Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед" (2017-2018 уч.год)
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Котова Татьяна Андреевна

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национально-регионального компонента содержания образования. 

Данная программа знакомит обучающихся с историей развития Урала, Свердловской области, Пригородного района, села Южаково в разные исторические эпохи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneur.deyat_._yunyy_kraeved_2017-2018.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

_____________________________________________________________________________

Утверждена                                                                                

Директор  ___________                        

И  И.С.Паньшина                

Приказ №________

«_01_» сентября 2017 г.

Согласована

Зам.  по ВР___________    

Л.В.Южакова

«31» августа 2017 г.                

Рассмотрена на заседании ШМО

___________/Н.Н.Морозова/

Протокол № _______

«31» августа 2017 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юный краевед»

Котова Татьяна Андреевна

учитель истории, обществознания, географии

I квалификационной категории

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности  историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национально-регионального компонента содержания образования.

Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011 – 2015 годы»  и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации   - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  

Цели и задачи, поставленные в данных документах в школе в рамках учебной  деятельности выполнить очень не просто. В современных условиях патриотизм идентифицируется  на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная.

Для успешного решения поставленных государством задач и была создана данная программа, в которой основной и ведущей идеей является патриотизм.

Программа внеурочной деятельности предлагает приблизить и сделать доступным прошлое нашего края через интересную  науку – краеведение. Практика показывает, что, изучая историю зарубежных стран, или историю России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест.

Данная программа знакомит обучающихся с историей развития Свердловской области, Пригородного района, села Южаково в разные исторические эпохи.

Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка; на взаимодействие педагога ДО с семьёй.

Программа внеурочной деятельности дает возможность получить навыки экскурсовода музея, узнать историю родного села и окрестных сёл и деревень.

Цель: 

познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в Свердловской области, с историей родного края.

Задачи:

  1. Овладеть системой знаний по истории Свердловской области, Пригородного района, села Южаково, способствовать развитию творческих способностей школьников, овладеть приёмами экскурсоводческой деятельности и ораторского искусства.
  2. Через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства патриотизма.
  3. Создать устойчивый  интерес к прошлому своего края, стремление к самостоятельному поиску краеведческого материала.  

Программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 12 – 15 лет.

Общее число внеурочных часов – 70, из них 35 ч (1 час в неделю)  в 7 и 35 ч (1ч в неделю) в 8 классе.

Психологическая характеристика  возраста обучающихся.

Данный возраст является определяющим для становления личности человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор.

В этот же период они  учатся принимать социальные нормы,  и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным.

Занятия в историко-краеведческом объединении «Юный краевед» разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.

Принципы обучения

Предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные принципы и методы обучения: принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе.

При подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:

  • Самоактуализации
  • Индивидуальности
  • Выбора
  • Творчества и успеха
  • Доверия и поддержки

Методы, приёмы и технологии.

Для наиболее прочного усвоения программного материала будет уместным  использование следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Проблемного изложения
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Наглядный
  • Контроля

Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и обработка материала для определенной темы).

При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии:

  • Личностно-ориентированное обучение
  • Индивидуализация обучения
  • Информационные
  • Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования)
  • Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, экскурсии).

Формы организации занятий

Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов  - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, проведение классных часов, контрольные зачеты, экскурсии.

Планируемые результаты обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по краеведению:

К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

 · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Личностными результатами изучения курса краеведения являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Малой Родины, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах:

 · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Метапредметные результаты изучения краеведения включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

 · овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

 · способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

 · умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 · расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

 · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предметные результаты изучения краеведения включают:

• определение исторических процессов, событий во времени,

• установление синхронистических связей истории Руси и своей Малой Родины;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества, судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Свердловской области во всемирно-историческом процессе;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности и сегодня, памятников культуры, событий истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия народов Урала;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в архивах школьного краеведческого музея,

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности людей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.

Предполагается, что в результате изучения краеведения в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

 1. Знание хронологии, работа с хронологией:

 · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий своего региона и всеобщей истории;

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

 · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

 · группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

 3. Работа с историческими источниками:

  · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

 · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

 4. Описание (реконструкция):

 · рассказывать (устно или письменно) о  событиях, их участниках;

 · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

 · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

 5. Анализ, объяснение:

 · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

 · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

 · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

 · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

 · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

 6. Работа с версиями, оценками:

 · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Ожидаемые результаты

В ходе усвоения программы внеурочной деятельности, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника:

  1. Знает фактический материал по истории школы, поселка, Свердловской области, выступает на классных часах, работает с отдельными  экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.
  2. Свободно владеет фактическим материалом по истории  Свердлоской области, имеет прочные навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России.
  3. Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады, статьи, исследовательские работы.
  4. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность защищать Родину.

Формы подведения итогов реализации программы

Текущий контроль

Итоговый контроль

Знания экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий, классных часов.

Участие в научно-практических конференциях школы, района.


Учебно-тематическое планирование:

Тема занятия

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Знакомство с предметом краеведения.

1

07.09

2

«Природные условия нашего края в разные исторические эпохи».

1

14.09

Заселение Урала.

3

Племена каменного и новокаменного века на Урале.

1

21.09

4

Верования древнейших жителей Урала.

1

28.09

5

Племена бронзового и железного века. Изменение в жизни уральских племен.

1

05.10

6

Наш край в эпоху Великого  переселения народов.

1

12.10

7

Наш край в 6-10 вв.

1

19.10

8

Наш край в 10-15 вв.

1

26.10

9

Первое проникновение русских на Урал.

1

09.11

10

Освоение Урала в новое и новейшее время.

1

16.11

Свердловская область на карте России

11-12

Свердловская область на карте Урала.

2

23.11

30.11

13-14

Свердловская область во время Гражданской войны

2

07.12

14.12

15-16

Свердловская область во время Великой Отечественной войны

2

21.12

28.12

17-18

История Добровольного уральского танкового корпуса

2

11.01

18.01

19-20

Свердловская область: население и хозяйство.

2

25.01

01.02

21-22

Природные богатства Свердловской области

2

15.02

22.02

23-24

Города Свердловской области: Екатеринбург

2

01.03

15.03

25-26

Города Свердловской области: Нижний Тагил

2

22.03

05.04

27

Города Свердловской области: Алапаевск

1

12.04

28

Города Свердловской области:

Реж

1

19.04

29

Города Свердловской области: Невьянск

1

26.04

30

Города Свердловской области: Кировград, Новоуральск

1

03.05

История Пригородного района

31

Особенности географического положения, природа Пригородного района

1

10.05

32

История заселения и освоения  территории Пригородного района

1

17.05

33

Путешествие по реке Чусовой

1

24.05

34

Гражданская война и НЭП в истории района

1

31.05

35

Вклад Петрокаменского района в Великую Победу

1

36

Память поколений хранят монументы…

1

37

Хозяйственная деятельность, занятия населения

1

38

Горноуральский городской округ сегодня

1

39

Природа и интересные уголки Горноуральского городского округа

1

40

Природа и интересные уголки Горноуральского городского округа

1

Летопись уральских деревень

41

История села Мурзинка

1

42

Самоцветные сказки Мурзинки

1

43

Мурзинский минералогический музей имени А.Е.Ферсмана

1

44

Две Алабашки

1

45

Деревня Сизикова и деревни Зырянки

1

46

История села Кайгородского

1

47

Деревенька Корнилова

1

48

История села Башкарка

1

49

Новая деревня и деревня Луговая

1

50

История села Южаково

1

51

Они сражались за Родину…

1

52

Они сражались за Родину…

1

53

Трудное военное детство сельчан

1

54

История совхоза «Южаковский»

1

55

История хлебопекарного дела в селе Южаково

1

56

История здравоохранения в селе Южаково

1

57

Южаковский водопад

1

58

Экскурсия по селу Южаково.

1

59

Экскурсия по селу Южаково.

1

Школа, в которой я учусь

60

История МБОУ СОШ № 2:   прошлое и   настоящее.

1

61

Защита проекта « История школы, в которой я учусь»

1

62

Защита проекта « История школы, в которой я учусь»

1

63

Мы и наши учителя

1

Живёт наш маленький музей.

64

Истории экспонатов музея.  Пополнение фондов и архивов.

1

65

Истории экспонатов музея.  Пополнение фондов и архивов.

1

66

Экскурсия по школьному краеведческому музею

1

67

Экскурсия по школьному краеведческому музею

1

История моей семьи

68-69

Исследовательская деятельность (работа с экспонатами, фондами библиотек).

2

70

Итоговое занятие.

1

Всего

70 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...