Они погибли за родину "И.Малюта"
статья по краеведению (7 класс) на тему

АННОТАЦИЯ

К докладу Спириной Елены и Кролевец Елены

 

"Иван Малюта - воин-интернационалист"

 

           Учащиеся 8 класса "А" Спирина Елена и Кролевец Елена, ответственные за проведение поисковой работы к празднованию 50-летнего юбилея школы № 90, выполняя порученное задание: рассказать о судьбах выпускников 1981 и 1982 года, нашли в списках десятиклассников, окончивших школу в 1982 году, имя Ивана Малюты, героически погибшего в 1984году в Афганистане.

          В школьном музее хранится много документов, писем, фотографий, связанных с детством, юностью и подвигом выпускника школы. Ученицы подготовили материалы, дополнили их встречами-интервью с теми, кто знал Ивана Малюту, рассказами учителей, уже не работающих в школе, которые вели переписку с молодым солдатом, использовали личный архив родителей Ивана.

          Для новых поколений учеников Афганистан - это уже история. Доклад обращен прежде всего к тем, кто родился  через два десятилетия после трагической войны, в которой принимала участие наша страна. Молодой россиянин должен знать правду об истории своей родины, героической и трагической одновременно, чтобы, когда придет его время творить историю, учитывать опыт предыдущих поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл они погибли за родину40.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                «Отечество-2011»

ОНИ ПОГИБЛИ ЗА РОДИНУ

 (Военная история России)

Евстигнеева Ольга Вячеславовна

9 «В» класс

МОУ СОШ № 90

Ростов-на-Дону

Ленина109/1 кв55

Паспорт 6004 150757

Руководитель

Емельянова Наталья Николаевна

Руководитель школьного музея Боевой Славы 248-й КОСД МОУСОШ № 90

тел.: 89188563106

г. Ростов-на-Дону

2011        

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Иван Малюта………………………………………………………….4
  3. Алексей Цыбин……………………………………………………….11
  4. Дмитрий Темнов……………………………………………………..12
  5. Заключение……………………………………………………………15
  6. Источники и литература……………………………………………..16
  7. Тезисы ……………………………………………………………..….17
  8. Приложения ………………………………………………………….18

1.Введение

28 октября в нашей МОУСОШ № 90 наконец то завершилась многолетняя поисковая работа по сбору материалов о выпускниках нашей школы, погибших в результате ведения боевых действий в горячих точках. Иван Малюта, погиб в Афганистане, Алексей Цыбин и Дмитрий Темнов погибли в Чеченской Республике. Завершилась эта работа торжественным митингом по поводу открытия новой мемориальной доски на фронтоне школы с именами ребят. Присутствовали и дорогие гости: мама Алексея Цыбина – Маргарита Николаевна, мама и тетя Дмитрия Темнова – Наталья Ивановна и Евгения Ивановна, сестра и сын Ивана Малюты – Мира Ивановна и Дмитрий Иванович, а так же участники боевых действий в Афганистане и Чеченской республике и одноклассники ребят.

Война не должна быть обычным явлением, и именно поэтому мы повесили доску в память о наших выпускниках, как напоминание нам о том, чего нельзя допускать ни в коем случае – смерти мальчишек. Войны!

        

 

2. Иван Малюта.

После Второй Мировой войны Афганистан, который был нейтральным государством, фактически находится в сфере советского влияния. Сотрудничество с Советским Союзом было очень тесным: в стране постоянно находились большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах и военных училищах. СССР было выгодно дружить с Афганистаном, так как это было пограничное государство  и было не безразлично будет ли это граница с дружественной нам страной или враждебной. Но Афганистан очень сложная по этническому составу страна. Внутри страны шла постоянная борьба за власть между отдельными племенами. В декабре 1979 года по просьбе правящей партии Афганистана Советское правительство ввело часть своих войск в Афганистан, чтобы помочь этой стране восстановить мир. Но это страшная война продлилась более 10-ти лет. В этой войне погибло много людей: погибло более 14,5тысяч советский солдат и офицеров, 247 наших земляков, погиб на этой войне и наш выпускник Иван Малюта. Сейчас об этой войне говорят всё меньше и меньше. События в Чечне, конфликт в Югославии, угроза мирового терроризма, Ирак, Ближний Восток, Ливия.  В мире так много происходит страшного, что кажется, то что случилось 20 лет назад - это уже древняя история. Может быть, для нас это и история, но в школе ещё работают учителя, которые знали Ваню, и те, которые учили его сына, где то рядом живут его бывшие одноклассники и друзья.

И мы узнали у них о Ване: каким он был в детстве, в школьные годы, как попал в Афгган, как погиб.

«Все на земле стирается. Все, кроме памяти…»- говорит писатель Иван Васильев. Послушайте наш рассказ о Ване, о его жизни, подвиге, чтобы память о нем не стерлась из наших сердец. Посмотрите на эти фотографии (нам их передали родители, учителя, армейские товарищи) это детские фото. На первой Ваня смотрит в небо, наверное он уже тогда мечтал о полете, на второй Ваня с сестренкой и мамой, на следующей его друзья из класса; любили в этой семье принимать друзей. А дальше идут семейные фото. И ряд фотографий из Афганистана. Одна из последних – Иван в форме десантника. Красивое мужественное лицо и ясные, совершенно детские глаза. Ему необыкновенно  идет эта форма. Сбылась его мечта.

Вот что рассказывает Синякова Лина Григорьевна, классный руководитель Вани: «Ваня был настоящим патриотом, он никогда не искал легких путей. И, уйдя на военную службу он сам попросился в Афганистан, хотя имел родителей инвалидов (оба родителя глухонемые) и его не должны ыли посылать на передовую, но там сбылась его мечта – стать десантником.»

В военкомате взяли его автобиографию, она такая короткая:

Родился в  1964 году 27 ноября. В школу пошел в 1972 году. Окончил школу в 1982 году. Было желание поступить в Рязанское военное училище. В 1983 году – учеба в ДОСААФ. Закончил ростовскую автошколу, награжден знаком «за отличную учебу». Работал в автобазе № 12 водителем.

2 апреля 1983 года был призван в ряды Советской армии, в Ташкентскую область г. Чирчик. Прослужил 9 месяцев. В декабре был послан в Афганистан. Младший сержант. Командир отделения. Личный адъютант командира батальона, был в специальном батальоне

Короткая биография, содержательная, как много успел сделать Ваня за это время, и как мало…

А дальше скупые строки официального извещения № 0793

Уважаемый Иван Андреевич

С прискорбием сообщаем Вам о том, что Ваш сын, младший сержант Малюта Иван Иванович, выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив стойкость и мужество, погиб 8 апреля 1984 года.

Примите искренние соболезнования и сочувствие по поводу постигшего Вас горя.

Военный комиссар подполковник Мартынов.

А вот письмо сослуживца Вани Сетежева Валерия.

Здравствуйте Галина Романовна

Примите от всех нас глубокое соболезнование по поводу гибели Вани. Он был настоящим другом, хорошим, верным товарищем. Мы почти целый год делили все поровну, все радости и печали. И вот его нет в живых. Смерть слепа в своей злобе. Вот подробности его гибели: 8 апреля, группа в которой находился Иван в составе нескольких групп, находились в засаде, ожидая душманский караван из Пакистана. Караван оказался очень большой и с сильной охраной.  Во время боя основной удар приняла на себя группа Ивана. Ваня и ребята из этой группы дали возможность уйти другим группам, а сами отвлекли на себя внимание душманов, заняв круговую оборону и ведя бой. Душманов было очень много и они хотели взять ребят живыми. Но это им не удалось. После каждой атаки на земле оставались десятки трупов душманов. Тогда они стали расстреливать позиции из гранатометов и пулеметов. Так они повторяли обстрел несколько раз, пока все не погибли. Так погиб Ваш Ваня. Ваня говорил, что если ему придется умереть, то он унесет с собой в могилу столько врагов, сколько будет видеть их перед собой, чтобы не обидно было умирать. Он до конца остался верен своему слову, военной присяге, которую мы давали Родине.г.  Чирчик Сетежев В.П. Мы видим, что для Ванидолг перед Родиной был превыше всего.

Вот что вспоминал о нем военрук школы Иванюк Иван Георгиевич: «От других мальчишек он ничем не отличался, разве только скромностью и своей неподдельной  воспитанностью. Какой то внутренний огонек Вани притягивал к нему мальчишек. Он пользовался большим авторитетом у ребят 9-10-х классов. Для того чтобы построить тир в подвале школы, я поручил его взводу расчистить проход, разобрать четыре стены толщиной в 1,5 метра. Это было очень трудно, но задача была быстро выполнена, т.к. к нему добровольно примкнули учащиеся других классов. В армии особенно ярко раскрылся его характер: сильный, волевой и  сдержанный. Он мне писал (18.03.1984 г.) « на днях подал рапорт о переводе в разведроту. Теперь жду решения этого вопроса»после боевой операции сообщил: « …а укрепрайон мы все таки раздолбали.»»

 А какие письма Ваня писал из армии! Какие они умные, серьезные. И как он отзывался о школе, где всякое было и радости и огорчения. А как хотелось ему снова посидеть за своей любимой последней партой и чтобы снова весь класс был в сборе

Письма к жене Светлане совсем другие – нежные, доверительные. Вот одно из писем со стихами, Ваня любил писать стихи:

Письмо от 23.03.1984 года.

Еще остался год и мало и немного                                                                              Еще остался год, до нашей встречи там,                                                                           Куда душа зовет и по ночам, бывает                                                                    Во сне я шел туда, к родным мне краям,                                                              Где ждет отец и мать, жена и сын – малышка,                                                        Где тишина и мир, где нет давно войны,                                                             Нет боевых тревог,                                                                                       Их видит лишь мальчишка                                                                            Во сне среди прохладной звездной тишины.                                                 Здесь по ночам, как  дома, амуры не летают.                                           Опасное занятия – летают трассера.                                                       Здесь по ночам воюют и накрывают «градом»                                                    Все то, что огрызается, а днем опять жара…                                                            Как я хочу обнять, поцеловать любимую.                                                           Как я хочу, чтобы со мной была она                                                        Хочутепла и ласки, хочу любить я милую,                                                   Остался только год! Будь проклята война!                                                   Чем выжечь ту жестокость, во мне что зародилась?                                          Не смоешь с рук всю кровь, чем воскресить друзей?                                           Об этом не забудешь. На сердце зарубилось                                                   Два года испытаний для юности моей.

Крепко – крепко тебя целую и желаю себе увидеть тебя,мояСветланушка,во сне.

Очень, очень тебя люблю и с нетерпением жду весны 85-года.Передавай привет всем. Не волнуйся за меня. Всегда твой Иван.23.03.1984 года. Джелалабад 84

Его одноклассница Татьяна Петровна вспоминает о нем: Я относилась к Ивану Малюте, да и всегда буду относиться, с уважением с Эдиком. Я не хочу, чтобы вы подумали, что Ваня был какой-то особенный, какой-то геройский. Нет, простой, обыкновенный парень. Также болтал с нами на уроках, порой не делал домашнее задание, иногда, списывал контрольные, в общем, такой же, как и все. Только где-то внутри него был заложен тот стержень, который не позволил ему струсить, отступиться и помочь совершить единственно правильный, единственно возможный поступок. Мне очень больно и горько думать о том, что я никогда не увижу больше Ванечку. Я не верю в это!!! Мне кажется, что он уехал куда-то очень далеко и когда-нибудь пусть не скоро, но он все равно вернется.

Татьяна Петрова,

Одноклассница Ивана Малюты

Его любили и ценили и дома, и в школе, и в армии. Именно ему на последнем звонке довелось нести на плече девушку с колокольчиком, возвестившем окончание школьных занятий.

В армии он сразу же приобрел множество друзей, его уважали и товарищи и командиры.

Вот послушайте выдержки из его писем домой. Они много говорят о том, каким был Ваня.

                       Письмо от 24.01.1984 года.

  …Мамочка хлопотать о том, чтобы меня перевели в союз не надо. Это и бесполезно и ненужно. Служить здесь мне больше нравиться, чем в Союзе.А волноваться за меня не надо, ведь я счастливый, у меня родных много.

Уже начинается смеркаться. В кишлаках опять начнут стрелять, как стемнеет. Днем тихо, спокойно. Но постах самообороны видны красные флажки. Как ночь так душманы начинают стрелять.

   Вот и идёт каждую ночь война. Мы нет, нет да и стараемся помогать постам. По нас стрелять боятся, знают, что это плохо кончится.

Ну вот пока и всё.

                               Письмо от 11.02.1984 года.

Привет из Афганистана. Я нахожусь почти у Пакистанской границы. Чувствую себя отлично, жаловаться не на что находимся на охране штаба знамени батальона.

…Мамочка, родная моя, ты не волнуйся за меня. Ничего со мной не случиться. Как там Димка растет, Светланка пишет, что похож на меня…  

                            Письмо от 15.02.1984 года.

Привет из солнечногоДжелалабода. Дела у меня идут нормально живой, здоровый и жаловаться не на что. Можете меня поздравить с повышением. Мне присвоили звание младшего сержанта. Буду пока командиром отделения…

                            Письмо от 25.02.1984 года.

…Служебные дела у меня идут по восходящей. На днях наш комбат забирает меня к себе телохранителем. Будем жить вместе с ним. Свободного времени .появится ещё больше, а значит спорту буду уделять больше времени.         Писем долго не было.

                                Дома уже стали волноваться.

                          И вдруг 03.03.1984 года пришло письмо.

…Извините за долгое молчание. Все не было времени писать письма. Целый день на облетах, ищем крупный караван с оружием. Из вертолета вечером выходим и только до койки хватает сил дойти. Так что днем летаем, а ночью спим беспробудным сном. Сегодня день отдыха, летают другие, а я сел письмо писать.

…P.S.Сегодня ровно год, как я в армии.

И вот последнее письмо, оно написано,7 апреля 1984 года

…Дела у меня идут отлично. Я уже писал, что у меня друг Эльдар. Он отличный парень. Да ведь ты знаешь друзья у меня всегда отличные. Но по дому скучаю. Если когда-нибудь придётся долго побывать за пределами Родены, ты поймёшь, что это значит. Как бы ни было, но Родина всегда дороже. Ещё остался годик потерпеть и на родину. А 8 апреля Ваня погиб.  

Вы увидели лишь отрывки из его писем родным, учителям,  

Друзья и все они говорят о Ване как о добром сыне, отец, друге, как о                              чутком отзывчивом человеке, принимавшем чужую боль как свою.                             Он никогда не жаловался на трудности и всегда писать, что у него всё в порядке, что так приказала Родина, потому, что был убеждён что присутствие советских войск в Афганистане помогает восстанавливать мир на этой земле.  Послушайте строки из рассказа ученицы 10-го класса Красовой Ольги                 «В девятнадцать лет шагнул в бессмертие».                                                                                  

         Интересно, что испытывает человек, собирающийся в Афганистан?                      Ведь он отлично знает, что там идёт необъявлённая война, стреляют из                       автоматов и крупнокалиберных пулемётов. И, как это бывает, на войне,              Девятнадцать лет-срок обычной жизни не малый. Но жизнь длиною всегда                в девятнадцать лет-трагически мала.                                                                                          Что остаётся после такой жизни? Память! А если жива память, то человек,                проживший даже всегда девятнадцать лет бессмертен.

Таким стал для нас Иван Малюта. Отслужив на Родине 9 месяцев, он был послан в знойный Афганистан. О чем думал он, когда ехал на эту многострадальную землю, истекающую кровью, обстреливаемую со всех сторон душманами? Неужели ему не было страшно? Но люди говорят, что только глупец не боится смерти. Наверное Ваня думал о том, чтобы помочь, защитить эту дружественную тогда нам страну. Или даже не страну, а детей ставших сиротами, матерей, стариков потерявших последний кров над головой. Желание видеть небо голубым, а не затуманенным дымом от взрывов снарядов, реки ранее прозрачные, а не мутные от крови, видеть счастливые улыбки на лицах детей, а не горькие слезы. Война всегда отнимает лучших сыновей. У всех, кто говорит о Ване, теплая улыбка и слезы на глазах. Жил светло, служил честно, погиб как герой. Хоронила Ваню вся школа. Весь его последний путь был усыпан алыми тюльпанами. Учащиеся школы тогда же весной, в память Вани высадили 19 тополей и алых роз по числу прожитых лет. 27 ноября и 8 апреля в день рождения и день гибели в школе проводятся линейки  и у мемориальной доски учащиеся школы возлагают цветы.

3. Алексей Цыбин.

Чеченская война. Это словосочетание стало тривиальным. Но оно вошло в обиход не сразу. Сначала должны были пролиться реки крови и слез смоленских, сибирских, уральских, ростовских ребят, побывавших в этом аду. Не вернулись с этой войны и учащиеся нашей школы :Цыбин Алексей и Темнов Дмитрий. На  совете школьного музея было решено создать экспозицию в память об учащихся школы, не вернувшихся из Чечни.

Поисковая группа собрала материал о погибших ребятах. Мы побывали в их семьях.

Алексей Цыбин учился в МОУСОШ № 90 с первого по девятый класс. Окончив девять классов в 1991 году, Алексей поступил в профтехучилище, уж очень хотелось получить профессию автослесаря, он мечтал о своей машине. 19 декабря 1993 года его призывают в армию, 15 января 1994 года в Новороссийске принимает присягу. Регулярно идут письма домой: служба идет нормально. В августе 1994 года его отправляют в Волгоградскую область, в воинскую часть № 42746 для прохождения дальнейшей службы. Последнее письмо из части родители получили в конце ноября 1994 г. А 10 декабря 1994 года, фактически через две недели, вся страна узнала: правительство ввело войска в Чеченскую республику.

Писем не было. Родители догадались, что их сын там… ждали весточки, но не дождались…

Родные не сразу узнали, что Алексей погиб. Тогда по телевидению показывали списки погибших.

Мать жадно всматривалась в телевизионные строки. И, однажды, увидела фамилию и  имя сына. На мгновение застыло сердце – отчество было другое.

«Это не он!- повторяла онав-Это не он!»

А писем все нет и нет… Отчим звонил повсюду, по всем телефонам, которые объявлялись по телевизору и в газетах. Ответ был один: среди погибших вашего сына нет.

Еще теплилась слабенькая надежда… Где Алеша? Что с ним?

Мама Алексея Маргарита Павловна и отчим Сергей Владимирович  работают на вертолетном заводе, им стали помогать полпреды завода, в розысках принял участие и бывший директор завода Нагибин М.В.

И только через два месяца отчима вызвали в ростовский госпиталь на опознание тела. Мать поняла, что навсегда потеряла сына. «Наш сын Алеша, - говорит Маргарита Павловна – рос добрым, общительным человеком. В своем классе был душой коллектива, организатором всех мероприятий готовился к службе в армии, к трудностям жизни, вот только дорога жизни оказалась очень короткой, всего 19 лет и 35 дней».

4. Дмитрий Темнов.

Мама Димы Темнова, Наталья Ивановна, говорить не могла, она плакала. Рассказывала о Диме его тетя, Евгения Ивановна: «Родился Дима в Железногорске, Курской области в 1973 году. В 1980 году семья переехала в Ростов-на-Дону, здесь он пошел в первый класс школы № 61, затем училлся в Аксае. В 1988 году окончил 8 классов школы № 90 и поступил в Новочеркасскийгеологоразведческий техникум. И где бы он не учился, большое внимание уделял занятию спортом: в Аксае занимался велоспортом, в техникуме серьезно занимался у-шу. В детстве Дима был невысокого роста и ему хотелось быть сильным, ловким, смелым, поэтому он любил уроки физкультуры и занимался различными видами спорта. Он всего добивался сам. Дима очень хотел служить в армии. В 1991 году он был призван в армию, служил на Байконуре. В 1993 году демобилизовался. Но работать по специальности геологоразведчика он не хотел. Его тянуло в ОМОН и в этом  же году мечта сбылась, он, вместе с другом, ростовчанином Андреем был принят в ОМОН. Работал на транспорте, работу свою любил. Много и упорно тренировался. Тренировки были сложными: это и борьба по спасению заложника на теплоходе, в автобусах, на железной дороге, в высотных домах. Омоновцев учили выявлять террористов на транспорте. Он стал сильным, возмужал, женился и вскоре родился сын, которого в честь деда назвали Алешкой. Омоновцев часто посылали в командировки в Чечню. Первая командировка была в январе 1996 года. Тогда они охраняли железнодорожные объекты, от террористов. В марте 1996 года была вторая командировка в Чечню. Мы все очень ждали его возвращения ко дню рождения, которое должны были отмечать 4 мая, но Дима домой не вернулся.он погиб, выполняя боевое задание.» «А дело было так-рассказывает друг Дмитрия Андрей,- , который был вместе с ним на задании-23 апреля в 23 часа поисково-диверсионная группа, в  состав которой был и сержант Темнов. Выдвинулся в сторону железнодорожной станции для проведения операции по обнаружению боевиков обстрелявших заставу. Дмитрий шел впереди поисково – дозорной группы, всматриваясь в темноту ночи. Вдруг загремели выстрелы и идущий впереди Дмитрий принял огонь на себя.  Он был тяжело ранен. Он закрыл собою своих товарищей. Ему сразу же оказали первую помощь,потом от станции Ищенская доставили в военный госпиталь в Моздок. Во время операциисердце дважды останавливалось, второй раз навсегда… ».

Подвиг сержанта Темнова  отмечен правительственной наградой- Указом Президента Российской Федерации за № 1577 от 18 ноября 1996 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания сержант милиции Темнов Дмитрий Леонидович награжден Орденом Мужества. Посмертно.

5. Заключение.

Есть слова прекрасные и мужественные: долг, честь, но если прибавить к этим словам слово война, то для многих они становятся роковыми. Живя мирной жизнью, мы не отдаем себе отчета, что это наше спокойствие кому то достается очень дорогой ценой, порой ценой жизни.

Три мальчика из нашей школы.

А сколько таких школ в России?может этот жребий выпал им случайно, но они стали защитниками Отечества и на этом посту не уронили чести, выполнили свой долг. Через это проходят, в ощем почти все мужчины, но там где были они, была ВОЙНА. В нашем школьном музее соседствуют стенды посвященные подвигу солдат в Великую Отечественную войну и вот теперь Афганистан, Чечня… Нам бы очень хотелось, чтобы эта печальная экспозиция не пополнялась. Пусть об этом позаботятся взрослые

Мы же будем бережно хранить память о наших героях и попытаемся доказать, что их подвиг был не напрасен.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Архивы семьи Малюта И.
  2. Письма И. Малюта.
  3. Воспоминания учителей.
  4. Архив семьи Цыбина А.
  5. Архив семьи Темнова Д.

Тезисы

Автор – Евстигнеева Ольга ученица 9 «В» класса МОУСОШ № 90 Ворошиловского района, города Ростов – на – Дону.

Руководитель – Емельянова Наталья Николаевна, учитель истории и руководитель школьного музея боевой славы 248-й Краснознаменной Одесской стрелковой дивизии МОУСОШ № 90

        Гибель мальчишек, на войне всегда актуальна, потому что сейчас такого не должно происходить в наш век, в принципе.  Данная работа о выпускниках нашей школы, погибших в результате ведения боевых действий в горячих точках. Иван Малюта, погиб в Афганистане, Алексей Цыбин и Дмитрий Темнов погибли в Чеченской Республике. Погибли совершив подвиг.

        Основной целью работы, являлось желание увековечить память погибших выпускников посредством установления мемориальной доски на фасаде школы, в которой они учились. Поиск и сбор материалов для данной работы проводился поисковым отрядом «Поиск». Отряд посещал родственников ребят, встречался с одноклассниками, узнавая какими они были, о чем мечтали. По результатам работы на фасаде школы была установлена мемориальная доска и проведен  торжественный митинг со школьниками, где присутствовали ветераны, родственники, одноклассники погибших ребят, и проведен ряд уроков мужества по данным материалам. Мы  будем бережно хранить память о наших героях и попытаемся своей жизнью доказать, что их подвиг был не напрасен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Они погибли двадцатилетними

"Они погибли 20-ими". Наканунепраздника 70- ия Победы хотелось бы рассказать историю одной фотографии. Девочка увидела у бабушки  старый портрет на стене. Попросила рассказать. Мама записала, а ф...

Развёрнутый план сочинения-рассуждения по драме А.Н. Островского "Гроза" ("Почему погибла Катерина?")

Данный материал поможет десятиклассникам написать сочинение-рассуждение по  драме А.Н. Островского "Гроза"...

Конспект урока литературы "Они отдали жизнь за Родину, они погибли не зря..." (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие...")

В процессе урока раскрывается  основная  мысль  автора  о  несовместимости  понятий  «война»  и «женщина»...

Урок открытия нового знания "Почему погибла Ассирийская держава"

Урок истории по ФГОС в 5 классе по курсу "История Древнего мира" Автор учебника: А.В.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира   5 класс» в ре...

Сценарий "Они погибли защищая наш район"

Литературно-музыкальная композиция, посвящается пионерам-героям Майкопского района....