Историко-краеведческая игра «Памятники истории и культуры Пестречинского района».
методическая разработка по краеведению (10, 11 класс) по теме

Осипова Светлана Витальевна

А.С. Пушкин писал:

                       Два чувства дивно близки нам.

 В них обретает сердце пищу

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к родительским гробам.

-        Сегодня здесь собрались все, кто любит своё село, свой  район, свою республику, свою страну. Но чтобы любить – надо знать свою Родину. Знаем ли мы свой район, его прошлое: историю, культуру? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историко-краеведческая игра.

Тема: «Памятники истории и культуры Пестречинского района».

   Цели игры: 

патриотическое воспитание учащихся;

 активизация  познавательной деятельности учащихся;

содействие формированию мотивации самообразования;

 расширение исторического кругозора: приобретение, дополнение, закрепление знаний по истории, культуре, в частности, архитектуре;

 развитие активной жизненной позиции;

воспитание толерантности;

 организация интеллектуального досуга молодёжи.

   Форма проведения:  Историко-краеведческая игра.

   Учёт возрастных особенностей:

    Мероприятие разработано для учащихся старшего звена, т.к. для подготовки и выполнения заданий необходимы сформированные навыки исследовательской работы: умение работы с научной литературой, умение анализировать, сопоставлять и давать собственную, аргументированную оценку событиям, происходящим в прошлом и в настоящее время.

Участники игры -  ученики 10, 11 классов в двух командах: «Любители старины», «Краеведы».

   Наглядность, используемые современные технологии: 

         Телевизор; видеомагнитофон; компьютеры; компьютерные задания (кроссворды, тесты и др. задания);

      видеофильм «Памятники истории и культуры Пестречинского района», который используется в подготовительной работе и в качестве заставок перед игрой и между конкурсами;      

      творческие проекты от каждой команды:

       символы Пестречинского района,

       проекты охраны и возрождения памятников культуры,

       компьютерные презентации на тему «Красота, запечатленная в камне»;

       карта района на магнитной доске, фотографии памятников истории и культуры района.

 На доске эпиграф:                                           Чем лучше мы будем знать прошлое,

                                                                           тем легче, тем более глубоко и            

                                                                           радостно  поймём великое значение

                                                                           творимого  нами настоящего. 

                                                                                                                         М. Горький                                                                                                                                                                                                                                                                                  

   Игра включала подготовительный  этап.

 Его основное содержание составили: отбор  литературы, обдумывание форм проведения конкурсов, подготовка заданий с использованием компьютера, экспонатов школьного музея. Участники игры изучили рекомендуемую литературу, просмотрели видео и фото материалы, поработали с материалами районного и школьного музеев, поговорили с местными жителями о прошлом архитектурных памятников, об истории села. На основе своих исследований, готовясь к конкурсам,  учащиеся составили свои творческие проекты:

    компьютерные презентации на тему «Красота, запечатленная в камне»;

   проекты  по продлению жизни памятников нашего района;

   архитектурный символ своего района.

Для награждения победителей в разных номинациях были изготовлены на компьютере грамоты и дипломы «Лучшему знатоку своей малой Родины», «Активному гражданину своей Родины», «Лучшему историку», «Лучшему знатоку  архитектуры» и т.д.

   Содержание:

  Ведущий:        А.С. Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам.

                                            В них обретает сердце пищу:

                                           Любовь к родному пепелищу,

Любовь к родительским гробам.

  • Сегодня здесь собрались все, кто любит своё село, свой  район, свою республику, свою страну. Но чтобы любить – надо знать свою Родину. Знаем ли мы свой район, его прошлое: историю, культуру?
  • Мы рады приветствовать знатоков своего края, участников историко-краеведческой игры, команды «Любителей старины» и «Краеведов».
  • Представление жюри.  
  • По итогам каждого этапа игры выявится лидер в группе, его ждёт грамота, победителей – дипломы, подарки.

Конкурс №1 «Символ моего района».

  - Многое нам могут поведать об истории народа архитектурные сооружения. Жизнь их более продолжительна, чем остальных исторических источников. Но они имеют ещё и другую роль, являясь воплощением представления о духовной красоте, как памятники культуры. Недаром символами городов являются архитектурные памятники. Символы Казани – Спасская башня Кремля, башня Сююмбике. А какой символ своего района выбрали  вы, ребята?

  Участники игры представляют свои символы, обосновывая свой проект (8 баллов).

Конкурс №2 «Архитектурный».

   А) «Компьютер спрашивает».

По три  участника из каждой команды работают с компьютером, выполняя задания: кроссворд, тест, обозначение элементов архитектурного сооружения (2, 3, 5 баллов).

/ см.  диск: конкурс №2 а (кроссворд, тест; задания 1,2)/

  Б) «Экскурсовод».

 Остальные участники команды дают характеристику памятнику истории и культуры по изображению (проекция на экран фото или видеоизображения/ см.  диск: конкурс №2 б /), пользуясь  следующей  схемой:

  1. Вид памятника (архитектурное сооружение,  монумент,  мемориал и т.д.).
  2. Тип архитектурного сооружения (жилая, культовая, гражданская и т.д.).
  3. Стиль архитектуры (барокко, классицизм, эклетика и т.д.).
  4. История возникновения (время, имена, события и т.д.).
  5. Состояние (как сохранился на сегодняшний день).  

(Задание оценивается в 5 баллов.)

Конкурс №3 «Творческий».

Защита участниками игры компьютерных презентаций на тему «Красота, запечатленная в камне», где были представлены особо понравившиеся памятники архитектуры и освещены проблемы, связанные с их прошлым, настоящим и будущим (10 баллов).

Конкурс №4 «Исторический».

 А) «Исторический калейдоскоп» 

Командам поочерёдно задаются вопросы, связанные с историей края (за каждый правильный ответ – 1 балл).    

  • Казанскому университету  исполняется 200 лет.  Каким образом его история связана с памятниками нашего района?
  •  На какие средства возводились храмы? Какой храм построен на  средства собранные народом?
  • В каком году была построена самая старая мечеть на территории района?
  • Почему Кулаевская церковь, построенная в центре села, оказалась на его окраине?
  • Какой памятник культуры сохранился лишь в описании историка?
  •  Чтобы колокольный звон был слышен далеко в окрест, колокольни строились выше храмов. Где это правило нарушено и почему?
  •  Какой исторический памятник нашего района имеет самый большой возраст?
  •  Какие исторические личности связаны с историей нашего района? Каким образом?
  •  Из каких деревень родом были Герои Советского Союза – наши земляки?
  •  В истории какого памятника культуры переплелись две религии: ислам и  православие?
  • Рядом с какими памятниками сохранились по народному преданию целительные источники?
  •  Каких меценатов наших земляков вы знаете?
  •  О ком идёт речь?  И как судьба этого человека связана с историческими событиями края? «Он был яркой личностью. Принимал участие в революционных событиях».  
  •  История какого памятника культуры связана с женским именем?
  •  Какие храмы в районе со временем разрушаются, а какие, в последнее      время  -  восстанавливаются?

 

Б) «Музейный экспонат».

Каждой команде вручается экспонат из школьного музея и предлагается охарактеризовать его и подумать над тем, как он связан с темой сегодняшней игры (2 балла)

Вниманию команд предлагается открытка с рождественскими поздравлениями первой учительнице села Сугановой Е.А. от помещика Молоткова О.Я.- владельца дома, построенного в селе  Кулаево в 1890 г.,

архивные сведения за 1885г. о Кулаевском кургане, пачка чая (чайные плантации в Китае имел владелец дома в селе Кулаево).

Конкурс №5 «Гражданский».

  • Д.С. Лихачёв сказал: «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого». 

И участники игры предлагают вашему вниманию совсем не игровые, а вполне реальные проекты по продлению жизни исторических памятников нашего района.  (10 баллов)

 / лучший проект см. в приложении /

В завершении игры жюри подводит итоги, а для участников игры и зрителей звучит песня «Любимый край» в исполнении ученицы школы. Награждения грамотами, дипломами, подарками.

 

 Предполагаемые результаты: 

  Участники игры в результате исследовательской краеведческой работы искренне и более глубоко заинтересовались вопросами архитектуры, краеведения. Практика свидетельствует, что в результате подготовительной работы к мероприятию и в ходе самой игры  ребята более эффективно приобщаются к историко-культурному наследию родного края, стимулируется их творческая активность, гражданский патриотизм. Повышается историческая и культурная образованность учащихся, развивается их нравственная культура. Ребята заново открывают для себя окружающий мир, красоту и богатство родного края, историю и культуру своей Родины.

 Используемая литература и материалы:

1.   Материалы районного и школьного музеев.                                                              

2. Материалы авторской  разработки  учителя истории Осиповой С.В. «Памятники истории и культуры Пестречинского района»:

          текст – описание  памятников истории и культуры Пестречинского района, с  фотографиями, схемами, картой района;

         видеофильм  по данной теме;

         задания  для самопроверки.

3. Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. (Административные районы), т.1. - Казань: Издательство «Мастер Лайн», 1999.

4. Сорокин Н. Старая церковь в селе Богородском Казанского уезда.  Типография Императорского Университета, 1889.

 5. Татарстан в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).  / Под ред. А.А. Иванова. Казань: Издательство «Книга Памяти», 2000.

6. Халитов Н.Х. Памятники архитектуры Казани 18 – начала 19 в. – М., Стройиздат, 1989.

7. Червонная С.М. Искусство Татарии. – М., Издательство «Искусство», 1987.                    

К конкурсу № 2 Б.

Схема  характеристики

 памятника  истории  и  культуры. 

1.  Вид памятника (архитектурное сооружение,  монумент,  мемориал и т.д.).

  1. Тип архитектурного сооружения (жилая, культовая, гражданская и т.д.).
  2. Стиль архитектуры (барокко, классицизм, эклетика и т.д.).
  3. История возникновения (время, имена, события и т.д.).
  4. Состояние (как сохранился на сегодняшний день).

Перечень памятников истории и культуры

 Пестречинского района.

  1. Здание районного музея, село Пестрецы,  1914 г.
  2. Церковь Происхождения Честных древ Креста Господня, село Кулаево, 1763 г.
  3. Дом помещика Осипа Яковлевича Молоткова, 1890 г.
  4. Покровская церковь, село Тогашево, 1787 г.
  5. Усадьба В.Д. Желтухина, село Тогашево, конец 18 века.
  6. Успенская церковь, село Богородское, 1883-1888 гг.
  7. Мемориальная доска в память об аресте Мулланура Вахитова, село Богородское, 1989 г.
  8. Троицкая церковь, село Верхние  Девлизери, 1904-1905 гг.
  9. Мечеть, деревня Шали, 1989 г.
  10.  Казанско – Богородицкая церковь, село Черемышево, 1741 г.
  11.  Смоленско - Богородицкая церковь, село Аркатово, 1746 г.
  12.  Вознесенская церковь, село Елагино, 1760 г.
  13.  Памятник  Герою Советского Союза В.И. Осипову, гипсовый бюст, 1967 г.
  14.  Памятник Герою  Советского Союза П.М. Гаврилову, бронзовый бюст, 1981г.
  15.  Церковь Усекновения Главы  Иоанна Предтечи, село Селенгуши, 1763 г.
  16.  Преображенская церковь, не существующее ныне село Русская Серда, 1882-1910 гг.
  17.  Благовещенская церковь, село Казыли, 1741 г.
  18.  Надгробие, село Янцевары, 15-16 века.
  19.  Надгробная плита, деревня Таутермень, 14 век.
  20.  Обломок надгробия, деревня Кибячи, 16 век.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В уездном городе. Памятники истории и культуры дореволюционного Челябинска.

Презентация разработана для урока краеведения Челябинской области. Совершаем путешествие по историческому центру Челябинска....

Памятники истории и культуры Южного Урала.

В презентации дана классификация памятников,приведена  иллюстрация примерами. Используется в начале курса 7 класса "Краеведение Челябинской области"....

Аттестационная работа « Применение элементов ТРИЗ на районных краеведческих играх по истории и культуре Санкт-Петербурга для средней школы».

 В своей работе я предлагаю рассмотреть некоторые виды заданий с элементами ТРИЗ в разных по темам и содержанию краеведческих играх для средней школы....

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ТАМБОВСКОГО РАЙОНА.

Урок - путешествие по Тамбовскому району Тамбовской области. Знакоство с природными объектами и памятниками истории и культуры....

Презентация историко-краеведческого музея "Живая нить истории"

В презентации раскрываются основные фнкции музея-коммуникация - процесс общения, сбор и передача информации, воспитание живущих, образование в своей совокупности живой нити истории...

Ленинградское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1966-70 - х годах

Ленинградское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1966-70 - х годах...

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»...