Творческий проект с элементами исследования "Традиционная ненецкая игрушка нухуко"
проект по краеведению

Пандо Татьяна Константиновна

Приобщение учащихся к созданию изделия национального декоративно-прикладного искусства через проявление интереса к традиционной национальной игрушке коренных малочисленных  народов Ямала - ненцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsionnaya_nenetskaya_igrush1.doc352.5 КБ
Файл prezentatsiya_trad._igrushki1.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

 Творческий проект с элементами исследования:

«Традиционная ненецкая  куколка – нухуко

                               

   

 

                             

                               Авторы работ:  Омутова Марина Андреевна,

                                                            Быкова Ангелина Сергеевна,

                                                                  учащиеся учебного объединения

                                                        «Родной язык (ненецкий)».                                                

                                       

                                    Руководитель: Пандо Татьяна Константиновна,

                                                   педагог дополнительного    

                                                 образования МОУ  ДОД

                                                         «Центр детского творчества»                                                                                                            

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………….... 3

2.Основная часть…………………………………………………………………………………5

2.1  Подготовительный этап…………………………………………………………………… 5

2.2  Исследовательский этап ………………………………………………………………… 7

2.3  Технологический этап ……………………………………………………………………8

3. Заключение………………………………………………………………………………….. 12

4. Литература …………………………………………………………………………………13

5. Приложение ………………………………………………………………………………….14

5.1   Анкетирование «Знаешь ли  ты ненецкую игрушку нухуко?»………………………..14

5.2   Технологическая последовательность выполнения одежды куклы  …………………15

5.3    Технологическая последовательность выполнения ложных кос и серёжек…………17

 

1. Введение

     На  занятиях учебного объединения «Родной язык (ненецкий)» мы  увидели  интересную куколку, она не была похожа на современные игрушки, которые продаются в магазинах. Из рассказа  нашего педагога мы узнали, что  в детстве, когда она жила с родителями в тундре, у неё тоже были такие же игрушки. Кукол - нухуко у неё было  много, целая семья: бабушка, дедушка, мама, папа и дети. Материала из сукна у них не было, и поэтому  она шила одежду для своих кукол из оленьего меха.  И нам стало интересно, откуда и когда появилась кукла, из чего и как её изготавливают, захотелось узнать больше об истории возникновения и развития этой необычной игрушки.     

Проблема

Как раскрывать самобытность, самоценность культурных традиций малых народов Севера?

Актуальность

Для детей малочисленных народов Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном  округе, сохранение культурных традиций, обычаев имеет большое значение.  Мы будущее поколение должны знать и уметь рассказывать о своей культуре, о её неповторимой уникальности.

Новизна  данной исследовательской работы заключается  в том, что на практических занятиях по национальному декоративно-прикладному искусству у нас развиваются умения и навыки шитья из различных материалов,  плетения из бисера, формируются  навыки владения родным языком (ненецким).

Целью данной работы является приобщение к созданию изделия национального декоративно-прикладного искусства через проявление интереса к традиционной национальной игрушке коренных малочисленных  народов Ямала - ненцы.

 Задачи:

-  изучить литературу по национальному декоративно-прикладному искусству народов  

   Ямала;

-  узнать о национальной ненецкой одеждой народов Ямала.

-  научиться изготавливать традиционную ненецкую куклу;

- развивать навыки исследовательской деятельности и творческого проектирования;

-  формировать умения и навыки шитья из различных материалов, плетения из бисера;

 Гипотеза

Существует ли интерес к традиционной ненецкой игрушке нухуко у детей,  проживающих в нашем северном городе,  увлечены ли они данным видом декоративно-прикладного искусства  народа Ямала.

      Изучив литературу  по декоративно-прикладному искусству народов Севера, прочитав детскую энциклопедию «Я познаю мир» мы узнали, что образцы народных промыслов рассказывают об отношениях человека с природой, о его понимании прекрасного и даже о национальном характере. А что развивает у детей коренной национальности игрушка нухуко

2. Основная часть.

  1. . Подготовительный этап.

           Итак, мы приступили к увлекательному виду деятельности. Поэтапно выполняли задания, которые потом обрабатывали и вносили в исследовательскую работу. Из рассказов родственников, экскурсовода Музея этнографии Дома природы, из книг мы узнали:

        1.Оригинальные ненецкие традиционные куклы нухуко издавна привлекали внимание путешественников и исследователей.

Ненецкая куколка состоит из головы и туловища (высотой 10-15см) с нашитыми на него разноцветными вертикальными полосками. Число их всегда нечётное. Головами кукол служат клювы птиц. Для изготовления кукол-мужчин используют гусиные клювы (ябто" пыя, сенгры ябто пыя). Для куклы - женщины с косой, нужен клюв дикой утки (нябы пыя), а для  «бабушки» и «дедушки» клюв гуся – гуменника (теник пыя) и лебедя (хохорэй пыя). При изготовлении кукол-детей – клювы утки-морянки (на" но пыя) и казарки (сяко пыя). Кукле - ребеночку, лежащему в люльке, головой служит клювик куропатки (хорка пыя). У каждой девочки есть набор игрушек: дедушка, бабушка, отец, мать, дети и нарядная люлька с младенцем.

 У куклы есть комплект летней и зимней одежды, копирующей настоящую мужскую и женскую ненецкую одежду.

           2. Как возникли игральные куклы?  Ведь сначала ненецкие куклы изготавливали лишь для соблюдения ритуалов. В старину кукла имела лицо. Туловище делали из дерева и заворачивали в кусочек меха. С течением времени менялись куклы, менялись и материалы, из которых их изготавливали. Постепенно куклы из ритуальных превратились в любимую детскую игрушку.

           3. В разных районах расселения ненцев есть небольшие особенности шитья кукол. Большеземельские куклы изготавливают из сукна и клювов птиц. Красивые, яркие клювы уток служат головами кукол-девочек, девушек и молодых женщин. Для кукол-женщин старшего и пожилого возраста используют клювы тёмные и чёрные.

Головами кукол-мужчин традиционно служат клювы гусей. Точно так же, клюв со светлым рисунком обозначает голову куклы-мальчика или молодого мужчины, с тёмным или чёрным — пожилого.

          Куклу-женщину обязательно украшают, изготавливая для неё головной убор (судыр"), серьги (хаёпя") и накосники (танё). Судыр" представляет собой 3 полосы сукна, одна из которых идёт вокруг головы (вдоль лба, затылка и висков), а две другие, пришитые к ней, перекрещиваются на макушке. Эти полоски обильно расшивают узором из бисера, а к нижнему краю прикрепляют свисающие нитки бус.

         Накосные украшения танё являются как бы продолжением натуральных кос. Начинаются они от затылка, спускаются значительно ниже талии и представляют собой 2 сшитых из сукна и обмотанных шерстью жгута. Ложные косы в 3 местах соединяются между собой нитками разноцветных бус или цепочками. Концы ложных кос обычно заканчиваются деталями из кожи и сукна, украшенными медными изделиями: бляшками, цепочками, подвесками. Носят накосные украшения поверх одежды, заправляя за пояс.

В верхней части ложных кос вплетают в волосы свободный, не скрученный, кусок сукна и обматывают поверх тесьмой из шерсти или сукна. Таким образом, натуральные косы при ношении этого украшения не видны. Куклам накосники и серьги пришивали, прокалывая шилом дырочки в голове-клюве. Серьги раньше делали из кожаного ремешка, нанизывая на него медные бляшки, пуговицы, крупный бисер. Куклам серьги делают из бисера.

         Как мы уже упоминали, одежда кукол копирует настоящую. Отличия, как правило, заключаются в следующем: малицы кукол не имеют маличных рубах, а меховые паницы кукол-женщин украшаются чаще всего одной белой полоской меха. Куклам шьют шапки, иногда обувь. Куклы-мужчины обязательно имеют пояса.

         В последнее время одежду кукол стали орнаментировать, украшать сукном. Все куклы и кукольные принадлежности делают сами дети.

Помимо кукол, изображавших взрослых людей, девочки умели делать колыбельки с куколкой – ребёнком в ней. Дугу для полога изготавливали из грудной косточки птицы.

        4. Почему материалом для изготовления кукол служат клювы птиц, а не что-нибудь другое? Это связано с тем, что в старину люди считали, что перелетные птицы ежегодно улетают к богу Нуму и прилетают обратно чистыми, невинными (ся"мэй" ни на"). Поэтому в тундре очень бережно относятся к куклам. Их не бросают, где попало, а хранят в специальных мешочках, которые девочки шьют сами. Говорят, что нельзя оставлять кукол на улице. Придет ведьма, начнет играть этими куклами и может даже забрать их  дух (сидянг).

                     

           Клювы перелётных птиц                                                 Клюв лебедя

                 

                    Старинные ненецкие куклы                                    Куколки в летней одежде.

                           

               Куколка в колыбели                                     Куколка – нухуко в зимней одежде ягушка   

  1. . Исследовательский этап.

      Мы живём на Крайнем Севере в сложных климатических условиях,  где суровая и холодная зима, прохладное лето. Часто дуют холодные ветры. Коренные жители Севера издавна шьют зимнюю одежду, обувь из тёплых оленьих шкур. Материалами для их изготовления служат олений мех, мех и шкуры животных, добытых во время охоты и морского промысла. Одежда ненцев хорошо приспособлена к  кочевому образу жизни.

      Для своих кукол мы выбрали летний вариант одежды, соответствующий северным условиям.  Ткань для одежды куклы  должна быть тёплой, мягкой, прочной,   не сложной в изготовлении.

       Мы выбрали для эксперимента 3 вида тканей и сделали сравнительную характеристику по виду, свойствам и составу.

     

       Сукно                                                       атлас                                          кожа

 

Сравнительная характеристика тканей

Да +, нет –

Наименование  тканей

 трудоёмкость в изготовлении

осыпаемость

прочность

гладкость

мягкость

Сукно

-

-

+

+

+

Атлас

+

+

-

+

+

Кожа

+

-

+

+

+

 

Вывод: Из  трёх видов тканей выбрали сукно. Этот материал мягкий, легкий в процессе изготовления, упругий, несминаемый, тёплый и прочный. Форма изделия получается более простой и изящной. Сукно легко обрабатывать: при раскрое в любом направлении получится ровный, не осыпающийся край. Благодаря всем этим свойствам ненцы испокон веков используют сукно  при оформлении орнаментов на  одежде, обуви, на головных уборах, на оленьих упряжках и на украшениях женских сумочек.

       На Севере в летнее время года женщины и девочки носят одежду из цветного сукна ярких цветов, по покрою похожую на зимнюю ягушку.   Спинку и полы ягушки шьют из сукна одного цвета, а обшлага, подол и борта – другого.  В настоящее время одежда  ягушка заменяет летнее пальто.

  1. Технологический этап.

Итак,  мы приступили к практическому изготовлению игрушки нухуко.

Выбор инструментов и материалов для работы.

Материалы и инструменты,

 дидактический материал

Количество на 1 обучающегося

1

ножницы

1

2

иголка

1

3

шило

1

4

нитки

2

5

клюв птицы (утиный или гусиный)

1

6

сукно или драп разноцветный

15×20см

7

линейка

1

8

мел

1

9

карандаш простой

1

10

мех норковый, беличий

1см × 10см

11

иллюстративные таблицы:

«Технологическая карта изготовления  традиционной ненецкой куклы нухуко»

1

12

«Технологическая карта изготовления  ложных кос традиционной ненецкой куклы нухуко»

1

  Экономические расчёты.

На создание одной поделки потребуется:

Материалы и инструменты

Количество

Цена, руб

Затраты, руб.

Сукно или драп

15×20см

1м,50см × 650 руб

130

Нитки разноцветные

2 шт.

10 руб.

20

Бисер разноцветный

10 гр., 2 пачки

30 руб.

60

Бусы

10 гр., 1 пачка

30 руб.

60

Итого:

270 руб.

Требования к оформлению изделия.

Так как игрушку можно подарить, или сделать сувенир для экспоната, то работа должна быть аккуратной, эстетичной, красивой, яркой, оригинальной и радовать глаз. Для этого понадобится немного терпения и желание сделать игрушку своими руками.

Практическая работа

Перед началом работы мы вспомнили технику безопасности во время работы:

 1.Технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами:

- во время работы с ножницами береги пальцы левой руки;

- передавай ножницы кольцами вперёд;

- не оставляй ножницы с открытыми лезвиями;

- после работы ножницы закрой и положи на стол.

2. Правила обращения с иглами:

- не бросай иглы, не втыкай их в ткань или одежду;

- ни в коем случае не бери иглы в рот;

- во время работы втыкай иглу в специальную подушечку. Убирай подушечку в коробку.

- запасные иглы храни в игольнице в сухом месте.

- проверяй количество игл перед началом работы. Обязательно найди недостающие иглы.

-  при шитье пользуйся наперстком.

3. Правила обращения с шилом:

- при работе с шилом не применяй излишних усилий;

- при работе с шилом прокалывай заготовку на подрезной доске;

- игла шила должна хорошо держаться в руке.

4. Правила при работе с ножом:

- работать необходимо на подкладной доске;

- если резать мех по линии, нож нужно располагать вертикально плоскости материала, зажав его между большим и четырьмя пальцами.

Технологическая карта изготовления   одежды куклы – нухуко из сукна

(приложение 2)

Цель: обучение основным способам и приёмам изготовления игрушки.

 

Технологическая карта изготовления ложных кос куклы нухуко (приложение 2).

Цель: научиться изготавливать ложные косы для куклы.

Технологическая последовательность выполнения ложных кос и серёжек (Приложение 3).

Итак, наша кукла – нухуко – готова. В учебном объединении мы провели анкетирование «Знаешь ли  ты ненецкую игрушку нухуко?» (Приложение 1).

Выводы: 

        Из разных источников мы узнали о традиционной игрушке ненцев нухуко,  много познавательного и интересного узнали о разновидностях тканей. Под руководством педагога  научились самостоятельно изготавливать ненецкую игрушку. Приобрели умения и навыки шитья из меха, сукна, плетения из бисера. Считаем, что сделанная игрушка своими руками приносит большее удовольствие себе и окружающим людям.  

       В процессе работы над игрушкой  развиваются творческие способности, воображение, фантазия, художественный и эстетический вкус,  мелкая моторика пальцев рук.

       Ребята должны перенимать умения и навыки при работе с национальными изделиями   от своих родителей и не забывать свою культуру, традиции, обычаи. Мы должны понимать неповторимость красоты, своеобразие национального декоративно-прикладного творчества народа, населяющего наш край.

       В ходе исследовательской работы мы поняли, что национальные традиции необходимо сохранять, развивать и передавать их будущим поколениям.

Заключение.

        Гипотеза  нашего исследования подтвердила интерес детей, проживающих в нашем городе, к традиционной ненецкой игрушке нухуко.  Для того чтобы расширить познавательный интерес ребят, мы предложили показать мультимедийную презентацию «Традиционная ненецкая игрушка нухуко» в  своём классе, где мы учимся, и на занятиях в учебном объединении «Родной язык (ненецкий)».

Национальное декоративно-прикладное искусство народов Ямала будет продолжать существовать, развиваться и усовершенствоваться, благодаря новым идеям творческих людей и нашей заинтересованности в нем.

Литература

  1. Аверьянова К.Н. Методика обучения школьников выполнению творческих проектов. – СПб.: ООО «Миралл», 2006г. – 56с.
  2. Бобрикова Е.Н. Технология обработки материалов, изготовления и художественной отделки традиционных изделий ненцев: Пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004.-128с.: ил.
  3. Геронимус Т.М. Правила безопасной работы на уроках труда в 1-4 классах: Учеб.-тетрадь №5 по трудовому обучению для учащихся 1-4кл. четырёхлет. Нач. шк. – М..: АСТ-ПРЕСС, 1998.-16с.: ил.
  4. Интернет ресурсы: www. Textilshop.ru./tkani – sukno/
  5. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара: Учебная литература, 2007.- 32с.
  6. Хомич Л.В. Ненцы. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.- 128с.: ил. – (Серия «Народы Севера и дальнего Востока»).
  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки./ Авт. сост. Н.Г.Юрина. – М.: ООО «Фирма издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999.- 496с., ил.

       

Приложение 1

  1. Анкетирование «Знаешь ли  ты ненецкую игрушку нухуко?»

Цель: узнать информацию у одноклассников знают или имеют они представление об игрушке куколке нухуко.

Опрошено:  детей – 20 ребят.

Вопросы:

да

нет

 1

Вы когда-нибудь видели такую игрушку?

15

5

2

Что вы знаете об этой игрушке?

5

15

3

Что представляет эта куколка, из чего она состоит?

6

9

4

Хотели ли бы вы сделать себе такую же необычную куколку?

18

2

Вывод: Данные  анкетирования показали следующие результаты:

 Ребята имеют представление, но мало знают информацию об этой игрушке.

1. Видели игрушку - 15 детей (75%).  

2..Что знают и представляют об этой игрушке  5 детей (25%).

3.Большинство ребят  18 детей  (90%)  хотят сделать себе своими руками  необычную куколку,   2 девочки (10%)  не  желают делать   куколку.

Приложение 2

Технологическая последовательность выполнения одежды куклы нухуко

    N:\DCIM\101MSDCF\DSC02910.JPG                N:\DCIM\101MSDCF\DSC02906.JPG                       

1. Трафарет внутренней детали                       2. Изготовление трафарета                                                                                    

                                                                                    одежды куклы и рукава

                               

3.Вырезать из ткани внутреннюю деталь.          4. Пришить внутреннюю деталь к

                                                                                        клювику.

                   

                                                                                               

5. Скроить  одежду, рукава,                                      6. Пришить полоски с орнаментами  полоски  для орнаментов и орнаменты.                  к основе одежды и рукавам.  

            7. Пришить к основе одежды рукава и воротник из меха норки

Приложение 3

Технологическая последовательность выполнения ложных кос и серёжек

1. Куски сукна обматывают поверх тесьмой из шерстяных ниток.

2. Косы для куклы могут быть украшены  из бисера или фрагментов цепочек.

3. Прокалываем шилом дырочки в голове-клюве для серьги.

4. Нанизываем на нитки бисер, пришиваем к голове.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Традиционная ненецкая игрушка – нухуко Авторы работы: Омутова Марина Андреевна, Быкова Ангелина Владимировна, обучающиеся учебного объединения «Родной язык (ненецкий)». Руководитель: Пандо Т.К., педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Слайд 2

Для нас детей малочисленных народов Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, сохранение культурных традиций, обычаев имеет большое значение. Мы будущее поколение должны знать и уметь рассказывать о своей культуре, о её неповторимой уникальности . Актуальность

Слайд 3

Цель: приобщение к созданию изделий национального декоративно - прикладного искусства через проявление интереса к традиционной национальной игрушке коренных малочисленных народов Ямала- ненцы. Задачи: - изучить литературу по национальному декоративно-прикладному искусству народов Ямала; - познакомиться с предметами быта народов Ямала в Музее этнографии Дома природы; развить навыки исследовательской деятельности и творческого проектирования; - развить воображение, художественно-эстетический вкус, мелкую моторику пальцев рук; - научиться изготавливать традиционную ненецкую куклу; формировать умения и навыки шитья из различных материалов, плетения из бисера; воспитывать интерес и уважение к национальному прикладному искусству народов Ямала.

Слайд 4

Гипотеза Существует ли интерес к традиционной ненецкой игрушке нухуко у детей, проживающих в нашем с еверном городе, и увлечены ли они данным видом декоративно-прикладного искусства народов Ямала.

Слайд 5

Традиционные ненецкие куколки Оригинальные ненецкие куклы издавна привлекали внимание путешественников и исследователей. Ненецкая куколка состоит из головы и туловища (высотой 10-15см) с нашитыми на него разноцветными вертикальными полосками. Число их всегда нечётное. Головами кукол служат клювы птиц. I Подготовительный этап

Слайд 6

Для изготовления кукол-мужчин используют гусиные клювы ( ябто " пыя , сенгры ябто пыя ). Для куклы - женщины с косой, ( нябы пыя ), для «бабушки» и «дедушки» клюв гуся – гуменника ( теник пыя ) и лебедя ( хохорэй пыя ). Для изготовления кукол-детей – клювы утки-морянки (на " но пыя ) и казарки ( сяко пыя ). Кукле - ребеночку, лежащему в люльке, головой служит клювик куропатки ( хорка пыя ).

Слайд 7

У каждой куклы есть комплект летней и зимней одежды, копирующей настоящую мужскую и женскую ненецкую одежду. малицы кукол не имеют маличных рубах , а меховые паницы кукол-женщин украшаются чаще всего одной белой полоской меха . Куклам шьют шапки , иногда обувь . Куклы-мужчины обязательно имеют пояса.

Слайд 8

В последнее время одежду кукол стали орнаментировать, украшать сукном. Все куклы и кукольные принадлежности делают сами дети. Помимо кукол, изображавших взрослых людей, девочки умели делать колыбельки с куколкой – ребёнком в ней. Дугу для полога изготавливали из грудной косточки птицы.

Слайд 9

сукно атлас кожа II . Исследовательский этап

Слайд 10

Сравнительная характеристика Наименование тканей трудоёмкость в изготовлении осыпаемость прочность гладкость мягкость Сукно - - + + + Атлас + + - + + Кожа + - + + + Да +, нет -

Слайд 11

III . Технологический этап Материалы и инструменты Количество Цена, руб. Затраты, руб. Сукно или драп 15×20см 1м,50см × 650 руб 130 Нитки разноцветные 2 шт. 10 руб. 20 Бисер разноцветный 10 гр., 2 пачки 30 руб. 60 Бусы 10 гр., 1 пачка 30 руб. 60 Итого: 270 руб . Экономические расчёты

Слайд 12

Практическая работа 1.Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами 2. Правила обращения с иглами 3. Правила обращения с шилом 4. Правила при работе с ножом

Слайд 13

Технологическая последовательность выполнения куклы нухуко 1. Трафарет внутренней детали 2. Изготовление трафарета одежды куклы и рукава

Слайд 15

3.Скроить основу одежды, рукава, полоски для орнаментов и орнаменты. 4. Пришить полоски с орнаментами к основе одежды и рукавам.

Слайд 16

5. Одеть куколке одежду

Слайд 17

1. Куски сукна обматывают поверх тесьмой из шерстяных ниток. 2. Косы для куклы могут быть украшены бисером или фрагментами цепочек. 3. Прокалываем шилом дырочки для серьги. 4. Нанизываем на нитки бисер, пришиваем к голове. Технологическая последовательность выполнения ложных кос и серёжек

Слайд 18

Анкетирование «Знаешь ли ты про игрушку нухуко ?

Слайд 19

Из разных источников мы многое узнали о традиционной игрушке ненцев нухуко . Под руководством педагога научились самостоятельно изготавливать ненецкую игрушку, п риобрели умения и навыки шитья из меха, сукна, плетения из бисера. Считаем , что сделанная игрушка своими руками приносит большее удовольствие себе и окружающим людям . В ходе исследовательской работы мы поняли, что национальные традиции необходимо сохранять, развивать и передавать их будущим поколениям . Ребята должны перенимать умения и навыки при работе с национальными изделиями от своих родителей и не забывать свою культуру, традиции, обычаи. Вывод

Слайд 20

Заключение Гипотеза нашего исследования подтвердила интерес детей, проживающих в нашем городе, к традиционной ненецкой игрушке нухуко . Национальное декоративно-прикладное искусство народов Ямала будет развиваться благодаря новым идеям творческих людей и нашей заинтересованности в нем.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Ненецкие игрушки

Реферативный материал,содержащий сведения об обычаях и традициях ненцев,может быть использован в курсах"География ЯНАО",Культура народов Ямала,во внеклассных мероприятиях....

Творческий проект с элементами исследования: "Наряд ко дню рождения"

Презентация. Творческий проект с элементами исследования: "Наряд ко дню рождения"....

Ненецкая кукла Нухуко, русская кукла Московка или седьмая Я.

Национальная кукла ненцев изготавливалась и изготавливается как в прошлое, так и настоящее время из клюва водоплавающих птиц – гусей, уток – лебедей. История русской куклы ведётся ещё со времён с...

Творческий проект (иллюстрирование сборника стихов ненецкого писателя Юрия Кылевича Айваседа (Вэлла)

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ(иллюстрирование сборника стихов ненецкого писателя Юрия Кылевича Айваседа (Вэлла)...