кукла Московка или седьмая Я.
план-конспект по краеведению на тему

Ядне Надежда Пыеривна

Национальная кукла ненцев изготавливалась и изготавливается как в прошлое, так и настоящее время из клюва водоплавающих птиц – гусей, уток – лебедей. История русской куклы ведётся ещё со времён создания Московского княжества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение

2

Основная часть.

1. Ненецкие и русские игры и игрушки.

4

2. Ненецкая кукла – нухуку, русская кукла Московка или Седьмая Я.

8

3. Заключение. Значение национальной игрушки в воспитании подрастающего поколения.

11

Список использованной литературы

12

ХIII Институциональная научно – практическая конференция школьников

«Старт в науку»

Ненецкая кукла Нухуко, русская кукла Московка или седьмая Я.

Ямало – Ненецкий автономный округ Надымский район с. Ныда

Окотэтто Александра ЕвгеньевнаӇ

МОУ «Школа – интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда», 5акласс

Научная статья

Введение.

Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры для детей, для взрослых, для женщин, для мужчин. Ни один праздник не обходится без игр.

Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои и обычаи. Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков.

В детстве формируются умы и сердца детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает.

Национальная культура складывается из традиций народа. У каждого народа есть свои традиционные игры и игрушки.[1:51 – 55]

Цель нашего исследования: произвести сравнительный анализ двух рукотворных национальных кукол: ненецкого народа – Нухуко и русской куклы Московка или Седьмая Я, на основе имеющихся материалов проследить историю происхождения игрушек и игррусского и ненецкого народов.

Для успешного достижения указанной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) Изучить материалы, содержащие данные о происхождении ненецких и русских игр и игрушек.

2) Собрать и проанализировать сведения о ненецкой кукле Ӈухуко и русской кукле Московка или Седьмая Я.

3) На основе собранного материала составить доклад для выступления на научно-практической конференции о значимости национальных игрушек в нравственном воспитании детей.

Предмет исследования:история происхождения игрушек русского и ненецкого народов.

Объект исследования: ненецкая кукла Ӈухуко, Русская кукла Московка или седьмая Я.

Методы исследования: теоретический и сопоставительный анализ материалов о национальных играх иигрушках и кукол.

Актуальность темы заключается в необходимости сохранения национальных традиций, их передачи подрастающему поколению, воспитанию толерантности воспитанников нашей многонациональной страны, через изучение всех проявлений культуры народов.

Практическую значимость данной работы мы видим в том, что собранный, изученный и обработанный материал можно успешно использовать в процессе духовного воспитания учащихся нашей школы.

Новизна нашей работы заключается в том, что впервые в школе-интернате произведен сопоставительный анализ ненецкой и русской кукол.

1. Ненецкие и русские игры и игрушки.

У народа ненцы есть, связанные с основными видами занятий ненцев – оленеводством, рыболовством, охотой, которые проводились на улице, в большом пространстве.[5:89 – 93] Также есть игры, в которые можно играть в помещении – в чуме. Когда на улице непогода – дождь или пурга, дети проводят время в чуме.

Через игру ненцы воспитывают детей стойкости, мужественности, быть приспособленными к суровым условиям обитания. Поэтому маленькие ненецкие дети всегда играли с игрушечными оленями, сделанными из деревянных брусочков. Также с настоящими нартами, луками и стрелами, но все это было в уменьшенном виде, чтобы ребенку было удобно воспроизводить свои действия в игровой форме. Так, играя ребенок усваивал навыки традиционных отраслей хозяйствования. Мальчики и девочки копировали действия взрослых, играя в пастухов, рыбаков и охотников, в хозяек чума, швей, мастериц, используя настоящие орудия труда – рыболовные снасти, средства передвижения, арканы, стрелы и луки, иглы швейные и нитки.[7:63,64]

С давних пор дети ненцев играют в такие игры, как «Оленевод и олени», «Охотник и белка».

Игра «Охотник и белка» проста, для этой игры отец делал для сына детский лук и стрелы. Правила игры также просты, мишенью могла служить веточка дерева или нос нарты. Игрок должен стрелой лука попасть в мишень, центр мишени – глаз белки. Эта игра развивает глазомер и также развивает силу рук при натягивании тетивы лука. Играть можно вдвоем, втроем, а то и более.

Игры «Тыранийко» и «Тобалы» относятся к настольным играм. В игру «Тыранйко» - «На обратной стороне ладошки» играют деревянными палочками, длиной в 10 – 12 см., которые в диаметре 0,5 мм, в количестве 10 – 12 штук. Полочки кладутся на ладонь руки и перебрасываются с ладони на обратную сторону ладони и обратно на ладонь.

Во время перебрасывания нужно поймать как можно больше палочек; палочки отсчитывают, по парам и палочку без пары играющий оставляет себе. Если у играющего все палочки парные, то игра переходит следующему игроку. Выигрывает тот игрок, у которого больше палочек по количеству. Это игра развивает мелкую моторику рук.

В основном все игрушки ненецких детей изготавливаются из природного материала.

В «Тоба’лы» играют косточками из оленьих копыт.

Косточки в количестве 7 штук раскладываются на столе, на ровном месте, игрок производит несколько манипуляций рукой и забрасывая одну косточку вверх в воздух ловит со стола в ладонь все косточки по порядку в ладонь.

В эту игру играли в основном девочки, девушки и даже женщины в свободное от работы время, игра развивает мелкую моторику рук.

Свободное от работы время ненцы охотно уделяют время различным настольным играм. От русских ими были заимствованы шашки, шахматы, домино. Как доски, так и фигурки, многие ненцы умели вырезать сами, обычно из дерева или кости из оленьих рог.

Расцветка полей доски заменялись углублением одних полей по сравнению с другими. Правила игры, соответствовали общепринятым, (в настоящее время ненцы пользуются покупными шахматами и шашками.)

Детей развлекали сказками, рассказчиками были дедушки и бабушки. Было даже такое, что в стойбище находился один рассказчик сказок, и тогда со всего стойбища собирались в одном чуме и взрослые, и дети.[6:16 - 19]

У русского народа есть свои национальные игры и игрушки. В семьях на Руси всегда было много детей. Шесть, восемь, а иногда и двенадцать детей у одних родителей не были редким явлениям. Но, не смотря на это, дети всегда были под присмотром, даже когда родители занимались хозяйственными делами.

Дети богатых родителей всегда были под присмотром нянек, кормилец, мамок. В крестьянских семьях дети большую часть времени проводили с родителями. В летнюю страду, все от мала до велика, выходили на поля. Старшие дети помогали родителям косить траву, убирать хлеб и пасти скот. Дети помладше, приглядывали за младенцами тут же на поле, в шалаше или под укрытием телеги от жаркого палящего солнца. Как только малышу, исполнялось три года, за ним начинала присматривать девочка – пестунья, к которой приводили малышей порой со всей деревни. Это был своего рода прообраз детского сада. Девочки – няньки придумывали игры, которые были бы интересны и их подопечным, и им самим. Водили хороводы, пели песни, разыгрывали примитивные сценки. Игры, которые рождались вовремя присмотра за детьми, в основном имитировали занятия взрослых. Так в Богородском и Бронниковском уездах Московской губернии с давних пор растили, хмель и особо славился этим злаком край Гуслицы. Здесь среди детей была популярна игра, во многом копировавшая работу родителей. Она так и называлась «Хмель» и напоминала игру «Салочки»[2:16 – 18]

В начале игры выбирали ведущего – «хмеля», символизировавшего растение, обвивающее столб, и начинали водить хоровод вокруг него, приговаривая шутливые заговоры на рост хмеля: «Как за розвязью, зеленой за белым цветом за Черемушным, за алым цветом за смородиной сеяли мы хмель.

Приговаривали:

«Расти наш хмель,

по тычинкам вверх!

Без тебя хмелёвка,

хоровод не водится,

Без тебя хмелёвка, не играется!»

        Пока игроки водили хороводы, ведущий изображал рост хмеля. Сначала он сидел на корточках, понемногу привставая в хороводе, пока не выпрямлялся в полный рост. Затем дети пели «Хмелевую песню»:

Расти, расти хмель,

Садовый ты наш хмель,

Расти, прирастайся,

На тын заплетайся:

Корнем глубоким,

Листом широким,

Маковкой золотой,

Всей своей красотой.

Мы тебя возьмём,

Мы тебя снесём –

В белые мешочки,

В дубовые сундучонки.

После песенки и начиналось непосредственно игра. «Хмель» интересовался у участников игры: «А, как вы меня сажали?» И дети должны были изображать ответ на вопрос ведущего: как сажали, как поливали, как выращивали. После диалога хмель произносил: «Если меня не польют, меня не удержат – ни в дубовых бочках, ни в железных обручах. По двору раскачусь, обручи поснимаю, доски поломаю!»

        В ответ, играющие запевали новую песню:

Хмель, ты наш хмель

Ты расти семь недель!

Мы тебя польём,

И плетнём обнесём.

Хмель, ты наш хмель,

Садовый ты наш хмель!

В это время раздавался крик: «Рвите хмель, теребите!»

        После его слов «Хмель» должен был как можно быстрее вырваться из круга и убежать, а все остальные игроки догоняли его, стараясь ущипнуть.

        

2. Ненецкая куклаӇухуко,русская кукла Московка или седьмая Я.

        Как в наши дни, так и давние времена дети всегда любили играть в куклы. Куклам придавалось большое значение, и в них могли играть не только девочки, но и мальчики.

        Сколько народностей на земле и столько же кукол.

        У ненецкого народа есть рукотворная кукла Ӈухуко.

C:\Users\1\Desktop\Новая папка\IMG_0086.JPG

Рисунок 1. Ненецкие куклы

Национальная кукла ненцев изготавливалась и изготавливается как в прошлое, так и настоящее время из клюва водоплавающих птиц – гусей, уток – лебедей.

        В прошлом, ӈухуко украшались кусочками замши из оленьей шкуры, кусочками белого и чёрного меха. Также для украшения косичек ӈухуко применялись бисер, красивые необычные пуговицы, медные копейки, разнообразные звенящие металлические предметы. Косички сплетались тонкими полосками замши. В настоящее время косички сплетают яркими шерстяными нитками.[4:202 -205]

        У каждой девочки количество ӈухуко в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству реальной семьи ребёнка: Обязательно были дедушка и бабушка, мама и папа, и маленькие клювики – ӈухуко в количестве детей.

Росла хозяйка ӈухуко, вместе с ней и семья её кукол. При изготовлении своих игрушек девочка училась мастерству кроить и шить одежду своим игрушкам, ведению хозяйственных дел, потому что, играя, она воспроизводила всё то, что делала её мама в ведении хозяйства. Своиӈухуко она хранила в меховых мешочках – падко, украшенных национальными орнаментами, число которых насчитывало около двух, трёх.

Хозяйка вырастала, из кукольного возраста и всё её хозяйство в дальнейшем передавалось по наследству младшей сестрёнке.[3:39 – 41]

        Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными русскими куклами даёт возможность познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Она является частью культуры народа, сохраняя в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа, в этом главная ценность традиционной национальной куклы.

        История русской куклы ведётся ещё со времён создания Московского княжества. С давних пор различали несколько видов кукол: в одни куклы играли,

Рисунок 2. Русская кукла       другие исполняли роль оберега, а третьи применялись во время различных обрядов. Обрядовую куклу и в наше время можно встретить на масличных гуляньях, именно её и сжигают, провожая зиму.  В прежние времена Масленицу делали из соломы, наматывая пучки соломы на крестовину из дерева. Солома и дерево символизировали природную силу, рост всего земного. Затем куклу наряжали, украшали цветами из ткани и лентами, а в руку обязательно вкладывали блин. Когда масленицу сжигали на костре, все присутствующие загадывали желания, которые по поверью исполнялись так же быстро, как сгорала соломенная кукла.

        Куклы – обереги являлись хранительницами дома и семьи от зла и напастей, такими куклами не играли, их хранили в «красном» углу дома.

Особо почитались куклы -  пеленашки, которые делали из  куска поношенной одежды, в виде завёрнутого в пелёнки младенца. Кукле рисовали лицо и обозначали пупок – центр соединения всех человеческих сил.

        Обычно кукол для игр выстругивали из дерева или вязали из тряпок. Тряпичная кукла оборачивалась льняным полотном, а из шерсти ей плели косу, в которую вплетали ленты.

        В Московской губернии существовала своя разновидность «кручёных» кукол, она называлось Московка или Седьмая Я.

C:\Users\1\Desktop\Новая папка\кукла.jpgМосковка отличалась тем, что к поясу у неё были привязаны шесть кукол меньшего размера.[2:16 – 18] В создании куклы обязательно принимала участие мама, которая по образу своей куклы вязала из тряпичных лоскутков куклы для дочери. Дочка в силу своих возможностей участвовала в создании игрушки. Во время работы над куклой, мама напевала песни или просто песенки – дразнилки, например:

Ульянкаедет на быке,

Березиночка в руке,

Березиночка упала,

Быку ноженьку сломала.

Так непроизвольно мама передавала знания устного народного творчества своей дочери.

        Работа с куклой занимала пять – семь дней, за это время девочка обучалась навыкам рукоделия. Во время изготовления игрушки в девочке вырабатывались такие качества хозяйки как терпение, трудолюбие, усидчивость, послушание. Но вот кукла готова и девочка могла наслаждаться своей игрушкой. Теперь она могла в компании своих подружек показать свою новую куклу. Постепенно к большой кукле девочка уже самостоятельно вязала остальные шесть кукол маленьких. Кукла становилась спутницей жизни девочки – она лежала рядом с ней, когда она спала. Также присутствовала во всех её играх. Разве только став подростком, она вынуждена была с ней расставаться, так как нужно было помогать матери по хозяйству.

        Вырастало поколение за поколением в семье, а кукла оставалась любимой игрушкой всех детей.

Заключение.

Изучая имеющуюся литературу по выбранной теме мы выяснили, что источников, рассматривающих данную тему достаточно много, для того чтобы представить историю кукол.

При сравнении кукол мы видим различие в том, что каждый народ использовал, при изготовлении игрушки те предметы быта какими они пользовались. Ненецкая кукла изготавливается из носов диких водоплавающих птиц, украшались замшей из олений шкур, сукна разноцветного.

Русская кукла изготавливается из льняного полотна, из кусочков разноцветных  тканей, а так же для косичек применяли козью шерсть.

        Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что ненецкая Нухуко и кукла русского народа Московка являются необходимым предметом в воспитании подрастающего поколения: становлению национального самосознания, приобщению к истории своего народа, своей культуры, к духовным и нравственным ценностям своего народа.

Список использованной литературы.

  1. Дети в традиции. Традиции в детях. //Сборник материалов: Сыктывкар, 2009 г. 134с.
  2. Куклы в народных костюмах., №1, 2012 г. Россия, ООО «Де Агостини».
  3. Национальная школа Надымского Севера. ПО «Надымгазпром»,НВП «Горизонт», Надым 1996 г.
  4. Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. - С. – Петербург: «Русский двор», 1995 г., 197 – 205с.
  5. Ненцы: уроки предков: Научно – методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005 г. – 239с.:ил.
  6. Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Институт проблем освоения Севера со РАН – Тюмень, 1994 г. – 173с.
  7. Слово о Ямале. Учебное пособие для ст. кл. общеобразовательного учреждения – СПб. : филиал изд – ва «Просвещение», 2009 – 222с.: ил.

ХIII Институциональная научно – практическая конференция школьников «Старт в науку», IV конференция младших школьников «Юный исследователь»

Ненецкая кукла Нухуко, Русская кукла Московка или седьмая Я.

Ямало – Неенецкий автономный округ Надымский район с. Ныда

Окотэтто Александра Сергеевна

МОУ «Школа – интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда», 5акласс

Аннотация

Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальный устои и обычаи.

Цель исследования: произвести сравнительный анализ двух рукотворных национальных кукол – ненецкого народа – Нухуко и русской куклы Московка или Седьмая Я, на основе имеющихся материалов проследить историю происхождения игрушек русских и ненецких народов.

Результатом работы стал сравнительный анализ ненецкой куклы – Нухуку и русской куклы Московка или Седьмая Я.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что ненецкая кукла Нухуко и кукла русского народа Московка являются необходимым предметом в воспитании подрастающего поколения: становлению национального самосознания, приобщению к истори своего народа, своей культуры, к духовным и нравственным ценностям своего народа.

ХIII Институциональная научно – практическая конференция школьников «Старт в науку», IV конференция младших школьников «Юный исследователь»

Ненецкая кукла Нухуко, Русская кукла Московка или седьмая Я.

Ямало – Неенецкий автономный округ Надымский район с. Ныда

Окотэтто Александра Сергеевна

МОУ «Школа – интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда», 5акласс

Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры для детей, для взрослых, для женщин, для мужчин. Ни один праздник не обходится без игр.

Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои и обычаи.

Цель нашего исследования: произвести сравнительный анализ двух рукотворных национальных кукол – ненецкого народа – Нухуко и русской куклы Московка или Седьмая Я, на основе имеющихся материалов проследить историю происхождения игрушек русского и ненецкого народов.

Для успешного достижения указанной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) изучить материалы, содержащие данные о происхождении ненецких и русских игр и игрушек.

2) Собрать и проанализировать сведения о ненецкой кукле нухуко и русской кукле Масковка или Седьмая Я.

Предмет исследования:Ненецкая кукла Нухуко, Русская кукла Московка или седьмая Я.

Методы исследования:  - теоретический и сопоставительный анализ материалов о национальных играх и игрушках.

Практическую значимость данной работы мы видим в том, что собранный, изученный и обработанный материал можно успешно использовать в процессе нравственного воспитания обучающихся нашей школы.

Новизна нашей работы заключается в том, что национальная игрушка является важным предметом в воспитании подрастающего поколения, как русского, так и ненецкого народов.

Как в наши дни, так и давние времена дети всегда любили играть в куклы. Куклам придавалось большое значение, и в них могли играть не только девочки, но и мальчики.

        Сколько народностей на земле и столько же кукол. У ненецкого народа есть рукотворная кукла Нухуко. Национальная кукла ненцев изготавливалась и изготавливается как прошлом, так и настоящее время из клюва водоплавающих птиц – гусей, уток – лебедей.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными русскими куклами даёт возможность познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Она является частью культуры народа, сохраняя в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа, в этом главная ценность традиционной национальной куклы.

        История русской куклы ведётся ещё со времён создания Московского княжества. С давних пор различали несколько видов кукол: в одни куклы играли, другие исполняли роль оберега, а третьи применялись во время различных обрядов. В Московской губернии существовала своя разновидность «кручёных» кукол, она называлось Московка или Седьмая Я. Московка отличалась тем, что к поясу у неё были привязаны шесть кукол меньшего размера.

Произведя сравнительный анализ ненецкой куклы – Нухуко и русской куклы Московка или Седьмая Я, мы видим, что во все времена разные народы воспитывали своих детей посредством игр и игрушек.

        Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что ненецкая Нухуко и кукла русского народа Московка являются необходимым предметом в воспитании подрастающего поколения: становлению национального самосознания, приобщению к истории своего народа, своей культуры, к духовным и нравственным ценностям своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия для дошкольников «Ненецкие куклы - Ӈухуко»

Конспект экскурсия для дошкольников  «Ненецкие куклы - Ӈухуко»...

Мастер-класс сувенир "Ненецкие куклы"

Мастер - класс:  сувенир "Ненецкие куклы". На изготовление такого сувенира, не потребуется много времени и материальных затрат. Предлагаю посмотреть мастер-класс,  выполнить его и получить м...

Итоговый тест по русскому языку для учащихся седьмого класса

Данный тест по русскому языку для учащихся седьмого класса....

Творческий проект с элементами исследования "Традиционная ненецкая игрушка нухуко"

Приобщение учащихся к созданию изделия национального декоративно-прикладного искусства через проявление интереса к традиционной национальной игрушке коренных малочисленных  народов Ямала - ненцы....

технологическая карта изготовления традиционной ненецкой куклы

В данной технологической карте представлена подробная последовательность изготовления традиционной ненецкой курлы- уко. Материал можно использовать во внеурочной деятельности педагогам основной школы,...

Ненецкая кукла «ӈухоко»

Ненецкая кукла «ӈухоко»...